Взаимодействия спроса и предложения как фактор развития рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 23:35, курсовая работа

Описание работы

Задачей данной работы является: ознакомиться с сущностью экономических категорий и законами спроса и предложения; рассмотреть графические интерпретации изменения объема и характера спроса и предложения в зависимости от цены и неценовых факторов; определить как спрос и предложение воздействует на равновесную цену; объяснить наклон кривых совокупного спроса и совокупного предложения; показать взаимосвязь совокупных спроса и предложения.

Содержание

Введение 5
1. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ 6
1.1 Сущность спроса и предложения 6
1.2 Законы спроса и предложения 14
2. ВЗАИМОСВЯЗЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЫНКА 23
2.1 Равновесная цена. Воздействие спроса и предложения на цену 23
2.2 Кривые совокупного спроса и совокупного предложения 29
2.3 Взаимосвязь совокупных спроса и предложения 37
Заключение 40
Библиографический список 43

Работа содержит 1 файл

2.docx

— 105.65 Кб (Скачать)

      Оно характеризует экономическую ситуацию на рынке со стороны продавцов. В  каждый данный момент положение производителей, предлагающих свой товар на рынке, неодинаково. Некоторые произвели много товаров, а другие – мало. Одни из них затратили  на их производство меньше средств производства и труда. У других эти затраты на единицу продукции оказались более высокими. Но, оказавшись на рынке, все они, каковы бы ни были их производственные издержки, стремятся получить самую высокую прибыль. При этом, чем выше цена товара, тем активнее они будут пытаться продать большее количество товара, т.е. увеличивать предложение (при наличии конкурентов).

      Отметим, что на рынке складывается определенное соотношение между рыночными  ценами и количеством товаров, которое  производители желают предложить покупателям. Эту зависимость можно отразить графически, применив систему координат. Пусть ось абсцисс (Q) служит для обозначения количества товара, доставленного на рынок, а ось ординат обозначает движение цены (P), это изображено на рисунке 3. График предложения получит форму кривой предложения S (от “supply” – предложение).

  P, руб. S 
 

 Q, ед. 

                                       Рисунок 3 – Предложение

      Условные  обозначения:  S – кривая предложения.

                                      

      Если  кривая спроса устанавливает отношение  между ценами и тем количеством  товаров, которое потребители желают купить, значит, кривая предложения  характеризует отношение между  рыночными ценами и тем количеством  продукции, которое производители  изъявляют готовность произвести и  продать. При этом, в отличие от кривой спроса, кривая предложения обычно поднимается вправо вверх. При возрастании цены действует тенденция к увеличению предложения.

      Объем предложения товара – это количество товара, которое продавцы желают продать  за некоторый период (например, день или год). Объем предложения зависит  от цены товара и других факторов, прежде всего от цен используемых в производстве ресурсов и имеющихся в распоряжении продавцов производственных технологий [17 с. 43].

      Степень изменения объема предложения в  зависимости от увеличения цены характеризует  эластичность предложения. Мерой этого  изменения является коэффициент  эластичности предложения, рассчитываемый как отношение объема предложения (в %) к росту цен (в %), что показано в формуле (2) [23 с. 111].

                                                               Q%

                                                Kэп=                ,                                                         (2)

                                                               P%

      Эластичность  предложения служит показателем  относительного изменения предложения (Q) в соответствии с относительным изменением рыночной цены. Если предлагаемое количество товара (Q) остается неизменным, то мы имеем дело с неэластичным предложением. Когда же малейшее уменьшение цены товара (Р) вызывает сокращение предложения (Q) до нуля, а малейшее увеличение (Р) обусловливает увеличение предложения, то имеем дело с абсолютно эластичным предложением.

      Эластичность  предложения меняется под воздействием технического прогресса, изменения  качественного и количественного  состава используемых ресурсов. Усиление ограниченности ресурсов, применяемых при производстве того или иного товара, ведет к уменьшению значения эластичности предложения.

      По  способности производителя отреагировать  на рыночную ситуацию выделяют три  периода: краткосрочный, среднесрочный  и долгосрочный.

