Перспективы развития НПФ в свете пенсионной реформы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 13:27, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, актуальность темы не оставляет сомнений, так как затрагивает интересы каждого гражданина Российской Федерации на любом этапе его жизни. Существующая система пенсионного обеспечения предусматривает максимальную информированность населения обо всех возможностях инвестирования и преумножения своих пенсионных накоплений. Следовательно, изучение и освещение данной темы уже сейчас закладывает основу стабильного и обеспеченного будущего.
Целью работы является изучение деятельности НПФ на примере НПФ «Магнит».

Содержание

Введение 3
1. История возникновения и развития НПФ 6
2. Роль и значение НПФ в системе пенсионного обеспечения и страхования 14
3. Анализ деятельности НПФ в РФ 20
4. Управление пенсионными накоплениями в НПФ 30
5. Перспективы развития НПФ в свете пенсионной реформы 36
Заключение 48
Список использованной литературы 52

Работа содержит 1 файл

Отчет (2).doc

— 283.00 Кб (Скачать)

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

      Основным  показателем уровня развития общества является степень социальной защиты населения. Одним из видов такой защиты, предоставляемой государством, является пенсионное обеспечение. Пенсионное обеспечение в России – обеспечение обществом доходов престарелых, инвалидов и семей, потерявших кормильца, в порядке, установленном федеральным законодательством.

      В настоящее время наряду с пенсионным обеспечением со стороны Пенсионного Фонда Российской Федерации существует система негосударственного пенсионного обеспечения. Негосударственное пенсионное обеспечение во всем мире является одним из важнейших элементов социального обеспечения сотрудников, наряду с заработной платой, премиями и вознаграждением за период работы, медицинским страхованием и тому подобным.

      В России сложилась практика недоверия  большинству негосударственных организаций, поэтому данная система как альтернативная государственному пенсионному обеспечению находится лишь на первоначальной стадии внедрения и развития, хотя и существует в стране порядка десяти лет.

      Также граждане в нашем государстве  не задумываются о будущей пенсии до момента достижения пенсионного возраста, надеясь, что отчисления по обязательному пенсионному обеспечению за счет заработной платы, покроют их будущие пенсионные расходы.

      Однако  заработная плата обеспечивает только сегодняшний уровень жизни работника  и ориентирована на текущие потребности  граждан: поддержание социального уровня, опека близких и т.п., в то время как пенсия является материальной основой их обеспечения в будущем. Трудящиеся граждане в настоящее время совершенно не представляют, какую пенсию они будут получать через 3-5 лет, не говоря о 10-15 годах, причем размер пенсии практически не связывается с их вчерашними, сегодняшними и завтрашними трудовыми усилиями.

      Размер  этой будущей платы и условия  ее получения существенно влияют на мотивацию работников уже сегодня, через посредство лояльности по отношению к своему работодателю и правительству.

      Организация на российских предприятиях систем дополнительного  пенсионного обеспечения своих  работников не имеет методического  обеспечения, необходимого для нормального функционирования пенсионных схем. В частности, многие руководители, в том числе крупных российских предприятий, недостаточно информированы о сущности и возможностях дополнительного пенсионного обеспечения. Некоторые руководители отечественных предприятий считают, что пенсионное обеспечение, осуществляемое в рамках корпоративных пенсионных схем, выгодно для работников и совершенно бесполезно для предприятий и что корпоративная пенсионная схема обходится предприятиям крайне дорого.

      Создание  пенсионной программы и участие  руководителей предприятий в финансировании негосударственного пенсионного фонда позволяет решить данную проблему с меньшими затратами для предприятия.

      Преимущества  от внедрения на предприятии пенсионной программы проявятся не только в  будущем, она может принести немалую  пользу работодателю уже сегодня.

      Во-первых, при учете интересов работодателя и работника пенсионная программа  способствует повышению трудовой дисциплины и заинтересованности работников в долгосрочных результатах своего труда. Ее правилами предусмотрены положения, в соответствии с которыми работник может лишиться права на пенсионное обеспечение частично или полностью, если решит поменять работу и уволиться с предприятия вопреки воле его руководства. Эта потеря будет тем ощутимей, чем больше у работника срок участия в пенсионной программе (размер корпоративной пенсии обычно зависит от этого срока).

