Стратегический банковский менеджмент и его теоретико-методологическое содержание

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 09:35, лекция

Описание работы

Отрасли были четко разграничены и большей частью имели хорошие перспективы роста. В результате все внимание управляющих сосредоточивалось на эффективной работе производственного механизма. Так выработался тот набор управленческих представлений, подходов и предпочтительных решений, который позже получил название производственный стереотип.

Работа содержит 1 файл

Лекция 1.docx

— 257.91 Кб (Скачать)

Операции  на  открытом рынке.

Под операциями на открытом рынке  понимается купле  продажа  казначейских  векселей, государственных облигаций  и  других  ценных бумаг осуществленных НБ Казахстана на вторичном рынке, с  целью регулирования  денежной массы.  Лимит утверждается советом директоров НБ.

Официальная  учетная (дисконтная) ставка.

Национальный  банк Казахстана производит в соответствии с официальной учетной (дисконтной) ставкой переучет коммерческих векселей. НБ РК определяет учетную ставку в  зависимости от общего состояния  денежного рынка, спроса и предложения  по кредитам. Она используется для  воздействия на учетные ставки банков в рамках государственной ДКП.  НБ устанавливает порядок переучета  векселей.

Кредиты банкам.

Порядок, условие, виды, сроки и лимиты кредитования банков определяется  НБ РК. НБ РК регулирует общий объем кредитования банков в соотношении с принятыми  ориентирами ДКП.

Интервенции НБ на валютном  рынке.

Под интервенциями  НБ на валютном рынке понимается купля  продажа иностранной валюты на межбанковском  или биржевом рынке для воздействия  на курс казахстанского  тенге.

Интервенции осуществляется  НБ  самостоятельно с использованием любых видов  валютных сделок, через любые банки  и биржи. Интервенция проводится в рамках  общей ДКП.

Количественные  ограничения по операциям банков.

Под прямыми  количественными ограничениями  понимаются  максимальные уровни ставок  по отдельным видам операций и  сделок, прямое ограничение  кредитования, замораживание ставок  вознаграждения, прямое регулирование конкретных видов  кредита  в целях стимулирования или сдерживания  развитие отдельных  отраслей.

НБ вправе принимать прямые количественные ограничения  в случае невозможности приостановления  информационных процессов косвенными методами денежно-кредитного регулирования.

Система пруденциальных нормативов в РК.   

     Согласно Закону «О  банках…» установлены обязательные  к соблюдению банками второго  уровня пруденциальные нормативы  для обеспечения финансовой устойчивости  банков, достижения стабильности  денежно-кредитной системы, защиты  интересов вкладчиков) и методы  их определения.

       Методы банковского надзора обеспечивают  организационное единство действующих  инструментов денежно-кредитной  политики по единым нормативно-регуляторным  принципам, обеспеченной единой  методологией регулирования.

     Процесс банковского  регулирования и надзора имеет  два метода: регулирующий и ревизионный.  Регулирующий метод является  самым распространенным. Он осуществляется  по данным отчетности в АФН  РК.

Процесс регулирования  начинается еще до начала деятельности банка, т.е. при открытии банках нему предъявляется, по Закону  «О банках…» обязательные требования со стороны  НБ РК и АФН РК: требования к размеру  уставного фонда, к видам операций, к руководящему составу учредителей  и др.

        Дистанционный  надзор – это регулирование  выполнения банками нормативов, установленных правилами о пруденциальных  нормативах.

       Правила о пруденциальных нормативах  для банков второго уровня  утверждены постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от «3» июня 2002 года №213 «Об утверждении Правил о пруденциальных нормативах для банков второго уровня»

Правила разработаны в соответствии с  Законами Республики Казахстан «О Национальном Банке Республики Казахстан» и «О банках и банковской деятельности в  Республике Казахстан» и определяют обязательные к соблюдению банками  второго уровня (далее - банки) пруденциальные нормативы.

       В состав пруденциальных нормативов, устанавливаемых для их обязательного  его соблюдения банками, входят:

  • минимальный размер уставного капитала банка;
  • коэффициент достаточности собственного капитала;
  • максимальный размер риска на одного заемщика;
  • коэффициент ликвидности;
  • лимиты открытой валютной позиции.

