Cмешанная экономика

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 19:15, реферат

Описание работы

тип современной общественно-экономической системы, складывающийся в развитых странах Запада и Японии, а также в продвинутых развивающихся странах. Смешанная экономика - это рыночная экономика, в которой активную роль играет государство.

Работа содержит 1 файл

смеш. эконом.docx

— 70.17 Кб (Скачать)

Слово:Смешанная  экономика

Описание: 

тип современной  общественно-экономической системы, складывающийся в развитых странах  Запада и Японии, а также в продвинутых  развивающихся странах. Смешанная  экономика - это рыночная экономика, в которой активную роль играет государство. 

Смешанная экономика  носит многосекторный, многоукладный  характер. Частная собственность, составляющая каркас рыночного хозяйства, сосуществует и взаимодействует в ней с  государственной собственностью, собственностью неприбыльных организаций, коллективными  и кооперативными формами собственности. На базе разнообразных форм собственности  функционируют различные типы хозяйства  и предпринимательства, образуются различные сектора и уклады национальной экономики. Основными секторами  в развитых странах являются частный  сектор, включающий уклады среднего, крупного и мелкого предпринимательства, монопольно-олигархический уклад; государственный, муниципальный кооперативный и  семейный сектора, сектор неприбыльных организаций: Каждый сектор занимает свою нишу в экономике в зависимости  от того, насколько эффективно он удовлетворяет  ту или иную потребность общества, 

Для смешанной экономики  характерна интеграция частных и  общественных начал, которая пронизывает  развитие всех форм собственности, секторов и укладов, механизмов регулирования  и определяет как тенденции ее развития, так и ее противоречия. Это проявляется во все большем  превращении частной собственности  из индивидуальной в частно-коллективные формы собственности, в развитии различных форм акционерной собственности, в т. ч. трудовой, собственности различных  институтов и фондов, осовременивании  индивидуально-частной и мелкогрупповой собственности, усилении роли собственности  неприбыльных организаций. 

Усложняется и механизм экономического регулирования, который  образуется противоречивым взаимодействием  рыночного и государственного экономического и социального регулирования. 

Современные смешанные  общественно-экономические системы  это социально ориентированные  системы. Об их социальной направленности свидетельствуют высокие жизненные  стандарты различных социальных слоев. Сужается шкала дифференциации доходов и уменьшается социальное расслоение. Средние (по доходам) слои и группы составляют ядро социальной структуры общества и основу его  социальной стабильности. 

Рост благосостояния, сглаживание социальной дифференциации, активная социальная политика государства, включающая развитие системы социальной защиты и социальных гарантий, ведут  к смягчению социальных конфликтов, открывают возможности для постепенного движения развитых стран к социальному консенсусу. Тем не менее время от времени и в условиях сотрудничества различных социальных групп и слоев вспыхивают социальные конфликты различного масштаба. За пределами консенсуса остаются некоторые наиболее уязвимые и эксплуатируемое группы наемных работников: иммигранты, временные работники, нелегально проживающие иностранные рабочие. 

              Блок III. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА В  ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА             

     Уроки  19-20.  ЭКОНОМИКА: НАУКА И ХОЗЯЙСТВО. 

     ТИПЫ  ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ.

     РЫНОЧНАЯ  МОДЕЛЬ ЭКОНОМИКИ

Эпиграф к урокам:

...Не мог он  ямба от хорея,

Как мы ни бились, отличить.

Бранил Гомера, Феокрита;

Зато читал Адама  Смита

И был глубокий эконом,

То есть умел судить о том,

Как государство  богатеет,

И чем живет, и  почему

Не нужно золота ему,

Когда простой продукт  имеет.

                                                             А. С. Пушкин

Цели урока:

Ø     в  ходе занятия учащиеся должны усвоить  основные понятия;

Ø     уяснить  основные характеристики экономических  систем;

Ø     совершенствовать  умение   анализировать,   сравнивать   и

обобщать.

§     Основные понятия: экономика, экономические  системы,

традиционная модель экономики, административно-командная (плановая), рыночная

модель экономики, смешанная модель экономики, частная  собственность.

                                    Ход урока                                   

     I. Подготовка  учащихся к восприятию нового  материала.

Вступительное слово  учителя.

Учитель должен сказать  о значении экономической сферы  в жизни общества, а

также о значении экономического образования.

Действительно, экономическая  сфера - это главная системо­образующая сфера,

которая непосредственным образом влияет на все другие сферы  в жизни общества.

В этой сфере происходит удовлетворение человека и общества материальными

благами: питанием, одеждой, жилищем и т. д.

Для экономического процветания очень важен высокий  уровень экономического

образования, ибо  благосостояние и уровень экономического образования связаны

между собой.

Учитель сообщает учащимся, какие темы уроков они должны пройти в этом блоке и

какие задания выполнить.

     II. Изучение  нового материала.

                                   ПЛАН                                  

1 . Что такое экономика?

2. Традиционная экономическая  система.

