Перспективы развития НПФ в свете пенсионной реформы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 13:27, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, актуальность темы не оставляет сомнений, так как затрагивает интересы каждого гражданина Российской Федерации на любом этапе его жизни. Существующая система пенсионного обеспечения предусматривает максимальную информированность населения обо всех возможностях инвестирования и преумножения своих пенсионных накоплений. Следовательно, изучение и освещение данной темы уже сейчас закладывает основу стабильного и обеспеченного будущего.
Целью работы является изучение деятельности НПФ на примере НПФ «Магнит».

Содержание

Введение 3
1. История возникновения и развития НПФ 6
2. Роль и значение НПФ в системе пенсионного обеспечения и страхования 14
3. Анализ деятельности НПФ в РФ 20
4. Управление пенсионными накоплениями в НПФ 30
5. Перспективы развития НПФ в свете пенсионной реформы 36
Заключение 48
Список использованной литературы 52

Работа содержит 1 файл

Отчет (2).doc

— 283.00 Кб (Скачать)

     - для индивидуальных предпринимателей  и не занятых в экономике  лиц – создание необходимых  условий для получения выплат  за счет пенсионных накоплений на уровне 2,5 прожиточных минимумов пенсионера за 30 лет уплаты взносов на формирование пенсионных накоплений;

     - обеспечение охвата 20% экономически  активного населения негосударственным пенсионным обеспечением на добровольной основе не позднее 2023 года;

     - стимулирование к формированию  и инвестированию средств пенсионных накоплений в негосударственных организациях 50% участников обязательного накопительного компонента не позднее 2023 года.

      В рамках указанных направлений необходимо решить следующие задачи развития института негосударственного пенсионного обеспечения:

     - повышение уровня пенсионного обеспечения граждан за счет формируемых в их пользу пенсионных накоплений;

     - создание условий для формирования  пенсионных накоплений граждан в необходимом объеме;

     - создание условий для устойчивого  роста пенсионных накоплений  за счет стабильного и эффективного функционирования накопительных пенсионных фондов.

      В свою очередь для решения выделенных задач и формирования механизмов достижения, сформулированных направлений, а также определения механизмов устойчивого роста пенсионных накоплений, формируемых в пользу граждан, предлагается следующий комплекс мер по укреплению накопительного компонента пенсионной системы:

    1. Поэтапный вывод обязательного  накопительного компонента из  системы обязательного пенсионного страхования и его трансформация в систему обязательного накопительного пенсионного обеспечения в рамках гражданско-правовых (договорных) отношений, предусматривающий:

     - возложение с 2013 года на работодателей  обязанности перечислять 6% выплат, начисленных работнику, не превышающих  предел заработка, страхуемого в системе обязательного пенсионного страхования, в накопительный пенсионный фонд по выбору работника на основе заключенного ими публичного договора пенсионного обеспечения, обязанность участия работодателя в котором в качестве третьей стороны устанавливается по закону;

     - введение переходного периода  до 2023 года, в течение которого  страхователю предоставляется вычет из суммы взносов по обязательному пенсионному страхованию на сумму взноса по обязательному накопительному пенсионному обеспечению;

     - введение с 2023 года обязанности  работодателей уплачивать взносы  на накопительное пенсионное  обеспечение работников сверх  сумм по обязательному пенсионному страхованию, в том числе:

     - в полном объеме – для организаций,  финансируемых за счет бюджетных средств различных уровней бюджетной системы;

     - в оговоренной в рамках коллективных  договоров части – для других  работодателей при условии удержания  остальной части взноса из  заработной платы работников;

     - закрепление в качестве страховщика  по обязательному пенсионному страхованию исключительно Пенсионного фонда Российской Федерации с ликвидацией такого статуса у негосударственных пенсионных фондов и с одновременным предоставлением права действовать в качестве накопительных пенсионных фондов негосударственным пенсионным фондам и создаваемому Российской Федерацией государственному накопительному пенсионному фонду, статус, права и обязанности которых должны быть определены в рамках законодательства о негосударственных пенсионных фондах, подлежащего трансформации в законодательство о накопительных пенсионных фондах – негосударственных и государственного;

