География мировой науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 20:13, дипломная работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является исследование пространственных особенностей, факторов и закономерностей развития и функционирования российской науки. Исходя из поставленной цели, в диссертации решались следующие задачи:
- обобщение и уточнение теоретико-методологических подходов к исследованию науки как геокультурного феномена;
- выявление взаимозависимости геодинамики отечественной науки и развития геоэтнокультурной системы России;

Содержание

Введение
I. Наука – производительная сила современного общества.
1. Общая характеристика науки как отрасли человеческой деятельности.
2. История развития науки в человеческой цивилизации.
3. Наука как движущая сила НТР.
II. Территориальные формы организации науки, их эволюция.
2.1 Исторические особенности эволюции территориальных форм организации науки в мире.
2.2 Характеристика территориальных форм организации науки.
2.2.2 Наиболее известные университеты мира и их география.
2.2.2 Инкубаторы и технологические парки.
2.2.2 Технополисы. Регионы, науки и технологии.
III. Экономико-географические особенности развития науки в современном мире.
3.1. Наука в странах разного уровня социально-экономического развития.
3.2. Экономико-географическая характеристика отдельных наиболее известных научных центров мира.
IV. География науки России.
4.1. «Геонаучная» политика СССР.
4.2. Постсоветское научное пространство.
4.3. Российские наукограды.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Копия Дипломная работа.doc

— 870.50 Кб (Скачать)

3.2. Экономико-географическая характеристика известных научных центров мира. 

    Научные ресурсы мировой экономики сосредоточены  в небольшом числе стран. На долю США приходится около половины всех выделяемых на НИОКР финансовых ресурсов. Среди остальных центров следует отметить находящиеся в Западной Европе, Японии и России.

    Малые развитые страны (Швеция, Швейцария, Нидерланды и др.) входят в число лидеров  лишь на отдельных, сравнительно узких  направлениях научно-технического прогресса, при этом нередко в кооперации с фирмами других стран. Некоторые новые развитые страны (Южная Корея) и ключевые развивающиеся страны (Индия) прорываются на отдельных направлениях в число лидирующих.

    Научно-технический  потенциал США

    Соединенные Штаты Америки обладают крупнейшим в мире научно-техническим потенциалом. Выделяемые в них ежегодно ассигнования на НИОКР превышают аналогичные  расходы остальных ведущих в  научно-техническом отношении стран, вместе взятых. В начале 90-х гг. общая численность занятых в науке и научном обслуживании в США приблизилась к 7 млн. человек, в том числе научных работников — к 1 млн. человек (в пересчете на полный рабочий день).

    В сочетании с высоким уровнем  квалификации ученых и технического оснащения научных центров это обеспечивает ведущую роль США в мировой науке.

    Фундаментальные исследования как часть НИОКР  на 60% сосредоточены в высших учебных  заведениях, которых в общей сложности  насчитывается примерно 3 тыс. Особую роль среди вузов США играют 156 университетов; в большинстве своем они обладают современной технической базой и высококвалифицированными кадрами. В свою очередь, среди них выделяются 20 ведущих университетов с наибольшим объемом научных исследований (Массачусетский технологический институт, Стэндфордский, Гарвардский, Принстонский университеты и др.).

    В отличие от фундаментальных прикладные исследования (опытно-конструкторские  работы как часть НИОКР) осуществляются в основном в промышленности. Опытно-конструкторские  работы выполняются преимущественно частными фирмами в специальных исследовательских институтах и лабораториях.

     Основной формой участия государства  в НИОКР является контракт, заключаемый  на конкурсной основе либо с университетами и их исследовательскими центрами, либо с фирмами. Большое значение имеет быстро развивающийся инновационный бизнес, который соединяет науку и предпринимательство. Его центрами становятся территориальные научно-производственные комплексы (технопарки, технополисы). В технополисах осуществляются разработка принципиально новых изделий и технологий, материалов и товаров, а также экспериментальное, мелкосерийное производство наукоемкой продукции. В 1997 г. в США насчитывалось 105 технополисов.

    Соединенные Штаты Америки лидируют в мире по таким направлениям научно-технического прогресса, как выпуск суперкомпьютеров военного и производственного назначения и их программное обеспечение, производство авиационной и космической техники, лазеров и биотехнологии. Сюда входит и разработка новых технологий по охране окружающей среды.

    Они остаются крупнейшим в мире производителем наукоемкой продукции: их доля в мировом производстве этой продукции составляла в середине 90-х гг. около 40%.

    Научно-технический  потенциал Западной Европы.

    Западная  Европа — один из главных в мире центров науки. Общая численность научных работников в ней превышает 700 тыс. человек, к которым следует добавить исследователей в странах Центральной и Восточной Европы — 300 тыс. человек. Ведущие страны региона расходуют на научно-технические исследования свыше 2% ВВП (кроме Италии).

