Стратегический банковский менеджмент и его теоретико-методологическое содержание

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 09:35, лекция

Описание работы

Отрасли были четко разграничены и большей частью имели хорошие перспективы роста. В результате все внимание управляющих сосредоточивалось на эффективной работе производственного механизма. Так выработался тот набор управленческих представлений, подходов и предпочтительных решений, который позже получил название производственный стереотип.

Работа содержит 1 файл

Лекция 1.docx

— 257.91 Кб (Скачать)

В 1978 году в США был принят еще один Закон  о праве на финансовую тайну (ЗПФТ), который явился попыткой восстановить баланс между стремлением сохранить Личную тайну и заинтересованностью правительства в получении конфиденциальных документов в целях обеспечения уголовного расследования. ЗПФТ ограничивает круг ситуаций, когда правительственные органы могут получить доступ к финансовым документам «клиента». Частное лицо может потребовать применения к федеральным агентствам гражданско-правовых санкций в случае нарушения ЗПФТ, а на служащих агентства могут быть наложены дисциплинарные наказания в случае сознательных или намеренных нарушений с их стороны.

До недавнего  времени банковская тайна в нашей  стране распространялась лишь на вклады граждан в сберегательные учреждения.

До появления  законов, регулирующих банковскую деятельность, положения о банковской тайне в обязательном порядке включались в уставы коммерческих и кооперативных банков.

       В Республике Казахстан вопрос  законодательно урегулирован в соответствии с Указом Президента РК, имеющим силу( закона, «О банках и банковской деятельности в РК». Статьей 50. определено, что банковская тайна включает в себя сведения о наличии, владельцах и номерах счетов депозиторов, клиентов и корреспондентах банка, об остатках и движении денежных средств на этих счетах и счетах самого банка, об операциях банка, а также сведения о наличии, владельцах, характере и стоимости имущества клиентов, находящегося на хранении в сейфовых ящиках, шкафах и помещениях банка (15).                           

      Под термином «банковская тайна»  следует понимать особый правовой  режим информации о клиентах, определенной законом, которая стала известна банку в силу осуществления им банковской, деятельности. Этот правовой режим обязывает банк не разглашать полученные сведения, а также определяет порядок и условия предоставления банком указанной информации третьим лицам без согласия своих клиентов.

      Банки гарантируют тайну по  операциям и депозитам своих  депозиторов, клиентов и корреспондентов,  а также тайну имущества, находящегося  на хранении в банке.

Должностные лица, работники банков и иные лица, которые в силу осуществления своих служебных обязанностей получили доступ к сведениям, составляющим банковскую тайну, за их разглашения несут уголовную ответственность по ст. 200 Уголовного кодекса РК (19).

      Банковская тайна может быть  раскрыта только владельцу счета  или имущества, любому третьему  лицу на основании письменного согласия владельца, данного в момент его личного присутствия в банке.

Банковская  тайна может быть раскрыта следующим  органам:

•  органам  дознания и предварительного следствия  по находящимся в их производстве делам;

• судам  по находящимся в их производстве делам на основании определении суда;

• налоговым  органам по вопросам связанным с  налогообложением проверяемого лица,

• таможенным органам при проведении внешнеэкономической деятельности.

      Справки об остатках и движении  денежных средств на счетах  юридических и физических лиц  выдаются также аудиторским организациям и представителям физического лица на основании нотариально удостоверенной доверенности.

Приведенный перечень является исчерпывающим и  может быть расширен только законодательным путем.

      Сведения, составляющие банковскую  тайну должны выдаваться на основании их письменного запроса, составленного на бланке организации, подписанного руководителем и скрепленного печатью этой организации. Запрос должен содержать указание на целевую необходимость испрашиваемой информации. В случае отсутствия таких сведений в запросе банк вправе не выполнить требования органов о предоставлении сведений, составляющих банковскую тайну.

