Амортизационная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 11:45, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотрение амортизационной политики на предприятии, а именно ее развитие и влияние на показатели эффективности и финансовые результаты деятельности предприятия.
Актуальность выбора темы связана с видением проблем амортизационной политики в современных условиях ввиду необходимости контроля методов амортизации, специальных коэффициентов к основной норме амортизации, ужесточения требований органов, регулирующих амортизационную политику на предприятиях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования амортизационной политики
Понятие и сущность амортизационной политики
Амортизационная политика как составная часть политики государства
Значение и задачи выбора амортизационной политики
ГЛАВА 2 АМОРТИЗАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
2.1. На опыте зарубежных стран
2.2. Амортизация, как инструмент социально-экономической политики РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Титульник.docx

— 98.63 Кб (Скачать)

С 1991 г. существенно изменены порядок и норма амортизационных  отчислений:

1) введены новые нормы  амортизации, которые по многим  видам основных фондов существенно  отличались от прежних норм. Нормы  были изменены в сторону понижения;

2) отменены амортизационные  отчисления на капитальный ремонт;

3) по машинам, оборудованиям  по истечению нормативного срока  службы прекращаются начисления  амортизации;

4) амортизационные отчисления  предприятий полностью остаются  в их распоряжении;

5) впервые допускался  механизм ускоренной амортизации  основных фондов.

Основные элементы амортизационной  политики:

1. Взаимосвязь амортизационной  политики с инвестиционной и  инновационной политикой. Амортизационные  отчисления являются одним из  источников финансирования инвестиций  и в основном обеспечивает  простое воспроизводство амортизируемых  активов. Величина амортизационных  отчислений во многом определяет  рамки инвестиционной деятельности  в стране. Соотношение между амортизационными  отчислениями и валовыми инвестициями  характеризует темпы развития  экономики. В том случае, если  валовые инвестиции превышают  амортизационные отчисления, экономика  находится на подъеме. При этом  обеспечивается не только простое  воспроизводство основного капитала, но и его прирост за счет других источников финансирования и прежде сего прибыли. Если валовые инвестиции меньше амортизационных отчислений, то экономика находится на стадии спада и этих инвестиций недостаточно для возмещения потребленного в производстве капитала.

В течение ряда последних  лет для экономики России был  характерен спад производства, амортизационные  отчисления отвлекались для финансирования оборотных средств, что привело  к значительному старению производственных фондов. В результате в настоящее  время амортизационные отчисления не могут обеспечить даже простого воспроизводства основных средств.

В то же время направления  инвестирования оказывают влияние  на последующее формирование инвестиционных ресурсов. В связи с этим необходимо направлять амортизационные отчисления в первую очередь на внедрение  инноваций, поскольку в условиях рыночных отношений резко возрастает конкуренция, и в результате освоения технологических инноваций можно  значительно повысить производительность труда и качество продукции без  существенных затрат на основные фонды.

2. Разработка экономически  целесообразных сроков полезного  использования амортизируемого  имущества. Срок полезной службы - ожидаемый (расчетный) период  использования активов компании, или количество изделий, которое  компания предполагает произвести  с использованием актива. Вместе  с тем действует целый ряд  факторов, противодействующих максимализации  эффекта, получаемого от эксплуатации  активов. Поэтому, при определении  срока полезной службы актива  в соответствии с вышеназванным  стандартом учитываются следующие  факторы:

−   ожидаемый объем использования актива компанией, который оценивается по предполагаемой мощности или физической производительности актива;

− предполагаемый физический износ, зависящий от производственных факторов, таких, как количество смен, использующих данный актив, и программа ремонта и обслуживания, принятая в компании, а также условия хранения и обслуживания актива в период простоя;

− моральный износ в результате изменений или усовершенствования производственного процесса, или в результате изменений объема спроса на рынке на данную продукцию или услугу, производимые или предоставляемые с использованием актива;

−   юридические или аналогичные ограничения на использование актива, такие, как сроки аренды.

В соответствии с международными подходами срок полезной службы объекта основных средств определяется оценочным путем на основе опыта работы компании с аналогичными активами.

