Перспективы развития НПФ в свете пенсионной реформы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 13:27, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, актуальность темы не оставляет сомнений, так как затрагивает интересы каждого гражданина Российской Федерации на любом этапе его жизни. Существующая система пенсионного обеспечения предусматривает максимальную информированность населения обо всех возможностях инвестирования и преумножения своих пенсионных накоплений. Следовательно, изучение и освещение данной темы уже сейчас закладывает основу стабильного и обеспеченного будущего.
Целью работы является изучение деятельности НПФ на примере НПФ «Магнит».

Содержание

Введение 3
1. История возникновения и развития НПФ 6
2. Роль и значение НПФ в системе пенсионного обеспечения и страхования 14
3. Анализ деятельности НПФ в РФ 20
4. Управление пенсионными накоплениями в НПФ 30
5. Перспективы развития НПФ в свете пенсионной реформы 36
Заключение 48
Список использованной литературы 52

Работа содержит 1 файл

Отчет (2).doc

— 283.00 Кб (Скачать)

      Дальнейшее  развитие система негосударственных  пенсионных фондов получает с принятием  специального Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» (далее по тексту – Закон «О негосударственных пенсионных фондах»; Закон).

      Законом было установлено, что НПФ являются особой организационно – правовой формой некоммерческой организации  социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками фонда в пользу участников фонда.

      Законом:

     - определены права и обязанности  НПФ, их вкладчиков и участников;

     - установлены требования к совокупному  вкладу учредителей; 

     - введены обязательное ежегодное  актуарное оценивание и независимая  аудиторская проверка; сформулированы  принципы размещения пенсионных  резервов;

     - дана структура органов управления  фондом и контроля его деятельности.

      В отличие от первого источника  – Указа Президента РФ, Закон  детально урегулировал основные вопросы и механизмы негосударственного пенсионного обеспечения и явился базисом для осуществления добровольного страхования.

      Во  исполнение положений Закона были разработаны и приняты ряд постановлений Правительства Российской Федерации. Так, например, постановлением Правительства Российской Федерации от 13.12.99 года N 1385 «Об утверждении Требований к пенсионным схемам негосударственных пенсионных фондов, применяемым для негосударственного пенсионного обеспечения населения» утверждено содержание пенсионной схемы, используемой НПФ и мн. др.

      Отдельно  необходимо выделить Программу пенсионной реформы в Российской Федерации, утвержденную Постановлением Правительства РФ от 20 мая 1998 г. N 463. В Программе говорилось о развитии добровольного дополнительного пенсионного обеспечения (страхования). В частности, акцентировалось внимание на развитии и повышении финансовой надежности ныне действующих негосударственных пенсионных фондов. Подчеркивалось, что в целях обеспечения надежности системы добровольного дополнительного пенсионного обеспечения (страхования) необходимо сформировать эффективный механизм надзора и регулирования ее деятельности, включая:

     - реорганизацию существующих органов  контроля и регулирования развития  системы добровольного дополнительного  пенсионного обеспечения (страхования)  с целью расширения их функций,  повышения эффективности и ответственности;

     - совершенствование системы учета и отчетности в сфере добровольного дополнительного пенсионного обеспечения (страхования) и обеспечение ее информационной прозрачности;

     - установление требований к договорам,  заключаемым негосударственными пенсионными фондами с управляющими компаниями и депозитариями.

      Указанные направления нашли свое законодательное  закрепление в ряде постановлений Правительства РФ.

      Следующий этап развития системы негосударственных  пенсионных фондов связан с изменениями  и дополнениями пенсионного законодательства, а именно включением НПФ в систему обязательного пенсионного страхования. Здесь необходимо заметить, что уже в середине 1990-х годов в ходе споров о способах и путях осуществления российской пенсионной реформы активно обсуждался вопрос о подключении НПФ к государственной пенсионной системе, – вернее, об их участии в осуществлении обязательного пенсионного обеспечения (страхования). Если в рамках распределительной государственной пенсионной системы необходимости в НПФ объективно не было, то введение составной структуры трудовой пенсии, включающей накопительный компонент, явно позволяло НПФ претендовать на участие в системе пенсионного страхования7.

      Первым  законодательным актом, закрепившим  возможность перехода из государственного Пенсионного фонда России в негосударственный пенсионный фонд, стал Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» (статья 32), установивший право застрахованного лица в порядке, установленном Федеральным законом, отказаться от получения накопительной части трудовой пенсии из Пенсионного фонда Российской Федерации и передать свои накопления, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета, в НПФ, начиная с 1 января 2004 года.

      Затем федеральный закон от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» закрепил, что граждане могут отказаться от формирования накопительной части трудовой пенсии через пенсионный фонд России и выбрать негосударственный пенсионный фонд (подпункт 2 пункта 1 статьи 31).

      Завершающими  стали внесенные изменения в  Закон «О негосударственных пенсионных фондах».

      Согласно  Федеральному закону от 10 января 2003 года N 14-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах», исключительными видами деятельности НПФ являются:

     - деятельность по негосударственному  пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;

     - деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию;

     - деятельность в качестве страховщика  по профессиональному пенсионному страхованию.

