Совершенствование выпуска и обращения ценных бумаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 11:02, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучение особенностей обращения инструментов российского рынка ценных бумаг.
Задачи работы:
- изучение сущности рынка ценных бумаг, его роли и структуры;
характеристика основных видов ценных бумаг, обращающихся на рынке;
-анализ выпуска и обращения инструментов российского рынка ценных бумаг;
- исследованием регулятивных функций государства в выпуске и обращении ценных бумаг;

Содержание

Введение 3
1 Экономическая сущность и назначение рынка ценных
бумаг 6
1.1 Рынок ценных бумаг, его структура, функции, принципы функционирования 6
1.2 Ценные бумаги как инструменты фондового рынка, их классификация 11
2 Анализ выпуска и обращения инструментов российского рынка ценных бумаг 17
2.1 Эмиссия корпоративных ценных бумаг, порядок их обращения 17
2.2 Практика выпуска и характеристика государственных ценных бумаг 25
2.3 Производные инструменты российского фондового рынка 28
3 Совершенствование выпуска и обращения ценных бумаг 37
3.1 Регулятивные функции государства за выпуском и обращением ценных бумаг 37
3.2 Расширение спектра обращаемых фондовых инструментов, возможностей эмитентов 43
Заключение 49
Список использованных источников 51

Работа содержит 1 файл

инструменты российского рынка ценных бумаг.doc

— 620.00 Кб (Скачать)
 

      Как следует из таблицы 8, срочный рынок FORTS в 2006 г. испытал период скачкообразного роста: общий объем торгов в денежном выражении увеличился практически в четыре раза, в количестве контрактов - на 68%, а число сделок - на 164%. В 2007 г. рост продолжился: объем торгов срочными инструментами в денежном выражении увеличился на 170%, а в количестве контрактов - на 56%, число заключенных сделок - на 130%. В 2008 г. рост объема торгов увеличился в меньшей степени: в денежном выражении - на 44%, о количестве контрактов - на 56%, но рост числа сделок сохранился на прежнем уровне - 142%. Соотношение объемов торгов фьючерсами и опционами сохранилось на уровне 2005-2007 г.: свыше 80% объемов торгов и 97% сделок осуществляется с фьючерсами.

      Необходимо  обратить внимание нз то, что в четвертом  квартале 2008 г. наблюдался спад объемных показателей срочного рынка: объем торгов в денежном выражении снизился в сравнении с предыдущим кварталом на 70%, в количестве контрактов - на 37%. Вместе с тем количество сделок увеличилось на 32%.

      Характерно  также, что в четвертом квартале резко изменилась ситуация с опционами: в сравнении с предыдущими кварталами объем сделок в денежном выражении и количестве контрактов, а также число сделок резко снизились. Снижение составило 65-85% в зависимости от вида показателя. По всей видимости, это является реакцией на резко возросшую волатильность рынка, когда инвестору затруднительно оценить приемлемую премию по опциону.

      Постоянно растет интерес к срочным контрактам на фондовые индексы. Если в 2005 г. объем сделок с такими контрактами составлял 18% в денежном выражении, то в 2007 г. этот показатель увеличился до 60%. В 2008 г. объем сделок с контрактами на фондовые индексы стал определяющим и достиг уровня 80%> общего объема срочного рынка FORTS, при этом резко снизился оборот контрактов на акции (спад около 30%) и особенно на облигации (спад около 80%).

      Таким  образом, проведенный  анализ  показал, что в  последние  годы   инвестиционная активность  юридических и  физических лиц  на  рынке  ценных бумаг  существенно  повысилась. Однако   различные направления  инвестиций  обеспечивают  различный  уровень  дохода  и  риска   при  размещении средств инвесторами. Наиболее высокодоходными, а  следовательно, и наиболее рискованными являются инвестиции в  корпоративные  бумаги. Все  более  привлекательными являются  инвестиции  в  государственные  ценные  бумаги.

 

    3 Совершенствование  выпуска и обращения ценных бумаг

    3.1 Регулятивные  функции государства за  выпуском  и обращением  ценных бумаг

 

      Необходимость  специального  государственного  регулирования рынка ценных бумаг была впервые осознана мировой цивилизацией к концу прошлого века. Тогда же при министерствах финансов стран с наиболее развитыми рынками (в том числе и в России) начали создаваться  специальные  подразделения  (департаменты)  по  контролю  над рынком ценных бумаг. В первой трети двадцатого века они стали преобразовываться в обособленные структуры государственной власти.

     Одним  из направлений  государственного  регулирования  рынка ценных бумаг  является  установление  определенных правил эмиссии  и  обращения  ценных бумаг.

