Стратегический банковский менеджмент и его теоретико-методологическое содержание

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 09:35, лекция

Описание работы

Отрасли были четко разграничены и большей частью имели хорошие перспективы роста. В результате все внимание управляющих сосредоточивалось на эффективной работе производственного механизма. Так выработался тот набор управленческих представлений, подходов и предпочтительных решений, который позже получил название производственный стереотип.

Работа содержит 1 файл

Лекция 1.docx

— 257.91 Кб (Скачать)

 

ОБЩИЕ СТРАТЕГИИ  КОНКУРЕНЦИИ

Конкурентная  стратегия более узкая по масштабу, чем деловая стратегия. Деловая стратегия затрагивает не только вопрос о том, как проводить конкуренцию, но и отражает функциональные стратегии, действия и планы руководства по работе в разнообразных условиях отрасли.

Конкурентная  стратегия связана исключительно с планами руководства по ведению конкурентной борьбы и предоставлению дополнительных ценностей для покупателей.

В соответствии с специфической ситуации компании и рыночной среды, существует бесчисленное множество вариантов  стратегий. Если же исходить из цели деятельности компании на рынке и  типа конкурентного преимущества, которое компания пытается достичь, то можно выделить следующие подходы к стратегии конкуренции:

Стратегия лидерства  по издержкам

Стратегия широкой  дифференциации

Стратегия оптимальных  издержек 

Сфокусированная стратегия, или стратегия рыночной ниши, основанная на низких издержках,

Сформулированная  стратегия, или стратегия рыночной ниши, основанная на дифференциации продукции,

 

2.Стратегия  лидерства по издержкам

 

Когда на рынке многие покупатели чувствительны  к цене и если компания предлагает продукт или услугу стандартного качества, однако  их  себестоимость  значительно ниже средней по отрасли, то компания получает большую по сравнению  с конкурентами прибыль. Но в погоне за низкими издержками важно не подвергнуться  риску создания такого дешевого товара, который вызовет недоверие покупателя.

Для достижения преимущества по издержкам общие издержки производства фирмы по всей цепочке ценностей должны быть меньше совокупных затрат конкурентов. Для этого существуют два направления: контроль за движением издержек и совершенствование цепочки ценностей.

Некоторые способы  снижения издержек связаны с использованием кривой опыта и увеличением масштаба производства. Основная суть этих двух направлений состоит в том, что  они подразумевают, что объём  реализации  является важной предпосылкой к достижению низкой себестоимости. При этом не низкая себестоимость  сама по себе представляет конкурентное преимущество, а возможности этой низкой себестоимости улучшают конкурентоспособность.

Лидеры  по низким издержкам имеют специфическую корпоративную культуру. Они обычно агрессивны в поиске средств на проекты, которые обещают дальнейшее снижение издержек.

Производство с низкими издержками привлекательно и нуждается в защите от действия пяти конкурентных сил. Низкие издержки позволяют компании не только устанавливать низкие цены и создавать барьеры для защиты своих позиций, но и получать прибыль. Фирмы с низкими издержками имеют относительно конкурентов более сильную позицию, чтобы удовлетворять желанию клиентов получить низкую цену.

Стратегия лидерства  по низким издержкам может быть рискованной  в силу ряда причин.

 

3.Стратегия  дифференциации

 

Сущность  стратегии дифференциации состоит  в том, чтобы находить пути быть единственным, кто предлагает покупателям дополнительные черты товара, которые они хотят, и  постоянно поддерживать это  преимущество. Центральным в этой стратегии является понимание нужд покупателя.

Ключом  к успеху стратегии дифференциации является создание покупательской ценности отличным oт конкурентов образом. Существуют три подхода к созданию покупательской ценности. Один из них состоит в том, чтобы разработать такие характеристики и особенности товара, что снизятся совокупные затраты покупателя по использованию продукции компании.

Второй подход состоит в создании таких особенностей товара, чтобы повышалась результативность его применения потребителем. 

Третий подход состоит в придании товару черт, которые повышают степень удовлетворения потребителей: но не за счет экономии, а каким-либо другим образом.

