Экономико-географическая характеристика Уральского экономического района Свердловская железная дорога

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 19:48, курсовая работа

Описание работы

Транспорт важнейшая сфера общественного производства. В системе единого народнохозяйственного комплекса страны транспорт занимает особое место. Он является одной из отраслей, формирующих инфраструктуру народного хозяйства. Транспорт служит материальной основой разделения труда в обществе и осуществляет многообразную связь между производством и потреблением, промышленностью и сельским хозяйством, добывающей и обрабатывающей промышленностью, экономическими районами. Транспорт оказывает большое влияние на развитие и размещение общественного производства и в свою очередь отражает развитие и размещение производительных сил по территории страны.

Содержание

Введение
1.Экономико-географическая характеристика Уральского экономического района РФ 2
2.Характеристика транспортной сети:
• Железнодорожный транспорт
• Речной транспорт
• Морской транспорт
• Автомобильный транспорт
• Трубопроводный транспорт
• Воздушный транспорт
3.Расчёт густоты железной сети по областям в Уральском районе и районе Свердловской железной дороги
4.Составление экономической карты и транспортной картосхемы. 3
5 Список используемой литературы 4

Работа содержит 1 файл

курсовая по регионалистике.docx

— 60.04 Кб (Скачать)

Речной  транспорт.

Велико значение водных ресурсов рек и озер Урала прежде всего как источника промышленного и бытового водоснабжения многочисленных городов. Очень много воды потребляет уральская промышленность, особенно металлургическая и химическая, поэтому, несмотря на, казалось бы, достаточное количество воды, на Урале ее не хватает. Особенно острый дефицит воды наблюдается в восточных предгорьях Среднего и Южного Урала, где водность рек, стекающих с гор, невелика.

Большая часть  рек Урала пригодна для лесосплава, но очень немногие используются для  судоходства. Частично судоходны Белая, Уфа, Вишера, Тобол, а в высокую воду — Тавда с Сосьвой и Лозьвой и Тура. Уральские реки представляют интерес в качестве источника гидроэнергии для строительства небольших ГЭС на горных реках, но используются пока мало. Реки и озера — прекрасные места отдыха.

Морской транспорт.

Морской транспорт  имеет важное значение для внутренних и внешних перевозок массовых грузов, особенно на большие расстояния, а также для обслуживания внешней торговли. Все экономические связи России с дальним зарубежьем осуществляется морем, потребность России в перевозках грузов морем оценивается примерно в 210 млн.т грузов в год. Важную роль он играет и в выполнении каботажных перевозок народнохозяйственных грузов, включая перевозки в труднодоступные районы Крайнего Севера и Дальнего Востока, где другие виды транспорта практически отсутствуют или неэффективны.

Автомобильный транспорт.

Федеральная автомобильная  дорога М5 «Урал» — автомобильная  дорога федерального значения Москва — Рязань — Пенза — Самара — Уфа — Челябинск — Екатеринбург с подъездами к городам Саранску, Ульяновску и Оренбургу [1]. Протяжённость  — 2068 километров. Дорога является частью дороги E 30 европейской сети маршрутов  и азиатского маршрута AH6. Участок  Челябинск - Екатеринбург входит в азиатский  маршрут AH7.

М5 — одна из старейших автодорог страны. Участок  от Москвы до Рязани построен (точнее, адаптирован для автомобильного движения, московско-рязанская дорога существовала и ранее) в начале 30-х  годов; в 1946-47 гг. дорога продлена до Куйбышева[2]; на всем протяжении (от Москвы до Челябинска) движение открыто в 1965 году.

Дорога в основном двухполосная, без разделительной полосы. В конце XX — начале XXI века были введены в строй новые скоростные участки: в Московской области — от моста через Москву-реку до пересечения с Малым московским кольцом в районе Бронниц и от Степанщино до Коломны, с объездом последней; в Рязанской области — участок от пересечения с объездной дорогой Рязани до деревни Каменка.

Перспективы развития транспортной системы Уральского федерального округа.

Уральский Федеральный  округ с полным основанием можно  отнести к числу таких регионов. В силу своего уникального географического  положения, он является ключевым связующим  звеном транспортной системы России, обеспечивающим сообщение восточных  и западных регионов страны, находящимся  на стыке как функционирующих, так  и перспективных международных  транспортных коридоров.

 Наряду с  этим Уральский Федеральный округ  – это регион с мощным промышленным  и ресурсно-сырьевым потенциалом,  производящим около 16% валового  внутреннего продукта и обеспечивающим  более 50% налоговых поступлений  в федеральный бюджет. Добыча  нефти здесь составляет 66 % общероссийской, газа более 95%, ванадия – 97%, бокситов – 70%, железных руд  – 25% от общероссийской. На территории округа расположены крупнейшие предприятия отечественного машиностроения, деревообрабатывающей промышленности, черной и цветной металлургии.

