Перспективы развития НПФ в свете пенсионной реформы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 13:27, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, актуальность темы не оставляет сомнений, так как затрагивает интересы каждого гражданина Российской Федерации на любом этапе его жизни. Существующая система пенсионного обеспечения предусматривает максимальную информированность населения обо всех возможностях инвестирования и преумножения своих пенсионных накоплений. Следовательно, изучение и освещение данной темы уже сейчас закладывает основу стабильного и обеспеченного будущего.
Целью работы является изучение деятельности НПФ на примере НПФ «Магнит».

Содержание

Введение 3
1. История возникновения и развития НПФ 6
2. Роль и значение НПФ в системе пенсионного обеспечения и страхования 14
3. Анализ деятельности НПФ в РФ 20
4. Управление пенсионными накоплениями в НПФ 30
5. Перспективы развития НПФ в свете пенсионной реформы 36
Заключение 48
Список использованной литературы 52

Работа содержит 1 файл

Отчет (2).doc

— 283.00 Кб (Скачать)

      Действующее законодательство в ряде случаев  ограничивает правоспособность фондов. Так, например, в соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона, НПФ в целях охраны интересов вкладчиков, участников и застрахованных лиц не вправе принимать на себя поручительство за исполнение обязательств третьими лицами, отдавать в залог средства пенсионных резервов и средства пенсионных накоплений, выступать в качестве учредителя в организациях, организационно-правовая форма которых предполагает полную имущественную ответственность учредителей (учредителя), выпускать ценные бумаги. Сделки, совершенные с нарушением требований настоящего пункта, являются ничтожными.

      Учредители, вкладчики, страхователи, участники, застрахованные лица, а также государство не отвечают по обязательствам фонда, равно как фонд не отвечает по обязательствам его учредителей, вкладчиков, страхователей, участников, застрахованных лиц и государства. Тогда как Фонд отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

      Фонд  несет установленную действующим  законодательством Российской Федерации имущественную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение им своих обязательств перед вкладчиками, участниками, застрахованными лицами или третьими лицами.

      Обязательства фонда перед вкладчиками, участниками  и застрахованными лицами могут быть прекращены только в результате окончательного и всеобъемлющего их выполнения или завершения расчетов с вкладчиками, участниками, Пенсионным фондом Российской Федерации и застрахованными лицами в случае ликвидации Фонда.

      Исключительные  виды деятельности фонда закреплены в законе. Развернуто их можно представить следующим образом:

     - Предметом деятельности фонда  по негосударственному пенсионному  обеспечению участников является  аккумулирование пенсионных взносов,  размещение и организация размещения  пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств, назначение и выплата негосударственных (осуществляемых на добровольных началах) пенсий участникам.

     - Предметом деятельности фонда  по обязательному пенсионному  страхованию в качестве страховщика является аккумулирование средств пенсионных накоплений, организация инвестирования средств пенсионных накоплений, учет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, назначение и выплата накопительной части трудовой пенсии застрахованным лицам.

     - Предметом деятельности фонда  по профессиональному пенсионному  страхованию в качестве страховщика является аккумулирование средств пенсионных накоплений, инвестирование средств пенсионных накоплений, учет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, назначение и выплата профессиональных пенсий застрахованным лицам.

      Фонд  осуществляет деятельность по каждому предмету (негосударственному пенсионному, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию) независимо от деятельности по другому предмету.

      Сегодня пенсия в России делится на две  составляющие: страховую и накопительную. На их формирование направляется 26% фонда оплаты труда (ставки повышены с января 2011 года, ранее они составляли 20%). Из этой суммы 20% направляется на страховую часть и 6% – на накопительную. Для россиян до 1967 года рождения вся сумма поступает на страховую часть пенсии (без накопительного компонента).

      Страховая часть находится в Пенсионном фонде России (ПФР), и из нее выплачивается  пенсия действующим пенсионерам. Накопительная  же часть пенсии копится на специальных  счетах и инвестируется в ценные бумаги, чтобы не обесцениться от инфляции. Причем каждый участник пенсионной программы имеет право взять накопительную часть пенсии у государства и передать ее в частные управляющие компании или в негосударственный пенсионный фонд.

