Взаимодействия спроса и предложения как фактор развития рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 23:35, курсовая работа

Описание работы

Задачей данной работы является: ознакомиться с сущностью экономических категорий и законами спроса и предложения; рассмотреть графические интерпретации изменения объема и характера спроса и предложения в зависимости от цены и неценовых факторов; определить как спрос и предложение воздействует на равновесную цену; объяснить наклон кривых совокупного спроса и совокупного предложения; показать взаимосвязь совокупных спроса и предложения.

Содержание

Введение 5
1. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ 6
1.1 Сущность спроса и предложения 6
1.2 Законы спроса и предложения 14
2. ВЗАИМОСВЯЗЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЫНКА 23
2.1 Равновесная цена. Воздействие спроса и предложения на цену 23
2.2 Кривые совокупного спроса и совокупного предложения 29
2.3 Взаимосвязь совокупных спроса и предложения 37
Заключение 40
Библиографический список 43

Работа содержит 1 файл

2.docx

— 105.65 Кб (Скачать)

        Уровень 

                цен S

        

                  Р1

      

                  Р2

        

      

                                                                                                                             Объем выпуска

      Рисунок 11 – Долгосрочная кривая совокупного  предложения 
 
 
 
 
 
 
 

      Уровень                                                                    

               цен S

                  Р1

      

                  Р2

        

      

                                                 Q1              Q2                                Объем выпуска

      Рисунок 12 – Краткосрочная кривая совокупного  предложения

      Каковы  причины прямой зависимости между  уровнем цен и объемом выпускаемой  продукции? Рассмотрим три теории, объясняющие  положительный наклон краткосрочной  кривой совокупного предложения.

      Неоклассическая теория неверных представлений. Теория основывается на работах экономистов  Милтона Фридмена и Роберта Лукаса. Согласно этой концепции, изменения общего уровня цен могут временно вводить в заблуждение поставщиков относительно ситуации на рынках продукции, обусловливая неверную реакцию производителей, в результате чего кривая совокупного предложения имеет положительный наклон [11 c. 687].

      Предположим, что общий уровень цен упал ниже ожидаемого производителями уровня. Поставщики могут ошибочно полагать, что изменились относительные цены на выпускаемую ими продукцию. Например, фермеры отметят падение цены на пшеницу прежде, чем они зафиксируют  снижение цен на большинство потребительских  товаров и промышленное оборудование. Поставщики вполне логично предполагают, что эффективность производства зерновых временно снизилась; реакция  фермеров заключается в уменьшении предложения пшеницы. Рабочие заметят  снижение номинальной заработной платы  прежде, чем они обнаружат, что  уменьшились цены и на приобретаемые  ими товары. Они делают вывод, что  вознаграждение за их работу временно сократилось, и реагируют на изменение  экономической ситуации уменьшением количества предлагаемого труда. В обоих случаях понижение уровня цен порождает неверные представления поставщиков об относительных ценах, что побуждает их уменьшить объем предлагаемых товаров и услуг.

      Кейнсианская теория жесткой заработной платы. Другое объяснение положительного наклона краткосрочной кривой совокупного предложения основано на работах Джона Мейнарда Кейнса. Согласно Кейнсу и его последователям, кривая совокупного предложения имеет положительный наклон потому, что в краткосрочном периоде заработная плата изменяется очень медленно, иными словами, она отличается «жесткостью». В какой-то степени жесткость номинальной заработной платы объясняется долгосрочными контрактами между рабочими и фирмами, в которых фиксирован ее размер. Кроме того, замедленная реакция может быть связана с принятыми нормами и понятиями о справедливости, которые влияют на установление заработной платы и почти неподвластны времени [11 c. 688].

      Представим, что фирма выплачивает рабочим  номинальную заработную плату, основанную на ожидании определенного уровня цен. Если уровень цен Р оказывается ниже ожидаемого, а номинальная заработная плата остается жестко равной W, реальная заработная плата W/P оказывается выше запланированной фирмой величины. Т.к. заработная плата составляет основную часть издержек производства фирмы, высокие реальные заработки означают их повышение. Реакция фирмы заключается в сокращении числа работников и снижении объемов производства товаров и услуг. Другими словами, жесткость заработной платы означает, что при низком уровне цен на товары производство становится менее выгодным, что побуждает фирму к снижению объема предлагаемых товаров и услуг.