    В 1997 г. в Германии насчитывалось 62 технополиса, в Великобритании — 40, во Франции  — 30.

    В течение длительного времени  Западная Европа заметно отставал от США и Японии, прежде всего по исследованиям в сфере высоких  технологий. Это отставание, хотя и сократилось, все же сохраняется и в настоящее время. Расходы на НИОКР в расчете на душу населения в Западной Европе в целом ниже, чем в США и Японии. В этом регионе мира не столь широко используется передовая технология (например, меньше применяется компьютерная техника). Отличительной чертой научно-технического потенциала Западной Европы является сравнительно небольшое количество военных и космических исследований по сравнению с США.

    Научно-технический  потенциал стран Западной Европы в значительной степени ориентирован на фундаментальные исследования. Страны региона занимают передовые рубежи в строительстве АЭС, производстве фармацевтических препаратов, технике связи, ряде отраслей транспортного машиностроения. В то же время Западная Европа отстает в таких областях, как производство интегральных схем и полупроводников, изготовление микропроцессоров, биоматериалов.

    Научно-технический  потенциал Японии.

    До  начала 80-х гг. Япония заметно отставала  от США и отчасти Западной Европы по научно-техническому потенциалу, особенно в области фундаментальных исследований. Но затем, исчерпав экстенсивные факторы развития экономики, Япония перешла к опережающему росту наукоемких отраслей. С этой целью государство и частные компании сосредоточили усилия на развитии собственных исследований вместо преимущественного использования зарубежных научно-технических достижений, как это было в 50-60-е гг. Расходы Японии на НИОКР возросли с 2,1% ВВП в 1975. г. до 3,1% в 1985 г. и 3,0% в 1996 г. ц" Приоритетными отраслями японской экономики стали такие наукоемкие производства, как выпуск промышленных роботов, медицинской электроники, информационных систем, интегральных схем, новых металлов и керамики, оптических волокон, биотехнологии. Япония занимает ведущие позиции по экспорту микроэлектронных компонентов и электронной потребительской техники.

    Но, несмотря на успехи японских фирм в  развитии наукоемких производств, все  еще сохраняется значительная зависимость  от американской технологии.

    Научно-технические  связи в мире.

    Высокие темпы научно-технического прогресса  во второй половине XX в. привели к  расширению технологического обмена.

    Международный технологический обмен может  осуществляться:1) на некоммерческой основе (научно-технические публикации-конференции  и симпозиумы, миграция ученых и специалистов) этот обмен распространяется главным образом на фундаментальные НИОКР; 2) на коммерческой основе (передача на условия; лицензионных соглашений прав пользования изобретениями — патентов, лицензий, ноу-хау, т.е. секретов производства и технологического опыта и т.д.).

    Передача  технологии осуществляется двум главным  группам покупателей: зарубежным филиалам (дочерним фирмам ТНК) и независимым  фирмам. Новые технологии предоставляются  преимущественно ТНК своим филиалам или дочерним фирмам. Независимым фирмам чаще всего продают технологии отраслей, не относящихся к числу наукоемких (металлургия, металлообработка, текстильная промышленность и др.).

    Крупнейшим  в мире экспортером технологии являются США. Положительное сальдо в торговле лицензиями имеют Великобритания и Швейцария. Япония, которая в 50—80-х гг. была одним из крупнейших в мире потребителей научно-технических достижений, и в настоящее время все еще больше платит за иностранную технологию, чем получает за экспорт своей, но этот разрыв уменьшается. Такие страны, как Аргентина, Бразилия, Мексика, Индия, Турция, целенаправленно осуществляют закупку иностранных технологий, а экспортируют в небольшом объеме лицензии в основном в соседние государства. Россия также импортирует технологии в гораздо большем объеме, чем экспортирует.

    Научно-технические  связи тесно переплетены с  торговлей наукоемкой продукцией. Поэтому  о масштабах и географии этих связей можно судить, исходя из положения  той или иной страны на рынке высоких  технологий и тем более — наукоемкой продукции в целом.

    Весь  мировой рынок высокотехнологичной  продукции условно делится на 50 макротехнологий. США контролируют мировой рынок по 22 макротехнологиям, Германия — по 11, Япония — по 7.

    Общий объем продаж наукоемкой продукции на международном рынке составляет 2,3 трлн долл. Из этого объема на долю США приходится 39%, Японии — 30, Германии — 16, России — менее 1% (низкая доля нашей страны во многом объясняется преобладанием в недалеком прошлом военных НИОКР и слабым развитием коммерческой деятельности в научной сфере). 
 