     - установление правила активного  выбора накопительного пенсионного  фонда – негосударственного или  государственного – работником. В отсутствие выбора обязательные отчисления производятся в государственный накопительный пенсионный фонд, средства депонируются на лицевых счетах граждан до осуществления ими выбора и инвестированию не подлежат. Для предотвращения обесценивания таких средств, они должны размещаться на депозитах банков в порядке, установленном для размещения временно свободных средств казны Российской Федерации. Прежний выбор застрахованными лицами частных управляющих компаний (инвестиционных портфелей), в течение переходного периода (не более 3-х лет) следует заменить выбором накопительного пенсионного фонда (с учетом мер по трансформации инвестиционных портфелей излагаемых ниже);

     - введение в системе обязательного  накопительного пенсионного обеспечения элементов, свойственных гражданско-правовым отношениям с учетом преимуществ, которые присущи системам долгосрочного сбережения средств граждан, в частности: возможности получения гражданином в течение оговоренного срока (не менее 10-15 лет) сформированной суммы пенсионных накоплений в форме ежемесячных выплат, разовой выплаты суммы пенсионных накоплений при их ничтожности для осуществления периодических выплат и полноценного наследования средств пенсионных накоплений.

      2. Институциональное преобразование  негосударственных пенсионных фондов  в накопительные пенсионные фонды путем:

     - определения накопительного пенсионного  фонда в рамках гражданского законодательства в качестве самостоятельной организационно-правовой формы некоммерческой организации;

     - определения пенсионных накоплений  или накопительного пенсионного обеспечения в рамках гражданского законодательства в качестве самостоятельного отдельного вида обязательств (наряду с банковским вкладом, страхованием и т.п.), независимо от добровольного или обязательного характера формирования накоплений, и установление единых принципов правового регулирования;

     - определение учредителей фонда  в качестве титульных владельцев  вклада в уставной капитал  накопительного пенсионного фонда  (за исключением государственного) и соответствующей вкладу доли имущества для обеспечения уставной деятельности фонда, включая возможность передачи (продажи) прав титульного владения третьим лицам без согласия других учредителей (за исключением случаев, которые могут оговариваться в учредительном договоре), а также пропорционального вкладу участия учредителей в принятии управленческих решений по деятельности фонда;

     - разграничение лицензионных требований  к накопительным пенсионным фондам в зависимости от их участия в обязательном накопительном пенсионном обеспечении, с возможной заменой лицензирования фондов, участвующих исключительно в добровольном накопительном пенсионном обеспечении, обязательным участием в саморегулируемой организации и создаваемой ею системе страхования профессиональной ответственности членов организации (или страховом резерве);

     - установление для накопительных  пенсионных фондов (кроме государственного) обязанности участвовать в одной из саморегулируемых организаций, создаваемых фондами на основе членства, в качестве условия выдачи лицензии.

      3. Повышение эффективности инвестирования средств пенсионных накоплений и гарантий их сохранности путем:

     - перехода от законодательного  ограничения направлений и объемов  инвестирования средств пенсионных  накоплений к ограничению выбора  уровня риска инвестиционного  портфеля в зависимости от возраста лица, в пользу которого формируются накопления, с шагом градации допустимого риска в 5 лет (7 уровней риска):

