Анализ и диагностика финансово хозяйственной деятельности на предприятии ООО "Чебоксарский мясокомбинат"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 14:10, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является объективная оценка уровня и динамики себестоимости продукции, выявление путей ее снижения, а также определение резервов направленных на снижение затрат на производство и реализацию продукции.
Основными задачами, которые поставлены в курсовой работе, являются:
Изучить теоретические аспекты анализа себестоимости продукции;
Выявить факторы, влияющие на себестоимость, и произвести факторный анализ;
Выявить резервы снижения себестоимости продукции;
Определить основные предложения по снижению себестоимости;

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…2
1. Теоретические аспекты анализа и управления себестоимостью продукции и факторов её снижения……………………………………………………….....5
1.1 Понятие, экономическое содержание и виды себестоимости………...…...5
1.2 Факторы, влияющие на себестоимость продукции…………………….…..8
1.3 Значение и задачи анализа и управления себестоимостью…………..…..12
2 Анализ факторов, влияющих на себестоимость продукции
на примере ООО «Чебоксарский мясокомбинат»……………………………..15
2.1 Краткая характеристика предприятия ООО «Чебоксарский мясокомбинат……………………………………………………………………15
2.2 Анализ динамики и структуры затрат на производство и реализацию
продукции……………………………………………………………………15
2.3 Факторный анализ себестоимости продукции…………………………….21
2.4 Анализ эффективности использования затрат…………………………….27
3. Мероприятия по снижению себестоимости продукции……………...…….32
Список использованной литературы………………………………………..…38
Приложение………………………………………………………………….….43

Работа содержит 1 файл

finansy kursach.doc

— 478.50 Кб (Скачать)

Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия  факторов на величину результативных показателей.

Полная себестоимость колбасной  продукции может измениться из-за объема  выпуска продукции, ее структуры, себестоимости единицы продукции:

           С=ВПxДixСi                                    (1.1)

       где,    С – себестоимость

          ВП – объем выпуска продукции

Дi – структура себестоимости

Ci – себестоимость единицы продукции

В свою очередь, себестоимость единицы  продукции (Сi) зависит от ресурсоемкости (Ремк) - внутренний фактор и цен на ресурсы (Цi) – внешний фактор:

Сi = ВпxДixРемккxЦi                          (1.2)

где,  Сi - себестоимость единицы продукции

ВП -  Объем выпуска

Дi – структура себестоимости

Ремк – ресурсоемкость - внутрений  фактор

Цi – цены на ресурсы – внешний фактор

Полная себестоимость  сырокопчёной продукции определяется произведением объема произведенной продукции на себестоимость единицы продукции:

С=Х*Сi                               (1.3)

где Х - объем произведенной  продукции

Сi - себестоимость единицы продукции

Себестоимость  единицы  продукции  определяется   делением суммарных издержек за отчетный период на количество произведенной  за  этот

период продукции  и рассчитывается по формуле:

Сi=                                                            (1.4)

где Сi - себестоимость единицы продукции, руб.

З – объем  произведенной продукции в денежном выражении, руб.

Х-  объем произведенной  за отчетный период продукции

 

 

 

Исходные данные для  факторного анализа полной себестоимости варённой продукции на 2010 г.:

Таблица 4

Виды продукции

Объём выпуска, кг.

Себестоимость единицы  продукции, руб.

Полная себестоимость  продукции,. руб.

базис 2009 г.

факт 2010 г.

базис 2009 г.

факт 2010 г.

базис 2009 г.

факт 2010 г.

откл.

кол-во

уд.вес,%

кол-во

уд. вес, %

А

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1. Чесночная

38847

36,9

37647

35,1

134,41

147,15

5 221 581,85

539 787,66

318 205,81

2. Липецкая

30385

28,9

28900

26,9

157,42

150,94

4 783 301,57

4 362 166,00

- 421 135,56

3. Крак-     овская

13753

13,1

15311

14,3

98,49

126,36

1 354 622,81

1 934 760,47

580 137,65

4. Закусочная

13677

13,0

15096

14,1

102,21

120,80

1 397 963,54

1 823 604,22

425 640,67

5. Городская

8490

8,1

10314

9,6

156,915

153,25

1 332 207,89

1 580 708,47

248 500,58

 

Итого

 

105152

 

100,00

 

107268

100,0

-

-

14 089 677,67

 

15 24126,83

 

1 151 49,16


 

  Определение влияния  факторов на изменение себестоимости  колбасной продукции:

    1. С0 = ВП0xДi0xСi 0;
    2. С1скор= ВП1xДi0xСi 0;
    3. С2скор= ВП1xДi1xСi 0;
    4. С1 = ВП1xДi1xСi1.

