Взаимодействия спроса и предложения как фактор развития рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 23:35, курсовая работа

Описание работы

Задачей данной работы является: ознакомиться с сущностью экономических категорий и законами спроса и предложения; рассмотреть графические интерпретации изменения объема и характера спроса и предложения в зависимости от цены и неценовых факторов; определить как спрос и предложение воздействует на равновесную цену; объяснить наклон кривых совокупного спроса и совокупного предложения; показать взаимосвязь совокупных спроса и предложения.

Содержание

Введение 5
1. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ 6
1.1 Сущность спроса и предложения 6
1.2 Законы спроса и предложения 14
2. ВЗАИМОСВЯЗЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЫНКА 23
2.1 Равновесная цена. Воздействие спроса и предложения на цену 23
2.2 Кривые совокупного спроса и совокупного предложения 29
2.3 Взаимосвязь совокупных спроса и предложения 37
Заключение 40
Библиографический список 43

Работа содержит 1 файл

2.docx

— 105.65 Кб (Скачать)

      Закон предложения. Изменение кривой предложения.

     На  рынке складывается определенное соотношение  между рыночными ценами и количеством товаров, которое производители желают предложить покупателям.

     Эту зависимость можно также отразить графически, применив систему координат. Пусть ось абсциссы (О) служит для обозначения товара, доставленного на рынок, а ось ординат обозначает движение цены (Р). При ситуации, когда при цене 5 дол. за единицу товара предложение товара составит 18 единиц, при цене 4 дол. — 16 единиц, при цене 3 дол. — 12 единиц, при цене 2 дол. — семь единиц и при цене 1 дол. — ни одного изделия. График предложения получит форму кривой предложения (рис.1).

     

Рисунок 6- Кривая предложения.

     Кривая  предложения показывает, какое количество продукции готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени. На графике кривая предложения представляет собой плавно изогнутую и поднимающуюся кверху кривую. Она иллюстрирует зависимость между рыночными ценами и количеством продукции, которое производители изъявляют готовность произвести и продать. Эту зависимость Курно описал математически в виде формулы:

S = f(P),

     где Sпредложение; Рцена; f — функция.

     Курно назвал ее законом изменения предложения. Суть закона изменения предложения состоит в том, что объем предложения товара увеличивается при росте цены и уменьшается при ее снижении.

     На  кривую предложения всевозрастающее  влияние оказывает технический прогресс. Он позволяет снижать издержки производства и изменить предложение товара. Форма кривой предложения товара обусловлена во многом технологией его производства, доступностью ресурсов, используемых при изготовлении данного товара. Если мобильность производства и используемых в нем ресурсов высока, то кривая предложения имеет более пологий вид, т.е. незначительное изменение цен означает существенное увеличение предложения товара. Когда же увеличение производства требует больших затрат ресурсов и труда, кривая предложения более крутая.

     Предложение является функцией всех факторов, определяющих его изменение:

S = f (P, Рr, К, Т, N, В),

где Рr — цены ресурсов; К— характер применяемой технологии; Т — налоги и субсидии; N— количество продавцов; В— прочие факторы.

     Таким образом, функция предложения определяет предложение в зависимости от влияющих на него различных факторов.

     Необходимо различать изменение предложения и изменение объема предложения. Объем предложения меняется тогда, когда изменяется только цена товара. Изменение предложения происходит, когда изменяются другие факторы, которые раньше принимались за постоянные. Предположим, что используется новая технология, которая позволяет при тех же затратах выпустить больше продукции. Тогда кривая предложения сдвигается вправо в положение S1S2. Сдвиг будет означать, что при каждой цене производитель предложит большее количество товара. Так, при цене P1-Q2 > Q1, а при цене P2-Q3 > Q2 (рис. 7). 

 

Рисунок – 7 Изменение величины предложения  и изменение предложения 

     Если  увеличиваются налоги, растут издержки потребления, кривая предложения смещается влево в положение S2S2. Сдвиг будет означать, что при каждой цене производитель предложит меньшее количество товара (Q4).

