Апелляционное, кассационное и надзорное обжалование решений хозяйственных судов

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 17:02, контрольная работа

Описание работы

Прокуроры осуществляют надзор за законностью судебных решений, вынесенных общими и хозяйственными судами первой, кассационной и надзорной инстанций, а также вынесенных хозяйственными судами апелляционной инстанции.
Прокурор, участвующий в судебном заседании, установив нарушения закона, обязан принять меры к их устранению путем заявления возражений, подлежащих занесению по его требованию в протокол судебного заседания, либо путем принесения протеста.

Работа содержит 1 файл

контрольная хозяйственное право гарбаль.doc

— 51.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

 

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: «Хозяйственное право»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                      Выполнил: студент

                                                                                      6 курса ФХМП-2

                                                                                      Гарбаль И. Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2013 г.

 

Вариант №16 Апелляционное, кассационное и надзорное  обжалование решений хозяйственных  судов.

Прокуроры осуществляют надзор за законностью судебных решений, вынесенных общими и хозяйственными судами первой, кассационной и надзорной инстанций, а также вынесенных хозяйственными судами апелляционной инстанции.

Прокурор, участвующий  в судебном заседании, установив  нарушения закона, обязан принять  меры к их устранению путем заявления  возражений, подлежащих занесению по его требованию в протокол судебного заседания, либо путем принесения протеста.

Прокуроры, осуществляющие надзор в этой отрасли руководствуются  законом и своим внутренним убеждением, основанным на исследовании всех обстоятельств  дела. Прокурор пользуется процессуальной самостоятельностью и вправе определить свою позицию по любому вопросу, связанному с производством по делу. Никто, в том числе и вышестоящий прокурор, не может навязать прокурору, участвующему в судебном заседании, свою точку зрения, требовать, чтобы он высказал в суде мнение, противоречащее его внутреннему убеждению. Это является одной из важнейших гарантий независимости и объективности прокурора, участвующего в судебном заседании. Вместе с тем протест прокурора на решение, приговор, определение, постановление суда может быть отозван вышестоящим прокурором до начала рассмотрения протеста судом. Право вышестоящего прокурора отменить или изменить решение нижестоящего прокурора в том случае, если оно противоречит закону, обеспечивает единообразное понимание и применение закона.

Объектом надзора  является то, на что он направлен. Исходя из этого, объектом прокурорского надзора  в этой отрасли являются:

1) законность и обоснованность  решений, приговоров, определений  и постановлений;

2) исполнение законов  участниками судебного заседания при рассмотрении судами гражданских, хозяйственных и уголовных дел, а также дел об административных правонарушениях.

Таким образом, прокурорский надзор направлен не только на обеспечение  законности и обоснованности вынесенных судами решений, приговоров, определений, постановлений, но и на обеспечение точного и единообразного исполнения норм материального и процессуального права составом суда и всеми участниками судебного заседания.

Реагируя на допускаемые  в судебном заседании нарушения  закона, они действуют в защиту собственных или представляемых интересов. Прокурор же действует в судебном заседании от имени государства. Поэтому он не только вправе, но и обязан принять меры к устранению нарушений закона независимо от того, кем они допущены: судом, гражданским истцом, гражданским ответчиком, представителями, защитником, обвиняемым, потерпевшим, другими участниками гражданского, хозяйственного, уголовного судопроизводства. В частности в соответствии со ст. 23 ГПК прокурор обязан на всех стадиях гражданского судопроизводства принимать предусмотренные законом меры к устранению любых нарушений закона, от кого бы эти нарушения не исходили. Прокурор действуя в судебном заседании в соответствии с требованиями закона, не может оставить без реакции любые нарушения закона судом и другими участниками судебного заседания. Суд также наделен правом контролировать законность действий прокурора в судебном заседании и реагировать в установленном законом порядке на любые действия прокурора, которые признает незаконными и нарушающими правила правосудия. Это обусловливает процессуальное положение прокурора в судебном заседании и свидетельствует о том, что функция надзора отделена от функции правосудия, осуществляемой только судом.

