География мировой науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 20:13, дипломная работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является исследование пространственных особенностей, факторов и закономерностей развития и функционирования российской науки. Исходя из поставленной цели, в диссертации решались следующие задачи:
- обобщение и уточнение теоретико-методологических подходов к исследованию науки как геокультурного феномена;
- выявление взаимозависимости геодинамики отечественной науки и развития геоэтнокультурной системы России;

Содержание

Введение
I. Наука – производительная сила современного общества.
1. Общая характеристика науки как отрасли человеческой деятельности.
2. История развития науки в человеческой цивилизации.
3. Наука как движущая сила НТР.
II. Территориальные формы организации науки, их эволюция.
2.1 Исторические особенности эволюции территориальных форм организации науки в мире.
2.2 Характеристика территориальных форм организации науки.
2.2.2 Наиболее известные университеты мира и их география.
2.2.2 Инкубаторы и технологические парки.
2.2.2 Технополисы. Регионы, науки и технологии.
III. Экономико-географические особенности развития науки в современном мире.
3.1. Наука в странах разного уровня социально-экономического развития.
3.2. Экономико-географическая характеристика отдельных наиболее известных научных центров мира.
IV. География науки России.
4.1. «Геонаучная» политика СССР.
4.2. Постсоветское научное пространство.
4.3. Российские наукограды.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Копия Дипломная работа.doc

— 870.50 Кб (Скачать)

    Америка. Лидирующую позицию по количеству лучших высших учебных заведений мира занимают США. Более четверти (62 из 200) входящих в рейтинговый список университетов находятся в США. Более того, они заняли семь позиций в десятке лучших. Первое место в мировом рейтинге по праву принадлежит Гарварду. И это неудивительно: он притягивает наиболее талантливых студентов и ученых. В академический состав Гарварда входило 40 лауреатов Нобелевской и 44 лауреата Пулитцеровской премии. Гарвард окончили семь президентов США.

    Канада, вызывающая особый интерес у студентов  из многих стран бывшего союза, представлена шестью университетами, причем два  из них входят в пятьдесят лучших — Университет МакГилл и Университет Британской Колумбии.

    Только  одно учебное заведение Центральной  и Латинской Америки вошло  в мировой рейтинг — Национальный автономный университет в Мексике, известный самым большим в  мире числом обучающихся в его  стенах студентов. 
 
        Европа. Качество европейского образования, имеющего богатую историю развития, по-прежнему получает мировое признание.

    Великобритания  еще раз подтвердила статус мирового образовательного центра: тридцать из двухсот лучших вузов мира находятся  здесь. Оксфорд и Кембридж на равных конкурируют с университетами США.

    В числе пятидесяти "самых-самых": Лондонская школа экономики, Лондонский имперский колледж, Манчестерский  университет, Школа востоковедения и африканистики и Эдинбургский университет.

    Одно  из лучших учебных заведений в Европе находится в Швейцарии. Швейцарский федеральный технологический институт в Цюрихе, в стенах которого учился Альберт Эйнштейн, замыкает десятку лидеров ведущих университетов мира.

    Кроме того, в список вошли 17 учебных заведений  Германии и 8 — Франции. Небольшие, но богатые страны Европы — Голландия, Австрия, Бельгия, Дания и Швеция — могут по праву гордиться уровнем образования, который дают их вузы. Голландия представлена в реестре лидеров шестью университетами, Австрия — тремя, а Бельгия, Дания и Швеция имеют по два "делегата" в этом престижном перечне лучших.

    Университеты  Испании, Италии, Норвегии и Финляндии  также входят в список, хотя и  не попали в пятьдесят лучших вузов. Отсутствуют представители Греции и Португалии, а также стран Восточной Европы.

    Россия  может гордиться только одним  рекордсменом — Московским государственным  университетом им. М. В. Ломоносова. И это неплохой показатель, учитывая недостаточное финансирование вуза, трудности переходного экономического периода в стране и серьезный отток академического преподавательского состава на Запад. По данным исследования, МГУ достаточно высоко ценят в мире.

    Азия. Несмотря на лидерство Запада в мировом рейтинге высших учебных заведений, представительство Азии в списке лучших вузов впечатляет. По мнению составителей, они находятся главным образом в Японии, Китае и Сингапуре.