      Таким образом, можно выделить следующие  этапы становления негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации:

    1. Первый этап – создание системы негосударственного (добровольного) пенсионного обеспечения, первые шаги по формированию правовых основ добровольного страхования, создание специальной Инспекции.
    2. Второй этап – принятие специального закона о негосударственных пенсионных фондах, а также широкого ряда подзаконных и нормативных актов, регулирующих деятельность данных некоммерческих организаций.
    3. Третий этап – включение негосударственных пенсионных фондов в систему обязательного пенсионного страхования.

      В настоящее время нельзя говорить, что пенсионная реформа в целом, построение системы негосударственных пенсионных фондов в частности, закончены. До сих пор не воплощены в жизнь некоторые задачи Программы пенсионной реформы 1998 года, кроме того, разрабатываются новые программы: Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на 2012-2013 годы, а затем и стратегическая программа пенсионного развития на 2020-2035 годы.

      Как закреплено в указанной Стратегии, «основным направлением развития негосударственного пенсионного обеспечения должно стать совершенствование регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов. Относительно низкий уровень развития отрасли добровольного пенсионного обеспечения посредством негосударственных пенсионных фондов в значительной степени обусловлен отсутствием требований к стандартизации пенсионных продуктов, направленных на обеспечение их понятности для потребителей, а также недостаточной информационной прозрачностью фондов.

      Необходимо  установить унифицированные требования к пенсионным продуктам негосударственных пенсионных фондов, обеспечивающие их понятность для потребителей.

      Представляется  необходимым законодательно обеспечить раскрытие информации, как о структуре  вложений негосударственных пенсионных фондов, так и о структуре обязательств, структуре владения и бенефициарах. Отсутствие такого регулирования зачастую используется сегодня для сокрытия реальных собственников акций и получения контроля над компаниями».

      Следовательно, в течение следующих двух-трех лет планируются максимально повысить уровень информированности населения об услугах негосударственного пенсионного обеспечения, сделать систему более доступной и понятной, и, конечно же, предложить гражданам пенсионного и не пенсионного возраста передать свои накопления в ведение Управляющей компании выбранного НПФ для обеспечения достойного и благополучного будущего.  
 
 
 
 

    2. Роль и значение НПФ в системе  пенсионного обеспечения и страхования

 

      Негосударственный пенсионный фонд – особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:

     - деятельность по негосударственному  пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;

     - деятельность в качестве страховщика  по обязательному пенсионному  страхованию в соответствии с  Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании;

     - деятельность в качестве страховщика  по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.

      Таким образом, негосударственный пенсионный фонд является юридическим лицом, осуществляющим некоммерческую деятельность в особой организационно – правовой форме некоммерческой организации социального обеспечения.

      На  фонд, как юридическое лицо, некоммерческую организацию, распространяются соответствующие нормы Гражданского кодекса РФ (статья 118) и  Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (с изменениями от 26 ноября 1998 года, 8 июля 1999 года, 21 марта, 28 декабря 2002 года, 23 декабря 2003 года, 10 января, 2 февраля 2006 года).

      Фондом, согласно действующему корпоративному законодательству, признается не имеющая  членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели (пункт 1 статьи 7 Закона «О некоммерческих организациях»).

      В постановлении от 24 сентября 2002 года Президиума Высшего Арбитражного суда РФ установлено на основании пункта 1 статьи 118 ГК РФ фондом признается некоммерческая организация, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

      Дискуссионным остается вопрос об отнесении НПФ  к разновидности других фондов аналогичной  природы (в понимании статьи 7 Закона «О некоммерческих организациях») или же о вынесении НПФ в самостоятельную единицу в перечне некоммерческих организаций.

      Негосударственный пенсионный фонд, как юридическое  лицо, имеет в собственности обособленное имущество и отвечает по своим  обязательствам этим имуществом, может  от своего имени приобретать и  осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

      Извлечение  прибыли не является целью деятельности Фонда. Учредители не получают дохода от его деятельности. Более того, учредители (учредитель) не имеют прав на переданное фонду имущество, которое является собственностью фонда согласно пункту 2 статьи 4 настоящего Закона.

      Фонд  вправе заниматься предпринимательской  деятельностью, соответствующей этим целям и необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых фонд создан. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них. Между тем деятельность фонда по размещению пенсионных резервов и инвестированию средств пенсионных накоплений не относится к предпринимательской.

      В соответствии с целями своей деятельности фонд имеет право заключать договоры, приобретать имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, выступать истцом и ответчиком в общегражданских, арбитражных и третейских судах.

      Фонд  является собственником принадлежащего ему имущества и средств, а  также может владеть и пользоваться имуществом на праве аренды и других законных основаниях. НПФ, являясь юридическим  лицом, обладает специальной, целевой  правоспособностью, так как его деятельность обусловлена некоммерческим характером и формулируется с учетом его целей, а именно, достижение общественно полезных целей.

Информация о работе Перспективы развития НПФ в свете пенсионной реформы