     Влияние  факторов на изменение себестоимости  продукции:

    1. объема товарной продукции ∆СВП = С1скор - С0
    2. структуры товарной продукции ∆СДi = С2скор - С1скор

3.  себестоимости единицы  продукции ∆С∆Сi = С1 - С2скор

 

Расчет полной себестоимости  скорректированной: при фактическом  объеме товарной продукции, базисной структуре  товарной продукции  и базисной себестоимости единицы продукции:

Таблица 5

Виды продукции

Выпуск товарной продукции  фактический при базисной структуре, кг. (из табл. 2.4 итог гр.4 x гр. 3/100)

Себестоимость единицы  продукции базисная, руб.

(гр. 6 табл. 2.3)

Себестоимость скорректированная, руб.

А

1

2

3

1. Чесночная

39581

134,41

5320360,43

2. Липецкая

31000

157,42

4880184,15

3. Краковская

14052

98,49

1384090,48

4. Закусочная

13944

102,21

1425343,93

5. Городская

8688

156,91

1363388,61

Итого

-

-

14373367,61


 

Расчет полной себестоимости  скорректированной: при фактическом  объеме товарной продукции, фактической  структуре товарной продукции и  базисной себестоимости единицы продукции:

Таблица 6

Виды продукции

Выпуск товарной продукции  фактический при фактической структуре, ед.

( гр. 4 табл. 2.4)

Себестоимость единицы  продукции базисная, руб.

(гр. 6 табл. 2.3)

Себестоимость скорректированная, руб.

А

1

2

3

1. Чесночная

37647

134,414

5060283,85

2. Липецкая

28900

157,423

4549524,7

А

1

2

3

3. Краковская

15311

98,497

1508087,56

4. Закусочная

15096

102,213

1543007,44

5. Городская

10314

156,915

1618421,31

Итого

-

-

14279324,88


 

 

Схема проведения аналитических  расчетов для нахождения влияния  основных факторов на полную себестоимость  консервной продукции:

Таблица 7

Показатели

Сумма, руб.

Факторы изменения затрат

объем выпуска продукции

структура выпуска продукции

себестоимость единицы  продукции

А

1

2

3

4

Себестоимость базисного  периода

14 089 677,67  

ВП0

Дi0

Сi0

Себестоимость скорректированная: при фактическом объеме товарной продукции, базисной структуре и базисной себестоимости единицы продукции

14373367,61

ВП1

Дi0

Сi0

Себестоимость скорректированная: при фактическом объеме, фактической  структуре товарной продукции и  базисной себестоимости единицы продукции

14279324,88

ВП1

Дi1

Сi0

Себестоимость фактическая

15 241 026,83  

ВП1

Дi1

Сi1


 

 Из данных таблицы 7 выявим влияние факторов на изменение себестоимости колбасной продукции:

  • объем колбасной продукции:

14373367,61 – 14089677,67= 14232470,83(руб.)

Следовательно,  из-за увеличения объема выпуска колбасной продукции в 2010 г., себестоимость увеличилась на 14232470,83 (руб.) Этот рост является закономерным, так как объем производства с 2009 г. по 2010 г. по пяти видам варённой колбасы вырос на 2,01% или на 2116 кг (См. Таблицу 2.3).

  • структура товарной продукции:

14279324,88 – 14373367,61 = - 1294543,51 (руб.)

Изменение структуры  выпуска колбасной продукции в 2010 г. повлияло на уменьшение себестоимости. В таблице 2.3 указано, что выпуск Чесночная незначительно уменьшился, ее доля занимала 25,46% в общем объеме выпуска варённой продукции в 2009 году и 22,8% в 2010 году, также произошло уменьшение объема выпуска колбасы Липецкая. Уменьшение объемов выпуска связано, прежде всего, с началом выпуска новых видов варённой продукции в 2010 году. Из этого следует, что, в результате сокращения выпуска определенных видов колбасы и общая сумма затрат в составе себестоимости уменьшилась.

  • себестоимость единицы продукции:

15 241 026,83 – 14279324,88 = 961701,95 (руб.)

Из–за увеличения себестоимости  единицы продукции, на мясокомплексе увеличились расходы на выпуск варённой продукции почти на миллион рублей. Можно заметить, что это неблагоприятно сказалось на возможности увеличения конечного финансового результата предприятия.

Сумма факторных оценок составила:

14232470,83 + (-129454351,23) + 961701,95 = 12947544,34 (руб.)