      Современным законодательством России зафиксированы определенные правила эмиссии ценных бумаг различных типов и закреплена процедура подготовки проспектов их эмиссии. Основным документом, регулирующим процедуру выпуска ценных бумаг, являются стандарты эмиссии.

      Главное предназначение стандартов состоит в регламентации процедуры эмиссии ценных бумаг. С их помощью регулируется выпуск акций акционерного общества при его учреждении, а также эмиссия дополнительных акций акционерного общества, распределяемых среди акционеров, и дополнительных акций акционерного общества. Кроме того, устанавливаются правила эмиссии облигаций, размещаемых путем подписки, и эмиссии ценных бумаг, размещаемых путем конвертации.

      Стандарты эмиссии устанавливают порядок  принятия решения о выпуске ценных бумаг, правила государственной  регистрации, составления проспекта эмиссии ценных бумаг, процедуру их размещения, регистрации отчета об итогах выпуска. Стандартом вводится в практику порядок приостановления размещения выпуска ценных бумаг, признания его недействительным и внесения изменений в данные о государственной регистрации выпуска.

      Размещение  акций осуществляется путем распределения  среди учредителей акционерного общества при его создании, а также путем подписки и конвертации. В свою очередь, размещение облигаций может проходить путем подписки или конвертации.

      В рамках совершенствования законодательства, регулирующего эмиссию ценных бумаг, необходимо доработать нормативные акты, регламентирующие эмиссию и обращение ипотечных ценных бумаг. В настоящее время закон «Об ипотечных ценных бумагах» не отвечает практическим требованиям и сдерживает полноценное развитие рынка ипотечных ценных бумаг. В этой связи необходима реализация следующих первоочередных мер:

      1) завершение разработки основного  массива нормативного регулирования  рынка ипотечных ценных бумаг,

      2) совершенствование законодательства  о закладной, в том числе  создание условий для депозитарного хранения этих ценных бумаг,

      3) обеспечение адекватного налогообложения ипотечного агента и налоговой нейтральности сделок секьюритизации,

      Принятие  указанных мер должно обеспечить возможность инвестирования в ипотечные  ценные бумаги средств институтов коллективных инвестиций, а также других институциональных инвесторов.

      Особое  внимание необходимо уделить развитию коммерческих ценных бумаг, наличие которых оказывает влияние на развитие фондов денежного рынка. Как правило, в качестве коммерческих бумаг выступают серийно выпускаемые векселя, выдаваемые в большом количестве, предлагаемые публике и имеющие стандартные реквизиты и одинаковый объем закрепляемых ими прав.

      На  международном рынке доля коммерческих бумаг среди краткосрочных инструментов на конец 2003 г. составила 73%, на конец 2004 г. — 73%, в середине 2005 г. — 74%. При этом стоит иметь в виду, что инвесторами в коммерческие ценные бумаги выступают в том числе институты коллективных инвестиций.

      К сожалению, российский регулятор фондового  рынка придерживается позиции, согласно которой коммерческие бумаги должны быть представлены краткосрочными биржевыми облигациями. При этом эмиссия таких бумаг должна сопровождаться облегченной процедурой регистрации, размещения, листинга и организации вторичных торгов через фондовую биржу (без прямого участия государственного регулятора в регистрации и раскрытии информации). Такой подход отличается от международной практики, где коммерческие бумаги представляют собой инструмент внебиржевого рынка.

      Поэтому необходимо на законодательном уровне закрепить право предприятий реального сектора осуществлять эмиссию коммерческих ценных бумаг с последующим письменным уведомлением Федеральной службы по финансовым рынкам.

     Важным  направлением  совершенствования  государственного регулирования  ценных бумаг  является  определение четких правовых рамок для создания компенсационных механизмов для граждан, инвестирующих свои средства на финансовом рынке. Одним из источников выплат гражданам предусматривается компенсационный фонд, который будет формироваться за счет взносов профессиональных участников рынка ценных бумаг, оказывающих услуги гражданам, и в случае недостаточности средств такого фонда необходимо рассмотреть возможность использования государственных средств на соответствующие цели. Предполагается на законодательном уровне определить круг лиц, которые будут вправе получать выплаты из компенсационного фонда, основания таких выплат и контроль за инвестированием средств этого фонда. Выплата компенсаций будет осуществляться в ограниченных случаях, связанных главным образом с потерей финансовой компанией способности выполнять свои обязательства перед третьими лицами, а также в случае совершения уголовных правонарушений сотрудниками финансовой компании. В случае выплаты компенсации права требований, удовлетворение по которым получил гражданин, будут переходить к лицу, который осуществляет управление фондом. Полномочия такой организации при процедуре банкротства должны также предусматриваться законом.