  1. А – безрисковый портфель, включающий государственные ценные бумаги, облигации эмитентов и депозиты банков, имеющих рейтинги инвестиционной категории не ниже ААА – лица в возрасте старше 55 лет, а также лица, выбравшие консервативный портфель государственной управляющей компании,
  2. Б – малорисковый портфель, включающий ценные бумаги эмитентов, имеющих рейтинги инвестиционной категории не ниже АА – лица в возрасте не старше 55 лет,
  3. В – низкорисковый портфель, включающий ценные бумаги эмитентов, имеющих рейтинги инвестиционной категории не ниже А – лица в возрасте не старше 50 лет,
  4. Г – умеренно рисковый портфель, включающий ценные бумаги эмитентов, имеющих рейтинги инвестиционной категории не ниже ВВВ – лица в возрасте не старше 45 лет,
  5. Д – приемлемо рисковый портфель, включающий ценные бумаги эмитентов, имеющих рейтинги спекулятивной категории не ниже ВВ, и производные ценные бумаги – лица в возрасте не старше 40 лет,
  6. Е – средне рисковый портфель, включающий ценные бумаги эмитентов, имеющих рейтинги спекулятивной категории не ниже B, и производные ценные бумаги – лица в возрасте не старше 35 лет,
  7. Ж – рисковый портфель, включающий ценные бумаги эмитентов, имеющих рейтинги спекулятивной категории не ниже CCC, и производные ценные бумаги – лица в возрасте не старше 30 лет.

      При этом частным управляющим компаниям  должна быть предоставлена возможность заявить о прекращении участия в инвестировании средств пенсионных накоплений.

      Оставшимся  предложить перезаключить договор  доверительного управления средствами пенсионных накоплений с государственным  накопительным пенсионным фондом, реструктурировать свои инвестиционные портфели по указанным уровням риска в течение не более двух лет, переведя в них накопления, сформированные в пользу застрахованных лиц, ранее выбравших данные управляющие компании или их портфели, с учетом их нового выбора, обусловленного возрастом и допустимым уровнем риска.

      Средства, переданные государственной управляющей компании, могут быть сохранены в ее управлении (прежний консервативный приравнивается к А-портфелю, расширенный – к Б-портфелю) при необходимом последующем приведении в соответствие с выбором застрахованных лиц портфелей по уровню риска.

     - предоставления накопительным пенсионным  фондам права самостоятельной купли/продажи ценных бумаг на организованных рынках;

     - введения полноценного договора  доверительного управления средствами пенсионных накоплений, заключаемого накопительным пенсионным фондом с управляющей компанией, включая возмещение упущенной выгоды от инвестирования средств пенсионных накоплений, случаи и состав которой, однако, должны быть напрямую урегулированы законом;

     - законодательного установления  принципа разумного поведения (пруденциальных принципов) при управлении средствами пенсионных накоплений и их инвестировании, снятия законодательных ограничений по направлениям и объемам вложений в пределах объемов сформированных по уровню риска инвестиционных портфелей;

     - введения обязательного страхования  ответственности накопительного  пенсионного фонда по передаче  сумм пенсионных накоплений в  государственный накопительный пенсионный фонд либо в другой накопительный пенсионный фонд по выбору гражданина в случае лишения фонда лицензии;

     - ограничения права граждан на  срок до 2-х лет на назначение  выплат за счет средств пенсионных  накоплений при падении их  рыночной стоимости более чем  на 20% вследствие финансовых кризисов  с обязанностью накопительного пенсионного фонда восстановить докризисную стоимость пенсионных накоплений, в том числе за счет непропорционального перераспределения части инвестиционного дохода в этот период в пользу указанных граждан с принудительно отложенной накопительной пенсией.

      4. Целевое стимулирование формирования пенсионных накоплений, предусматривающее:

     - отнесение на фонд оплаты труда,  уменьшающий налогооблагаемую базу  по налогу на прибыль, сумм  взносов по договорам накопительного  пенсионного обеспечения, но не более  сумм выплат работникам, исходя из целевых ориентиров развития накопительного пенсионного обеспечения  (совокупный уровень выплат с учетом трудовой пенсии по старости не ниже 70% страхуемого заработка и не ниже 40% заработка сверх страхуемого в системе обязательного пенсионного страхования за 30 лет уплаты взносов);

     - уменьшение налогооблагаемой базы  по налогу на доходы физических  лиц на сумму взносов граждан  по договорам накопительного  пенсионного страхования, не превышающую  20-кратную величину прожиточного  минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации, установленную на этот финансовый год (исходя из формирования пенсионных накоплений, обеспечивающих бессрочную выплату в размере 2,5 прожиточных минимума пенсионера);

Информация о работе Перспективы развития НПФ в свете пенсионной реформы