Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 00:10, курсовая работа
Показатели, характеризующие производство. Основные факторы внешней среды и их проявления. Основные факторы непосредственного окружения и их влияние на предприятие. Сильные и слабые стороны предприятия. Базовая стратегия конкуренции. Система управления качеством. Управление кризисными ситуациями предприятий.
Введение 3
1. Краткая характеристика предприятия. 4
2. Анализ уровня организации предприятия как элемента системы в условиях рынка
2.1 Анализ внешней среды 8
2.2 Анализ среды непосредственного окружения 9
2.3 Анализ внутренней среды. 10
3. Разработка стратегии развития предприятия в условиях рынка. 13
3.1 Формирование стратегии бизнеса. 13
3.2 Стратегическая позиция рынка. 15
3.3 Общая оценка стратегии. 18
4. Разработка тактики развития предприятия в условиях рынка. 20
Заключение. 37
Список использованной литературы. 40
Анализируя данные таблицы 3 можно констатировать, что перед предприятием возникла угроза, связанная с сильнейшей конкуренцией.
2.3 Анализ внутренней среды.
Результаты анализа внутренней среды отражены в таблице 4.
Таблица 4. Сильные и слабые стороны предприятия.
Аспект среды | Сильные стороны | Слабые стороны |
1. Производство | 1. Обновленный производственно- 2. Высокое качество продукции 3.Удобное географическое положение 4. Широкая номенклатура производимой продукции | 1.Снижение производственных мощностей. 2. Неэффективное планирование производственного процесса приводит к простоям оборудования 3. Сезонность спроса на определенный вид продукции 4. Большой ассортимент выпускаемой продукции |
2.Персонал | 1. Высококвалифицированный персонал 2. Своя база профессиональной подготовки | 1. Высокая текучесть квалифицированного и работоспособного персонала |
3. НИОКР | 1. Наличие хорошей материальной базы для ведения НИОКР | 1.Дефицит денежных средств и дорогостоящий кредит 2. Ориентация НИОКР на текущие нужды производства. |
4. Маркетинг | 1. Развитая сеть продаж продукции центральном регионе России 2. Постоянные контакты с ведущими европейскими компаниями по вопросам технического и технологического обновления. | 1. Цены выше, чем у конкурентов, хотя сырье и материалы, используемые в производстве те же. |
5. Организация | 1. Создана мощная экономическая служба в составе отдела организации оплаты труда и кадров, отдела планирования, финансово-расчетного центра, главного бухгалтера и бухгалтерии. | 1. В условиях унитарного предприятия распылена ответственность за принятие решений. |
6. Финансы | 1. Предприятие ликвидное, т.е. платежеспособное и предполагает постоянное равенство между активами и обязательствами, как по общей сумме, так и по срокам наступления. | 1. Нерационально используются средства на оплату труда, слишком высока стоимость простоев. |
Анализируя сильные и слабые стороны предприятия можно сделать определенные выводы. Наиболее сильными сторонами предприятия являются: высокое качество продукции, а, следовательно, высококвалифицированный персонал, ликвидность предприятия. Наиболее слабой стороной предприятия являются цены, которые значительно выше, чем у конкурентов.
Выводом к анализу внешней и внутренней среды является таблица 5 угроз и возможностей, сильных и слабых сторон предприятия.
Таблица 5. Угрозы и возможности, сильные и слабые стороны предприятия.
| Возможности | Угрозы |
Сильные стороны 1. Высокое качество продукции
2.Развита инновационная деятельность
3.Удобное географическое положение, хорошее автосообщение
4. Широкая номенклатура производимой продукции |
1.Попытаться выйти на новые рынки сбыта, сделав акцент на высоком качестве продукции
2. Привлечь покупателей за счет расширения номенклатуры с использованием новых технологий
3.Способствует своевременной поставке сырья при расширении производственной линии
4. Изготовить новые виды хлебобулочных изделий по более доступной цене, ниже, чем у конкурентов.. |
1.Удержать покупателя от перехода к конкуренту, проинформировав о высоком качестве.
2. Привлечь покупателей, сообщив об использовании новых технологий
3. Убедить поставщиков, что у нас хорошие склады и хорошие дороги
4. Удержать покупателей, проинформировав о широкой номенклатуре выпускаемой продукции. |
Слабые стороны 1. Цены выше, чем у конкурентов.
2. Неэффективное планирование производственного процесса.
3. Сезонность спроса на данный вид продукции
4. Сильная конкуренция
|
1. Продукция не будет пользоваться спросом на новых рынках из-за высоких цен.
2. Приводит к замедлению выпуска объема продукции на рынок
3. Может не пользоваться спросом из-за сезонности.
4. Конкуренты тоже могут снизить цену. |
1. Появившийся конкурент может предложить рынку продукцию аналогичную, но по более низкой цене.
2. Покупатель может отказаться от нашей продукции.
3. Поставщики откажутся сотрудничать с нами из-за сезона. 4. Снижение цены у конкурента. |
С помощью таблицы 5 представляется возможность выявить и ранжировать проблемы, стоящие перед предприятием. К числу проблем можно отнести достаточно сильную конкуренцию, уход с предприятия высококвалифицированного персонала, неэффективное планирование производственного процесса, высокие цены. Среди них важной является проблема высоких цен на продукцию. Прежде всего предприятию надо определиться с целями ценовой политики. Этих целей несколько. В нашем случае – это обеспечение существования продукции на рынке. В связи с поддержанием низких цен, относительно конкурентов или же не выше, чем у конкурентов, количество заказов должно расти, что ведет к увеличению прибыли. Для осуществления этого необходимо сделать анализ цен и товаров конкурентов.
