Организация бухгалтерского учета, аудита и анализа финансовых результатов

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2011 в 19:47, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является:

изучение бухгалтерского учета и аудита финансовых результатов деятельности предприятия, овладение методами и приемами анализа финансовых результатов организации;
проведение аудита и анализа финансовых результатов предприятия на основе отчетности и данных ООО «Хлеб».

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические основы бухгалтерского учета, аудита и анализа финансовых результатов организации. 8
1.1. Порядок формирования прибыли (убытка) организации. 8
1.2. Техника учета финансовых результатов 14
1.2.1. Учет финансовых результатов по обычным видам деятельности. 14
1.2.2. Учет финансового результата от прочих доходов и расходов. 15
1.2.3. Учет общего финансового результата. 18
1.3. Аудит финансовых результатов деятельности предприятия. 21
1.4. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия. 30
Глава II. Организация бухгалтерского учета, аудита и анализа финансовых результатов на примере ООО «Хлеб». 38
2.1. Краткая производственно - экономическая характеристика пекарни ООО «Хлеб». 38
2.2. Бухгалтерский учет финансовых результатов в ООО «Хлеб». 46
2.3. Аудит финансовых результатов деятельности ООО «Хлеб». 52
2.4. Анализ финансовых результатов деятельности ООО «Хлеб».
2.4.1. Анализ балансовой прибыли.
2.4.2. Факторный анализ прибыли.
2.4.3. Анализ рентабельности деятельности предприятия.
2.5. Выводы и рекомендации.

Работа содержит 1 файл

diplom.doc

— 566.00 Кб (Скачать)

 

      1.3. Аудит  финансовых результатов деятельности предприятия

 

     При проверке достоверности конечного финансового результата аудитор должен установить соответствие данных отчета о финансовых результатах с записями Главной книги, журналов-ордеров №№ 11, 15, баланса. Процесс аудита финансовых результатов можно разделить на 3 объекта:

    • аудит прибыли (убытка) отчетного периода;
    • аудит налогооблагаемой прибыли;
    • аудит чистой прибыли.

     Проверка  обобщающего показателя прибыли (убытка) отчетного периода проводится с  целью установления фактов включения  в издержки производства не связанных  с ним затрат, а также неправильного исчисления прибыли [39, с. 237].

     Можно выделить 4 основные группы таких искажений  и причин их возникновения:

    • искажение прибыли вследствие необоснованного завышения (занижения) величины материальных затрат, включаемых в себестоимость товаров, продуктов, работ, услуг, неправильной оценке по составлению на конец проверяемого периода остатков незавершенного производства и отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, недостач товарно-материально ценностей и расходов с дебиторами по претензиям;
    • включение в издержки производства расходов, покрываемых в соответствии с действующим законодательством за счет специальных источников, отражаемых в пассиве баланса;
    • искажение финансового результата за счет включения в издержки производства или отнесение на прибыль расходов, подлежащих возмещению за счет чистой прибыли, а также необоснованного завышения операционных и внереализационных доходов путем включения в их состав финансовых результатов от реализации товаров и продукции, прочих операций;
    • сокрытие доходов посредством зачисления выручки от реализации товаров, продукции на другие балансовые счета.

     Для проведения аудита необходимо использовать следующую информационную базу:

    • приказ предприятия об учетной политике на отчетный год;
    • формы бухгалтерской отчетности №№ 2, 4;
    • Главная книга;
    • Журналы-ордера №№ 1, 2, 11, 15, а также данные аналитического и синтетического учета, первичные документы.

     Аудиторская проверка формирования финансовых результатов  начинается с анализа документов о применении учетной политики на отчетный год [14, с. 318].

     Второй  этап проверки – проверка показателя себестоимости реализуемой продукции (форма № 2). Необходимо установить обоснованность включения расходов в себестоимость, а также их списание за счет балансовой прибыли и прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

     Все операции, связанные с учетом затрат на производство или издержками обращения, расчетами и т. д., должны быть подтверждены первичными документами.

     Изучая  все основные реквизиты первичных  документов, аудитор призван убедиться в достоверности этих документов и оправданности (законности) проведенных хозяйственных операций. Здесь аудитору необходимо проверить соблюдение требований, предъявленных к порядку оформления документации, а также уметь выявлять недоброкачественные или недействительные документы, которые можно определить по признакам нарушений, приведенных в таблице 3.