      Однако  отметим, что закон предложения  нельзя признать универсальным не только потому, что он характеризует зависимость  предложения лишь от цены при прочих неизменных факторах, а еще и потому, что он действует в полную силу лишь в условиях высококонкурентной экономики.

      При ярко выраженных признаках монополизма, при отсутствии конкурентной среды, что характерно для экономики  России периода перехода к рынку, действие закона предложения проявляется  специфически, искаженно. А именно –  в условиях повышения цен, обусловленного инфляцией, у производителя и  продавца может возникать соблазн  не только не увеличивать предложение, а напротив, снижать его. Ведь инфляционный рост цены способен перекрыть потери дохода продавца, обусловленные уменьшением  объема продаж, в результате чего прибыль  может возрастать даже при снижающемся  объеме.

      Приведем  иллюстрационный пример:

      Предположим, что производитель выпускает  и продает на рынке 100 единиц товара по цене 2000 руб. за штуку, выручая в  итоге 200 000 руб. Если в результате инфляции, дефицитности товара или благодаря  монополистическому диктату производитель  повысит цену до 5000 руб. за штуку, то одновременно у него возникает желание  производить и предлагать к продаже  не 100, а, скажем, 80 единиц товара, что обеспечивает ему выручку 400 000 руб., то есть вдвое большую прежней (с учетом инфляции – равную прежней в реальном исчислении). В подобной ситуации производители и продавцы товара способны при увеличении цен следовать не закону предложения, а проявлять обратную тенденцию.

      Данный  пример не является опровержением закона предложения, ибо отражает ситуацию, при которой на связь между  предложением и ценой воздействовали разные факторы как ценовой, так  и неценовой природы (дефицит, инфляция, монополизм, цены на другие товары, психология производителя и покупателя товара). Однако поскольку в российской экономической действительности периода перехода к рыночной экономике все «побочные» факторы действуют непрерывно и весьма сильно, допущение «при прочих неизменных факторах», входящее в формулировку закона предложения (как закона стоимости) в реальной жизни практически не соблюдается. Отсюда возникает эффект кажущегося нарушения закона предложения. В действительности же происходит не нарушение закона предложения, а несоблюдение условий, в которых действует закон предложения. В определенной степени, как отмечалось выше, сделанное замечание имеет отношение и к рыночной экономике.

      Итак, важнейшими категориями микроэкономического  анализа являются спрос и предложение, которые подчинены действию определенных законов. Согласно закону спроса, потребители готовы приобрести по низкой цене большее количество товара, чем по высокой; между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость. Закон предложения в условиях рынка предусматривает прямую зависимость между ценой и объемом предлагаемого к продаже товара: по более высокой цене производитель готов выпускать и продавать большее количество товара, чем по низкой.

      Завершая  рассмотрение законов спроса и предложения  как фундаментальных законов  экономики свободного рынка, подчеркнем, что эти законы не устанавливают  строгие количественные соотношения, а носят качественный характер. Об этом свидетельствует, в частности, нечеткость формулировки «за некоторый  период» применительно как к  спросу, так и к предложению. Оба  закона выражают устойчивые тенденции  ценового поведения производителей и потребителей, продавцов и покупателей, проявляющиеся в определенных условиях при определенных допущениях.  
 

  1. ВЗАИМОСВЯЗЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ  КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЫНКА
    1. Равновесная цена. Воздействие спроса и предложения на цену

      Рыночная  цена устанавливается под воздействием спроса и предложения. Рыночную цену называют еще ценой равновесия, поскольку  она находится на том уровне, когда  продавец еще согласен продавать (по более низкой цене продажа будет  убыточна), а покупатель уже согласен купить (по более высокой цене покупка будет убыточна).

        Равновесная цена – это такая  цена, при которой объем спроса  равен объему предложения, и  этот объем соответственно является равновесным объемом. На рисунке 8 представлен график равновесия. При данной равновесной цене желание и готовность покупателей приобрести товар, а так же желание и готовность продавцов его продать совпадают.