В отличие от этого, в российской практике в соответствии с постановлением Совмина СССР от 22 октября 1990 г. «О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР», а  также ранее действовавшим нормам для большинства объектов основных средств сроки полезного использования  были установлены централизованно. Но ввиду того, что с переходом  на рыночные отношения ситуация резко  изменилась, такой порядок уже  не соответствовал сложившейся экономической  реальности. Поэтому предпринимались  попытки расширить самостоятельность  предприятий в этом вопросе. 3. Реализация наиболее эффективных механизмов начисления амортизационных отчислений. Действующими в настоящее время нормативными актами государство предусматривает  несколько механизмов начисления амортизационных  отчислений. К ним относятся:

−     линейный метод;

− ускоренный (нелинейный) метод (с применением понижающих коэффициентов, с использованием повышающих коэффициентов, с льготным режимом начисления амортизационных отчислений (для малых предприятий), с мерами ограничительного характера на применение ускоренной амортизации (например, применение линейного метода начисления амортизации к зданиям, сооружениям, передаточным устройствам, входящим в восьмую-десятую амортизационные группы, независимо от сроков ввода в эксплуатацию этих объектов).

На основе разрешенных  к применению механизмов каждый хозяйствующий  субъект выбирает наиболее оптимальный  и приемлемый вариант, исходя из конкретных целей и задач развития предприятия  и сложившихся условий хозяйствования.

4. Создание условий, обеспечивающих  использование амортизационных  отчислений в соответствии с  функциональным назначением. На  протяжении ряда последних лет  предложение инвестиций на российском  рынке не удовлетворяет потребностей  в них, и для создания конкурентоспособной  отечественной технической базы  производства необходимо привлечение  дополнительных ресурсов. В связи  с этим в настоящее время  исключается возможность массового  обновления основного капитала, и тем более за счет собственных  инвестиционных ресурсов. Необходимо  привлечение внешних источников. В сложившихся условиях единственный  постоянный источник финансирования  воспроизводства внеоборотных активов  - амортизационные отчисления - должен  использоваться с наивысшей отдачей.  Для этого государству необходимо  создавать условия, обеспечивающие  использование амортизационных  отчислений в соответствии с  их функциональным назначением.

5. Налоговое стимулирование  ускорения обновления амортизируемого  имущества. Введение нового порядка  начисления амортизационных отчислений  с 01.01.02 г. напрямую связывается  со стимулированием обновления  имущества в производственном  секторе экономики, поскольку  при формировании амортизационной  политики появилась возможность  выбора метода начисления амортизации,  а следовательно, регулирования  величины прибыли, налога на  прибыль и налога на имущество.  Таким образом, механизм ускоренной  амортизации можно рассматривать  в качестве своеобразной формы  налоговых скидок, преследующей цель стимулирование инвестиций и внедрения новой техники.

6. Методическое руководство  процессами разработки и реализации  амортизационной политики. Методическое  руководство амортизационной политикой  включает подготовку пакета нормативных  актов; проведение мероприятий  по обучению персонала, обмену  опытом работы в соответствующем  направлении; руководство процессами  внедрения новых правил, методов,  способов начисления амортизационных  отчислений, их учета, составления  отчетности; своевременное доведение  распорядительных документов до  исполнителей и другие мероприятия.  Методическое руководство амортизационной  политикой должно осуществляться  на всех уровнях управления: федеральном,  региональном и местном, поскольку  эффективность амортизационной  политики во многом зависит  от качества управленческих решений,  принимаемых всеми участниками  этого процесса.

7. Мониторинг и контроль  за реализацией амортизационной  политики. Мониторинг - это наблюдение  за состоянием дел в области  амортизационной политики с целью  контроля за ее реализацией  и прогноза. Мониторинг должен  включать получение сведений  по установленной форме (оценка  последствий изменения финансового  положения, условий накопления  и расходования амортизационных  начислений), обобщение и подготовку  сводных материалов, а также соответствующих  предложений по совершенствованию  механизма начисления амортизационных  отчислений, обеспечению целевого  характера их использования, контролю  за рациональным их расходованием.  Информация, получаемая посредством  мониторинга позволяет оценивать  размеры инвестиций, текущие условия  хозяйственной деятельности и  стратегию предприятий, качество  механизмов амортизационной политики  и перспективы ее развития.

