Стратегическое управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 12:57, курсовая работа

Описание работы

Целью и задачами этой курсовой является расширение знания о данном виде управления с помощью анализа и синтеза различных примеров не только в пределах России, но так же и за рубежом.
Степень изученности данной темы на высоком уровне, но не достигнут полный максимум. Есть еще темы и ряд вопросов которые необходимо изучить и в дальнейшем ,возможно, преобразовать и повысить уровень знаний.
Поэтому исходя из этих данных я начала изучение данного вопроса, а точнее изучение данной тему курсовой "Стратегическое управление"

Содержание

Введение.
Глава 1. Общая характеристика стратегического управления.
1.1 Сущность стратегического управления.
1.2 Назначение, объекты и задачи стратегического планирования
Глава 2. Опыт стратегического управления.
2.1 Опыт стратегического управления в России.
2.2 Опыт стратегического управления за рубежом.
Глава 3.Перспекты развития стратегического управления.
3.1 Перспективы развития стратегического управления в мире.
3.2 Перспективы развития стратегического управления в России.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 202.09 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Нижегородский  государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

 

Экономический факультет

 

Кафедра государственного и  муниципального управления

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа  по дисциплине «Теория управления»

на тему: «Стратегическое управление»

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

2-го курса дневного  отделения 

Группы 723-3

Шарова Алиса  Андреевна

 

Научный руководитель:

К.э.н., доцент

Мосина Л. А.,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

2011 г.

 

Содержание

Введение.

Глава 1. Общая характеристика стратегического управления.

           1.1   Сущность стратегического  управления.

1.2  Назначение, объекты и задачи стратегического планирования

Глава 2. Опыт стратегического управления.

            2.1  Опыт стратегического управления в России.

2.2  Опыт стратегического управления за рубежом.

Глава 3.Перспекты развития стратегического управления.

            3.1 Перспективы развития стратегического  управления в мире.

            3.2 Перспективы развития стратегического  управления в России.

Заключение.

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Стратегические решения, соответствующие внешним и внутренним условиям функционирования организации  и рынка, являются главным источником успешности бизнеса. Стратегическое управление (стратегический менеджмент) – это  основа развития компании и повышения  эффективности менеджмента.

Значение стратегического  управления, позволяющего компаниям  выживать в конкурентной борьбе в  долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия. Все  компании в условиях жесткой конкуренции, быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел в компании, но и вырабатывать стратегию долгосрочного  выживания, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими  в их окружении. В прошлом многие фирмы могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные  с повышением эффективности использования  ресурсов в текущей деятельности. Сейчас же, хотя и не снимается задача рационального использования потенциала в текущей деятельности, исключительно  важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает адаптацию  организации к быстро меняющейся окружающей среде.

Если раньше считалось, что  большой имеет лучшие шансы победить в конкуренции по сравнению с  маленьким, то теперь все более ясным  становится факт, что преимущества в конкурентной борьбе получает более  быстрый. Ускорение изменений в  окружающей среде, появление новых  запросов и изменение позиции  потребителя, возрастание конкуренции  за ресурсы, интернационализация бизнеса, появление новых, зачастую совершенно неожиданных возможностей для осуществления  бизнеса, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное распространение  и получение информации, широкая  доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других факторов привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.

Поэтому актуальность этой темы велика .Это относительно новое направление управления, требующее много внимания и способное к дальнейшему развитию . Потенциал его очень высок. Именно поэтому я выбрала данную тему.

Целью  и задачами этой курсовой  является расширение знания о данном виде управления с помощью  анализа и синтеза различных  примеров не только в пределах России, но так же и за рубежом.

Степень изученности данной темы на высоком уровне, но не достигнут  полный максимум. Есть еще темы и  ряд вопросов которые необходимо изучить и в дальнейшем ,возможно, преобразовать и повысить уровень  знаний.

Поэтому исходя из этих данных я начала изучение данного вопроса, а точнее изучение данной тему курсовой "Стратегическое управление"

 

 

 

Глава 1. Общая характеристика стратегического управления.