Если нарушение закона не было устранено в процессе судебного заседания, прокурор обязан принести протест на незаконный или необоснованный судебный акт.

Прокурор не наделен правом отменять или изменять незаконные или  необоснованные судебные акты. Заключение прокурора и высказанные им мнения по возникающим во время судебного заседания вопросам не обязательны для суда, рассматривающего дело. Они учитываются судом лишь в меру их обоснованности. Прокурор не вправе также давать указания суду о выполнении каких-либо действий. Таким правом обладают вышестоящие судебные органы.

Полномочия прокуроров при  осуществлении надзора за соответствием  закону судебных решений определены Законом «О прокуратуре Республики Беларусь», а также гражданским  процессуальным, хозяйственным процессуальным, процессуально-исполнительным и уголовно-процессуальным законодательством.

Прокурор вправе:

1) участвовать в судебном  разбирательстве дел первой инстанции,  в кассационном и надзорном  порядке, давать заключение по  гражданским делам;

2) в случаях и в порядке,  установленных законом, приносить частные, кассационные и надзорные протесты на решения, приговоры, определения и постановления суда (судьи);

3) направлять в суд  представления о пересмотре решений,  определений, постановлений по  гражданским делам и заключения  о возобновлении производства по уголовным делам по вновь открывшимся обстоятельствам;

4) в пределах своей  компетенции истребовать из суда  любое дело (группу дел), по которому  решение, приговор, определение или  постановление вступили в законную  силу, и приносить протест в порядке надзора либо, если это выходит за пределы его компетенции, обращаться с представлением к вышестоящему прокурору о принесении протеста;

5) отзывать принесенный  им протест на решение, приговор, определение или постановление  суда (судьи) до начала рассмотрения протеста судом (судьей);

6) проверять законность  исполнения решений, приговоров, определений и постановлений  по гражданским и уголовным  делам, делам об административных  правонарушениях.

Решения, приговоры, определения, постановления судов первой инстанции, не вступившие в законную силу, могут быть в установленные законом сроки опротестованы прокурором и обжалованы участниками судебного разбирательства, указанными в этих нормах.

Прокурор обязан в течение  кассационного срока (по хозяйственным  делам - апелляционного срока) проверить все дела, рассмотренные судом, как с участием прокурора, так и без его участия и опротестовать судебные решения, которые не соответствуют или противоречат закону. Прокурор не может оставить без кассационного опротестования ни одного незаконного или необоснованного решения суда (пример дела «девочки ломали забор»).

Прокуроры осуществляют надзор за законностью и обоснованностью  не вступивших в законную силу судебных решений по гражданским, хозяйственным, уголовным делам, делам об административных правонарушениях в пределах их компетенции.

По уголовным  делам право принесения кассационных протестов принадлежит прокурору, участвовавшему в рассмотрении дела в качестве государственного обвинителя. Генеральный прокурор Республики Беларусь, прокуроры областей, городов, районов, приравненные к ним прокуроры и их заместители в пределах своей компетенции вправе опротестовать приговор независимо от участия в судебном разбирательстве уголовного дела.

Аналогично  решается вопрос о кассационном опротестовании судебных решений, вынесенных в первой инстанции, в гражданском судопроизводстве.

Вместе с  тем, по иному решается вопрос об опротестовании прокурором решений хозяйственного суда. Прокурор, принимавший участие  в рассмотрении дела, вправе принести апелляционный протест на не вступившее в законную силу решение хозяйственного суда первой инстанции в целях защиты государственных и общественных интересов независимо от обжалования его сторонами и иными лицами, участвующими в деле, и их согласия на принесение протеста.

Что касается дел  об административных правонарушениях, то по смыслу закона представляется следующее: протесты вправе приносить прокурорские работники, участвовавшие в рассмотрении дела об административном правонарушении, а также прокуроры и их заместители, независимо от того, участвовали ли они в данном деле.