А также уполномоченный орган вправе устанавливать дополнительные пруденциальные нормативы и иные обязательные  к соблюдению нормы  и лимиты, используемые в международной  банковской практике. Согласно Закону  обязательные к соблюдению банками  второго уровня пруденциальные нормативы  установлены для обеспечения  финансовой устойчивости банка, достижения стабильности денежно-кредитной системы, защиты интересов вкладчиков) и методы их определения.

 Минимальный  размер собственного капитала  банков устанавливается и уточняется  АФН РК (Нацбанком).

Минимальный размер собственного капитала  - для  имеющих лицензию банков на проведение банковских и иных операции в сумме  – 1000 000 000 (один млрд. тенге).

- для региональных  банков – 5000 000 (пятьсот млн.  тенге).

Минимальный размер уставного капитала – для  вновь создаваемых банков в сумме 2000 000 000 (два млрд. тенге).

Норматив отношения капитала 1 уровня к сумме его активов 

К1 = (К1-Ик)/А > = 0.06

Коэффициент достаточности собственных капитала с определением капитала 1 и 2 уровня и расчета достаточности собственных средств по формуле:

К1 =

где:      К – собственный капитал 1 уровня.

            ИК-  инвестиции банка в акции  и субординированный долг других   

             юридических лиц.

            А – сумма всех активов в  соответствии с консидилированным        

                 балансом банка.

     Норматив отношения собственного  капитала банка к сумме его  активов, взвешенных по степени  риска К2 < =0,12.

     Нормативы максимального риска  на одного заемщика, для заемщиков,  являющихся лицами, связанными с  банком особыми отношениями К3.1 <=0,10   и   К3.2 <=0,25 для прочих заемщиков.

Коэффициент ликвидности  К4 >=0,2.

Коэффициент максимального размера  инвестиций банка в основные средства и другие нефинансовые активы К5 = И/К<=0,5.

      Лимиты открытой валютной позиций установлены в размере, не превышающем 10% от величины собственного капитала банка и размер валютной нетто-позиций в размере 25% от величины собственного капитала.

       Если дистанционный надзор выявляет  отклонения от установленных  нормативных коэффициентов, инспекционный  надзор уточняет наличие и  причины возникших рисков, то  банковское регулирование включает  как функции банковского надзора,  так и дополнительные функции  по управлению деятельностью  банков. А именно: принудительные  меры воздействия по результатам  дистанционного и инспекторского  надзора, процесс банкротства  и ликвидации банков, процесс  открытия банков и лицензирования.

Лекция 5.

Тема: Типы стратегического банковского  менеджмента и основные проблемы управления банком

 

Под идеологией понимают логически связанную систему  идей и ценностей, которые непосредственно  управляют деятельностью. Роль идеологии  для организации.

Идеология отвечает на вопрос: "Для чего мы существуем?".    

Современная теория стратегического менеджмента  трактует содержание идеологии управления в виде следующих составляющих:

стратегическое  видение и миссия организации

определение бизнеса   

цели и  задачи 

политика  и стратегия 

НЕБХОДИМОСТЬ  СТРАТЕГИЧЕСКОГО ВИДЕНИЯ

Взгляды менеджеров компании на то, какими видами деятельности организация собирается заниматься, а также на долгосрочный курс составляет стратегическое видение. Оно даёт картину того «кто мы, чем занимаемся и чего намерены достичь».

Стратегическое    видение и    миссия    компании    всегда    крайне индивидуальны.

Стратегическое  видение- это идеал, к которому стремишься. Оно высвобождает энергию, мотивирующую к действию, обеспечивает основу для  принятия каждодневных решений и  выстраивания приоритетов, задает параметры  планомерного поиска возможностей. 

Хорошее видение  создаётся из логического анализа (работа левого полушария) и интуиции (мышление правым полушарием мозга)

Создание  хорошего видения - это непростая  задача, так как часто менеджеры  не хотят опираться на интуицию.