      Данный  результат говорит о том, что в целом за 2010 г. ООО "Чебоксарский мясокомбинат" увеличил себестоимость варённой продукции на один миллион рублей по сравнению с 2009 г. или на 8,2%. Это вызвано тем, что в материально-затратном производстве было задействовано более дорогое сырье, что резко увеличило себестоимость единицы продукции.

 

2.4. Анализ эффективности использования затрат.

 

Анализ эффективности использования затрат  является аналитическим инструментом, который часто используется при исследовании деятельности предприятия, с целью оказания помощи лицам, принимающим решения, в проведении оценки и сравнении затрат и эффективности альтернативных путей достижения целей. Анализ эффективности использования затрат на ООО "Чебоксарский мясокомбинат" объединяет два четко разграниченных процесса:

а) анализ эффективности  использования материальных затрат.

б) Анализ эффективности  использования основных производственных фондов.

Самым важным является эффективность  использования материальных затрат, её и рассмотрим в первую очередь. Причиной повышения себестоимости может являться неэффективное использование материалов, их удорожание. О неэффективном использовании материалов может говорить повышение материалоемкости, которое вызывает дополнительный расход материалов.

 

Показатели эффективности  использования материальных ресурсов:

Таблица 8

Наименование статьи

2009 г

2010 г

Изменение

А

1

2

3

1. Материальные затраты, тыс. руб.

49621

53993

4372

а) в т.ч.сырье и материалы, руб

46006

48968

2962

2. Выпуск продукции,  тыс. руб

2

152559

165120,00

12561,00

3. Материалоемкость продукции,  руб

3=1:2

0,3252578

0,32699249

0,00173

а) в т.ч.сырье и материалы, руб

4=1а:2

0,301562

0,29656008

-0,0050


 

Повышение материалоемкости на 1,73 руб. вызвало дополнительный расход материалов на 7584,10 тыс.руб. = (0,0017 * 4372). Тем самым при сохранении прежнего уровня материалоемкости себестоимость продукции была бы ниже на эту величину. На изменение себестоимости  также оказывают влияние объем производства и уровень затрат определенного вида.

 

Влияние объема производства на себестоимость продукции:

Сзм = ЗМ1 – ЗМ0 –*In                   (1.5)

где Сзм – себестоимость продукции зависящая от объема производства;

    ЗМ1 – материальные  затраты за 2007 г.;

    ЗМ0 – материальные  затраты за 2006 г.;

    In – индекс  объема производства (ЗМ1-ЗМ0);

Сзм = 53993 - 49621* 1,08 =4721,76;

Влияние материальных затрат на себестоимость продукции:

Сn = ЗМ0 * In – ЗМ0                                (1.6)

где, Сn – себестоимость продукции зависящая от уровня материальных затрат;

ЗМ0 – материальные затраты за 2009 г.;

In – индекс объема  производства;

Сn = 49621 * 1,08 – 49621 = 3969,68;

Увеличение материальных затрат на 4372 тыс. руб, повысило себестоимость  продукции на 3969,68 тыс. руб., а увеличение объема производства не повлияло на снижение себестоимости.

Далее проведем анализ эффективности  использования основных производственных фондов. В себестоимости находит выражение состояния основных фондов через показатель амортизации. На увеличение затрат влияет амортизациоемкость, т.е. амортизационные отчисления в паре с фондоотдачей.

 

Анализ эффективности  использования основных производственных фондов:

Таблица 9

Показатели 

2009 г

2010 г

Изменение

А

1

2

3

1. Стоимость основных  фондов, тыс. руб. 

1

112410

175915

63505

2. Выпуск продукции,  тыс.руб. 

2

152559

165120

12561,00

3. Фондоотдача, руб. 

3=2:1

1,36

0,94

-0,42

4. Амортизационные отчисления,

тыс. руб

4

3640

4504

864


 

Влияние амортизационных  отчислений на себестоимость продукции:

 СА= A1 – A0 * In                              (1.7)

где,  СА – себестоимость  продукции зависящая от объемов  амортизационных отчислений;

А1 – амортизационные отчисления за 2010 год;

А0 – амортизационные отчисления за 2009 год;

In – индекс объема производства;

СA = 4504 - 3640 * 1,81 = 1563,84 тыс.руб.

Затраты на амортизацию  основных производственных фондов остались на прежнем уровне  1563,84 тыс. руб. и никак не повлияли на изменение себестоимости, однако уменьшение фондоотдачи снизило рентабельность основных производственных фондов.

Информация о работе Анализ и диагностика финансово хозяйственной деятельности на предприятии ООО "Чебоксарский мясокомбинат"