Стратегический банковский менеджмент и его теоретико-методологическое содержание

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 09:35, лекция

Описание работы

Отрасли были четко разграничены и большей частью имели хорошие перспективы роста. В результате все внимание управляющих сосредоточивалось на эффективной работе производственного механизма. Так выработался тот набор управленческих представлений, подходов и предпочтительных решений, который позже получил название производственный стереотип.

Работа содержит 1 файл

Лекция 1.docx

— 257.91 Кб (Скачать)

Принципы  и формы банковского регулирования. Банковское регулирование может заключаться в требовании соблюдения, правила «четырех глаз», т.е. руководство банка (крупного департамента, управления) должно осуществляться как минимум двумя людьми. Важным считается также принцип «китайской стены», т.е. различные подразделения банка во избежание конфликта интересов и злоупотреблений должны действовать как абсолютно независимые компании. В ряде стран в случае необходимости ЦБ может потребовать увольнения управляющего коммерческого банка и даже назначить временно своего управляющего. До сих пор во Франции сохраняется институт правительственных комиссаров. После Второй мировой войны правительственные комиссары назначались в крупные частные банки. Правда, самые крупные коммерческие банки тогда же были национализированы. С 1984 г. с принятием нового закона о деятельности и контроле кредитных учреждений комиссары назначаются лишь в центральные органы специальных финансовых институтов: Национальную кассу сельскохозяйственного кредита, Центральный центр сберегательных касс и пенсионных касс и др. Правительственные администраторы (комиссары) наделяются большими полномочиями, необходимыми для управления учреждением, а также правом объявить учреждение неплатежеспособным и начать процедуру банкротства.

       Регулирующее воздействие на  коммерческие банки обычно подразделяется на собственно банковское регулирование деятельности кредитных организаций и на надзор за деятельностью кредитных организаций.

       Банковское регулирование предполагает, в частности, установление   обязательных экономических   нормативов деятельности коммерческих  банков.

Среди   важнейших   показателей   практически  во  всех странах  фигурируют  объем  наличности,  коэффициенты  ликвидности, объем капитала, отношение  собственного и заемного  капитала. Государство в лице  ЦБ  может  официально      требовать  от банков поддержания определенного  уровня наличности, ликвидных активов (их круг также устанавливается властями), соотношения собственного и заемного капитала. В некоторых странах  законодательно   закреплены   потолки   таких балансовых показателей (например, в Норвегии первичные  резервы наличность, счета в ЦБ, казначейские векселя должны составлять не менее   20%).         Принципиальное значение имеет определение  минимального размера капитала банка. Важным и эффективным средством  надзора являются регулярные   проверки   и   ревизии,   анализ отчетов коммерческих банков.

     На микроэкономическом уровне задачи банковского регулирования независимо от развитости банковской системы, направлены на:

- формирование  финансово-устойчивой банковской  системы

- повышение слаженности и эффективности  работы бан:овского сектора посредством  применения единых подходов и  при=ципов банковской деятелL=ости.

- защиту  интересов вкладчиков, помещающих  свои средства в банки, и  укрепления доверия их : банковской  системе.

- содействие  развитию здоровой конкуренции  внутрибанковского сектора и  предотвращении крупной концентрации  финансовой власти.

     Переориентацию банковских денежных  потоков, в том числе в реальный  сектор экономики.

      Банковский надзор в административно-распределительной  системе не существовал, и в  нем не было необходимости,  поскольку эмиссия наличных и  безналичных денег производилось  монопольно Государственным банков  СССР. В условиях рыночной экономики  и двухуровневой банковской систем  эмиссия безналичных денег осуществляется  посредством банковских операции  системой коммерческих банков, а  эмиссия наличных денег -  Государственным  Центральным банком или Национальным  банком республики.

Целью банковского надзора является:

  1. защита клиентов банка от всевозможных рисков
  2. защита вкладчиков от плохого управления и мошенничества
  3. защита фондов от потерь

Банковский надзор направлен, на обеспечение  безопасной и крепкой банковской системы, предотвращение ее нестабильности.

Задачи банковского надзора:

- обеспечение соблюдения законов  и установленных правил в банковской  деятельности. В интересах страны, населения, клиентов и учредителей   банков.

- обеспечение  соответствия деятельности банков  денежно-кредитной, валютной и  финансовой политике государства;

- обеспечение  укрепления и совершенствования  работы отдельных банков и  банковской системы в целом,  повышение уровня банковского  дела в стране;

- внедрение   развития широкого круга банковских  услуг в интересах населения  и экономики в целом.