Видение оказывает  мотивирующее воздействие по двум причинам:

оно ставит организацию и её членов перед  вызовом, заставляет их стремиться к  совершенству и самоуправлению,

оно помогает построить концептуальную траекторию движения организации в будущее (используя аналогию с возведением  здания, видение начинается с архитектурного изображения- идеального проекта, мотивирующего  людей к действию)

ЭЛЕМЕНТЫ  ВИДЕНИЯ. 

Видение включает два основных элемента. 

Первый состоит  в выработке концептуальной основы или парадигмы понимания назначения организации- здесь оно выступает путеводителем

Другим важным элементом является эмоциональный призыв: та часть видения, в которой заложен мотивационный импульс и с которой люди могут согласиться.   

ПРОЦЕСС  СОЗДАНИЯ ВИДЕНИЯ

 

Предвидение будущего организации связано с  проблемами, которые несут в себе элементы неопределённости. В первую очередь эта неопределённость связана  с поведением людей, т.е. с тем, что  психологи называют поведенческим  набором. Матрица ТПК.

Преобразующий лидер, который создает новую  фирму, может и должен быть оценён не только по его способности делать деньги, но и с точки зрения социального  назначения этой организации. Те лидеры, которые создают организацию, служащую её членам, достигают наилучших результатов.

Стратегическое  видение создаётся благодаря  мышлению правым полушарием как творческого, интуитивного и инстинктивного.

Преобразующие лидеры должны уметь сформулировать интуитивное видение, а затем  распространять его дальше до тех  пор, пока, используя матрицу ТПК, не прояснится желаемое состояние организации  в будущем.

Преобразующие лидеры должны создать соответствующий  климат для выработки видения  и допущения риска со стороны  их сотрудников.

Чтобы ускорить выработку видения необходимо высвободить  как можно больший потенциал  для формирования интуитивного видения  у членов организации, используя  для этого методы командной работы.

МИССИЯ.

Видение включает чёткое определение миссии организации, так как в нем

содержится   представление   о  том, какой   компанию  хотят  видеть к

определённому моменту времени в будущем.

Что пытается делать организация на длительный период - является сущностью миссии организации. Миссия даёт ответы  на вопросы

«Кто  мы?»,

«Что  мы делаем или собираемся делать?»  и   

«Какого курса нам следует придерживаться?».

Миссия  детализирует статус фирмы и обеспечивает направление ориентиры    для   определения    целей    и    стратегий    на   различны организационных уровнях.

При определении миссии компании обычно используются точные формулировки для  описания текущей ситуации в отношении  её клиентов, рынка и технологии, которые в то же время достаточно гибки, чтобы включить в дальнейшем описание расширения деятельности компании и освоения ею новых сфер бизнеса.

Изменение миссии организации предполагает наступления  времени предпринимательства.

Хорошо  сформулированная миссия компании имеет  действительную управленческую ценность.

Существуют  следующие аспекты в формировании хорошо проработанного стратегического  видения и обоснования миссии компании: понимание, в каких сферах бизнеса работает компания; объяснения стратегического видения и миссии организации  ясно, доходчиво и  вдохновенно; своевременное решение, когда изменять стратегический курс и миссию компании.

 

ПОНЯТИЕ И  ОПРЕДЕЛЕНИЕ БИЗНЕСА

На определение  бизнеса организации влияют три  фактора

нужды потребителей -ЧТО удовлетворять    

группы потребителей - КОГО удовлетворять 

используемая  технология и реализуемые функции - КАК удовлетворять нужды (потребности) потребителей.

Определение  бизнеса  в  терминах  ЧТО   удовлетворить,   КОГО удовлетворить  и КАК удовлетворить будет  способствовать формированию чёткого  представления о предполагаемом виде бизнеса. Это также будет  способствовать целенаправленному  наблюдению со стороны менеджмента  за внешней средой- покупателями и  рынком в целом, а также участие  в формировании концепции "кто  мы" и " что мы делаем".

Информация о работе Стратегический банковский менеджмент и его теоретико-методологическое содержание