1.1. Сущность стратегического управления.

Термин «стратегическое  управление» был введен в обиход на стыке  60—70-Х гг. для того, чтобы отражать отличие управления, осуществляемого на высшем уровне, от текущего управления на уровне производства. Необходимость проведения такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях осуществления бизнеса. В качестве ведущей идеи, отражающей сущность перехода к стратегическому управлению от оперативного управления, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение для того, чтобы соответствующим образом и  своевременно реагировать на происходящие в нем изменения, своевременно отвечать на вызов, брошенный внешней средой.

Стратегическое управление можно определить как такое управление

организацией, которое:

— опирается на человеческий потенциал, как основу организации,

— ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей,

— осуществляет гибкое регулирование, своевременные изменения в организации,

отвечающие вызову со стороны  окружения и позволяющие добиваться конкурентных

преимуществ.

Это в совокупности позволяет  организации выживать достигать  своей цели в

долгосрочной перспективе.

Стратегическое управление – это такое управление, которое  опирается на человеческий потенциал  как основу организации, ориентирует  производственную деятельность на запросы  потребителей, гибко реагирует и  проводит своевременные изменения  в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.

 Объектами стратегического  управления являются организации,  стратегические хозяйственные подразделения  и функциональные зоны организации.

 Предметом стратегического  управления являются:

1. Проблемы, которые прямо  связанны с генеральными целями организации.

2.      Проблемы  и решения, связанные с каким-либо  элементом организации, если этот  элемент необходим для достижения  целей, но в настоящее время  отсутствует или имеется в  недостаточном объеме.

3. Проблемы, связанные с внешними факторами, которые являются неконтролируемыми.

«Проблемы стратегического  управления чаще всего возникают  в результате действия многочисленных внешних факторов. Поэтому, чтобы  не ошибиться в выборе стратегии, важно определить, какие экономические, политические, научно-технические, социальные и другие факторы оказывают влияние  на будущее организации.» 

 Как уже было описано  выше, стратегическое управление  делится на стратегическое планирование, т.е. периодическую, запланированную  реакцию фирмы на изменения  внутри фирмы и в окружающей  среде (управление на основе  предвидения изменений) и на  управление на основе гибких  экстренных решений, которое применяется  в тех ситуациях, когда управленческие  решения необходимо принимать  срочно и ожидание нового периода  планирования невозможно.

 Управление на основе  предвидения изменений может  быть двух видов:

·    стратегическое планирование;

·    управление посредством  выбора стратегических позиций.

Стратегическое управление на основе гибких экстренных решений  подразделяется на следующие виды управления:

·    управление путем  ранжирования стратегических задач;

·     управление в  условии слабых сигналов;

·     управление в  условиях стратегических неожиданностей.

Управление стратегическими  задачами (стратегическое управление на основе гибких экстренных решений) состоит в том, чтобы заполнить  пробел в регулярно осуществляемом планировании, а не в том, чтобы  подменить собой это планирование. Задача этих двух систем взаимно дополнять  друг друга: периодическое планирование предназначено для того, чтобы  определять новые направления деятельности предприятия и обеспечивать согласованность  действий различных подразделений. Управление стратегическими задачами предназначено для случаев отклонений от этих направлений, которые могут  возникнуть в результате появления  новых возможностей и влияния  сильных (слабых) сторон деятельности фирмы.

 Управление стратегическими  задачами происходит в цикле  годового планирования, где их  включают во всеобъемлющее внутрифирменное  планирование. Результатами планирования  являются: a) комплекс оперативных программ и смет по текущей деятельности фирмы, направленный на выполнение ближайших задач, и b) ряд стратегических задач, представленных в виде программ изменений.

 Выбор того или иного  вида управления зависит от  уровня нестабильности внешней  среды, т.е. от количества времени,  отведенного фирме для принятия  решения. Каждый вид управления применяется при конкретном уровне нестабильности.