      Рисунок 8 – Равновесие на рынке

      Условные  обозначения:

                                            Р – равновесная цена;

                                            Q – равновесный объем продаж;

                 Е – точка равновесия.

      Равновесие означает, что все покупатели, которые могут или хотят приобрести данный товар по цене Р, приобретут его, а все продавцы, которые желают и готовы продать по цене Р, продадут его. При этом на рынке не будет ни дефицита, ни излишков данного товара.

      Что произойдет, если цена повысится и  станет равна Р1? В этом случае желания продавцов и покупателей не совпадут. Покупатели при такой цене будут готовы приобрести товар в количестве Q1, а продавцы захотят предложить его в количестве Q2. Продукция в объеме Q2 – Q1 представит собой излишек товара на рынке, который не будет куплен. Такое относительное товарное обилие может быть результатом не только излишнего производства изделий. Оно является так же следствием непомерного вздувания цен, невысокого качества продуктов, дефицита денег у населения при неудовлетворенных потребностях или каких-либо других обстоятельствах. Когда возникает затоваривание рынка излишними продуктами, не находящими сбыта, то при определенных условиях может возникнуть кризис перепроизводства. Как поступят продавцы? Для того чтобы продать излишки, они предоставят покупателям скидки, цена начнет падать до тех пор, пока не установится на уровне Р.

      Аналогичная картина создастся, если цена окажется ниже равновесной, т.е. будет равна  Р2. Несовпадение интересов продавцов и покупателей выразится в возникновении дефицита товара в объеме Q1 – Q2. Такая нехватка благ возникает по разным причинам: когда выпускается мало изделий, пользующихся повышенным спросом; если цены искусственно занижаются (ниже стоимости или равновесной цены), что вызывает растущий спрос; когда денежные доходы населения повышаются быстрее, чем расширяется производство. Постоянный дефицит товаров может перерасти в кризис недопроизводства. Желающие купить недоступный товар будут переплачивать до тех пор, пока цена не поднимется до уровня цены равновесия.

      На  рынке действует закон рыночного  ценообразования, который состоит  в следующем:

  1. Цена на рынке стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению.
  2. Если под воздействием неценовых факторов произойдет изменение в спросе или предложении, то установится новая равновесная цена, соответствующая новому состоянию спроса и предложения.

      Вальрас формирует «закон действительных предложения  и спроса или закон установления равновесных цен» для случая обмена двух товаров друг на друга: если даны два товара, то чтобы имелось рыночное равновесие по отношению к ним, необходимо и достаточно, чтобы действительный спрос на каждый из двух товаров  был равен его действительному  предложению; если это равенство  не существует, то чтобы прийти к  равновесной цене, необходимо повышение  цены товара, действительный спрос  на который выше его действительного  предложения, и понижение цены того товара, действительное предложение  которого выше действительного спроса на него.

      Как действует рыночный механизм спроса и предложения? Что произойдет, если спрос на какой-либо товар изменится  в результате влияния неценовых  факторов? Предположим, что спрос  на некий товар А повысился, так как этот товар стал более модным.

      Повышение спроса на графике отразится как  сдвиг кривой спроса вправо (из положения  D в положение D1), что изображено на рисунке 9. В результате   установится новая   равновесная цена  Р1,  которая выше    цены первоначального    равновесия    Р,    а     продавцы     начнут    предлагать   больше товара (Q1). Высокая рыночная цена в дальнейшем привлечет новых продавцов к производству и продаже товара А, что приведет к росту предложения. Кривая предложения переместится вправо (из положения S в положение S1). Результатом подобных изменений станет новое равновесие (Р2, Q2). Такие изменения на рынке происходят постоянно, поэтому понятие равновесной цены может быть применено только к данному конкретному моменту.

      Отметим, что рыночный механизм действует  таким образом, что любое нарушение  равновесия влечет за собой его автоматическое восстановление. Однако иногда равновесие нарушается искусственно либо в результате вмешательства государства,  либо вследствие  деятельности монополий, заинтересованных в поддержании  монопольно высоких цен.

      

Информация о работе Взаимодействия спроса и предложения как фактор развития рынка