Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 01:00, курсовая работа
Основной целью написания дипломной работы является осуществление анализа состояния и эффективности использования материальных ресурсов торгового предприятия с целью разработки мероприятий по повышению эффективности их использования.
В соответствии с целью данной дипломной работы поставлены следующие задачи:
рассмотреть сущность, виды и показатели использования материальных ресурсов в предприятиях торговли;
дать организационную и экономическую характеристику конкретного торгового предприятия;
Введение
1. Материальные ресурсы как основной элемент ресурсного потенциала предприятия торговли
1.1 Материальные ресурсы предприятий торговли: понятие, состав и отличительные особенности
1.2 Основные фонды торгового предприятия: сущность, виды и их классификация
1.3 Оборотные средства торгового предприятия: сущность, виды и их классификация
1.4 Показатели эффективности использования материальных ресурсов предприятия торговли
2. Анализ состояния материальных ресурсов предприятия торговли
2.1 Краткая организационно-правовая характеристика деятельности торгового предприятия ООО «Строй мода» Благовещенск
2.2 Анализ основных экономических показателей деятельности торгового предприятия ООО «Строй мода» Благовещенск
2.3 Оценка состава и структуры материальных ресурсов торгового предприятия
2.4 Анализ состояния и движения основных фондов торгового предприятия
2.5 Анализ состояния материальной части оборотных средств торгового предприятия
3. Оценка эффективности использования материальных ресурсов и пути ее повышения
3.1 Расчет и анализ показателей эффективности использования основных фондов торгового предприятия
3.2 Расчет и анализ показателей эффективности использования материальной части оборотных средств торгового предприятия
3.3 Выявление резервов роста эффективности использования материальных ресурсов торгового предприятия ООО «Строй мода» Благовещенск.
Заключение
Список литературы
Приложения
Заключение
Ключевая роль в поддержании баланса существования предприятия принадлежит управлению. Управление, как любой вид деятельности зависит от использования ресурсов, в частности материальных ресурсов. Структура и движение материальных ресурсов являются важным фактором развития управления. Любое развитие требует оценки и контролирования.
Следовательно, можно сделать вывод о том, что поставленные задачи при написании курсовой работы выполнены. Проанализирован теоретический материал отечественных ведущих специалистов об анализе финансово-хозяйственной деятельности на предприятиях, в частности торговых; так как этот анализ является сущностью анализа ресурсов предприятия.
Проведенный анализ в дипломной работе показал, что в целом деятельность торгового предприятия ООО «Альфа Строй - Красноярск» в отчетном году следует признать эффективной. Предприятие выполнило намеченные планы. оборот розничной торговли увеличился на 2672 тыс. руб. или практически на 32%. Торгуя продукцией одного предприятия (фабрики дверей «Оптим»), предприятие значительно расширило ассортимент реализуемых товаров, что способствовало привлечению покупателей. В современных условиях конъюнктура рынка является достаточно жесткой и конкурентной, значительного увеличения объема продаж достаточно трудно. Другие продавцы дверей реализуют одновременно продукцию сразу нескольких производителей, что не позволяет им представить полные коллекции дверей той или иной фирмы. В результате на сегодняшний день практически все крупные продавцы прекратили торговлю продукцией фабрики дверей «Оптим», так как самый большой ассортимент и самые низкие цены в г. Красноярске ООО «Альфа Стой-Красноярск».
Положительными моментами при анализе состояния и эффективности использования материальных ресурсов торгового предприятия являются следующие:
удачное месторасположение предприятия (практически центр города);
увеличение прибыли от продажи товаров;
увеличение валовой прибыли;
увеличение фондовооруженности;
расширение ассортимента товаров;
рост торговой наценки, за счет более выгодной транспортной схемы поставки товаров, тем самым, снизив стоимость реализуемых товаров;
увеличение рентабельности от продаж;
рентабельность конечной деятельности также возросла.
Отрицательными моментами являются:
снижение производительности труда, в том числе и производительности торгово-оперативного персонала;
снижение среднемесячной заработной платы;
в отчетном полугодии с каждого рубля основных фондов не дополучена выручка, снижение фондоотдачи;
рост коэффициента использования основных фондов;
не достаточно эффективное использование основных фондов;
замедление времени обращения материальной части оборотных средств;
растут запасы товаров;
увеличение уровня издержек обращения.
