Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 01:00, курсовая работа
Основной целью написания дипломной работы является осуществление анализа состояния и эффективности использования материальных ресурсов торгового предприятия с целью разработки мероприятий по повышению эффективности их использования.
В соответствии с целью данной дипломной работы поставлены следующие задачи:
рассмотреть сущность, виды и показатели использования материальных ресурсов в предприятиях торговли;
дать организационную и экономическую характеристику конкретного торгового предприятия;
Введение
1. Материальные ресурсы как основной элемент ресурсного потенциала предприятия торговли
1.1 Материальные ресурсы предприятий торговли: понятие, состав и отличительные особенности
1.2 Основные фонды торгового предприятия: сущность, виды и их классификация
1.3 Оборотные средства торгового предприятия: сущность, виды и их классификация
1.4 Показатели эффективности использования материальных ресурсов предприятия торговли
2. Анализ состояния материальных ресурсов предприятия торговли
2.1 Краткая организационно-правовая характеристика деятельности торгового предприятия ООО «Строй мода» Благовещенск
2.2 Анализ основных экономических показателей деятельности торгового предприятия ООО «Строй мода» Благовещенск
2.3 Оценка состава и структуры материальных ресурсов торгового предприятия
2.4 Анализ состояния и движения основных фондов торгового предприятия
2.5 Анализ состояния материальной части оборотных средств торгового предприятия
3. Оценка эффективности использования материальных ресурсов и пути ее повышения
3.1 Расчет и анализ показателей эффективности использования основных фондов торгового предприятия
3.2 Расчет и анализ показателей эффективности использования материальной части оборотных средств торгового предприятия
3.3 Выявление резервов роста эффективности использования материальных ресурсов торгового предприятия ООО «Строй мода» Благовещенск.
Заключение
Список литературы
Приложения
(22)
где - изменение среднего планируемого значения прироста (снижения) оборота розничной торговли, %;
- последнее среднее значение в выровненном динамическом ряду, %;
- число периодов, которые выровнены.
(тыс. руб.)
(23)
(тыс. руб.)
Таблица 3.27
| ||||
Годы | Оборот розничной торговли в сопоставимых ценах, тыс. руб. | К | Выровненное значение |
|
2001 2002 2003 2004 | 12398 12215,52 13730,23 15135,04 | К К К К | (тыс. руб.) (тыс. руб.) (тыс. руб.) |
|
|
|
|
|
|
Методы коллективных экспертных оценок
Эти методы планирования оборота розничной торговли основаны на мнениях коллектива специалистов, имеющих профессиональный, научный и практический опыт.
Одной из разновидностей методов коллективных экспертных оценок является метод «мозговой атаки».
Метод «мозговой атаки» обеспечивает получение прогноза как продукта коллективного творчества специалистов в ходе заседания-сеанса и последующего анализа его результатов. Эксперты подразделяются на две группы, одна из которых генерирует идеи, а другая их анализирует, критикует и разрушает. Основу заседания составляет выдвижение как можно большего количества идей, т. к. вероятность появления действительно ценной идеи повышается с увеличением их общего числа. Выдвижение идей протекает лавинообразно, т.к. высказываемые идеи порождают либо творческую, либо критическую реакцию. Групповое мышление производит на 70% больше ценных новых идей, чем сумма индивидуальных мышлений. Оптимальная численность участников группы 10-15 человек. Продолжительность «мозгового штурма» при генерации идей рекомендуется не менее 20 минут и не более 1 часа (в зависимости от активности участников группы). Метод «мозговой атаки» основан на предположении, что среди большого числа идей имеется несколько хороших. Поэтому, объединяя экспертов в соответствующие группы, добиваются повышения продуктивности мышления ее участников, строящих свою коллективную работу.
а) с учетом мнения специалистов и индекса цен на будущий год:
Таблица 3.28 Прогноз развития оборота розничной торговли на планируемый период специалистами торгового предприятия ООО «Альфа Строй - Красноярск»
| ||||
№ | Специалисты | Прогноз оборота розничной торговли |
| |
|
| Темп прироста, % | Сумма, тыс. руб. |
|
1 | Генеральный директор | 1 | 23036,59 |
|
2 | Коммерческий директор | 0 | 22808,5 |
|
3 | Зам. директора по маркетингу | 1,5 | 23150,63 |
|
4 | Зам. директора по финансам | 2,5 | 23378,71 |
|
5 | Главный бухгалтер | 0,5 | 22922,54 |
|
| Принятое решение |
| 22808,5 |
|
|
|
|
|
|
В результате данного метода выбран прогноз оборота розничной торговли, предложенный коммерческим директором (22808,5 тыс. руб.), так как он наиболее приближен к реальному обороту розничной торговли.
б) за счет увеличения торговой площади:
Увеличение оборота розничной торговли за счет роста торговой площади, на 100 м. Оборот розничной торговли, приходящийся на 1 м торговой площади (табл. 3.22) в отчетном году в месяц составит:
138,23 : 12 = 11,52 (тыс. руб./ м).
На привлечение клиентов в новые торговые точки - примерно 2 месяца.
Так как есть базовая торговая точка, из тех районов где открываются новые торговые точки, потенциальные покупатели будут приобретать товар в ней (примерно 30% покупателей). Таким образом:
В первый месяц 2005 г. оборот розничной торговли составит:
11,52 * 100 *30% = 345,6 (тыс. руб.);
Во второй месяц 2005 г.:
11,52 * 100 * 50% = 576 (тыс. руб.);
С третьего по двенадцатый месяцы 2005 г. оборот розничной торговли составит:
11,52 * 100 * 70 * 10 = 8064 (тыс. руб.).