3. Рыночная система.

4. Командная система.

5. Смешанная экономическая  система.

1. Само слово «экономика»  в переводе с греческого означает: эко - хозяйство

), ном - закон, таким  образом, экономика - это законы  ведения

хозяйства. Основателем  науки экономики считают великого греческого философа

Аристотеля.

В русском языке  термин экономика имеет два значения: 1) способ ведения

хозяйства или организация  деятельности людей, направленной на создание

материальных благ, необходимых для удовлетворения потребностей общества; 2) это

наука, которая исследует  законы, по которым люди взаимодействуют  в процессе

ведения хозяйства.

В наше время понятием «экономика» обозначают широкую  область в жизни

общества, которая  включает в себя экономику предприятий, отраслей, страны, а

также финансы, денежное обращение и т. д.

2. Экономическая  наука выделяет четыре типа (или  модели) экономических

систем: традиционная (докапиталистическая; феодальная); рыночная

(капиталистическая); командная (социалистическая); смешанная.  Эти типы

различаются, прежде всего, по виду собственности на экономические  ресурсы, а

также по способу  решения главных экономических  вопросов (что производить, как

производить и для  кого производить), способу координации  хозяй­ственной

деятельности людей, фирм, государств.

Дня традиционной экономической  системы характерно: земля (главное

средство производства) и капитал находятся в общей, общинной или

государственной собственности. Ресурсы распределяются в соответствии с

длительно существующими  традициями. Люди (племя, община и т. д.) занимаются

традиционно, из поколения  в поколение одним и тем  же (например, оленеводы

Крайнего Севера России). В этой экономической системе  такие во­просы экономики,

как: «что производить?», «выгодно ли это?», «для кого производить?»  и «как

производить?», не стоят. Факторы производства здесь используются неэффективно,

и в общем традиционная экономическая система неэффективна.

3. На смену традиционной  системе пришла, безусловно, более  прогрессивная и

эффективная экономическая  система - рыночная, или иначе

капиталистическая. В этой системе земля и капитал, как правило, находятся в

частной собственности, а ограниченные ресурсы распределяются рыночными

механизмами, главные  вопросы экономики (что производить, как производить, по

каким ценам и  кому реализовывать производственную продукцию) решает сам

производитель, действуя по законам рынка.

Преимуществами этой системы являются: частная хозяйственная  инициатива,

предприимчивость, основанные на праве частной собственности  и на рыночной

организации распределения  ограниченных ресурсов.

Далее учитель может  дать задание или в ходе беседы с учащимися выделить

положительные стороны  этой модели экономики (высокое качество товаров,

экономичность выпускаемой  продукций, наукоемкость производства,

востребованность  научно-технического прогресса, высокая  производительность и

качество труда, гибкость, ориентация на постоянно изменяющийся спрос и т.

д.).

Однако надо отметить не только плюсы, но и минусы этой системы, и опять-таки

с помощью учащихся это легко сделать. Сами учащиеся скажут, что в этой

системе одни становятся очень богатыми, другие очень бедными, т. е.

происходит глубокая дифференциация людей по доходам; в  чисто рыночный

системе нет должной  социальной защиты, эта экономика  носит циклический,

волнообразный характер, она подвержена подъемам и резким спадам, кризисам,

здесь присутствует безработица. Деньги выступают не только как благо, но и

как зло, несправедливость, которые разделяют людей на богатых  и очень

богатых, бедных и  очень бедных. Значимость личности обесценивается,

утрачиваются моральные  принципы, растет преступность.

Тем не менее преимуществом  рыночной системы является то, что  она заставляет

каждого продавца, производителя  думать об интересах покупателей,

потребителей, добиваясь  в то же время выгоды для себя. Покупатель,

потребитель также  вынужден считаться с интересами продавца - он может

получить товар, если заплатит за него столько, сколько этот товар стоит по

сложившимся ценам  на рынке.

Таким образом, практика, жизнь показывают, что рыночная система, основанная

на конкуренции, является наиболее эффективной экономической  системой.

4. Рыночная система  - это достаточно безжалостная, с  низкой социальной защитой,

имеющая циклический, стихийный характер экономика. Поэтому  не случайно, а

именно вследствие тяжелых кризисов, вызванных рыночной экономикой, вследствие

социалистической  революции появляется командная (социалистическая),

или иначе - плановая, экономика. Это такая экономика, при которой

земля, капитал, средства производства (заводы, фабрики и  т. д.) находятся в

собственности государства, ограниченные ресурсы распределяются государством в

соответствии с  планами; главные вопросы экономики (что производить, как

производить, кому и  по какой цене реализовывать) решает также государство, а

именно определенные государственные организации, органы управления (госплан,

минфин, Госстрой и  т. д.).

В этой системе тоже есть свои плюсы и минусы, и в  беседе с учащимися можно их

вычленить или даже свести в таблицу, как и рыночную, с той целью, чтобы потом

Информация о работе Cмешанная экономика