В связи с выше перечисленным для руководства предприятия ООО «Альфа Строй - Красноярск» можно порекомендовать следующее:
необходимо проводить тщательный анализ и планирование ассортимента реализуемых товаров с целью снижения товарных запасов и как следствие увеличение оборачиваемости товаров;
улучшение рекламных мероприятий;
оказание дополнительных услуг по установке и монтажу дверей;
пересмотр численности работников предприятия;
в связи с ростом реализации у фабрики - изготовителя можно увеличить отсрочки по оплате отгруженного товара и (или) лимит задолженности, что позволит торговому предприятию экономить на банковском кредите;
товары по более дорогой цене (например, двери из шпона и дорогую
фурнитуру) возить только под заказ, а выставочном зале держать только образцы, что позволит высвободить оборотные средства.
Библиографический список
1. Российская Федерация. Законы. Конституция Российской Федерации. - М.: Юрид. лит., 1993. - 62 с.
2. Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс Российской Федерации: в 2 ч. - М.: ТД Элит - 2000, 2002. - 320 с.
3. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации: в 2 ч. - М.: Юрайт - М, 2002. - 462 с.
4. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций»: федеральный закон от 13 июля 2001 г. №99 - Ф3// Экономика и жизнь. - 2001.- №29. - С.7.
5. Российская Федерация. Мин-во финансов. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01: утв. приказом Министерства финансов РФ от 30 марта 2001 г. №26н // Российская газета. - 2001. - 16 мая.
6. Российская Федерация. Мин-во финансов. Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000: утв. приказом Министерства финансов РФ от 16 октября 2000 г. №91н// Экономика и жизнь. - 2000. - №48 - (приложение «Ваш партнер-консультант»).
7. Российская Федерация. Мин-во финансов. О формах бухгалтерской отчетности организаций: приказ Министерства финансов РФ от 13 января 2000 г. №4н// Нормативные Акты для бухгалтера. - 2000. - 2 марта. - С. 62-74.
8. Российская Федерация. Мин-во финансов. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99: утв. приказом Министерства финансов РФ от 06 июля 1999 г. №43Н// Экономика и жизнь. - 1999. - №35. - С.10-11.
9. Абрютина М.С. Экономический анализ торговой деятельности: учеб. пособие/ М.С. Абрютина. - М.: Дело и сервис, 2000. - 512 с.
10. Александров Ю.Л. Экономика товарного обращения: учебник/ Ю.Л. Александров, Н.Н. Терещенко; Краснояр. гос. торг. - экон. ин-т.- Красноярск, 2000. - 240 с.
11. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: учеб. пособие для вузов/ под ред. проф. Н.П. Любушина. М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2004. - 471 с.
12. Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта/ И.Т. Балабанов. - 2-е изд., доп. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 208 с.
13. Батраева Э.А. Ценообразование: учеб. пособие/ Э.А. Батраева; Краснояр. гос. торг. - экон. ин-т. - Красноярск: Универс, Союз, 2000. - 320 с.
14. Бланк И.А. Управление торговым предприятием: учебник/ И. А. Бланк - М.: ТАНДЕМ, 1998. - 145 с.
15. Валевич Р.П. Экономика торгового предприятия: учебное пособие/ Р.П. Валевич, Г.А. Давыдова. - Минск: Вышэйшая школа, 1996. - 337 с.
16. Виханский О.С. Менеджмент: учебник/ О.С. Виханский, А.И. Наумов. - 3-е изд. - М.: Гардарики, 2002. - 528 с.
17. Гиляровская Л.Т. Экономический анализ: учеб. для вузов/ Л.Т. Гиляровская. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2001. - 527 с.
18. Ефимова О.В. Анализ оборотных активов организации/ О.В. Ефимова// Бухгалтерский учет. - 2000. - №10. - С. 47-61.
19. Ефимова О.В. Оборотные активы организации и их анализ/ О.В. Ефимова //Бухгалтерский учет. - 2000. - №19. - С. 72-78.
20. Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности: учебник/ В.В. Ковалев, О.Н. Волков. - М.: Проспект, 2000. - 424 с.
21. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: учебник/ Л.И. Кравченко. - М.: Новое издание, 2003. - 526 с.
22. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: учеб. для вузов/ Л.И. Кравченко. - Минск: Вэшейшая школа, 2000. - 430 с.