 Уральский  округ располагает достаточно  мощной и разветвленной транспортной  инфраструктурой. Общая протяженность  железных дорог составляет около  9000 километров, внутренних водных  путей – 11,4 тысячи километров, протяженность автомобильных дорог  общего пользования – более  40 тысяч километров. На территории  округа расположено 63 аэропорта,  в том числе, 7 – федерального  значения.

Трубопроводный  транспорт.

Высокие темпы  развития имеет трубопроводный транспорт.

           Построены и действуют нефтепроводы:

 Шаим-Тюмень;

 Усть-Балык -Омск-Павлодар-Казахстан -Чимкент-Казахстан;

 Александровское-Нижневартовск;

 Александровское-Томск-Анжеро -Судженск-Ачинск-Ангарск;

 Усть-Балык-Курган -Уфа-Альметьевск;

 Нижневартовск-Курган-Самара; Сургут-Полоцк и др.

           Из мест добычи на севере  района проведены газопроводы.  Только от одного Уренгойского газового месторождения, например, проведено на запад 6 ниток газопроводов общей длиной более 20 тыс. км и строятся (с участием Польши и ФРГ) новые трассы (Газопровод "Ямал-Европа").

     Формулы расчета густоты  ж.д.

     Dt=L/S

     Отношение длины к площади  р-она.:

     Dn=L/N

     Отношение длины путей к  тыс. человек:

     Dtn=√L*L/S*N

     Общая густота дорог:

     L-Длина

     S-Площадь

     N-Человек

 

     Пример  расчета по Брянской области:

     Dt=979/34,893=28,1

     Dn=979/1308=0,7

     Dtn=979*979/34,893*1308=5,4

 

3.Расчёт  густоты железной  сети по областям  в Уральском районе  и районе Свердловской железной дороги

Административно-территориальная  единица Территория

S тыс.,км2

Население

H тыс.чел.

Эксплуатационная 

Длина ж/д

L км

Густота железной сети
Д s

Км2

Д h

Чел/км2

Дsh
Свердловская 

Обл.

824 000 4298,03 9,9 0,012 0,002 0,04

Пермская  обл.

160,6

2708,419

4,151

0,025

0,001

0,03

Курганская  обл.

71,488

911 000

748

10,5

0,82

2,9

Оренбургская  обл.

123,7

2113,258

3 150

25,46

1,49

6,16

Архангельская об

598,913

1 185,428

1 760

2,98

1,48

2,1

Тюменская обл.

1 435,2

3 430,2

869

0,6

0,25

0,39

Челябинская обл.

88,529

3 478,62

4 934,9

55,7

1,42

8,9

Итого:

3293,43

18 124,955

8329,1

2,53

0,46

1,08

Вывод: 

Проанализировав таблицу ,можно сделать вывод  о том ,что густота железнодорожной сети обусловлена следующими факторами: площадью области(в которой находится данная сеть),населением области, а также эксплуатационной длинной железных дорог ,образующих данную сеть. Так же, немаловажно подчеркнуть то, что густоту железной сети можно представить с помощью относительных показателей, которые в свою очередь зависят от определенных соотношений каких -либо факторов. Так , например ,относительный показатель густоты Дs является отношением эксплуатационной длины железной дороги к площади территории района.

Урал — один из высокоурбанизированных экономических районов страны. Как и в Центрально-Черноземном районе большая часть населения (около 3/4) проживает в городах и поселках городского типа. Особенно велика доля горожан в Свердловской, Челябинской и Пермской областях. Система городского расселения включает 150 городов и 265 поселков городского типа. Основным отличием является наличие городов-миллионеров: Екатеринбург, Челябинск, Уфа и Пермь. Они составляют 1/3 городов такого ранга в стране, т. е. их здесь больше, чем в любом другом экономическом районе. Эти и другие крупные города — Ижевск, Оренбург и Курган — сосредоточивают 40% всего городского населения Урала. Вокруг них возникли городские агломерации. При средней плотности населения 24,7 человека на 1 км2 наиболее высокими показателями заселенности территории выделяются Челябинская область (41,8) и Удмуртия (38,8), самыми низкими — Пермская область (18,6), северная часть которой еще мало освоена, и слабоурбанизированная Курганская область (15,6 человека , на 1 км2). Самая высокая густота железных дорог в Оренбургской  области, это объясняется тем что, промышленный комплекс этой области представлен предприятиями добывающей и перерабатывающей промышленности, а также предприятиями оборонного комплекса, эта промышленность тяготеет к железнодорожному транспорту, а самая низкая густота железной дороги в Пермской области.

8.Список  используемой литературы:

1. Wikipedia

Информация о работе Экономико-географическая характеристика Уральского экономического района Свердловская железная дорога