В стратегии  дифференциации большое значение имеют  восприятие потребителем таких понятий  как реальная ценность, осознанная ценность и признаки ценности.

Реальная  и осознанная ценности могут различаться  в том случае, если по- 
купатели, исходя из своего опыта неправильно оценивают во- 
можную пользу товара. Неполные знания покупателя о товаре 
часто бывают причиной того, что он судит о ценности изделия, 
основываясь на внешних признаках, например цене, привлекательности упаковки, интенсивности рекламной кампании и т.д. Такие признаки ценности могут быть важными и иметь действительную ценность при определённых условиях.

Дифференциация привлекательна для компании, если она создает для компании определенную защиту от стратегий соперников, так как у покупателей развивается лояльность по отношению к товарной марке компании или модели и они готовы платить за понравившийся товар.

Дифференциация  обеспечивает длительное и более прибыльное конкурентное преимущество, когда она базируется на:

техническом совершенстве;

качестве  изделий;

превосходном  обслуживании клиентов.

Однако, нет  никаких гарантий, что дифференциация принесет значительное конкурентное преимущество. Так производитель с низкими издержками может свести на нет усилия компании по дифференциации, если  покупатель удовлетворен стандартным товаром и не хочет платить  за дополнительные излишества. 

Согласно Денни Миллеру  существуют два типа стратегий дифференциации.

1. Инновационная дифференциации

2. Маркетинговая дифференциации

Стратегия фокусирования  подразумевает выбор  сегмента или группы сегментов в  отрасли и удовлетворение этого  сегмента с большей эффективностью, чем это могут сделать конкуренты, обслуживающие более широкий  сегмент рынка. Стратегия фокусирования  может применяться как фирмой, являющейся лидером по низким издержкам, которая обслуживает данный сегмент, так и дифференциатором, удовлетворяющим  специальные требования сегмента рынка  тем способом, который позволяет  назначить высокую цену.

Разница между широкой и узкой дифференциацией  состоит в том, что компания, делающая ставку на широкую дифференциацию, основывает свою стратегию на широко ценимых отличительных свойствах, в то время как сфокусированный  производитель разыскивает сегмент  со специфическими потребностями и  удовлетворяет их значительно лучше. 

Сфокусированные стратегии также имеют свои риски.

М. Портер считает, что компания, которая  не сделала выбора между стратегиями- быть ей лидером в области издержек или же заниматься дифференциацией, рискует застрять на полпути.

 

4.Стратегия  оптимальных издержек

Стратегия ориентирована на предоставление покупателям  больше ценностей за их деньги. Это  подразумевает стратегическую ориентацию на низкие издержки, одновременно предоставляя покупателю несколько больше, чем минимально приемлемые качество, обслуживание, характеристики и привлекательность товара. Стратегическая цель состоит в том, чтобы стать производителем товара/услуги с низкими издержками и отличительными характеристиками от хороших до превосходных, а затем, используя преимущество по издержкам, снижать цену по сравнению с аналогичными товарами, производимыми конкурентами.

Получить  возможность использовать преимущества двух стратегий одновременно очень  сложно.

 

5.Сфокусированные  стратегии

Эти стратегии  ориентированы на узкую часть  рынка. Цель состоит в том, чтобы  лучше выполнять работу по обслуживанию покупателей целевого сегмента. В данной стратегии можно достичь преимущества, если иметь более низкие, чем у конкурентов, издержки на заданной рыночной нише,  или иметь возможность предложить потребителям данного сегмента что-то отличное от конкурентов.

 

 

 

Лекция 7.

Тема: Стратегия управления собственным  капиталом банка

 

1. Коммерческие банки, как и  другие субъекты хозяйственных  отношений для обеспечения своей  деятельности должны располагать  определенной суммой денежных  средств, т.е. ресурсами.

В современных условиях развития экономики  проблема формирования ресурсов имеет  первостепенное значение. Масштабы деятельности банков, определяемые объектом его  активных операций, зависит от объема ресурсов, которыми они располагают  и особенно от суммы привлеченных ресурсов. Такое положение обостряет  конкурентную борьбу между банками  за привлечение ресурсов.