23. Любушин Н.П. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебник для вузов/ Н.П. Любушин. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2000. - 471 с.
24. Парушина Н.В. Анализ внеоборотных и оборотных активов в бухгалтерской отчетности/ Н.В. Парушина // Бухучет. - 2000. - №2. - С. 52-58.
25. Пястолов С.М. Экономический анализ деятельности предприятий. учебное пособие/ С.М. Пястолов - М.: Академический Проект, 2004. - 576 с.
26. Раицкий К.А. Экономика предприятия: учебник для вузов/ К.А. Раицкий - М.: Маркетинг, 2000. - 696 с.
27. Современная экономика: учебник для вузов/под ред. О.Ю. Мамедова.- Ростов - на - Дону: Феникс, 1995. - 457 с.
28. Соловьева Н.А. Анализ основных средств и эффективности их использования: учеб. пособие/ Н.А. Соловьева, Е.А. Медведева.; Краснояр. гос. торг. - экон. ин-т.- Красноярск, 2003. - 100 с.
29. Смирнова А.М. Основные фонды и инвестиции торгового предприятия: учеб. пособие для студентов всех форм обучения специальности 060800 «Экономика и управление на предприятии торговли и общественного питания»/ А.М. Смирнова; Краснояр. гос. торг. - экон. ин-т. - Красноярск: РИО КГПУ, 2000, - 86 с.
30. Терещенко Н.Н. Эффективность деятельности торгового предприятия: теория, методология, практика оценки: Монография/ Н. Н. Терещенко, О. Н. Емельянова; Краснояр. гос. торг. - экон. ин-т. - Красноярск, 2004. - 229 с.
31. Торговое дело: экономика и организация: учебник для вузов/ под общ. ред. Л.А. Брагина, Т.П. Данько. - М.: ИНФРА - М, 1997, - 256 с.
32. Управление организацией: учебник/ под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА - М, 2002. - 669 с.
33. Чаплина А.Н. Менеджмент в торговле: учеб. пособие/ А.Н. Чаплина, И.В. Кошелева; Краснояр. гос. торг. - экон. ин-т. - Красноярск, 2004. - 212 с.
34. Чаплина А.Н. Разработка и обоснование стратегии развития организации: учеб. пособие/ А.Н. Чаплина, И.В. Кошелева; Краснояр. гос. торг. - экон. ин-т. - Красноярск, 1999. - 150 с.
35. Чаплина А.Н. Система управления коммерческой деятельностью: учеб. пособие/ А.Н. Чаплина, Н.В. Федотова; Краснояр. гос. торг. - экон. ин-т. - Красноярск, 2000. - 50 с.
36. Чурилов С.В. Анализ собственного оборотного капитала/ С. В. Чурилов //Бухгалтерский учет. - 2000. - №5. - С.76-78.
37. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: учебник/ под общ. ред. А.Н. Соломатина - М.: ИНФРА - М, 2002. - 292 с.
38. Экономика торгового предприятия: учебник для вузов./ под ред. А.И. Гребнева. - М.: Экономика, 1996. - 238 с.
39. Экономика предприятия торговли: учебное пособие. В 2ч. Ч.1./ Ю. Л. Александров, Э.А. Батраева, И.В. Петрученя и др.; Краснояр. гос. ун-т.- Красноярск, 2002. - 258 с.