      В краткосрочном периоде фирма  не в состоянии осуществить какие-либо изменения в объеме выпускаемой  продукции, какая бы ни сложилась  рыночная цена. В результате этого  предложение может подстраиваться под спрос, изменяя только цену. Кривая предложения занимает в этом случае вертикальное положение. Это означает, что предложение в краткосрочном  периоде абсолютно не эластично.

      В среднесрочный период предприятие  имеет возможность подстроиться под спрос, используя ближайшие  резервы, повышая объем производства за счет большей нагрузки оборудования, интенсификации труда и продажи  имеющихся запасов. Кривая предложения  в этом случае отклоняется от строго вертикального положения в направлении, определяемом законом предложения. Эластичность предложения становится положительной, больше нуля.

      В долгосрочный период производители  могут перестроить производство за счет замены старого оборудования на новое, более производительное, расширить  производственные мощности. В случае повышения цен происходит приток новых фирм в отрасль, производящую данный товар. В долгосрочный период эластичность предложения будет  выше, чем в двух предыдущих случаях, она достигает максимальной величины.

      Итак, товары, на которые потребитель предъявляет  спрос, создает и предлагает производитель. Совокупность товаров, выносимых им на рынок, и образует предложение.

      Объем предложения каждого производителя, как правило, меняется в зависимости  от цены. Если цена окажется низкой, то продавцы предложат мало товаров, придержав  их на складе. Если же цена будет высокой, то они предложат рынку много  товара. Когда же цена существенно  возрастет и окажется очень высокой, производители постараются увеличить предложение товара.  

    1. Законы спроса и предложения

      Закон спроса. Изменение кривой спроса

     Закон спроса характеризует обратную связь  между величиной спроса и ценой  товара. Он гласит, что при прочих равных условиях величина спроса находится  в обратной зависимости от изменения  цены единицы товара. Прочие равные условия означают, что в данном случае не учитываются все неценовые  факторы, влияющие на спрос.

        Обратная зависимость динамики  спроса от уровня цен определяется  тремя причинами: во-первых, снижение  цен увеличивает число покупателей;  во-вторых, снижение цен расширяет  покупательскую способность потребителей; в-третьих, насыщение рынка приводит  к снижению полезности дополнительной  единицы продукта (закон убывающей  предельной полезности), поэтому  покупатели готовы приобретать  дополнительную единицу товара  только по более низкой цене. Более низкая цена позволяет  покупателям приобретать еще  большее количество товара и  дает возможность тем, кто раньше  не мог себе позволить покупку,  приобретать этот товар. Кривая  спроса идет вниз, поскольку потребитель  обычно предпочитает покупать  больше, если цена ниже.

   Действие  закона спроса объясняет существование  эффекта дохода и эффекта замещения. Эффект дохода выражается в том, что  при снижении цены товара потребитель  чувствует себя богаче и хочет  приобрести большее количество товара. Эффект замещения состоит в том, что при снижении цены товара потребитель  стремится заместить подешевевшим товаром другие, цены на которые  не изменились. Действие закона спроса ограничено в следующих случаях:

  1. При ажиотажном спросе, вызванном в ожидании повышения цен.
  2. Для некоторых редких и дорогих товаров, покупка которых является средством накопления.
  3. При переключении спроса на более новые и качественные товары.

      Графически  закон спроса представлен в виде так называемых кривых спроса, отражающих в форме графика связь, функциональную зависимость между величиной  спроса и ценой, то есть шкалу спроса. Типичные кривые спроса представлены в виде графиков на рисунке 4.

      На  графике кривые отлого опускаются. Они иллюстрируют закон падающего  спроса, который сформулировал Антуан Огюстен Курно в своей работе "Исследование математических принципов теории богатства". Суть этого закона состоит в том, что если цена какого-либо товара повышается при неизменности других условий рынка, то спрос на этот товар уменьшается. Или, что то же самое, если на рынок поступает большее количество товаров, то при прочих равных условиях цена на него уменьшается. Другими словами, величина спроса возрастает при снижении цены и уменьшается при повышении цены [23 с. 108].

