Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 12:57, курсовая работа
Целью и задачами этой курсовой является расширение знания о данном виде управления с помощью анализа и синтеза различных примеров не только в пределах России, но так же и за рубежом.
Степень изученности данной темы на высоком уровне, но не достигнут полный максимум. Есть еще темы и ряд вопросов которые необходимо изучить и в дальнейшем ,возможно, преобразовать и повысить уровень знаний.
Поэтому исходя из этих данных я начала изучение данного вопроса, а точнее изучение данной тему курсовой "Стратегическое управление"
Введение.
Глава 1. Общая характеристика стратегического управления.
1.1 Сущность стратегического управления.
1.2 Назначение, объекты и задачи стратегического планирования
Глава 2. Опыт стратегического управления.
2.1 Опыт стратегического управления в России.
2.2 Опыт стратегического управления за рубежом.
Глава 3.Перспекты развития стратегического управления.
3.1 Перспективы развития стратегического управления в мире.
3.2 Перспективы развития стратегического управления в России.
Заключение.
Список литературы.
- создание центров руководства каждой стратегической целью;
- оценку и стимулирование
производственных
Задачи системы стратегического управления
Выработка стратегии осуществляется на высшем уровне управления и основана на решении следующих задач:
- разработка стратегических целей компании;
- оценка ее возможностей и ресурсов;
- анализ тенденций в
области маркетинговой
- оценка альтернативных путей деятельности;
- определение стратегии на перспективу;
- подготовка детальных оперативных планов, программ и бюджетов;
- оценка деятельности фирмы на основе определенных критериев с учетом намеченных целей и планов.
Объекты стратегического управления в организации
Выделяют три группы объектов стратегического управления, соответствующие трем структурообразующим уровням организации: предприятия, стратегические хозяйственные подразделения (СХП) и функциональные зоны организации.
1. Предприятие в целом
(группа предприятий, концерн,
самостоятельный завод или
2. Стратегическое поле хозяйствования (бизнеса), т.е. совокупность продуктово-рыночных сегментов и видов деятельности предприятия, выделенных для проведения самостоятельной производственной, технической, коммерческой и региональной политики.Стратегическое поле бизнеса крупных многопродуктовых предприятий, как правило, дробится на стратегические единицы бизнеса. Стратегическая единица бизнеса - это внутрифирменная организационная единица, отвечающая за выработку стратегии фирмы в одном или нескольких сегментах целевого рынка.
Концепция стратегических единиц бизнеса оказала существенное влияние на формирование систем управления в крупных фирмах всего мира и поэтому рассматривается как важный элемент стратегического менеджмента.
В основе выделения стратегических единиц бизнеса лежит концепция сегментации рынка. Сегмент - это определенным образом выделенная часть рынка, где может быть реализована продукция предприятия. Объекты, входящие в сегмент, должны обладать общими признаками.
Идентификация стратегических
единиц бизнеса во многом является
предметом субъективного
- o стратегическая единица бизнеса имеет определенный круг клиентов и заказчиков;
- o бизнес-единица самостоятельно планирует и осуществляет производственно-сбытовую деятельность, материально-техническое снабжение;
- o деятельность бизнес-единиц оценивается на основе учета прибылей и убытков.
Основная задача стратегической единицы бизнеса - достижение поставленных перед ней стратегических целей (внедрение на новый рынок, снижение затрат, увеличение рыночной доли, разработка новой продукции и др.).
3. Функциональная сфера
деятельности, или подразделение, -
структурные подразделения
Одна из распространенных
точек зрения на стратегическое управление
состоит в том, что стратегия
относится к исключительной компетенции
высшего руководства. Однако без
широкого участия всего персонала
невозможно ни разработать, ни реализовать
эффективные стратегические решения.
Поэтому практически каждый организационный
уровень системы управления организацией
может рассматриваться как
В соответствии с выделяемыми уровнями системы управления организации и, соответственно, в зависимости от выбранного объекта стратегического управления различают: корпоративную стратегию - организации в целом; бизнес-стратегию - отдельного стратегического хозяйственного подразделения организации; функциональную стратегию - функциональной зоны хозяйствования, операционную стратегию - реализации конкретных производственно-хозяйственных функций.
Примером корпоративных
стратегий могут служить
(рис.1) Стратегические пирамиды в диверсифицированных (а) и не диверсифицированных (б) компания
Модель стратегического управления Венсила/ Лагранжа
Авторы этой модели на основе дифференциации уровней стратегий смогли представить в единой форме процесс, носителей и уровни стратегического планирования (рис.2).
(рис.2)
Содержание этапов стратегического управления по уровням принятия решения (А - корпоративный уровень, В - бизнес-уровень, С - функциональный уровень). Таким образом, формирование стратегии развития организации является итеративным процессом и осуществляется на всех уровнях иерархии.