Приложение 1
Анкета по выявлению структурных недостатков в торговом предприятии ООО «Альфа Строй - Красноярск»
| |||
Симптомы структурных недостатков | Ваша организация |
| |
| ДА | НЕТ |
|
А | 1 | 2 |
|
Заметны ли Вам плохое моральное состояние и слабая мотивация? Если да, то возможные причины этого предлагаются в следующих вопросах: Кажутся ли Вам решения не последовательными, не соотнесенными со стандартными правилами и критериями? Понимают ли сотрудники, чего от них хотят и каким образом может быть определен их вклад? Могут ли являться определенные работники объектом конкурентного давления других сотрудников из-за того, что нет стандартных правил определения приоритетов? Есть ли сотрудники, имеющие слишком большую нагрузку из-за того, что они выполняют работы, которые следовало бы выполнять другим? Запаздывает ли принятие решения, является ли оно недостаточно качественным? Если да, то возможные причины этого предлагаются в следующих вопросах: Поступает ли жизненно важная информация к сотрудникам, принимающим решения, с опозданием (возможно, из-за чрезмерно развитой иерархии)? Изолированы ли те, кто принимает решения, в своих структурных подразделениях организации из-за отсутствия адекватных средств координации их деятельности? Перегружены ли сотрудники, которые принимают решения, из-за того, что они не способны передать другим часть своих полномочий? Верно ли, что у Вас нет адекватных процедур для оценки результатов решений, принятых в прошлом подобных тем, которые принимаются сейчас? Имеют ли место заметные конфликты и недостаточность координации? Если да, то возможные причины, связанные со структурой, предлагаются в следующих вопросах: Имеют ли отдельные сотрудники или группы сотрудников конфликтные цели, не связанные с общей политикой организации в отношении целей и приоритетов? Были ли упущены возможности координации деятельности определенных групп с помощью создания бригад или использования других механизмов связи? Участвуют ли сотрудники, выполняющие производственную работу, в планировании? Возрастают ли расходы (независимо от инфляции), особенно в административной сфере? Возможные причины, связанные со структурой: Считаете ли Вы, что в вашей организации слишком много "вождей" по сравнению с числом "индейцев"? Считаете ли Вы, что имеется слишком много канцелярской работы и процедур, отвлекающих от производительного труда и требующих дополнительного административного штата? Считаете ли Вы, что организация не реагирует новаторски на изменение обстоятельств? Возможные причины этого, связанные со структурой? Есть ли у Вас специалист, который следит за изменениями некоторых факторов окружающей среды и способствует организационным нововведениям? Является ли поддержка вышестоящими органами нововведений и планирования изменений достаточной? Имеет ли место недостаточная и неправильная координация между сотрудниками, которые отвечают за новые рынки сбыта, и теми, кто разрабатывает способы насыщения этих рынков (например, между сбытом и исследовательской работой)? | 6 2 2 2 7 2 5 5 2 3 7 2 2 3 | 10 9 11 9 |
|
|
|
|
|
Приложение 2
Анкета по выявлению организационной культуры
| ||
АНКЕТА | Средний балл |
|
А | 1 |
|
1. Хороший начальник Сильный, решительный и твердый, но справедливый, защищает преданных подчиненных, великодушен и снисходителен к ним. Объективный и точный, избегает использовать власть в своих интересах, требует от подчиненных только то, что соответствует должностным обязанностям. Избегает противоречий, легко поддается влиянию в вопросах, касающихся выполнения задачи, использует власть для получения ресурсов, необходимых для выполнения работы. Заботится о личных нуждах других, использует свое положение для обеспечения возможностей, стимулирующих работу подчиненных. 2. Хороший подчиненный Угодливый, трудолюбивый и преданный интересам своего начальника. Ответственный и надежный, выполняет свои обязанности и избегает действий, беспокоящих начальника. Желает внести свой вклад в решение задачи, выдвигает идеи и предложения, тем не менее, охотно уступает первенство другим, более компетентным и способным. Крайне заинтересован в развитии своих потенциалов, нет предубеждений против получения помощи, учебы, уважительно относится к нуждам и ценностям других, охотно помогает сам. 3. Хороший член организации, прежде всего, выполняет: Личные приказания начальника. Обязанности, требования своей собственной роли и следует привычным образцам поведения личности. Действия, требования, вытекающие из задачи или профессии и из возможностей, энергии и материальных ресурсов. Личные интересы. 4. Люди, которые преуспевают в организации Расчетливы, соперничают друг с другом, с сильными устремлениям к власти. Добросовестные и ответственные, с глубоким чувством преданности организации. Компетентные и полезные, с большим желанием сделать дело. Эффективны и компетентны в личностных взаимоотношениях, желающие помочь росту и развитию других сотрудников. 5. Отношение организации к сотруднику Так, как будто его время и энергия находятся в распоряжении лиц, стоящих выше по служебной лестнице. Временем и усилиями сотрудников организации распоряжается в рамках контракта, имеющего права и обязанности с обеих сторон. Как к партнеру, связывающему свои умения и способности с общим делом. Как к интересному и ценному человеку со своими правами. | 4,0 2,1 3,0 4,0 2,9 3,2 4,3 4,0 3,8 3,1 4,9 2,0 2,4 3,6 4,8 3,8 2,1 3,8 4,9 3,9 |