     Таблица 3

Содержание  и признаки нарушений при оформлении документов

п/п

Содержание  нарушений Признаки нарушения
1. При оправдательном документе отсутствует распоряжение на осуществление операций. Отсутствие  подписей руководителей, выписок из приказов, решений Совета директоров, учредителей (акционеров).
2. При распорядительном документе нет оправдательного. Операция по каким-то причинам не совершилась.
3. Документы составлены с нарушением установленной формы. Доверенности, счета, акты и т.п. составлены по произвольной форме.
4. В одном и  том же документе не совпадают  реквизиты. Документы составлены от имени одной организации, а  печать (штампы) – другой.
5. В документах полностью  или частично отсутствуют письменные реквизиты. Отсутствие  обязательных реквизитов, содержание операции сформулировано некорректно.
6. При документах отсутствуют приложения, на которые  имеются ссылки. В документах указаны приложения, а в действительности их нет.
7. Подписаны документы  лицами, не имеющими на это права. Денежные документы  подписывает кассир, накладные - завскладом и т.д.
8. Подделка подписей, наличие подчисток, дописок, исправлений. Следы подчисток, исправлений, дописок и т.д.
9. Отсутствие  на соответствующих документах штампа, печати. Доверенности, товарные чеки, квитанции и др. без  печати или штампа.
 

     Продолжение таблицы 3

п/п

Содержание  нарушений Признаки нарушения
10. В документах письменные реквизиты указывают на несвойственные для данной организации операции. В документах содержатся операции, которые на самом деле не обоснованы (недействительны).
11. Прослеживание данных расчетных и платежных  документов по одним и тем же сделкам  показывает их несоответствие. Данные предъявленных  счетов-фактур за оказанные услуги и платежных поручений по оплате этих счетов не совпадают.
12. Операции, проведенные  по документам, недействительны. Расход товарно-материальных ценностей не подтверждается отпуском их со склада. Перечисление денежных средств за оказанные услуги без предъявления счета-фактуры и без договора.
 

     В ходе проверки аудитор должен получить учетные регистры, содержащие записи по каждой хозяйственной операции, проверить правильность подсчета итогов и переноса данных в Главную книгу, сравнить указанные в учетном регистре суммы и месяц, к которому они относятся, с первичными документами (счетами, договорами, банковскими выписками, товарно-транспортными накладными и пр.) [17, с. 419].

     Проверка отнесения затрат к тому периоду, в котором они реально понесены, производится путем сравнения данных первичных документов с бухгалтерскими записями.

     Затраты должны быть отнесены на соответствующие  счета бухгалтерского учета.

     Если  организация осуществляет несколько видов деятельности или выпускает продукцию нескольких видов, необходимо проверить наличие раздельного учета затрат, а также соответствие расходов конкретному виду деятельности (прямые расходы, относящиеся к продукции вида А, не должны участвовать в формировании себестоимости продукции вида Б).

     На  затратные счета и в себестоимость  продукции не должны относиться следующие  расходы:

    • расходы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации должны финансироваться за счет собственных источников организации;
    • расходы, относящиеся к капитальным вложениям,
    • расходы, которые должны участвовать в формировании финансового результата от реализации основных средств и прочего имущества организации.

     Аудитор должен оценить правильность учета  расходов будущих периодов и проверить своевременность их списания (типичная ошибка – единовременное списание на себестоимость продукции сумм расходов будущих периодов).

     При наличии у организации арендованных объектов основных фондов необходимо проверить соответствие порядка начисления арендной платы в бухгалтерском учете порядку, установленному договором, и правильность отражения в учете расходов, связанных с их содержанием и ремонтом (проанализировать условия договоров с арендодателем) [33, с. 271].

     Также необходимо проверить правильность включения сумм износа по основным средствам и нематериальным активам в себестоимость продукции. Погашение стоимости основных средств (и прочего имущества) непроизводственного назначения должно осуществляться за счет собственных источников организации.