1. Уяснение корпоративных целей и структуризация.
2. Прогноз будущей деятельности
на основе текущей стратегии
и определение расхождения (
3. Установление разницы
между показателями
4. Корректировка стратегических
целей по результатам анализа
пробелов и внутренних
5, 6. Разработка вариантов стратегий на функциональном уровне и бизнес-уровнях.
7. Консолидация стратегических планов бизнес-единиц и функциональных подразделений.
8. Выделение ресурсов, необходимых для реализации поставленных целей.
9, 10. Распределение ресурсов
на соответствующих уровнях
11,12. Наблюдение и контроль за использованием ресурсов.
Продукт стратегического управления
Известно, что материальным
продуктом стратегического
- потенциал организации,
который обеспечивает ее
- внутренняя структура
и изменения в ней,
Потенциал организации включает
ее способности возобновлять расходуемые
материальные, финансовые, информационные
и кадровые ресурсы; продукцию и
услуги, набор правил социального
поведения, следование которым помогает
организации добиться своих целей.
Важно заметить, что не всякая продукция
и услуги, предлагаемые организацией
на рынке, могут быть отнесены к ее
потенциалу, а лишь те, которые потенциально
прибыльны. Это означает, что продукция
фирмы создана на базе новых технологий,
обладает высоким качеством, отличительными
особенностями и будет
Восприимчивость к переменам
во внешней среде в
Потенциал организации и стратегические возможности определяются ее архитектоникой и качеством персонала.
Архитектонику организации составляют:
- технология, производственное оборудование, сооружения, их мощности и возможности;
- оборудование, его возможности и мощности по переработке и передаче информации;
- уровень организации производства;
- структура власти, распределение
должностных функций и
- организационные задачи отдельных групп и лиц;
- внутренние коммуникации и процедуры;
- организационная культура,
нормы и ценности, которые лежат
в основе организационного
Качество персонала
- отношением к изменениям;
- профессиональной
- умением решать проблемы, относящиеся к стратегической деятельности;
- умением решать вопросы,
относящиеся к проведению
- мотивацией участия в
стратегической деятельности и
способностью преодолевать
Способность организации обновлять и развивать свой потенциал служит важным показателем эффективности стратегического управления.
Глава 2.Опыт стратегического управления
2.1. Опыт стратегического управления в России
Особенности стратегического менеджмента в России.
Разговоры о стратегиях,
достаточно распространенные у собственников
и управляющих, как правило, не имеют
под собой реальной основы. Существующая
на сегодняшний день практика административно-командного
внедрения стратегического
Сложность разработки и применения стратегического управления (менеджмента) связана в первую очередь с фактически полным отсутствием примеров успешной реализации концепции стратегического менеджмента на российском рынке как в обеих столицах, так и в регионах. Теоретические и практические изыскания наших зарубежных коллег, в отличие от нас, строятся на широчайшей научно-практической базе. Что же касается России, то говорить здесь просто не о чем.
При этом трудно винить российский менеджмент и нас, российских маркетологов, в столь плачевной ситуации. Переход России к рынку был не только стремительным, но и — по большей части — эмпирическим, свободным от теоретических «излишеств». Поэтому большинство «ходов» осваивалось методом проб и ошибок. Более того, сложное российское законотворчество только способствовало усугублению ситуации.
Существует распространенное заблуждение, активно стимулируемое организациями, которые занимаются консалтингом как в области управления, так и в области работы с персоналом, а также обучающими программами, основанными на западных матрицах (типа МВА), которое заключается в том, что можно директивно внедрить в компании тот или иной подход к планированию и управлению — достаточно понять, как это сделать. Увы, это не так. Процесс переходов между этапами имеет эволюционную природу и тесно связан с множеством аспектов восприятия и уровнями зрелости людей, которые будут вовлечены в него. Компания, не освоившая долгосрочное планирование, в принципе не сможет внедрить у себя стратегический менеджмент: бесполезно учить дифференциальному исчислению школьника, не освоившего таблицу умножения. Попытки форсирования событий ни к чему хорошему не приведут.
Российские реалии существенно
отстают от мировой практики. Стоит
добавить, что в силу объективной
молодости российского рынка
большинство компаний управляется
собственниками — авторами и победителями
фазы первичного накопления капитала
компаний, понимающими, что именно их
предпринимательская идея дала компании
стартовый толчок. Большинство собственников-
Этап стратегического
менеджмента всецело связан с
развитием управления компаниями до
профессионального уровня. Без этого
все начинания в области
Нужно понимать, что компания,
пришедшая к пониманию и