      Во-вторых, при умелом управлении пенсионная программа  может оказаться инструментом для решения ряда финансовых и управленческих задач, встающих перед руководством предприятия. Ввиду того, что пенсионные обязательства по срокам сравнимы со сроками человеческой жизни, руководитель предприятия может подбирать структуру инвестирования средств, аккумулируемых пенсионной схемой, исходя из перспектив развития предприятия. Следовательно, создание системы корпоративного пенсионного обеспечения позволяет решить ряд проблем предприятия к обоюдной выгоде работника и работодателя.

      Таким образом, актуальность темы не оставляет  сомнений, так как затрагивает интересы каждого гражданина Российской Федерации на любом этапе его жизни. Существующая система пенсионного обеспечения предусматривает максимальную информированность населения обо всех возможностях инвестирования и преумножения своих пенсионных накоплений. Следовательно, изучение и освещение данной темы уже сейчас закладывает основу стабильного и обеспеченного будущего.

      Целью работы является изучение деятельности НПФ на примере НПФ «Магнит».

      Период  исследования – 2006-2010 гг.

      Информационную  базу работы составили нормативные  документы, действующие в Российской Федерации, а также литература отечественных и зарубежных специалистов, использованы аналитические данные исследований, проведенных ведущими экспертными агентствами. 
 
 
 
 
 
 
 

    1. История возникновения и развития  НПФ

 

      В России первые пенсионные кассы появились в начале 1910-х годов, но функционировали они не значительное время. Далее последовал более чем полувековой перерыв в этой области, имевший негативные результаты в виде законодательного вакуума, отсутствия квалифицированных специалистов в области пенсионного обеспечения и многие другие последствия.

      Только  к 1988 году вновь было введено дополнительное добровольное пенсионное обеспечение, но уже в 1992 году пенсионные накопления были гражданам возвращены, так как  государство не смогло выполнить свои обязательства.

      Первым  НПФ стал НПФ работников науки. Он был создан в 1990 году. Второй – Российский  страховой пенсионный фонд (как и  первый, на страховых принципах) был создан в форме смешанного товарищества, и, кроме того, имел большое количество филиалов на всей территории России.

      Первым  документом, напрямую регулирующим деятельность негосударственных пенсионных фондов, стал Указ Президента Российской Федерации (далее – Указ) от 16 сентября 1992 года N 1077 «О негосударственных пенсионных фондах»1.

      При создании института негосударственного пенсионного обеспечения на него возлагались большие надежды. С  помощью негосударственных пенсионных фондов планировалось снять социальную напряженность в обществе, сформировать новую структуру в системе финансовых институтов, аккумулирующую огромные средства, снизить нагрузку на бюджет по социальной поддержке граждан.

      Указ  закреплял: «в целях улучшения пенсионного  обеспечения граждан и защиты их сбережений от инфляции:

  1. Установить, что предприятия, учреждения, организации, банки, коллективы граждан, общественные объединения могут учреждать негосударственные пенсионные фонды на правах юридических лиц с именными счетами граждан.
  2. Негосударственные пенсионные фонды функционируют независимо от системы государственного пенсионного обеспечения. Выплаты из этих фондов осуществляются наряду с выплатами государственных пенсий. Размеры, условия и порядок внесения взносов и осуществления выплат определяются соглашением между негосударственным пенсионным фондом и страхователем, заключаемым на основании утвержденного примерного договора.
  3. Установить, что негосударственные пенсионные фонды и их органы не вправе заниматься коммерческой деятельностью. Размещение активов негосударственных пенсионных фондов осуществляют специализированные компании по управлению активами негосударственных пенсионных фондов, взаимоотношения которых с указанными фондами строятся на основании договора об управлении активами негосударственных пенсионных фондов».

      Также следует отметить некоторое противоречие: Указ предусмотрел, что фонд является некоммерческой организацией, но на тот момент не было федерального закона о некоммерческих организациях. В скором времени данное осложнение было устранено путем принятия Субъектами Российской Федерации актов о некоммерческих организациях для оказания услуг негосударственного пенсионного обеспечения на их территории.