     В дополнение к обязательной компенсационной  системе необходимо создать условия для развития добровольных компенсационных систем, в том числе путем создания страховых фондов саморегулируемых организаций участников финансового рынка.

     Требует пересмотра существующая система регулирования  рекламы на финансовом рынке. Необходимо установить более жесткие требования к распространению рекламы розничных финансовых услуг.

     В связи с участившимися в последнее  время случаями создания финансовых пирамид и иных форм злоупотреблений  на финансовом рынке предусматривается  рассмотрение вопроса о наделении федерального органа исполнительной власти в сфере финансовых рынков дополнительными полномочиями по контролю и надзору за рекламой на финансовом рынке. Целесообразно в  средствах массовой информации публиковать сведения о  недобросовестной деятельности на финансовом рынке.

     Необходимо  разработать эффективное нормативное  регулирование порядка предложения  финансовых услуг розничным клиентам, в частности определить рамки предоставления розничным инвесторам услуг с повышенным риском, в том числе при заключении сделок без их покрытия активами клиента (маржинальных и срочных сделок), а также детально регламентировать правила обработки и исполнения клиентских поручений и отчетности.

     Кроме этого, с целью защиты прав и законных интересов розничных инвесторов требуют урегулирования вопросы, связанные с установлением гражданско-правовой и административной ответственности лиц, оказывающих розничные услуги на финансовых рынках.

     С учетом накопленной правоохранительными  органами правоприменительной практики необходимо создать совместно с саморегулируемыми организациями эффективные правовые и организационные барьеры, препятствующие безлицензионной деятельности по привлечению денежных средств населения.

     Предстоит определить условия и правовые рамки  для формирования института инвестиционных консультантов (инвестиционных советников), которые помогут инвесторам выбрать наиболее подходящую для них инвестиционную стратегию. Создание института инвестиционного консультанта является одним из лучших способов продвижения финансовых услуг населению, поскольку повышает качество инвестиционных услуг и дает реальную возможность для осуществления такой деятельности небольшими региональными компаниями, которые в большинстве случаев пользуются доверием населения, проживающего в этом регионе. Наличие широкой сети независимых инвестиционных консультантов может существенно снизить издержки на поддержание сети филиалов или сети агентов финансовых институтов и, как следствие, издержки конечных инвесторов - граждан, связанных с операциями на фондовом рынке.

     Все  больше  внимания в  настоящее  время уделяется  налоговому регулированию  функционирования участников  рынка  ценных бумаг.

      Развитие  налогового законодательства традиционно  отстает от темпов развития экономических процессов, и ярким примером являются ПИФы и АИФы. Между тем экономические отношения могут динамично развиваться, только при условии адекватного налогового регулирования. Наличие правовых рисков в этой области препятствует вхождению на российский рынок коллективных инвестиций многих потенциальных инвесторов и организаторов соответствующих программ.

      В этой связи необходимо внести разумные дополнения и изменения в Налоговый кодекс РФ в части режима налогообложения паевых и акционерных фондов.

      В развитых странах, например в США, при использовании коллективных инвестиционных фондов государство взыскивает налог только на уровне инвестора, т.е. взимание налога на прибыль и налога на доходы физических лиц происходит только на этапе изъятия средств из инвестиционного фонда. В этой связи возникает эффект «отложенного налогообложения».

      Прежде  всего, такие изменения должны затронуть  АИФы. В отличие от ПИФов акционерные  фонды являются юридическими лицами, и соответственно должны платить  налог на прибыль. Данное обязательство  ставит АИФы в неравное положение с ПИФами. Следовательно, необходимо внести поправку в Налоговой кодекс, исключающую АИФы из налогоплательщиков налога на прибыль.

      Следует обратить внимание, что в Налоговом  кодексе отсутствует детальный  порядок налогообложения инвестиционных фондов, в Налоговом кодексе вообще не упоминаются такие понятия как «паевой инвестиционный фонд» и «акционерный инвестиционный фонд».

      В связи с тем, что положения  Налогового кодекса не затрагивают  особенности определения налоговой  базы инвестиционных фондов, на практике возникает масса проблем с налогообложением данных институтов.

      В течение продолжительного периода  времени оставались не решенными  вопросы налогообложения НДС и Налогом на имущество ЗПИФов недвижимости.

      И если в отношении обложения НДС операций с имуществом ЗПИФа недвижимости проблема была решена путем признания налогоплательщиком управляющей компании (за счет средств фонда), то вопрос с уплатой налога на имущества пока остается открытым.

Информация о работе Совершенствование выпуска и обращения ценных бумаг