      В общей сложности на текущий момент 2011 года формируются пенсионные накопления у 71,6 миллионов россиян. Общее число клиентов НПФ составило 11 миллионов граждан. Таким образом, «частникам» доверили средства 15,3% от общего числа работающих граждан.

      При этом только 53,8 тысяч клиентов НПФ вернулись обратно в ПФР. Также более 20 тысяч россиян сменили инвестиционный портфель в управляющих компаниях, а 426 тысяч человек перешли из одного НПФ в другой.

      Услуги  негосударственных пенсионных фондов приобретают все большую популярность среди россиян. Механизм их работы достаточно прост: после подписания договора о негосударственном пенсионном обеспечении фонд открывает личный пенсионный счет, на котором хранятся все сбережения клиента. При этом НПФ не «сваливает» все деньги в одну кучу, как это могут сделать в управляющей компании, чтобы эффективнее распорядиться большей суммой и получить максимальную прибыль: для негосударственных фондов важнее сохранить деньги каждого клиента, нежели добиться от них максимальной отдачи.

      Самостоятельный выбор в пользу того или иного  фонда и вида накопления делается в зависимости от предлагаемых условий основных пунктов договора по негосударственному пенсионному обеспечению и с учетом рейтинга доходности фондов в рамках обязательного пенсионного страхования. Желательно, чтобы в течение двух последних лет не было фактов приостановления лицензии НПФ на осуществление соответствующей деятельности. Кроме того, фонд должен иметь опыт одновременного ведения не менее 20 тысяч именных пенсионных дел. Не менее важен для оценки надежности фонда и размер его имущества для обеспечения уставной деятельности: он должен составлять не менее 100 миллионов рублей.

      Стоит также ознакомиться с результатами деятельности НПФ по формированию средств пенсионных накоплений, то есть определить, какую доходность имеет фонд по инвестированию данных средств. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 07.05.98 №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» НПФ обязаны не менее одного раза в год публиковать в средствах массовой информации отчет о результатах своей деятельности по формированию средств пенсионных накоплений.

      Если  говорить о перспективах развития рынка  НПФ, то он сейчас в ожидании перемен. Ключевой законопроект пенсионной реформы, касающийся порядка выплат накопительной части пенсии, прошел первое чтение в Государственной думе. Во втором и третьем чтении он будет рассмотрен осенью 2011 года. Помимо этого профессиональное сообщество занимается разработкой предложений по изменению законодательства о негосударственных пенсионных фондах. В частности, рассматривается идея об объединении функций по регулированию и контролю за НПФ в рамках одной структуры.

      Пристальное внимание к рынку НПФ вызвано  тем, что он сейчас активно развивается. Негосударственные пенсионные фонды приносят пользу и гражданам, и стране в целом. НПФ привлекают «длинные» деньги и инвестируют их в реальный сектор экономики. Благодаря этому пенсионные накопления начинают «работать».

      Рассмотрим, что лежит в основе формирования средств, которыми располагает НПФ при осуществлении своей деятельности. 
 
 

    3. Анализ деятельности НПФ в  РФ

 

      Оценка  деятельности фонда производится с  учетом исследований роста его доли на рынке негосударственного пенсионного  обеспечения, успешности инвестиционной политики фонда и доверии со стороны клиентов.

      Изучим  подробно изменение показателей  развития НПФ в России.

      Для оценки данной динамики следует провести мониторинг изменения численности  фондов, прироста или уменьшения их собственного имущества, численности  вкладчиков и объема привлеченных средств, а также выяснением размера денежных выплат участникам системы негосударственного пенсионного страхования, за определенный период времени.

      Началом развития системы НПО стал сентябрь 1992 года. Так за следующие два года ее существования появилось порядка 350 организаций, действующих как НПФ, но только в 1995 году данная сфера деятельности официально стала подлежать лицензированию, и в том же году появились первые легальные фонды.