Регулирование деятельности банков на макроуровне  осуществляется в соответствии с  денежно-кредитной политикой.

2. Институциональные  основы денежно-кредитной политики 

      Управление денежной массой в обращении – всего лишь одна из задач государства. В рамках его обязанностей направлять национальную экономическую активность  в соответствии с целями стратегии развития страны. Денежно-кредитную политику осуществляет Центральный банк страны совместно с Правительством или самостоятельно, согласно выбранной идеологии развития экономики.

     Денежно-кредитная политика (ДКП) представляет собой совокупность мер, направленных на изменение количества денег в обращении, объема банковских кредитов, процентных ставок, валютного курса, платежного баланса и, следовательно, на состояние экономики в целом.     

     Целями ДКП являются:

  • достижение финансовой стабилизации; снижение темпов инфляции;
  • укрепление курса национальной валюты; обеспечение устойчивости платежного баланса страны;
  • создание условий для стимулирования экономического роста.

В зависимости  от состояния экономики и целей  выделяют два типа ДКП (рис.1).

Рисунок 1.

 

2. Методы ДКП.

     ДКП может иметь тотальный  (общий) либо селективный характер. Тотальный (общий) характер –  мероприятия Центрального банка  распространяются на все учреждения  банковской системы. Селективный  характер – мероприятия Центрального  банка распространяются на отдельные  кредитные учреждения или на  отдельные виды банковской деятельности.

Инструментами селективной политики являются:

- установление  лимитов учетных и переучетных  операций (по отраслям, регионам);

- лимитирование  отдельных видов операций банков;

- установление маржи при проведении  различных финансово-кредитных операций;

- регламентация  условий выдачи отдельных видов  ссуд различным категориям заемщиков;

- установление  кредитных потолков и т.д. 

       Выбор типа ДКП, а соответственно  и набора инструментов регулирования  Центральный банк осуществляет  исходя из состояния хозяйственной  коньюнктуры. Выбранные и разработанные  направления ДКП утверждаются  в законодательном порядке. Одним  из принципов определения   стратегии Центральных банков  служит ориентация на регулирование  денежной массы в национальной  экономике или регулирование  валютного курса национальной  денежной единицы по отношению  к какой-либо стабильной валюте, т.е. на внутренние и внешние  показатели. 

             В соответствии с выбранной  стратегией Центральные банки  осуществляют в качестве приоритетной  либо денежную, либо валютную  политику, используя соответствующие  ниструменты. 

3. Инструменты ДКП.

      Инструменты, используемы в ДКП  Центральными банками разных  стран, должны соответствовать  определенным требованиям: 

а) максимальной действенности;

б) равномерности  воздействия на конкурентоспособность  кредитных институтов.

      Все инструменты ДКП можно  охарактеризовать с помощью следующих  критериев: традиционные или нетрадиционные; административные или рыночные; общего действия или селективной  направленности; прямого или косвенного  воздействия; кратко-, средне- или  долгосрочные.

      Согласно практике  денежно-кредитного регулирования  сформулированы следующие основные  инструменты ДКП: процентные ставки  по операциям Центрального банка;  нормативы обязательных резервов, депонируемых в Центральном банке  (резервные требования); операции  на открытом рынке; рефинансирование  банков; валютное регулирование;  установление ориентиров роста  денежной массы; прямые количественные  ограничения. Сущность механизма  действия названных инструментов  ДКП представлена в таблице  1.

Таблица 1 – Сущность механизма действия основных инструментов ДКП

Инструмент

Сущность политики

Механизм действия

Учетная политика

Она состоит в учете и переучете коммерческих векселей, продаваемых банковским сектором в Центральный банк страны, который в свою очередь получает их от хозяйственных субъектов и населения в качестве обеспечения выданных кредитов. Центральный банк выдает кредиты на официальную учетную ставку – процент, который взимается при их переучете. Учетная политика направлена на установление лимита кредитов для каждого кредитного учреждения банковского сектора. Все остальные процентные ставки по всем формам кредитов являются производными от учетной ставки

Регулируя уровень ставок, Центральный  банк регулирует стоимость кредита 

Изменение нормы обязатель-ных резервов

Определяются как определенный процент  от общей суммы вкладов в коммерческих банках. Зависят от вида и величины вклада. Установление норм обязательных резервов обязывает банки хранить  часть своих ресурсов на беспроцентном  счете в Центральном банке. При  этом преследуется основная цель –  осуществлять регулирование ресурсов банков, направляемых на кредитование субъектов хозяйствования и население, и тем самым оказывать влияние  на совокупную денежную массу 