      

      Рисунок 4 – Кривые спроса

      Как видно из графика D0, по мере увеличения цены от значения Р1 до значения Р6 величина спроса уменьшится от значения Q1 до значения Q6 в соответствии с законом спроса. Подчеркнем еще раз, что кривая спроса характеризует зависимость объема, величины спроса только от цены при прочих равных условиях. Если эти условия меняются, то происходит смещение,  сдвиг  всей   кривой  спроса,  т.е.  изменяется  не  величина спроса в зависимости от цены, а спрос целиком в зависимости от других, неценовых факторов. Так, рост цен в связи, скажем, со всплеском моды или увеличением дефицитности товара приводит к смещению исходной кривой D0 вправо, в положение D1, при тех же ценах спрос становится больше, а той же величине спроса соответствует большая цена. При падении моды спрос падает, кривая спроса D0 смещается влево, в положение D2, и тем же ценам соответствует более низкий спрос, а той же величине спроса – более низкая цена.

      Кривые спроса позволяют установить не только объем спроса, соответствующий данной цене товар, но и выяснить чувствительность величины спроса к изменению цены на товар. Степень зависимости величины спроса от цены товара именуют эластичность спроса. Если величина спроса сильно реагирует на изменение цены, то говорят о высокой эластичности спроса, если же величина спроса мало меняется при изменении цены, то говорят о низкой эластичности. Проиллюстрируем высказанные положения графически. На рисунке 5 приведены кривые спроса (для упрощения они изображены в виде прямолинейных отрезков, отражающих случай линейной зависимости величины спроса от цены), обладающие разной эластичностью.

      

      Рисунок 5 – Кривые спроса с разной эластичностью

      Кривая 1 характеризует неэластичный спрос, при котором величина спроса остается постоянной, равной Q1 при практически любой цене. Такая реакция свойственна спросу на товары самой первой необходимости, скажем, хлеб, соль, спички. Объем спроса на них сохраняется практически неизменным вне зависимости от цен.

      Кривая 4 соответствует предельно эластичному  спросу, при котором покупатель готов  приобретать товар в определенном количестве по цене, равной (или меньшей) Р1, но полностью отказывается от покупки по цене, превосходящей Р1. Такой случай соответствует спросу на товары первой необходимости при четко заданных ограничениях на величину денежных расходов, связанных с покупкой данного товара.

      Кривая 2 иллюстрирует низкоэластичный спрос, величина которого слабо изменяется с ценой, а кривая 3 – высокоэластичный  спрос, величина которого весьма чувствительна к цене.

      Надо  различать индивидуальные кривые спроса, отражающие реакцию индивидуального  покупателя на цены, рыночные кривые, характеризующие  объем спроса на данный товар всех покупателей рынка, и функцию  совокупного спроса, отражающую интегрированный  спрос в масштабах хозяйства страны, то есть всех покупателей на все товары (это макроэкономическая зависимость) [6 с. 91].

      Закон спроса действует в полной мере только в определенных условиях, прежде всего  применительно к конкурентному  рынку. Действие закона может проявляться  по-разному в зависимости от того, какова настоятельность потребности  в товаре. Если покупатель способен уменьшить потребление данного  товара, кривая спроса крутая, если же потребность в определенном количестве товара настоятельная, то кривая более плавная.

      Теоретически  вполне возможно существование товаров, не подчиняющихся закону спроса, величина спроса на которые возрастает      при увеличении цены. Их называют «товарами  Гиффена» [6 с. 92]. Предпринималось много попыток обнаружить такие товары. В реальной жизни нередки случаи, когда рост цены на товар увеличивает спрос на него, так как людям кажется, что рост цены отражает высокое качество товара. Но поскольку в данном случае проявилось действие не собственно цены, а других факторов, то подобные товары не принято считать товарами Гиффена. 

Информация о работе Взаимодействия спроса и предложения как фактор развития рынка