Планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 17:35, курсовая работа

Описание работы

При переходе к рыночным отношениям в России планирование оказалось практически полузабытым. Между тем, планирование – важная функция управления любым предприятием.
Многолетний опыт зарубежных фирм и российских предприятий показал, что недооценка планирования предпринимательской деятельности в условиях рынка, сведение его к минимуму, игнорирование или некомпетентное осуществление зачастую приводят к неоправданным экономическим потерям и, в конечном счете, к банкротству.

Содержание

Введение.…………………………………………………….

Общая характеристика планирования в рыночной экономике:

Функции и задачи планирования…………………..
Назначение и цели планирования………………….
Разработка стратегий и целей предприятия.
Технология планирования…………………………….
Основные формы планирования……………………
Оптовая торговля:
Роль и функции оптовой торговли………………..
Экономический анализ показателей деятельности оптового предприятия…………..
Планирование оптового товарооборота……….

Розничная торговля:
Понятие розничного товарооборота…………….
Анализ розничного товарооборота……………….
Планирование розничного товарооборота…….

Планирование – не догма, а необходимость……

Список использованной литературы……………..

Работа содержит 1 файл

kursovik.doc

— 1.73 Мб (Скачать)

      По  назначению товарные запасы делят на запасы текущей реализации, сезонного хранения и досрочного завоза. Последние две группы запасов в основном характерны для оптовых организаций, обеспечивающих государственные интересы по снабжению населения и субсидируемых государством.

      Структура товарных запасов в ассортиментном разрезе анализируется в соответствии со структурой оптовых продаж и закупок товаров предприятием. Изучение товарных запасов проводится по степени соответствия нормативам, которые определяются предприятием самостоятельно. Запасы сезонные и досрочного завоза не включаются в состав нормируемых. Сопоставление с нормативом необходимо проводить в целом по всем товарам и в ассортиментном разрезе. Отклонения от норматива сигнализируют о необходимости проведения углубленного анализа и выявления причин, вызвавших эти отклонения.

      Объем товарных запасов на оптовом предприятии  может изменяться под воздействием множества факторов. Важнейшими из них являются объем и структура товарооборота, скорость обращения товаров, формы и качество организации всех фаз оптового товародвижения.

      Объем товарооборота оказывает, как правило, прямое воздействие на размер товарных запасов, увеличивая их, но зависимость эта непрямопропорциональна.

      Изменения в структуре товарооборота заметно влияют на объем товарных запасов. Степень и характер воздействия различны. Так, при увеличении ассортимента товаров запасы растут, при росте доли продовольственных товаров запасы на единицу реализованных товаров снижаются и, наоборот, при увеличении доли непродовольственных товаров запасы возрастают.

      Размер  влияния изменения структуры  оборота на товарный запас определяется методами процентных чисел и цепных подстановок.

      Важную  роль при анализе запасов играет анализ скорости обращения, или товарооборачиваемости. Этот показатель характеризует время, необходимое для полного обновления запаса на оптовом предприятии.

      На  показатель времени обращения наибольшее влияние может оказать изменение  объема и структуры товарооборота  среднего товарного запаса.

      Анализу других экономических показателей деятельности предприятия посвящены соответствующие главы учебника. Там, где это целесообразно, выделены особенности проведения анализа или планирования показателей оптового предприятия.

 
 

 

Планирование  оптового товарооборота 

     Любое предприятие в условиях рыночной экономики постоянно осуществляет планирование своей деятельности. Результатом  проведения плановой работы является постоянно обновляемый документ — бизнес-план предприятия.

     В разделах бизнес-плана оптового предприятия представлены прогнозные величины основных показателей его деятельности — прибыли, продаж, издержек и т.п. Методология и подходы для их расчета в розничной и оптовой торговле одинаковы, но имеются особенности, обусловленные различием функций опта и розницы в сфере обращения.

     Показатель  оптового товарооборота — важнейший среди планируемых предприятием в бизнес-плане. От него зависят все остальные — доходы, издержки, чистая прибыль и в конечном итоге развитие предприятия.

     В то же время прогнозируемый объем  продаж является результирующим показателем, который отражает различные аспекты деятельности предприятия — стратегические, маркетинговые, финансовые, технологические и т.д.

      Прогнозирование – это управленческий инструмент для планирования и разработки политики принятия решения.

      Прогнозирование и планирование продаж являются необходимым  и обязательным элементом деятельности каждого предприятия в условиях рыночной экономики. 

      Первым  этапом разработки прогноза продаж является всесторонний экономический анализ предыдущей деятельности. Результаты анализа, обнаруженные тенденции и выводы служат основой составления прогнозов.

      На  втором этапе определяются факторы, которые в прогнозируемом периоде  будут влиять на развитие того сектора  рынка, где работает оптовое предприятие. Отбираются и оцениваются количественно важнейшие факторы и с их помощью рассчитываются варианты прогноза продаж.

      При прогнозировании применяются различные  методы – экономико-статистические, сравнения, индексные, графические, экономико-математические.

      Спецификой  деятельности оптового предприятия на рынке товаров народного потребления является обслуживание прежде всего запасов розничной торговли, розничных предприятий. Поэтому процесс планирования оптовых продаж тесно взаимосвязан с аналогичными расчетами в розничном звене, которое обслуживает оптовое предприятие.