Срок, в течение  которого может быть принесен протест, ограничен законом. Кассационные протесты на приговор суда первой инстанции по уголовным делам могут быть поданы в течение десяти суток со дня провозглашения приговора, а в отношении обвиняемого, содержащегося под стражей, - в тот же срок со дня вручения ему копии приговора.

По гражданским  делам кассационный протест может  быть принесен в течение десяти дней со дня вынесения судом решения  или вручения кассатору по его  требованию этого решения с мотивировочной частью.

По хозяйственным делам апелляционный протест может быть подан в течение пятнадцати дней после принятия хозяйственным судом первой инстанции обжалуемого судебного постановления.

Протест на постановление  по делу об административном правонарушении может быть подан в течение десяти суток со дня объявления лицу, привлекаемому к административной ответственности, постановления о наложении административного взыскания, со дня вручения или получения копии постановления, за исключением протеста на постановление о наложении административного взыскания в виде административного ареста либо депортации, который может быть принесен в течение пяти суток.

Протест, принесенный  по истечении кассационного (апелляционного) срока, оставляется судом без  рассмотрения и возвращается прокурору, принесшему протест.

Если срок принесения протеста пропущен по уважительной причине (несвоевременное изготовление протокола  судебного заседания, задержка с  рассмотрением замечаний на протокол, болезнь или командировка прокурора  и т.п.), он может быть восстановлен судом, постановившим решение по ходатайству прокурора.

Прокурор, принесший  протест, вправе отозвать его с рассмотрения кассационной (апелляционной) инстанции. Это может быть сделано до начала судебного заседания. По делам об административных правонарушениях отзыв протеста не предусмотрен.

Если прокурор в ходе судебного заседания при  пересмотре в кассационном (апелляционном) порядке гражданских, уголовных  и хозяйственных дел убеждается в необоснованности принесенного протеста, он не вправе его отозвать и протест подлежит рассмотрению кассационной (апелляционной) инстанцией.

В стадии надзорного производства, а по хозяйственным  делам и в стадии кассационного  производства, могут быть пересмотрены решения, приговоры, определения, постановления  судов, вступившие в законную силу.

Согласно ст. 282 ХПК на судебное постановление  хозяйственного суда первой инстанции, вступившее в законную силу, прокурор, участвующий в деле, вправе принести кассационный протест.

В надзорном  порядке могут быть пересмотрены решения, приговоры, определения, постановления как не пересматривавшиеся в кассационном порядке (по хозяйственным делам – в апелляционном порядке), так и проверенные кассационной (апелляционной) инстанцией.

Прокурор проверяет  законность и обоснованность решений судов, вступивших в законную силу. Если прокурор устанавливает, что решение, приговор, определение, постановление суда не соответствует или противоречит закону, он решает вопрос о возможности принесения протеста в порядке надзора, а по хозяйственным делам и в кассационном порядке.

Прокурор района, города и приравненные к ним прокуроры, их заместители, а по хозяйственным  делам и прокурор области, его  заместитель не вправе приносить  надзорный протест на решения  судов по гражданским, хозяйственным  и уголовным делам, вступившим в законную силу. Прокурор, не обладающий правом принесения надзорного протеста, установивший незаконность и необоснованность решения, приговора, определения суда, вносит соответствующее представление вышестоящему прокурору, правомочному это сделать. Окончательное решение о принесении надзорного протеста принимает прокурор, полномочный принести протест в надзорном порядке.

По хозяйственным  делам на судебное постановление  хозяйственного суда первой инстанции, вступившее в законную силу, вправе принести кассационный протест прокурор, участвовавший в деле.

По делам  об административных правонарушениях  в законе не указано, какие именно прокуроры вправе приносить протесты на вступившие в законную силу постановления  по делам об административных правонарушениях. По смыслу закона, принести протест на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении вправе прокурор, принимавший участие в рассмотрении этого дела, либо прокурор, приносивший протест на не вступившее в законную силу постановление по этому делу.

Информация о работе Апелляционное, кассационное и надзорное обжалование решений хозяйственных судов