Ресурсы коммерческих банков, или  «банковские ресурсы» представляют собой совокупность собственных  и привлеченных средств, имеющихся  в его распоряжении и используемых для осуществления активных операций.

По способу образования все  ресурсы коммерческого банка  подразделяются на собственные и  заемные (привлеченные). Основным источником ресурсов коммерческих банков являются привлеченные средства, составляющие около 70-80% всех банковских ресурсов. На долю собственных средств банков приходится от 22 до 30% что в целом  отвечает сложившейся структуре  в мировой банковской практике. В  составе собственных средств  банка основная доля приходится на различные фонды. 2-я часть  собственных  средств – прибыль текущего года. Структура банковских ресурсов по отдельным  коммерческим банкам отличается большим  разнообразием, что объясняется  его индивидуальными особенностями.

Собственные средства банка – это различные фонды создаваемые банком для обеспечения его финансовой устойчивости, коммерческой и хозяйственной деятельности текущего и прошлых лет.

Структура собственных средств  банка неоднородна по качественному  составу и изменяется на протяжении года в зависимости от ряда факторов и в частности от качества активов, использования собственной прибыли, политики банка по обеспечению устойчивости его капитальной базы.

Структура собственных средств  банка:

  1. Уставный капитал
  2. Резервный капитал
  3. Добавочный капитал
  4. Фонды банка (резервный, фонды специального назначения, фонды накопления, др. фонды)
  5. Прибыль
  6. Амортизация ОС
  7. Амортизация НМ
  8. Резервы – на потери по кредитам на обесценение ЦБ

Банки второго  уровня в Республике Казахстан используют различные виды ресурсов. Анализ балансов банков показывает, что в обязательствах банка можно выделить следующие  виды ресурсов:

- собственный  капитал;

- депозиты (депозиты и вклады физических  и юридических лиц; расчетные,  текущие счета);

- межбанковские  обязательства.

Для многих банков Казахстана вопросы оптимизации  портфеля обязательств являются актуальными. Это связано с коренными изменениями  ресурсной базы банков в целом, изменением стоимости каждого вида ресурсов и повышением конкуренции между  банками.

Уставной фонд (капитал) создает экономическую основу существования и является обязательным условием образования банка как юридического лица.

Его величина  регламентируется законодательными актами Центральных банков. И более  того является предметом соглашения ЕЭС которое в 1989 г. регламентировал  его минимальную величину в сумме 5 млн. ЭКЮ.

У нас уставный капитал банка  оплачивается в национальной валюте РК (статья 16)

Минимальный размер – 2млрд.тг. для  вновь создаваемых банков и 1 млрд. для существующих.

Резервный фонд (капитал) создается из чистой прибыли в размере не ниже 15% оплаченной суммы уставного капитала и предназначен для поглощения непредвиденных убытков в деятельности банка и обеспечения стабиьности его функционирования.

У нас: в целях покрытия убытков  связанных с осуществлением банковской деятельности банки обязаны формировать  резервный капитал.

Резервный капитал создается за счет чистого дохода банков до выплаты  дивидендов по простым акциям. Минимальный  размер устанавливается НБ РК. (ст. 43)

Простая группа фондов, объединенная под названием «добавочный», состоит  из:

- средств полученных от продажи  акции их первым держателям  по цене выше номинальной стоимости  – « эмиссионный доход». Это  увеличивает первоначальный капитал  банка и его стабильную часть

  • прироста стоимости имущества, образуемого при переоценке ОС.
  • наличие и величина этого фонда является отражением инфляции стране, и не выступает качественной характеристикой его деятельности. Можно рассматривать как резерв на обесценение фиксированных активов (ОС)

Таким образом, теория банковского  дела различает понятия собственных  средств и собственного капитала банка. Понятие «собственные средства банка» - наиболее общее, включает все  пассивы, образованные в процессе деятельности банка: уставный, резервный и другие фонды банка, все резервы, созданные  банком, а также перераспределенную прибыль прошлых лет и прибыль  текущего года.

Информация о работе Стратегический банковский менеджмент и его теоретико-методологическое содержание