     Перед аудитором стоит задача проверить  правильность оценки сырья, материалов, топлива, запасных частей, горюче-смазочных  материалов и пр., списанных на счета  затрат; правильность включения в  себестоимость начисленной заработной платы (проверить трудовые соглашения, приказы о должностных окладах, сдельных расценках и т.п.), расходов на оплату услуг банков, транспортных, коммерческих и общехозяйственных расходов.

     В процессе аудирования контролируют все основные части каждого финансового результата:

    • от реализации продукции;
    • от продажи ОС и иного имущества;
    • от внереализационной деятельности.

     Модель  методики аудирования прибыли представлена в Приложении 1.

     В ходе проверки реализации продукции  особое внимание необходимо уделить  проверке показателей отгрузки по накладным с аналогичными показателями по пропускам на вывоз, т.к. при таких проверках выявляются случаи, когда по пропускам вывозится меньшее (а иногда и большее) количество продукции, чем указано в отгрузочных накладных и платежных документах, однако в бухгалтерском учете отражается по реализации продукции та, что обозначена в отгрузочных накладных, а при внезапной проверке на складе выявляется ее излишек. Наоборот, когда по пропускам обнаруживается количество вывезенной продукции больше, чем в отгрузочной накладной, при внезапных проверках на складе – недостача продукции (а иногда эту недостачу т.о. выявить невозможно и это говорит о том, что была вывезена неучтенная продукция, что свидетельствует о прямом хищении продукции с предприятия). Такой вывод можно сделать только после тщательного исследования причин расхождений в отгрузочных документах и пропусках. При обнаружении такого рода нарушений аудитор должен потребовать представления объяснить соответствующими должностными лицами и предложить внести изменения в учет и отчетные показатели по реализации продукции и финансовым показателям. Аудитор должен тщательно проверить реализацию продукции, в состав которой входят комплектующие изделия и детали и при установлении нарушений предлагать внесение изменений в показатели по реализации и прибыли.

     Следующее, на что надо обращать внимание –  на проверку формирования финансовых результатов от внереализационных  операций.

     При проведении аудиторской проверки необходимо обратить внимание на правильное документальное оформление и законность списания дебиторской задолженности, потерь от стихийных бедствий, некомпенсируемых потерь в результате пожаров, аварий и др. чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями; убытков от хищений, виновники которых по решению суда не установлены, штрафов за нарушение, не относящихся к выполнению условий по хозяйственным договорам, сумм сомнительных долгов по расчетам с другими предприятиями [32, с. 295].

     Практика  проведения аудиторских проверок таких  списаний свидетельствует о том, что надлежащего качества документы не составляются и нередки случаи, когда решения на списание принимаются главным бухгалтером и руководителем предприятия, при этом расследование причин образования таких задолженностей не проводится, задолженность предприятий актами сверки не подтверждается, а углубленная проверка таких списаний иногда выявляет случаи злоупотреблений, а порой и хищений материальных ценностей, как отдельными должностными лицами, так и группами лиц.

     Нередко уплаченные штрафы, не относящиеся к хозяйственным договорам или положенные на конкретных должностных лиц, относятся на финансовые результаты организации, а не на прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия или виновных лиц.

     При списании потерь от стихийных бедствий или др. экстремальных случаях не проводится инвентаризация испорченного имущества, а убытки списываются по установленным актам, причем, как правило, при таких списаниях в качестве обоснования не прикладываются документы соответствующих местных органов, подтверждающие факт происшедшего в данной местности стихийного бедствия.

     При проверке финансовых результатов аудитору необходимо также проверить правильность начисления и своевременность взносов  в бюджет налога на прибыль, правильность распределения прибыли между учредителями, правильность образования специальных фондов. Кроме проверки начисления и уплаты налога на прибыль осуществляется проверка соблюдения сроков его начисления и уплаты [32, с. 297].

     Получение прибыли – это основная цель предпринимательской деятельности. Но в силу определенных обстоятельств (незнания налогового законодательства, запущенности бухгалтерского учета, невыполнения договорных обязательств и др.) организация может нести убытки. Поэтому для обобщения информации о конечном результате деятельности организации используется активно-пассивный счет 99 «Прибыли и убытки».

Информация о работе Организация бухгалтерского учета, аудита и анализа финансовых результатов