     Возможность получения сведений, содержащих банковскую тайну, налоговыми инспекциями предусмотрена Налоговым Кодексом РК, который предоставляет им право получать в банках справки, документы ~и копии с них, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщиков и необходимые для проверки правильности налогообложения. Получение судами информации, содержащей банковскую тайну, регламентировано соответствующими нормами ГПК и УПК РК. Суд может выдать одному из участников дела запрос на право получения документов для представления их в заседание. Во всех остальных случаях, ответственность может быть возложена в соответствии с общими нормами гражданского права и договорами. Поскольку единый законодательный акт, определяющий основание и размер ответственности физических лиц за разглашение банковской тайны отсутствует, постольку в различных случаях нарушения сохранности банковской тайны наступает уголовная, гражданская или дисциплинарная ответственность.

 

 

Лекция 3.

Тема: Стратегия управления человеческим капиталом банка

Организационная функция, как и  планирование, требует от менеджера  свободного владения аналитическими навыками.

Организационная работа – процесс распределения  ресурсов для выполнения планов компании.

Главная проблема, с которой сталкивается менеджер на стадии организационной работы, - это выбор наиболее подходящего  для целей и задач организации  варианта разделения труда и последующее  комплектование штата – процесс  подбора соответствующих работников на соответствующие должности.

Все больше компаний используют в качестве «строительных  кубиков», для своей организации  не отдельных людей, а команды. Команды  – это двое или более людей, работающих соответственно для выполнения определенных задач.

 Функция  руководителя.

Руководство – действие нацелено на то, чтобы  побудить людей работать эффективно и охотно. Руководство, как третья сфера успешного управления командой менеджером. Само руководство состоит из двух взаимосвязанных процессов.

1-е мотивацию  – созданию у работников стимулов  трудиться с полной отдачей.

2-х наставничество  – знакомство работников с  тем, что и как он должен  делать, показывая ему, конкретные  приемы выполнения работ, и  также успех любого индивида  как руководителя зависит, прежде  всего, от ситуации, в которой  он действует. Тем не менее,  исследователям все же удалось  сделать несколько интересных  заключений о лидерстве в целом.

Традиционные  действия: 1. Побуждения служащих работников на предусмотренном уровне; 2. Создание такой структуры, в которой было бы четко  очерчены роли и задачи работников; 3. Установление прямой связи  между вознаграждением работника  и достижением цели. Это традиционный подход характеризует регулирующее руководство. Но эффективное руководство  не ограничивается традиционным подходом. Настоящие лидеры побуждают служащих работать лучше, чем предусмотрено, вдохновляют работников брать на себя дела, не приносящие им непосредственной выгоды, и внушают им уверенность  в претворении великих замыслов в жизнь. Такой подход – преобразующим  руководство.

Чтобы эффективно руководить, вы должны обладать одновременно и навыками регулирования, и способностью к преобразованиям. Настоящий лидер  способен поделиться своим взглядом на вещи с другими людьми и тем  самым как бы передать им часть  своего вдохновения. И, наконец, постоянный лидер способен терпеливо относиться к неудачам и не страшиться начать поиск новых возможностей, даже если в итоге они не приведут к успеху. Да неудачи и не слишком угрожают настоящему лидеру, поскольку такой  тип человека не склонен кого-либо в чем-либо винить.

Стиль руководства  – это способ применения руководителем  своей власти. Существует три типа руководства: авторитарный, демократический  и невмешательства.

Авторитарный  стиль. С таким стилем руководитель сосредотачивает власть в своих  руках и не допускает других к  участию в принятии решений.

Демократический стиль. Когда руководитель делегирует властные полномочия на все уровни управления.

Стиль невмешательства. Здесь руководитель выступает в  роли консультанта и высказывая свои взгляды или суждения лишь тогда, когда его об этом просят.

Ни один руководитель не придерживается постоянно лишь какого-то одного стиля управления. Приспособление принципов руководства к текущим  нуждам бизнеса называется ситуационным управлением или руководством с  учетом непрерывных обстоятельств.