 

  1. ГЕОГРАФИЯ НАУКИ РОССИИ.

    4.1.   «Геонаучная» политика СССР. 

    4.2.    Постсоветское научное  пространство.

    Изучение  постсоветского пространства – относительно новая область в силу недавнего  возникновения самого пространства, хотя территориально оно совпадает с пространством советским, о чем читателю напоминает уже дизайн обложки: нависший над географической картой постсоветского пространства советский серп и молот (дизайнер И. Н. Граве). В смысле геополитическом постсоветское пространство отличается от советского тем, что на нем расположены независимые государства, образовавшиеся в результате дезинтеграции Союза социалистических республик. В научном обиходе о постсоветском пространстве сложилось представление как о ближнем зарубежье, в котором двенадцать бывших советских республик, став независимыми государствами, объединились в одно целое, называемое обычно Содружеством Независимых Государств, к которому с самого начала не примкнули страны Балтии и которое в августе 2009 г. покинула Грузия.

    Проблемами  постсоветских независимых стран  в Российской федерации занимается целый ряд экспертных групп, академических  и университетских центров. К  их числу принадлежит и крупнейший учебно-научный центр по изучению постсоветского зарубежья (ставший в 2007 г. кафедрой) Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), созданного в 1991 г. на базе Московского государственного историко-архивного института. Автор рецензируемой монографии – член-корреспондент Российской академии наук, доктор исторических наук Е. И. Пивовар, с 2006 г. избранный (не назначенный!) ректор РГГУ, многие годы руководил этим центром, где уже получили образование несколько поколений специалистов по истории, внешней и внутренней политике, управлению, экономике, праву и культуре стран СНГ и Балтии.

    Исторический  очерк Е. И. Пивовара об интеграции на постсоветском пространстве адресован  настоящим, а также готовящимся  специалистам в этой области. Он и  спланирован как пособие-введение в теоретическую область знаний: автор дает четкие и краткие дефиниции, устанавливающие значение вводимых понятий; все главы в его книге имеют вполне обозримый размер и четкую последовательность; он помещает в приложении все анализируемые в монографии документы организаций постсоветского пространства; предлагает обширную (298 единиц) библиографию. Жаль, правда, что в книге нет предметного указателя, этого незаменимого помощника исследователей и студентов. Скорее всего, такой указатель должен появиться в следующем, расширенном и дополненном издании.

    В первой главе автор определяет понятие  интеграции и дает общую характеристику интеграционных и дезинтеграционных  процессов. Он говорит о необходимости  акцентировать внимание на типах  и видах экономической интеграции; рассматривает географический, экономический, этнический, экологический, политический и оборонный факторы интеграционных процессов. Кроме того, он напоминает, что базовые причины более или менее добровольной интеграции, лежавшие в основе складывания Российской империи или СССР (наличие общих границ и экономических интересов, родственность идеологии, религии, культуры, близкая или общая национальная принадлежность, наличие внешней военной угрозы, понуждение к интеграции и т. п.), остаются релевантными для процессов интеграции/дезинтеграции и на постсоветском пространстве.

    В следующих четырех главах Е. И. Пивовар  рассматривает три сферы интеграционных объединений – политическую, социально-экономическую  и культурную, неизменно подчеркивая, что Россия должна оставаться ядром всех сфер интеграции. Механизм политической интеграции он определяет как совокупность рычагов, политико-правовых инструментов и методов, посредством которых на постсоветском пространстве реализуется процесс политического сближения. У этого механизма много составляющих. Главными из них Е. И. Пивовар считает: межэлитные коммуникации; работу с элитой, направленную на увеличение числа сторонников интеграции среди тех, кто имеет непосредственное отношение к процессу принятия стратегических решений; политизацию процесса принятия решений, создание политических проинтеграционных объединений и их позитивного образа; а также институционализацию, т. е. создание таких структур и организаций наднационального и национального уровней, которые обеспечивают управление интеграционным объединением.

    Для подробного анализа автор отбирает три политические интеграции: межгосударственное объединение Содружество независимых  государств (СНГ), созданное в декабре 1991 г.; добровольное объединение двух республик Союзное государство России и Беларуси (СРБ), созданное в апреле 1997 г.; военно-политический союз государств Содружества Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ), заключенный в мае 1992 г. и автоматически продлеваемый каждые пять лет. Е. И. Пивовар видит общее положительное начало этих интеграций в том, что их ядром является Россия. Он перечисляет предпосылки создания и демонстрирует процесс формирования и развития этих объединений, рассматривает структуру их органов, уставы, военно-техническое сотрудничество и дает характеристику интеграционных процессов в рамках каждого из них, отмечая и те трудности, преодоление которых сложно прогнозировать.

Информация о работе География мировой науки