Дополнительный оборот розничной торговли в 2005 г. составит:
345,6 + 576 +8064 = 8985,6 (тыс. руб.)
Таким образом планируемый оборот розничной торговли в 2005 году (с учетом индекса цен на 2005 г.) составит:
(20735 + 8985,6)*1,1 = 32692,7 (тыс. руб.)
Таблица 3.29 Сводная таблица плана общего объема оборота розничной торговли торгового предприятия ООО «Альфа Строй - Красноярск»
| |||
Методы планирования | Объем оборота розничной торговли, тыс. руб. | Темп роста в % к отчетному году |
|
А | 1 | 2 |
|
Экономико-статистические методы: а) на основе среднегодовых темпах роста б) путем выравнивания динамического ряда по скользящей средней | 24377,72 21904,23 | 117,58 105,64 |
|
Методы коллективных экспертных оценок: а) с учетом индекса цен будущего года б) с учетом увеличения торговой площади | 22808,5 32692,7 | 110,0 157,67 |
|
|
|
|
|
Из вышеперечисленных методов наиболее подходит оборот розничной торговли, рассчитанный методом коллективных экспертных оценок с учетом увеличения торговой площади на 100 м, что является стратегией развития фирмы. Оборот розничной торговли в планируемом году составит 32692,7 тыс. руб.
Для расчета потребности в материальных ресурсах предприятия ООО «Альфа Строй - Красноярск» на будущий год необходимо учесть вышеизложенные условия. На начало 2005 г. остаточная стоимость основных средств составляет 487 тыс. руб. В 2005 г. с учетом амортизации (40 тыс. руб.+7,5 тыс. руб. приобретенное оборудование) остаточная стоимость основных фондов на конец планируемого 2005 г. составит 494,5 тыс. руб.
Анализ объема, состава и структуры основных фондов торгового предприятия ООО «Альфа Строй - Красноярск» представлен в табл.3.30.
Таблица 3.30 Анализ объема, состава и структуры основных фондов торгового предприятия ООО «Альфа Строй - Красноярск» на 2005 год
| ||||||||
Виды основных фондов | Отчетный год | Будущий год | Отклонения (+;-) по | Темп изменения, % |
| |||
| стоимость, тыс. руб. | удельный вес, % | стоимость, тыс. руб. | удельный вес, % | сумме, тыс. руб. | удельному весу, % |
|
|
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|
Здания | - | - | - | - | - | - | - |
|
Машины и оборудование | 253 | 64,87 | 315,5 | 63,8 | 62,5 | - 1,07 | 124,70 |
|
Другие виды основных средств | 137 | 35,13 | 179 | 36,2 | 42 | 1,07 | 130,66 |
|
Итого год | 390 | 100,0 | 494,5 | 100,0 | 104,5 | - | 126,79 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В планируемом году объем основных средств увеличится на 26,79% (104,5 тыс. руб.) и составит 494,5 тыс. руб. Структура основных фондов останется неизменной, а в составе произошло следующее изменение: снижение на 1,07% доли машин и оборудования и увеличение доли других видов основных средств на 1,07%, а по сумме по видам основных средств: машины и оборудование; другие виды основных средств, произошло увеличение на 62,5 тыс. руб. и на 42 тыс. руб. соответственно.
Анализ эффективности использования основных фондов предприятия (табл. 3.31) показал, что в будущем году планируется увеличить оборот розничной торговли на 57,67% и он составит 32692,7 тыс. руб. Уровень рентабельности конечной деятельности планируется оставить на прежнем уровне, т. е. он составит 1,93%. Чистая прибыль планируется увеличить на 57,74% и составит 957,9 тыс. руб. (1,93*32692,7:100). За счет того, что на предприятие
Таблица 3.31 Анализ эффективности использования основных фондов торгового предприятия на будущий год
| ||||||
Показатели | Единицы измерения | Отчетный год | Будущий год | Отклонение (+;-) | Темп изменения, % |
|
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
|
1. Объем оборота розничной торговли | тыс. руб. | 20735 | 32692,7 | 11957,7 | 157,67 |
|
2. Чистая прибыль | тыс. руб. | 400 | 630,97 | 230,97 | 157,74 |
|
3. Средняя стоимость используемых основных фондов | тыс. руб. | 331,5 | 437,2 | 105,7 | 131,89 |
|
3.1. в т.ч. активной части | тыс. руб. | 331,3 | 437,2 | 105,7 | 131,89 |
|
4. Доля активной части в средней величине используемых основных фондов | % | 100,0 | 100,0 | - | - |
|
5. Среднесписочная численность работающих | чел. | 16 | 19 | 3 | 118,75 |
|
6. Фондоотдача | на 1 руб. | 62,55 | 74,78 | 12,23 | 119,55 |
|
7. Фондоемкость |
| 0,016 | 0,013 | - 0,003 | 81,25 |
|
8. Фондовооруженность | тыс.руб./чел. | 20,72 | 23,01 | 2,29 | 111,05 |
|
9. Фондооснащенность | тыс.руб./чел. | 47,36 | 43,72 | - 3,64 | 92,31 |
|
10. Техническая оснащенность | тыс.руб./чел. | 47,36 | 43,72 | - 3,64 | 92,31 |
|
11. Коэффициент эффективности использования основных фондов |
| 1,21 | 1,44 | 0,23 | 119,01 |
|
|
|
|
|
|
|
|