    В Японии, имеющей вторую по уровню развития (после США) экономику, расположено  шесть университетов-призеров. Среди  них Токийский университет, являющийся лучшим учебным заведением Азии, и Киотский университет. Большинство политических деятелей и бизнес-элиты Японии — выпускники названных вузов.

    Следом  уверенной поступью шагает Китай. Поражает скорость, с которой эта страна вливается в элиту мирового сообщества, в частности, завоевывает очки в сфере высшего образования. Три китайских университета входят в список двухсот лучших в мире. Более того, Пекинский университет удерживает 15-е место в мировой классификации, после него идет Токийский университет и занимает 2-е место среди отличившихся вузов Азии.

    Третье  место в группе азиатских университетов  и 18-е в мировом рейтинге принадлежит  представителю маленького Сингапура  — Национальному университету Сингапура.

    Неплохо обстоят дела и в таких небольших, но бурно развивающихся странах Азии, как Южная Корея, Малайзия, Гонконг и Тайвань. Индия, несмотря на быстрое развитие в сфере технологий и численность населения свыше одного миллиарда, выделяется всего одним вузом — Индийским технологическим институтом. На Ближнем Востоке высокие показатели — у двух университетов, оба из которых находятся в Израиле.

    Австралия и Новая Зеландия. Рейтинг университетов Зеленого континента тоже интересен для студентов из пост советского пространства. Занимая четвертое после США, Великобритании и Германии место по числу попавших в список высших учебных заведений, Австралия по праву может гордиться статусом одного из мировых центров образования.

    Из  четырнадцати вошедших в престижный перечень университетов шесть занимают почетные позиции среди пятидесяти лучших в мире. Ведущим университетом Австралии признан Австралийский национальный университет. В списке значатся также Университет Мельбурна, Университет Монаш, Университет Нового Южного Уэльса, Сиднейский университет и Университет Куинсленда.

    Новая Зеландия — еще одно популярное среди студентов место учебы — представлена в золотом реестре тремя университетами, лучший из которых — Университет Окланда занимает достойное место в мировом рейтинге.

    Африка. Африканский континент входит в число аутсайдеров и не имеет ни одного представителя в мировом рейтинге лучших вузов.

    Статистика  показывает, что сегодня качественное образование можно получить как  в США и Европе, так и в  Азии и Австралии. Несмотря на количественный и качественный перевес Запада, успехи азиатских стран в сфере высшего образования очевидны.

    Остается  надеяться, что в недалеком будущем  и Узбекистан будет достойно представлен  в мировом рейтинге лучших ВУЗов.

      1. Инкубаторы  и технологические парки.

    Инкубатор бизнеса – это структура, специализирующаяся на создании благоприятных условий для возникновения эффективной деятельности малых инновационных организаций, реализующих оригинальные научно-технические идеи. Инновационная организация в зависимости от ее технологического профиля покупает или арендует у инкубатора тот или иной набор инновационных услуг, куда обязательно входит аренда помещения. Инкубационный период организации-клиента длится обычно 2-3 года, реже 5 лет, по истечении этого срока инновационная организация покидает инкубатор и начинает самостоятельную деятельность.

    Свое  предназначение инкубатор бизнеса  осуществляет посредством выполнения следующих функций:

  • обеспечение систем поддержки организаций за счет оказания материальной (осязаемая) и нематериальной (неосязаемая) поддержки. Осязаемая – это предоставление на льготных условиях помещений, места в офисе, оборудования (лабораторного и офисного), опытного производства, рекламных, информационных, консультационных услуг и пр. Неосязаемая – это обеспечение доступа начинающих и неизвестных широкому кругу предпринимателей и малых организаций к интеллектуальному потенциалу университета, полезным связям с органами власти, крупными корпорациями, рекомендации и гарантии доступа к финансовым источникам;
  • достижение успешной стратегии коммерциализации рисковой технологии. Инкубатор, за счет создания тепличных условий на начальном этапе становления организации, должен подготовить эту организацию к действиям в рыночных условиях. За время пребывания организации в инкубаторе она должна стать успешной, т.е. построить свои каналы товародвижения, разместить производство, найти первых покупателей и получить первые заявки и контракты;
  • осуществление бизнес-образовательной функции в виде обучения в свободной обстановке или организации бесплатных семинаров, обеспечение условий для овладения практическими навыками бизнеса студентами и выпускниками университета. Высокотехнологичный бизнес ориентирован на квалифицированные кадры, вместе с тем он рискован и непредсказуем и требует от будущего предпринимателя особых личностных и психологических качеств.

