Взаимодействия спроса и предложения как фактор развития рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 23:35, курсовая работа

Описание работы

Задачей данной работы является: ознакомиться с сущностью экономических категорий и законами спроса и предложения; рассмотреть графические интерпретации изменения объема и характера спроса и предложения в зависимости от цены и неценовых факторов; определить как спрос и предложение воздействует на равновесную цену; объяснить наклон кривых совокупного спроса и совокупного предложения; показать взаимосвязь совокупных спроса и предложения.

Содержание

Введение 5
1. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ 6
1.1 Сущность спроса и предложения 6
1.2 Законы спроса и предложения 14
2. ВЗАИМОСВЯЗЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЫНКА 23
2.1 Равновесная цена. Воздействие спроса и предложения на цену 23
2.2 Кривые совокупного спроса и совокупного предложения 29
2.3 Взаимосвязь совокупных спроса и предложения 37
Заключение 40
Библиографический список 43

Работа содержит 1 файл

2.docx

— 105.65 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение 5

1. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ 6

1.1 Сущность спроса и предложения 6

1.2 Законы спроса и предложения 14

2. ВЗАИМОСВЯЗЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЫНКА 23

2.1 Равновесная цена. Воздействие спроса и предложения на цену 23

2.2 Кривые совокупного спроса и совокупного предложения 29

2.3 Взаимосвязь совокупных спроса и предложения 37

Заключение 40

Библиографический список 43 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

            Говоря об управлении конкурентоспособностью  на современных мировых рынках  и о стратегиях развития бизнеса,  нельзя не остановиться на  вопросах, связанных с взаимодействием  спроса и  предложения. Предложение выступает одним из основных элементов рынка, материальной основой удовлетворения спроса населения, обеспечения непрерывности процесса товарного производства.

      Особенность рыночного механизма в переходной экономике состоит в том, что  каждый его элемент теснейшим  образом связан с ценой, которая  служит основным инструментом, воздействующим на спрос и предложение. Целью данной курсовой работы - показать как взаимодействие спроса и предложения способствует координации рыночных сил.

      Задачей данной работы является: ознакомиться с сущностью экономических категорий и законами спроса и предложения; рассмотреть графические интерпретации изменения объема и характера спроса и предложения в зависимости от цены и неценовых факторов; определить как спрос и предложение воздействует на равновесную цену; объяснить наклон кривых совокупного спроса и совокупного предложения; показать взаимосвязь совокупных спроса и предложения.

      Предметом курсовой работы выступает совокупность экономических отношений, возникающих  между производителями и потребителями  товаров и услуг в результате взаимодействия спроса и предложения.

      Работа  состоит из введения, двух разделов, первый из которых раскрывает спрос  и предложение как экономические  категории, а второй – взаимосвязь  этих категорий как фактор развития рынка, заключения, где сформулированы основные теоретические и аналитические  выводы, списка используемых источников. 
 

  1. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ  КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЕ  КАТЕГОРИИ
    1. Сущность спроса и предложения

     Понятие спроса

     Спрос — это потребность в товарах и услугах, обеспеченная необходимыми денежными и другими платежными средствами. Спрос определяет, что покупать на рынке и в каком количестве; на стороне спроса — деньги. На рынке покупатели (потребители) хотят купить товар и удовлетворить свою потребность. Спрос покупателей на определенный товар зависит от множества факторов: денежного дохода и роста населения, от размера рынка, льгот потребителю, субъективных вкусов потребителей, наличия товаров-субститутов (товаров-заменителей) и др. Но главным фактором, определяющим спрос, является цена (покупатели всегда хотят купить товар дешевле, а продавцы — продать дороже). Покупатель предлагает цену спроса — предельно максимальную цену, за которую он согласен купить товар. Выше эта цена подняться не может, так как у покупателя нет больше денег. Следовательно, при неизменности всех других факторов у покупателя существует определенное соотношение между рыночной ценой товара и величиной спроса на него.

     Высокая цена товара ограничивает спрос на него, уменьшение цены на этот товар, как  правило, обусловливает возрастание  спроса. Эту взаимосвязь между  ценой и количеством покупаемого  товара можно отразить на графике.

     Если  цены за единицу товара (P) отложим на оси ординат, а количество товара, на которое предъявляется спрос (Q), - по оси абсцисс, то получим график кривой изображенный на рисунке 1.

     Спрос не остается неизменным. При этом необходимо различать изменения величины спроса (объема спроса) и изменение спроса (характера спроса). Величина спроса меняется тогда, когда меняется только цена данного товара. Характер спроса меняется тогда, когда изменяются неценовые факторы, которые принимались ранее постоянными:

                                       

      Рисунок 1 – Спрос

      Условные  обозначения:

      D – кривая спроса.

1. Изменение  вкусов покупателей. Пример: физическое  здоровье становится все более  популярным, а это повышает спрос  на кроссовки и велосипеды.

2. Изменение  числа покупателей. Пример: сокращают  импортные квоты на американское  телекоммуникационное оборудование, тем самым, повышая спрос на  такое оборудование; снижение уровня  рождаемости уменьшает спрос  на образование.

3.  Изменение  дохода. Пример: увеличение доходов  повышает спрос на такие нормальные  товары, как сливочное масло, омары,  филе, и снижает спрос на такие  товары низкой категории, как  капуста, репа, восстановленные автомобильные  шины,  ношеная одежда.