|
6. Сотрудниками управляют и на них влияют: Личным проявлением экономической и политической силы (награды и наказания). Безналичным проявлением экономической и политической силы, чтобы навязать методы и нормы выполнения работ. С помощью обещания и обсуждения требований, выдвигаемых задачей и ведущих к достижению цели путем соответствующей деятельности, мотивированной личностью. Внутренний интерес и удовлетворение от предстоящей работы и /или участие, забота о нуждах других людей, вовлеченных в эту деятельность. 7. Один сотрудник имеет право контролировать деятельность другого, Если у этого сотрудника больше авторитета и власти в организации. Если ему предписано руководить другими. Если у него больше знаний о выполняемой задаче. Если другой понимает, что помощь и руководство первого может способствовать его росту и знаниям 8. Основание для постановки задачи Личные нужды и мнение тех, кто находится у власти. Формальное распределение должностных обязанностей и ответственности в системе. Требования к ресурсам и экспертные оценки для выполнения работы. Личные желания и необходимость приобретения знаний отдельными членами организации. | 4,1 3,1 4,0 3,1 3,3 3,9 4,8 3,0 3,1 3,8 3,8 3,6 |
|
9. Работа совершается из-за: Получения вознаграждения, страха наказания или личной преданности отдельным влиятельным лицам. Соблюдения договорных обязательств, подкрепленных санкциями и личной преданностью организации или системе. Удовлетворения от работы и достижений и/или из-за личной преданности идее. Любви к работе ради самой работы и интерес и уважение к запросам и ценностям сотрудников. 10. Люди работают вместе, Когда этого требует вышестоящее руководство или когда понимают, что могут использовать друг друга для личной выгоды. Когда координация и обмен определяются формальной системой. Когда их совместный вклад необходим для достижения цели. Когда сотрудничество лично принято, стимулирует и вызывает на соревнование. 11. Соперничество За личную власть и выгоду. За положение с высоким статусом в формальной системе. За максимальный вклад в выполнение задач. За внимание к чьим-либо личным запросам 12. Конфликт Контролируется вмешательством высшего руководителя и часто им поощряется, чтобы сохранить свою власть. Подавляется ссылкой на правила, процедуры поведения и определения ответственности. Разрешается через обсуждение качества результатов работы. Разрешается с помощью открытого и глубокого обсуждения личных запросов и ценностей. 13. Решения Принимаются лицом, обладающим большей властью. Принимаются лицом, которое обязано это делать. Принимаются лицами, которые лучше других знакомы с задачей. Принимаются сильно вовлеченными лицами, на которых влияет результат. | 3,1 4,7 3,9 3,0 1,9 3,9 4,8 3,3 2,2 4,1 4,0 3,2 1,3 3,2 4,8 4,0 3,3 3,9 4,7 4,0 |
|
14. Соответствующее управление и информационная структура Приказ идет сверху вниз в простой пирамиде, так, что любой, находящийся выше в пирамиде, имеет власть над тем, кто ниже; информация распространяется вверх посредством последовательных распоряжений. Директивы распространяются сверху вниз и информация идет вверх в пределах функциональных пирамид, которые соединяются вверху; власть и ответственность ограничиваются сотрудниками, расположенными в пирамиде; перекрестный функциональный обмен не ограничен. Информация о требованиях, предъявляемых к задаче, и проблемах идет из центра, решающего задачу, вверх и наружу, причем те, кто понимает лучше всего проблему, определяют необходимые ресурсы и поддержку от остальной части организации; координирующий совет может установить порядок очередности и уровни ресурсов на основе информации от всех центров задачи. Структура должна изменяться в соответствии с природой и местом задачи. Информация и влияние идут от человека к человеку на основе связей, в которые свободно вступают ради работы, знаний, взаимной поддержки и удовольствия; координирующая функция может установить общие уровни взносов вкладов), необходимых для сохранения организации. Эти задачи определяются общим соглашением. 15. На окружение реагируют так словно это Джунгли, где все против всех, и тот, кто не эксплуатирует других, сам эксплуатируется. Упорядоченная и рациональная система, где конкуренция ограничена законом, а конфликты разрешаются путем переговоров и компромиссов. Совокупность неопределенных форм и систем, которые нужно переформировать и улучшить путем организации. Комплекс потенциальных опасностей и помощи. | 2,2 3,2 4,7 3,8 2,2 3,8 3,4 3,1 |
|
|
|
|