      Неокейнсианская теория жестких цен. Еще одна теория, объясняющая краткосрочную кривую совокупного предложения. В отличии от Кейнса, неокейсианцы подчеркивают инертность к изменениям экономических условий не только заработной платы, но и цен на другие товары и услуги, связывая ее с издержками регулирования цен, т.е. издержками «меню»: стоимостью печати и распространения каталогов, а также временем  требующимся на изменение ценников. В результате цены на товары и услуги, также как и заработная плата, в краткосрочном периоде отличаются жесткостью [11 c. 688].

      Предположим, что каждая фирма основываясь на собственной оценке экономической ситуации, заранее объявляет цены на свои товары, после чего в экономике происходит непредвиденное сокращение предложения денег, которое ведет к снижению общего уровня цен в долгосрочном периоде. В изменившихся условиях некоторые фирмы медленно снижают цены, другие компании, в стремлении избежать дополнительных издержек «меню», запаздывают. Так как цены «отстающих» фирм слишком высоки, объем продаж снижается, что, в свою очередь, вынуждает компании сокращать производство и число работников. Иными словами, вследствие различной реакции фирм на изменение экономических условий при непредвиденном снижении уровня цен некоторые фирмы не успевают скорректировать цены, а высокие цены обусловливают сокращение объема продаж и вынуждают компании к ограничению объемов производства и числа работников.

      Итак, положительный наклон краткосрочной  кривой совокупного предложения  объясняют  три концепции: неверных представлений; жесткости заработной платы и жесткости цен. Отметим, что каждая из трех концепций краткосрочного совокупного предложения подчеркивает проблему, которая, по всей видимости, является лишь временной. С чем бы ни был связан положительный наклон кривой совокупного предложения  – с неверными представлениями, жесткой заработной платой или жесткими ценами  - в конце концов, неверные представления будут исправлены, номинальная заработная плата  урегулирована, а цены изменятся, следовательно, в  долгосрочном периоде кривая совокупного  предложения вертикальна. 
 
 

    1. Взаимосвязь совокупных спроса и предложения  

      Обратим внимание на то, что в условиях реального  рынка встречаются не два контрагента  – продавец и покупатель, а множество  продавцов и покупателей, к примеру, продавцов столов и стульев и  тех, кто, располагая соответствующими денежными средствами, желает приобрести эти, а возможно и другие товары. Так цены, по которым предлагаются и покупаются столы и стулья, как  и любые иные товары, устанавливаются  на основе многих, можно сказать, массовых, а не единичных сделок. Объемы предложения  и спроса на рынке товаров и  услуг устанавливаются в соответствии с регулирующей ценой, а цена, в  свою очередь, зависит от объемов  спроса и предложения, от соотношения  между ними.

      В данном случае, мы говорим не об индивидуальном спросе и не об отдельном предложении  одного конкретного товара, а о  совокупных, агрегированных спросе и  предложении в рамках национального  рынка. Иными словами, конкретные товары – столы и стулья, галстуки и рубашки, холодильники и телевизоры – объединяются в совокупную массу товаров, выражаемую не в штуках, тоннах или метрах, а в стоимостном измерении в виде совокупной цены. А спрос выступает не как спрос отдельных покупателей или групп населения, а как совокупный платежеспособный спрос в масштабе национального хозяйства. Это, с одной стороны, совокупный спрос потребителей, предприятий и государства, исчисляемый обычно в масштабе года, а с другой стороны, это предложение годового национального продукта, как правило, соответствующего объему годового производства, рассчитанному применительно к сложившемуся уровню цен.

      Итак, совокупный спрос – общая сумма  спросов на конечную продукцию, или  сумма планируемых расходов на отечественные  товары и                     услуги.

      Совокупное  предложение – сумма стоимостей всех предъявленных к продаже  конечных товаров и услуг.

      Получается, что совокупный спрос – спрос  на потребительские и инвестиционные товары (услуги), а совокупное предложение  соответствует, или, другими словами, равно, валовому внутреннему продукту (ВВП).

      Зависимость между совокупным спросом и уровнем  цен – обратная, т.е. такая же как между спросом на отдельный товар и его ценой. Зависимость между совокупным предложением и уровнем цен – прямая: с ростом цен растет и предложение. Подобная же зависимость существует между предложением отдельного товара и ценой на этот товар.