8. Оценка результативности  амортизационной политики государства.  На основе полученной в процессе  мониторинга информации осуществляется  оценка результативности амортизационной  политики с точки зрения ее  эффективности. В качестве показателей эффективности амортизационной политики могут выступать такие, как:

−     соотношение темпов ввода основных фондов и темпов их выбытия;

−     степень износа основных фондов;

− использование амортизационных отчислений в соответствии с функциональным назначением;

−     средний возраст основных фондов;

−     доля нематериальных активов в структуре внеоборотных активов;

−   степень использования производственных мощностей по выпуску отдельных видов продукции;

−  доля активной части основных производственных фондов в их видовой структуре;

− прирост дохода за счет улучшения использования амортизируемого имущества.

Оценка эффективности  амортизационной политики, механизмов и перспектив ее развития важна как  для предприятий, осуществляющих инвестиции в основной капитал, так и органов  управления, регулирующих экономические  процессы на федеральном, региональном и местном уровнях.

 

 

    1. Амортизационная политика как составная часть политики государства

 

Амортизационная политика является составной частью общей научно - технической политики государства. Устанавливая норму амортизации, порядок  ее начисления и использования, государство  регулирует темпы и характер воспроизводства  в отраслях, а именно через норму  амортизации задается скорость обесценивания, а через ее - скорость обновления производственных фондов.

Амортизационная политика на предприятии осуществляется по двум направлениям: бухгалтерского и налогового учета. Эти два вида абсолютно  не идентичны применительно к  процессу амортизации основных средств.

Норма амортизации представляет собой установленный государством годовой процент погашения стоимости  основных фондов и определяет сумму  ежегодных амортизационных отчислений.

Иначе говоря, норма амортизации - это отношение суммы годовых  амортизационных отчислений к стоимости  основных производственных фондов, выраженная в процентах.

Нормы амортизации устанавливаются  и периодически пересматриваются государством, они едины для всех предприятий  и организаций независимо от их форм собственности и форм хозяйствования. Нормы амортизационных отчислений устанавливаются налоговыми властями и являются предельными, т.е. их не разрешается  превышать ни в каких случаях. Предполагается, что эти нормы  должны обеспечить полную замену капитальных  активов по истечению срока их жизни, рассчитываемого с учетом физического и морального износа. На деле же применение разрешенных  налоговыми властями различного рода способов ускоренной амортизации позволяет  компаниям возмещать свои затраты  еще задолго до конца службы активов  и, таким образом, фактически под  видом амортизации укрывать от обложения  и значительную часть прибыли.

Амортизационная политика компании в основном заключается в выборе оптимального соотношения между  ростом затрат на производство, сопровождающимся снижением его рентабельности и  инвестиционной привлекательности, и  возможностью быстрее сформировать источник средств, а следовательно, быстрее обновить свой технический  парк.

Выбор метода амортизации  может оказать существенное влияние  и на величину себестоимости продукции (а, следовательно, и на размер прибыли  организации), и на величину налогов (поскольку начисление налога на имущество, например, производится исходя из остаточной стоимости основных средств, то есть с учетом начисленной амортизации).

В России уже заложены основы для активизации предприятий  в части проведения ими амортизационной  политики: предприятие вправе само выбирать один из двух способов начисления амортизации - линейный (равномерный) или  нелинейный (ускоренный). На первый взгляд, такая система выглядит вполне прогрессивной. Сама по себе возможность осуществления  ускоренной амортизации не может  не приветствоваться в условиях катастрофического  устаревания производственных фондов страны и необходимости их ускоренного  обновления. Однако, в данной области  остается ряд вопросов, которые нуждаются  в прояснении, а может быть и  в пересмотре.

Информация о работе Амортизационная политика государства