Предприятию крайне необходимо знать цены и качество товаров своих конкурентов. Этого можно добиться разными способами. Предприятие может поручить своим представителям провести сравнительные покупки. Знаниями о ценах и товарах конкурентов предприятие пользуется в качестве отправной точки для формирования собственного ценообразования. Для принятия своевременных решений в области ценообразования нужно обладать достоверной информацией о ходе реализации товаров конкурентов.
Главным результатом анализа информации о ценах, получаемой из различных источников, должно быть сокращение количества непредвиденных ситуаций в области ценовой политики конкурентов.
Вес из возможных направлений решения проблемы потребует разработки соответствующих стратегий. Можно предположить, что основной стратегией будет стратегия роста.
3.Разработка стратегии развития предприятия в условиях рынка.
3.1 Формирование стратегии бизнеса
Базовая стратегия конкуренции, представляющая собой основу конкурентного поведения предприятия на рынке и описывающая схему обеспечения преимуществ над конкурентами, является центральны моментом в стратегической ориентации предприятия.
От её правильного выбора зависят все последующие маркетинговые действия предприятия. Это обстоятельство определяет необходимость тщательного обоснования данной процедуры. Однако, сформировавшееся в последнее время в предпринимательских кругах некоторые стереотипы относительно того, как необходимо конкурировать на российском рынке, в значительной степени мешают системно подойти к решению данной задачи.
Прежде, чем приступить к выбору базовой стратегии конкуренции, необходимо избавиться от вредных стереотипов, штампов и ошибок.
Предприниматели часто считают, что привлекательные рынки – это те, которые развиваются быстрее всех или используют совершенные технологии. Это не так.
Вопрос - где конкурировать, на каком рынке извлекать прибыль – является одним из ключевых в маркетинговой ориентации предприятия. Однако, как показывает практика, чрезмерная концентрация на нем в ущерб другим важным параметрам стратегии конкуренции часто приводит к негативным последствиям.
Выбор стратегии бизнеса на основе матрицы М.Портера.
Для этого построим матрицы для однородных видов продукции.
На рис.1 показана матрица Портера для анализа конкуренции сил в производстве ржаного хлеба.
На рис.2 показана матрица Портера для анализа конкуренции сил в производстве пшеничного хлеба.
На рис.3 показана матрица Портера для анализа конкуренции сил в производстве тортов с кремом.
На рис.4 показана матрица Портера для анализа конкуренции сил в производстве диетических булочек.
Рис.1 Матрица Портера для анализа конкуренции сил в производстве ржаного хлеба.
Рис.2 Матрица Портера для анализа конкуренции сил в производстве пшеничного хлеба.
Рис.3 Матрица Портера для анализа конкуренции сил в производстве тортов с кремом.
Рис.4 Матрица Портера для анализа конкуренции сил в производстве диетических булочек.
3.2 Стратегическая позиция рынка.
Для того, чтобы определить стратегическую позицию рынка при внедрении проекта по производству хлебобулочных изделий, нужно использовать матрицу Мак Кинзи. Планируемый выпуск 35 тыс.тонн в год.
Основными конкурентами в производстве хлебобулочной продукции является: ООО «Пекарь», Смоленск, объём производства – 50 тыс.тонн год.
ОАО «Добрый хлеб» г.Москва, объём производства – 100тыс.тонн в год.
Определим притягательность рынка в таблице 6.
Таблица 6. Определение притягательности рынка.
Критерий оценки | Удельный вес, % | Качественная оценка | Оценка в баллах | Итоговая оценка |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1.Рост рынка | 40 | В 2009-2010 годах на 4% ежегодно | 80 | 32 |
2.Возможность для изменения цен | 20 | Цены сильно меняются в зависимости от качества кабельной продукции и сеток. | 50 | 10 |
3.Сложность вступительных барьеров | 30 | Большая для вновь входящих. | 90 | 27 |
4.Власть клиентов | 10 | Относительно слабая. | 70 | 7 |
Итого | 100 |
|
| 76 |
При внедрении предлагаемой стратегии завод будет находиться в предпочтительной конкурентной позиции. Конкуренты будут проигрывать в следующем:
ООО «Пекарь» – в цене, в соблюдении сроков, в качестве;
ОАО «Добрый хлеб» – во всех показателях из-за устаревшего оборудования.
Такие выводы сделаны и проектных данных. Цена по проекту уступает только по 2 конкуренту из-за их экономии на большом объёме производства.
На предприятии внедрена хорошая система управления качеством, что позволяет предложить возможность обеспечения высокого качества и неукоснительного соблюдения сроков поставки.
В таблице 7 определим относительные преимущества в конкуренции.
Таблица 7. Определение относительных преимуществ в конкуренции
Относит. преимущества в конкуренции | Уд.вес , % | Наш завод | Конкурент 1 | Конкурент 2 | |||
Баллы 0-100 | Общие оценки | Баллы 0-100 | Общие оценки | Баллы 0-100 | Общие оценки | ||
1.Цены | 30 | 80 | 24 | 70 | 21 | 60 | 18 |
2.Соблюдение сроков поставки | 30 | 100 | 30 | 90 | 27 | 70 | 21 |
3.Качество | 30 | 100 | 30 | 80 | 24 | 50 | 15 |
4.Сеть сбыта | 10 | 80 | 8 | 90 | 9 | 80 | 8 |
Итого |
| 92 |
|
| 81 |
| 62 |
Информация о работе Организация производства отрасли на примере хлебозавода