      Однако  при рассмотрении агрегированных показателей, мы наблюдаем следующее различие. Дело в том, что совокупный спрос  совокупное предложение – это  не просто механическая сумма индивидуальных величин (спроса и предложения), а  качественно новая категория.

      Обратимся к совокупному спросу. Вполне очевидно, что он растет вместе с ростом доходов, но растет не строго пропорционально  росту доходов, поскольку с увеличением  доходов они не все направляются на потребление, а частично откладываются  на увеличение сбережений. Если продолжить наше рассуждение, то мы придем к выводу, что предложение на определенном этапе начинает обгонять спрос. Часть  предложения товаров и услуг, растущего вместе с ростом национального  продукта, оказывается излишней по отношению к изменившемуся объему и структуре спроса. В этом случае производители не могут полностью  реализовать производимую продукцию; увеличиваются запасы непроданных  товаров. Предприниматели несут  убытки. Они вынуждены либо снижать  цены (этому нередко препятствуют высокие производственные издержки), либо сокращать производство.

      Может возникнуть и другая ситуация, кстати, достаточно характерная на протяжении длительного времени для нашей  страны. Ее отличало иное соотношение  динамики агрегированных величин: не предложение  опережало спрос, а, напротив, совокупный спрос обгонял совокупное предложение. В этом случае взаимоотношения спроса и предложения в обществе основываются на модели централизованного регулирования, роль цены сведена до минимума. Отсутствует механизм обратной связи, механизм саморегулирования, который должен был бы своевременно подтягивать производство по объему и структуре к изменяющемуся спросу. Отсюда постоянное нарушение сбалансированности, растущий дефицит потребительских товаров, нехватка инвестиционных ресурсов.

      Обобщая сказанное, подчеркнем, что описываемое  обычно взаимодействие между совокупным спросом и совокупным предложением носит несколько схематичный  характер. Выделяя факторы, определяющие размеры и динамику совокупных спроса и предложения, мы получаем лишь самое  общее представление о тенденциях и закономерностях их развития. Реальные сценарии, складывающиеся в рамках той или иной системы или конкретной страны, намного сложнее, многообразнее (противоречивее).

      Когда в условиях развитого рыночного  хозяйства возникает ситуация, при  которой спрос несколько опережает  предложение, то в действие тотчас вступает корректирующий механизм цен. Это обычная  реакция, позволяющая подтолкнуть  совокупное предложение, если оно отстало  от изменившихся потребностей спроса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

      Спрос отражает, с одной стороны, потребность  покупателя в некоторых товарах  или услугах, желание приобрести эти товары или услуги в определенном количестве и, с другой стороны, возможность  оплатить покупку по ценам, находящимся  в пределах «доступного» диапазона.

      Спрос зависит не только от цены, но и от неценовых факторов: изменение вкусов покупателей, числа покупателей, изменение  дохода, изменение цен на товары-субституты и на комплементарные товары, изменение в ожиданиях потребителя.

      Товары, на которые потребитель предъявляет  спрос, создает и предлагает производитель. Совокупность товаров, выносимых им на рынок, и образует предложение.

      Объем предложения каждого производителя, как правило, меняется в зависимости  от цены. Если цена окажется низкой, то продавцы предложат мало товаров, придержав  их на складе. Если же цена будет высокой, то они предложат рынку много  товара. Когда же цена существенно  возрастет и окажется очень высокой, производители постараются увеличить  предложение товара.   Однако на предложение влияют ещё и неценовые  факторы: изменение ресурсных цен, изменение технологии, изменение  налогов и дотаций, изменение  цен на взаимозаменяемые товары, изменение  ожиданий, изменение числа поставщиков.

      Итак, как мы понимаем, важнейшими категориями  микроэкономического анализа являются спрос и предложение, которые  подчинены действию определенных законов. Согласно закону спроса, потребители  готовы приобрести по низкой цене большее  количество товара, чем по высокой; между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость. Закон  предложения в условиях рынка  предусматривает прямую зависимость  между ценой и объемом предлагаемого  к продаже товара: по более высокой  цене производитель готов выпускать и продавать большее количество товара, чем по низкой.

Информация о работе Взаимодействия спроса и предложения как фактор развития рынка