Увеличение нормы обязательных резервов ведет к ограничению кредитных  вложений банков, и наоборот

Операции на открытом рынке

Покупка-продажа Центральным банком государственных ценных бумаг (облигаций) за свой свой счет. Напомним, что государственные облигации представляют собой ценные бумаги, удостоверяющие задолженность государства перед их держателями)

При покупке (продаже) ЦБ ценных бумаг увеличивается (уменьшается) объем собственных резервов банков – изменяется стоимость кредита и спрос на деньги.

Рефинансирование банков

Кредитование Центральным банком, в том числе учет и переучет векселей. Основной формой кредитования сегодня является ломбардный кредит под залог государственных ценных бумаг 

Поддержание ликвидности банка 

Валютное регулирова-ние

Осуществляется путем проведения валютных интервенций Центрального банка, т.е. купля-продажа иностранной  валюты для воздействия на курс национальной валюты. Методы: установление валютного надзора; сохранение официальных золотовалютных резервов на уровне минимальной достаточности; регулирование операций с валютой у коммерческих банков путем установления лимитов

Покупая за счет золотовалютных резервов национальную валюту,  ЦБ увеличивает  спрос на нее, а значит, повышает ее курс, и наоборот. Повышение курса  национальной валюты способствует расширению импорта продукции 

Установление ориентиров роста денежной массы

Регулирование количества денег в  обращении, определяемое величиной  денежного агрегата М2

Исходят из предполагаемой динамики реального  ВНП, уровня инфляции и скорости обращения  денег 

Прямые количествен

ные ограничения (селективные  инструменты)

Установление максимальных уровней  ставок по отдельным видам операций и сделок, ограничение кредитования, замораживание процентных ставок и  т.д.

Прямое ограничение применяется  в исключительных случаях после  проведения консультаций с Правительством


 

 

Целевыми ориентирами денежно-кредитной  политики в ближайшей перспективе  являются:

- обеспечение  низкого уровня инфляции при  значительном увеличении денежной  массы в реальном выражении; 

- укрепление  валютной позиции национальной  денежной единицы; 

- снижение  процентных ставок и постепенная   переориентация денежных потоков  из финансового в реальный  сектор экономики; 

- остановка  утечки капитала за рубеж; 

- реструктурирование  внешних и внутренних долгов.

     Цели  денежно-кредитной политики РК

НБ Казахстана является органом, определяющим  осуществляющим государственную денежно-кредитную  политику РК.

Целью ДКП  НБ РК является обеспечение стабильности уровня цен.

НБ может  устанавливать  целевые  ориентиры  роста одного или нескольких показателей  денежной массы в обращении.

Основными инструментами  ДКП НБ РК является:

- уровни  ставок,  вознаграждения (интереса)  по кредитам НБ Казахстана  банкам;

- норматив  минимальных обязательных резервов, депонируемых в Нац. банке Казахстана, в том числе с возможной  дифференциации по срокам, объемам  и видам привлеченных средств  (резервные требования).

- операции  на открытом рынке по покупке  и продаже государственных ценных  бумаг

- кредиты  банкам

- интервенции  на  валютном рынке 

- введение, в исключительных случаях, прямых  количественных ограничений на  уровень и объемы кредитных  операций отдельных видов.

- официальная  учетная (дисконтная) ставка.

Ставка  рефинансирования.

      Официальная ставка рефинансирования  устанавливается в зависимости   от общего  состояния денежного  рынка, спроса и предложения  по кредитам, уровня инфляции  и инфляционных ожиданий.

НБ РК использует политику ставок  вознаграждения (интереса) для воздействия  на рыночные ставки  вознаграждения (интереса) в рамках осуществляемой государственной денежно-кредитной  политики.

Резервные требования.

В целях регулирования объемов  кредитов предоставляемых банками  по их обязательствам, а также защиты  интересов вкладчиков и акционеров  банков, НБ  используется  механизм  резервных требований.

Норматив  резервных требований рассчитывается  как процент  от общей суммы  обязательств за вычетом  обязательств  перед банками и  устанавливается  в размере  не более 40%

Информация о работе Стратегический банковский менеджмент и его теоретико-методологическое содержание