    Перечень  потребностей (услуг), наиболее часто  востребованных отечественными малыми организациями в порядке убывания их значимости, составляет:

  • бизнес-планирование, поиск инвесторов и предоставление финансирования;
  • доступ к средствам информации и связи, информационным источникам;
  • проведение маркетинговых исследований, изучение рынка и каналов товародвижения;
  • регистрация организации, создание команды и оказание других организационных услуг;
  • оказание юридических консультаций и правовой защиты;
  • предоставление помещений офисного и производственного характера;
  • доступ к научному потенциалу;
  • предоставление социально-бытовых услуг;
  • предоставление в аренду оборудования и технологических линий.

    Инкубатор устанавливает критерии отбора для размещения в нем малых организаций, основу которых составляют:

  • технологически обоснованный продукт или услуга, под которые будет реализован в целом инновационный проект;
  • предпринимательские способности команды, претендующей на поддержку;
  • потенциал менеджмента организации – опыт и качество лидера организации;
  • наличие бизнес-плана инновационного проекта, в котором показываются условия успешной реализации проекта и возникающие проблемы;
  • потенциал роста на рынке для разрабатываемой продукции – наличие емкого и перспективного рынка;
  • создание рабочих мест в регионе – в какой степени инновационный проект позволит сохранить и создать новые места.

    Инкубаторы  бизнеса могут функционировать  и вне технопарков как самостоятельно существующие организации. В этом случае между этими инновационными структурами можно выделить ряд отличительных особенностей:

  • инкубаторы бизнеса поддерживают исключительно вновь создаваемые и находящиеся на ранней стадии развития организации;
  • инкубаторы поддерживают не только организации высоких технологий, но и малый бизнес самого широкого спектра;
  • инкубаторы не имеют земли, а, следовательно, и программ привлечения на нее филиалов и представительств крупных корпораций, сдачи в аренду участков под строительство офисов и других помещений самими клиентскими организациями;
  • политика постоянного обновления клиентов в них соблюдается жестче, чем в технопарках.

    Между инкубаторами существуют «национальные  различия». Особенности европейских  инкубаторов: широкое участие в  их организации крупных корпораций, большой уровень специализации, сильная ориентация на наукоемкий бизнес, целенаправленно поддерживают безработных. Характерные черты американских инкубаторов: программы поддержки широкого круга предпринимательства, стремление обеспечить обязательный рост малой организации и превратить ее в среднюю, а затем и в крупную организацию. Отечественные инкубаторы, как правило, создаются в составе технопарков и являются первой фазой их развития. Такой подход в целом упрощает организационный проект создания технопарка в специфических условиях отечественной экономики.

Технопарк

    Научно-технологический  парк – это самостоятельная организационная  структура, создаваемая в сфере  науки и научного обслуживания с  целью поддержки малого научно-технического предпринимательства и формирования среды для освоения производства и реализации на рынке высокотехнологичной продукции.

    Основные  задачи создания технопарков:

  • превращение знаний и изобретений в технологии;
  • превращение технологий в коммерческий продукт
  • передача технологий в промышленность через сектор малого наукоемкого предпринимательства;
  • формирование и рыночное становление наукоемких организаций;
  • поддержка организаций в сфере наукоемкого предпринимательства.

    Технопарки  позволяют сформировать ту экономическую  среду, которая обеспечивает устойчивое развитие научно-технологического и производственного предпринимательства, создание новых малых и средних организаций, разработки, производство и поставку на отечественный и зарубежный рынки конкурентоспособной наукоемкой продукции.

    Регион, способствуя созданию и развитию технопарков, получает возможность формирования и ускоренного развития научно-производственной и социальной инфраструктуры, привлечения в регионы высококвалифицированных специалистов, поддержки и развития сектора экономики и, в связи с этим, создания новых рабочих мест.

    Промышленным  организациям предоставляется возможность  в полной мере использовать потенциал  научно-технического комплекса региона  для ускорения конкурентоспособности  своей продукции, ускоренного внедрения  новых технологий, целевого отбора выпускников, прошедших школу работы в малых инновационных и рисковых организациях.

Информация о работе География мировой науки