 

Уровень нестабильности

Вид  управления

1. Стабильность 

Управление на основе инструкций

2. Реактивность 

Реактивное управление

3. Предвидение 

Долгосрочное планирование

4. Исследование 

Управление на основе предвидения  изменений

5. Творчество 

Стратегическое управление на основе гибких экстренных решений


 

 

 

 

Характеристика

Стратегическое управление

Миссия, предназначение

Выживание предприятия в  долгосрочной перспективе посредством  установления динамичного баланса  со средой функционирования, позволяющего решать проблемы, заинтересованных в  деятельности предприятия, лиц

Объект концентрации внимания менеджмента

Взгляд вовне предприятия, поиск новых возможностей в конкурентной борьбе, отслеживание и адаптация  к изменениям в среде функционирования предприятия

Учет фактора времени

Ориентация на долгосрочную перспективу

Основы построения системы  управления

Персонал предприятия, системы  информационного обеспечения, рынок, методы и подходы стратегического  управления производством

Подходы к управлению персоналом

Взгляд на работников как  на стратегический ресурс предприятия, его главную ценность и источник его благополучия

Критерий эффективности  управления

Своевременность и точность реакции предприятия на новые  запросы рынка и адекватность на изменения в среде функционирования с ориентацией на прибыль

Конечный результат

Выпуск продукции в  установленные сроки - Качество продукции - Удовлетворение потребностей - Прибыль

Факторы успеха

Производство и маркетинг: успех = эффективное производство + активная конкуренция

Тип управляющего

Менеджер по производству

Тип планирования

Оперативно-производственное планирование

 

Структура системы управления

 

Статичная(линейно-функциональная, штабная)

Власть в управлении

Сосредоточена в производстве и маркетинге


 

Стратегическое управление базируется на ряде принципов, которые  необходимо учитывать в процессе его осуществления. Основные из них:

Научность в  сочетании с элементами искусства. Менеджер в своей деятельности использует данные и выводы множества наук, но в то же время должен постоянно импровизировать, искать индивидуальные подходы к ситуации. Реализация этой задачи предполагает помимо знаний владение искусством ведения конкурентной борьбы, умение найти выход из самой затруднительной ситуации, сосредоточиться на ключевых проблемах, выделить главные достоинства своей организации.

Целенаправленность  стратегического управления. Стратегический анализ и формирование стратегии должны подчиняться принципу целенаправленности, т.е. быть всегда ориентированы на выполнение глобальной цели организации. В противоположность свободной импровизации и интуиции стратегическое управление призвано обеспечить осознанное направленное развитие организации и нацеленность управленческого процесса на решение конкретных проблем.

Гибкость  стратегического управления. Подразумевает возможность внесения корректив в ранее принятые решения или их пересмотра в любой момент времени в соответствии с изменяющимися обстоятельствами. Реализация данного принципа предполагает оценку соответствия текущей стратегии требованиям внешней среды и возможностям предприятия, уточнение принятой политики и планов в случае непредвиденного развития событий и усиления конкурентной борьбы.

Единство  стратегических планов и программ. Для достижения успеха стратегические решения разных уровней должны быть согласованы и тесно увязаны между собой. Единство стратегических планов коммерческих организаций достигается посредством консолидации стратегий структурных подразделений, взаимного согласования стратегических планов функциональных отделов.

Создание  необходимых условий для реализации стратегии. Стратегический план не обеспечивает его обязательного успешного выполнения. Процесс стратегического управления должен включать создание организационных условий для осуществления стратегических планов и программ, т.е. формирование сильной организационной структуры, разработку системы мотивации, совершенствование структуры управления.

 

1.2 Назначение, объекты и задачи стратегического планирования

Назначение  системы стратегического управления

Система стратегического  управления, получившая развитие на современном  этапе, предусматривает:

- выделение ресурсов корпорации  под стратегические цели независимо  от фактической структуры управления  производственно-хозяйственной деятельностью;

Информация о работе Стратегическое управление