      Самым активным этапом образования системы  НПФ эксперты признают период 1993-1995 годов, тогда они еще работали без должного государственного контроля2.

      «Развитие системы негосударственного пенсионного обеспечения происходило в условиях отсутствия адекватной нормативной правовой базы, системы надзора и регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов. Это негативно отразилось на общем уровне финансовой надежности негосударственных пенсионных фондов. Уровень доверия населения к негосударственным пенсионным фондам также остается низким»3.

      Положение изменилось после создания Инспекции  негосударственных пенсионных фондов при Министерстве социальной защиты населения Российской Федерации4 и утверждения Правительством Российской Федерации Положения об Инспекции негосударственных пенсионных фондов5.

      Инспекция негосударственных пенсионных фондов при Министерстве социальной защиты населения Российской Федерации стала государственным учреждением, осуществлявшим разрешительные и контрольные функции за деятельностью негосударственных пенсионных фондов и специализированных компаний по управлению активами негосударственных пенсионных фондов (управляющих компаний), а также содействующим развитию негосударственного пенсионного обеспечения. Инспекция была наделена полномочием по принятию актов, направленных на регулирование деятельности НПФ, а также получила право проводить проверки деятельности фондов, требовать устранения выявленных нарушений и в случае их невыполнения приостанавливать действие лицензий.

      В тот же период времени было утверждено Временное положение о порядке  регистрации уставов негосударственных  пенсионных фондов6.

      НПФ начали работать в официальном правовом поле:

     - получать лицензии (разрешения) на  осуществление деятельности при  условии соответствия учредительных  документов и правил установленным  требованиям; 

     - соблюдать нормативы, разработанные  методическими документами Инспекции; 

     - представлять отчетность и иную информацию, необходимую для выполнения Инспекцией разрешительных и контрольных функций.

      Следует отметить, что на первом этапе своего становления и развития НПФ формировались  вокруг финансово-промышленных групп, отдельных компаний, по отраслевому или региональному принципу. Это привело к тому, что НПФ занимались обслуживанием только своих учредителей.

      Характерной чертой развития НПФ стала концентрация основной массы активов в небольшом числе корпоративных фондов. По итогам 1997 года, 26 фондов (10% общего числа) аккумулировали более 86% общего объема средств. Этими фондами накоплен 81% пенсионных резервов всех фондов, охвачено 47,7% всех участников НПФ, а также выплачено 83,6% всех пенсионных выплат.

      Подобная  статистика складывалась и в дальнейшем. Так, на конец 2008 года, на самые крупные 19 фондов, имеющие 50 тысяч участников, приходилось 67% от общего числа участников, тогда как на остальные 237 фондов – 33%. Аналогичная ситуация отмечена и на конец 2009 года: по данным рейтингов, на долю первой десятки фондов приходилось более 95% рынка. По итогам 2010 года и за первое полугодие 2011 года данная величина составляет 96,8% и 97,7% соответственно, то есть произошел незначительный, но стабильный рост данного показателя.

      Рассмотрим  влияние кризиса 1998 года на систему негосударственного пенсионного обеспечения. По оценкам ряда экспертов, в результате произошедшего кризиса некоторые небольшие по размеру активов фонды прекратили деятельность, большая часть фондов столкнулась с проблемой ликвидности из-за невозможности осуществлять текущие выплаты, что было вызвано реструктуризацией государственных ценных бумаг. Был создан Московский клуб кредиторов, куда вошли пенсионные и инвестиционные фонды, страховые компании, регистраторы и другие участники финансового рынка, которые были законодательно обязаны вкладывать часть своих активов в государственные ценные бумаги. После проведения длительных переговоров условия реструктуризации для этой категории инвесторов были улучшены по отношению к остальным участникам рынка. В целом, ситуацию с негосударственными пенсионными фондами после кризиса можно охарактеризовать как сложную, но в силу наличия «длинных» пассивов и отсутствия необходимости фиксировать убытки по дешевым активам негосударственные пенсионные фонды пережили кризис значительно успешнее банков, страховых компаний и паевых инвестиционных фондов.

Информация о работе Перспективы развития НПФ в свете пенсионной реформы