4. Изменение  цен на товары-субституты и  комплементарные товары (взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары). Пример: снижение тарифов на пассажирские авиаперевозки сокращает спрос на поездки автобусным транспортом; сокращение цены на видеомагнитофоны повышает спрос на видео кассеты.

5.  Изменение  в ожиданиях потребителей. Пример: неблагоприятная погода в Южной  Америке порождает ожидания более  высоких в будущем цен на  кофе и тем самым повышает  текущий спрос на кофе.

      Графически  изменения объема спроса выражаются в «движении по кривой спроса». Изменение  же спроса выражается в «движении  самой кривой спроса», в ее смещении. Это представлено на рисунке 2.

      Так при изменении цены с P1 до P2, когда все факторы, кроме цены, постоянны, движение осуществляется вниз по кривой спроса, увеличивая количество покупаемого товара от Q1 до Q2. Изменение же спроса (сдвиг кривой спроса D1 вправо в положение D2) показывает, что покупатели приобретают больше продукции при каждой цене. Так, при той же цене P1 покупатель будет приобретать уже количество товара, равное Q2 > Q1.

      

Рисунок 2 – Изменение величины спроса изменение  спроса

      Условные  обозначения:

         1 – изменение объема спроса;

                                                  2 – изменение спроса.

     Целесообразно отметить, что спрос на различные  товары различается по степени чувствительности к изменению факторов, определяющих их. Мерой такого изменения служит коэффициент эластичности спроса.

      Коэффициент эластичности спроса по цене определяется как отношение роста объема спроса или количества приобретаемого товара (в %) к снижению цен (в %), расчет производится по формуле (1) . 
 

                                                                Q%

                                                Kэ с  =                                                                      (1)

                                                                P%

      где                           Кэс – коэффициент эластичности спроса, %;                     

                                         Q% - процентное изменение количества товара;

                                         P% - процентное изменение цены.

      Эластичность  спроса по цене характеризует степень  зависимости объема покупаемого  товара (Q) от колебания рыночных цен (Р). Качественно можно выделить три варианта этой зависимости. Когда снижение цены (Р) вызывает такое увеличение (Q), что общая выручка (Р х Q) возрастает, то говорят об эластичном спросе или о том, что эластичность спроса больше единицы. Когда же снижение цены (Р) в точности компенсируется соответствующим рынком (Q), так что общая выручка (Р х Q) остается неизменной, то речь идет о единичной эластичности спроса или о том, что эластичность спроса равна единице. И, наконец, когда снижение цены (Р) обусловливает незначительный рост (Q) так, что общая выручка (Р х Q ) падает, то мы имеем дело с неэластичным спросом, или с тем, что эластичность спроса меньше единицы (но больше нуля).

      Эластичность  спроса зависит от многих факторов. Она, как правило, выше на товары, на которых больше заменителей (субститутов). Одним из самых неэластичных товаров  является соль, так как ее нельзя заменить другим товаров. Эластичность спроса на товары тем выше, чем больше разнообразных возможностей его  использования. Чем насущнее потребность, удовлетворяемая товаром, тем ниже эластичность спроса на него. На эластичность спроса оказывают влияние возможность  доступа к товару. Чем более  ограничен этот доступ, тем ниже эластичность спроса на такой товар. Более эластичным становится спрос  на товары с течением времени.

      На  эластичность спроса влияет не только цена товара, но и другие факторы, например доходы покупателей. Поэтому можно  говорить об эластичности спроса по доходу, которая характеризует степень  чувствительности спроса на тот или другой товар к изменению доходов потребителей. Коэффициент эластичности спроса по доходу показывает, на сколько процентов увеличится (уменьшится) спрос при увеличении (уменьшении) доходов потребителя на 1%.

      Итак, спрос отражает, с одной стороны, потребность покупателя в некоторых  товарах или услугах, желание  приобрести эти товары или услуги в определенном количестве и, с другой стороны, возможность оплатить покупку  по ценам, находящимся в пределах «доступного» диапазона.

      Эластичный  спрос, неэластичный спрос, единичная  эластичность спроса выступают показателями относительной зависимости реализации товара от изменения цены. Высокая  эластичность спроса означает, что  покупатели чрезвычайно чувствительны  к любому изменению цены. Спрос  является неэластичным, когда процентное изменение величины спроса меньше процентного  изменения цены.

      Знание  эластичности спроса по цене имеет  важное значение для поведения предпринимателя, выбора цены. Если спрос на товар эластичен, то производителю выгодно понижение цены, так как в этом случае его выручка будет возрастать. Когда же спрос на товары неэластичен, то производителю выгодно повышать цену на него, так как только в данном случае выручка может увеличиться. 

      Понятие предложения

      Предложение - это совокупность товаров и услуг, которые находятся на рынке или могут быть доставлены на него. Это тот объем произведенной продукции, который производители готовы продать потребителям по определенным ценам. Иначе, предложение – это желание и способность продавцов поставлять на рынок товары и услуги для продажи в зависимости от их цены. Объем предложения обычно увеличивается с ростом цены товара.

      Предложение можно определить как шкалу, показывающую разные количества продукта, которые  производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по каждой конкретной цене из ряда возможных цен в течение определенного периода времени [8 с. 67].

      Шкала предложения отражает зависимость  между объемом предложения товара и его ценой. Другие факторы, такие  как цены производственных ресурсов и имеющиеся производственные технологии, которые могут повлиять на объем  предложения остаются неизменными  при построении шкалы предложения.

Информация о работе Взаимодействия спроса и предложения как фактор развития рынка