      Возможны  два основных варианта рыночной конъюнктуры, в которой может оказаться  оптовое предприятие в будущем  периоде. Первый характеризуется относительной  стабильностью состояния рынка, а второй – значительными колебаниями спроса и продаж.

        Экономический анализ оптовых  продаж за предшествующий период  позволяет выявить характер изменений  и возможность применения экономико-статистических  методов и моделей при расчете  вариантов прогноза оптового  товарооборота на плановый период. В зависимости от формы связи могут быть использованы различные уравнения регрессии – линейной, гиперболы, полулогарифмической, показательной, степенной.

        Для оценки влияния факторов  на величину оборота в будущем  можно использовать коэффициенты эластичности – прямые и перекрестные.

      Используются  также и более простые графический  и индексный методы, расчет средних  темпов изменений оборота в течение  анализируемого и прогнозируемого  периодов.

      После определения прогнозируемых валовых  объемов оптовых продаж необходимо подразделить их на продажу через склады предприятия (складской оборот) и транзитом непосредственно от производителя (транзитный оборот).

      Соотношение складского и транзитного оборотов зависит от множества факторов –  конъюнктуры рынка, финансово-экономических интересов поставщика и покупателя, уровня цен, тарифов на складские и транзитные услуги, объемов и частоты поставок, вида реализации товаров, минимальной партии отгрузки производителем и т.п. Но в любом случае целевой функцией в планировании соотношения складского и транзитного оборотов для оптового предприятия является величина прибыльности проводимых оптовых операций в целом.

      На  следующем этапе планируется  структура оптовых продаж. Следует отметить, что процесс прогнозных расчетов по общему объему, формам товародвижения и структуре оборота представляет собой единое целое, а методику и порядок планирования выбирает само предприятие. Так, возможны варианты плановых расчетов продаж по видам товаров и покупателям, предваряющие прогнозы валового объема оптового оборота. Данная методика планирования применима, когда  в состав продаж входят товары, удовлетворяющие различные потребности, и изменения в спросе на одни товары не влияют на спрос на остальные группы товаров.

      Нормирование товарных запасов следует за планированием оборота, поскольку прогнозируемый объем складского оптового товарооборота служит основой разработки нормативов запасов.

      В теории и практике товарных запасов используется несколько методов: опытно-статистический, экспертных оценок, технико-экономических расчетов, экономико-математические.

      Опытно-статистический метод базируется на анализе фактически сложившегося уровня товарных запасов оптового предприятия.

      В основе метода – личностная оценка состояния запасов в прошлом и субъективное понимание перспектив их развития. Достоинство метода – быстрота и малая трудоемкость. Недостатки заключены в человеческом факторе (опыт, знания экономиста, трудности безошибочной обработки большого количества информации).

      Методы  экспертных оценок применяются в  том случае, когда нет достаточной информации, рынок товара мало изучен.

      Сущность  метода технико-экономических расчетов состоит в определении норматива. Исходная формула норматива слагается из времени на приемку и подготовку товара к продаже, рабочего запаса, запаса пополнения и страхового запаса.

      Экономико-математические методы нормирования товарных запасов все более широко применяются в управлении запасами оптовой торговли.

      Простейший  метод, применяемый для нахождения норматива запаса в сумме или  в днях, — метод экстраполяции, который переносит темпы изменения показателя, сложившиеся в прошлом, на будущее.

      Наилучшие результаты этот метод дает, если период наблюдения достаточно длительный — три-четыре года.

  Формула экстраполяции по данным четырех  лет на пятый имеет вид 

У5=0,5 (2У4 + У3 –У1), 

  где У — уровень запасов соответствующего года. 

      Для расчета требуются данные об уровне запасов (в сумме, днях, % к товарообороту) четвертого, третьего и первых годов. Данная формула может применяться для прикидочных расчетов и с использованием данных поквартальных запасов.

     Другим  подходом планирования товарных запасов  с помощью экономико-математических методов является расчет оптимального размера запаса при минимальных  издержек по доставке и хранению. Классическая модель наиболее экономичного размера товарного запаса (3) или размера поставки с учетом издержек обращения имеет следующий вид: 

2RC2

где С1 — издержки по хранению;

С2 — издержки по доставке;

К — объем спроса (товарооборота). 

      Для определения оптимальной частоты  завоза (tопт) необходимы следующие данные: частота (период) завоза в днях; интервал между очередными поставками в течение года (t1); однодневный товарооборот (m); совокупные издержки по хранению и доставке (Со); издержки хранения за год (С1); издержки по доставке за год (С2); издержки хранения, приходящиеся на 1 руб. товарных запасов в один день (h); издержки по доставке партии товара (S): 
 

 2S

      Однако  следует иметь в виду, что для  исчисления оптимальной частоты  завоза требуется информация, которую  трудно получить (например, затраты  на завоз и хранение в разрезе  товарных групп). Поэтому рекомендуется  использовать модифицированную формулу, где выражение

        

       принимается за постоянную величину для всех товаров на предприятии. 

      Тогда оптимальное число поставок для  отдельной товарной позиции           n = Н√R, а в целом по товарной группе 

Информация о работе Планирование