Компания, систематически вовлекающая своих работников в  процесс выработки решений, прибегает  к коллективному управлению. Он широко и успешно применяется в Японии, его уже многие годы практикуют и  некоторые американские компании.

Совместное  участие в управлении значительно  улучшает взаимоотношения в коллективе, но его главная ценность в том, что оно способствует повышению  производительности и качества труда  и сокращению издержек.

Функция контроля.

В менеджменте  контроль – это наблюдение за тем, как компания движется к намеченной цели, пересмотр ее курса и корректировка  отклонений от принятого курса.

Контроль  тесно связан с функцией планирования. Стратегические планы отражают изменения  как внутри, так и вне организации, и процесс контроля позволяет  менеджерам удостовериться, действует  или нет принятая стратегия. Если компания постоянно осуществляет контроль, ошибки можно заметить на раннем этапе  и своевременно предпринять шаги, позволяющие справиться с проблемой.

Процесс контроля представляет собой замкнутый цикл, охватывающий все уровни руководства  и состоящий из четырех этапов. На первом этапе этого цикла управляющие  высшего звена устанавливают  критерии оценки работы организации  в целом.

Другой метод  контроля – целевое управление, основан на установлении целей на всех уровнях управления. 4-е фазы:

1.Общие стратегические  цели организации доводятся до  всех участков программ. Эти цели  вырабатываются высшим руководством  при участии управляющих среднего  звена.

2.Управление  среднего звена встречаются с  представителями нижнего уровня  управления, чтобы выработать задачи. Потом каждый участник определяет  свои планы действий.

3.Через короткие  промежутки времени управляющие  среднего звена встречаются со  всеми участниками программы  для обсуждения итогов их работы  с точки зрения поставленных  задач.

4.Все участники  проводят периодические встречи.

 

Лекция 4.

Тема:  Банковская политика, как стратегия  управления банком

 

1. Банковское регулирование. Регулирование деятельности кредитных организаций. Состояние и перспективы функционирования банков и других кредитных институтов имеют жизненно важное значение для национальной экономики. Вот почему во всем мире денежно-кредитная политика Центрального банка дополняется банковским регулированием — контролем и надзором за деятельностью финансовых институтов и рынков капитала.

      Направления банковского регулирования.  Под банковским регулированием понимают систему мер, с помощью которых государство через центральный банк обеспечивает стабильное, безопасное функционирование банков, предотвращает нежелательные, дестабилизирующие   явления   и   тенденции.

      Среди мероприятий, осуществляемых  центральными банками по регулированию деятельности кредитных организаций, можно выделить несколько основных направлений:

- создание   нормативно-правовой базы функционирования  коммерческих   банков и специализированных  кредитно-финансовых институтов;

- осуществление  регистрации кредитных организаций;

- выдача  и отзыв лицензий кредитным  организациям;

- установление  экономических нормативов с целью  обеспечения необходимого уровня  ликвидности банков и снижения  банковских рисков;

- надзор  за деятельностью кредитных организаций. Степень использования тех или иных направлений регулирования,  часто предусмотренных законами нормативными документами, различна в разных странах зависит от   многих факторов,  включая исторические условия развития, сложившиеся традиции и т.п.

      Органами банковского регулирования  являются центральные  банки  и/или другие  государственные  учреждения: во  Франции, например, - Банковская комиссия, Комитет по  регулированию банков; в Италии - Банк Италии. Межведомственный комитет  по кредитам и  сбережениям; в Японии - Банк Японии, Бюро банков министерстве финансов; в Великобритании - Банк Англии, в Швейцарии – Федеральная банковская комиссия.

      Регулирующие органы  требуют  от банков представления большой   по объему статистической информации  не потому, что стремятся контролировать  каждый шаг банков, а для того, чтобы быть в состоянии защитить  общественные интересы, вовремя  отреагировать на негативные  тенденции.

Информация о работе Стратегический банковский менеджмент и его теоретико-методологическое содержание