      К концу 1996 года Инспекция негосударственных пенсионных фондов выдала 26 разрешений на осуществление некоммерческой деятельности по формированию активов путем привлечения денежных взносов юридических и физических лиц, передаче этих средств компании по управлению активами, осуществлению пожизненно или в течение длительного периода регулярных выплат гражданам в денежной форме.

      В 1997 году аналогичные лицензии были получены еще 252 ранее созданным организациям. Далее их число колебалось на отметке 250-300 действующих фондов и на текущий момент данная ситуация сохраняется.

      На  рис. 1 представлено изменение числа  НПФ в России с 2006 года по 2010 года.

      Рис. 1 – Численность негосударственных  пенсионных фондов, имеющих лицензию, в том числе заявивших о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика, на конец периода 

      В 1998 г. собственное имущество фондов составляло 7,3 миллиарда рублей, которые  практически наполовину (в размере 3,4 миллиардов рублей) складывались из привлеченных средств их организаций-вкладчиков, насчитывавших порядка 5 тысяч организаций, и участников – чуть больше 2 миллионов человек, 70% которых самостоятельно уплачивали взносы, с учетом полученного дохода от их размещения.

      Таким образом, в 1998 году средний размер пенсионных накоплений на одного участника или вкладчика фонда насчитывал 1675 рублей. Данная сумма сопоставима со средним размером трудовой пенсии, выплаченной в полугодовом объеме за аналогичный период времени в России. К концу указанного года выплаты были произведены 187,4 тыс. участникам организаций в среднемесячном размере около 140 рублей, составляющем примерно 38%  государственной трудовой пенсии.

      Также в 1998 году Правительством государства  был принят Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах», определивший их деятельность в качестве исключительного вида, признал их особой организационно-правовой формой некоммерческой организации социального обеспечения. Законодательно были закреплены права и обязанности фондов, их вкладчиков и участников. Все эти изменения не только закрепили правовую основу деятельности фондов по негосударственному пенсионному обеспечению, но и, не смотря на августовский кризис, спровоцировали положительно высокую динамику роста численности их участников и вкладчиков, сумм взносов и объемов пенсионных резервов.

      После ликвидации последствий кризиса 1998 года, в 1999 году чистый прирост числа  НПФ остановился на отметке 600 тысяч  человек, а в 2000 и 2001 году его динамика носила скачкообразный характер и составила  соответственно 980 и 600 тысяч человек.

      При этом объем взносов вкладчиков в 2001 году превысил сумму аналогичных взносов за 1997 год практически в 8 раз, как и объем пенсионных резервов, выросший к концу 2001 года относительно 1997 года более чем в 9,5 раз.

      На  рис. 2 представлена численность участников НПФ, доверивших свои пенсионные накопления действующим НПФ. 

      Рис 2. Численность участников негосударственных  пенсионных фондов и застрахованных лиц, которые перевели средства пенсионных накоплений в фонды на конец периода, млн. чел. 

      Основными участниками системы негосударственного пенсионного страхования до 2005 года являлись лишь крупные корпорации, а большинство вкладчиков – работники данных корпораций и члены их семей, на них к началу 2002 года приходилось более 80% сформированных на тот момент пенсионных резервов и объема выплат негосударственных пенсий. И только в 2005 году вступил в силу проект привлечения средств остальных граждан страны, разработанный еще в начале 2004 года, к системе негосударственного пенсионного страхования, и к концу 2009 года их число практически сравнялось с числом представителей крупных компаний и составило 5,6 миллионов человек. При этом согласно диаграмме 2 в 2008 году наметилась тенденция сокращения численности участников фондов, составившей к началу 2009 года 6,77 миллиона человек, хотя эксперты прогнозировали данную величину на уровне 8-8,5 миллионов человек. За последние 2010 сохраняется тенденция увеличения числа обратившихся в фонды вкладчиков, что показывает общую позитивную динамику в финансово-экономической сфере развития государства. К концу 2011 года число вкладчиков планируется на уровне 9,5-9,7 миллионов человек.

Информация о работе Перспективы развития НПФ в свете пенсионной реформы