Совершенствование использования государственного имущества через арендное отношение по развитию малого и среднего предпринимательств

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 14:43, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: Показать механизм управления государственной и муниципальной собственностью; Произвести характеристику малого и среднего бизнеса в Республике Саха (Якутия), выделить специфические особенности и обозначить основные и наиболее острые проблемы, стоящие перед малым и средним бизнесом в современных рыночных отношениях; Предложить решение проблем и совершенствования деятельности отдела аренды недвижимости.

Содержание

введение………………………………………………………………………3
1.УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ. СУЩНОСТЬ И МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА………………………………………..5


1.1 Понятие государственной и муниципальной собственности………....……5
1.2 Методы управления муниципальной собственностью.............................6
1.3 Малое предпринимательство. Государственные механизмы регулирования малого предпринимательства……………………………..........8

2 Организационно-функциональная структура и анализ экономической составляющей в деятельности Отдела аренды недвижимости …………………………………………………14


2.1 Характеристика организационной и функциональной структуры Отдела аренды в целях поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия) ……………………………………………………...14


2.2 Анализ деятельности Отдела аренды недвижимости в поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства …………………………15

3.проблемы и направления совершенствования деятельности Отдела аренды недвижимости ………………..18

3.1 Проблемы в предоставлении помещений субъектам малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия) …………………………..18

3.2 Преимущественное право на приватизацию как решение выявленной проблемы ………………………………………………………………………...21

заключение …………………………………………………………………28
список использованной литературы ………...........................

Работа содержит 1 файл

курсовая гмс.doc

— 165.50 Кб (Скачать)

    Наибольший интерес  по сравнению с офисными помещениями, представляют производственно-складские комплексы, предлагаемые к продаже хозяйствующими субъектами негосударственного сектора экономики республики - ОАО «База Глав УКС г. Якутска» (г. Якутск, ул. Бестужева-Марлинского, 25), ОАО «Востоктехмонтаж» (г. Якутск, Кржижановского,  82/1, квартал «ГРЭС»), ОАО «Золото Якутии» ( п. Марха, ул. Экспериментальная, 6/6), ООО «Тиспа-Даймонд» (алмазогранильный завод, р-н Племобъединения).

    В случае принятия решения о выкупе, указанные объекты недвижимости, могут быть:

  1. включены в  Перечень государственного  имущества, предназначенного для передачи в аренду субъектам  малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства.
  2. либо использованы под размещение особой экономической зоны промышленно-производственного типа в г. Якутске, в т.ч. алмазогранильного и ювелирного производства субъектами малого и среднего предпринимательства.

      Цены на объекты варьируются от 20 млн. руб. до 100 млн. руб. в зависимости от месторасположения, коммунальной и транспортной инфраструктуры, а также  технического состояния объектов.

    Согласно  анализу собранных сведений об имуществе, находящемся в республиканской  собственности, в рамках своих полномочий по управлению государственным имуществом, Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия) внесло на рассмотрение Координационного совета по предпринимательству при Президенте РС (Я) Перечень государственного имущества РС(Я), предназначенного для предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства.7

    Координационным советом по предпринимательству  при Президенте РС(Я) 19 декабря 2009 года принято решение о согласовании представленного Перечня государственного имущества РС(Я), предназначенного для предоставления в аренду субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки МСП за исключением п.6 (гостиница «Квант», ул. Ф.Попова,14/6) и п.7 (магазин «Детский мир», ул. Орджоникидзе,29).

    Министерством имущественных отношений Республики Саха (Якутия) принято распоряжение от 23 декабря 2008 года № Р-1957 «Об утверждении  Перечня государственного имущества  Республики Саха (Якутия), предназначенного для предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства на 2009 год». В указанный перечень включены 13 объектов недвижимости. Указанное распоряжение опубликовано в газетах «Якутия» и «Саха Сирэ» 30.12.2008 года.

    Согласно  Федеральному закону от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», Закону РС(Я) «Об установлении предельных значений площади и срока рассрочки оплаты арендуемого недвижимого имущества при реализации преимущественного права субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение арендуемого ими недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности РС(Я) или муниципальной собственности» в Министерство поступило 6 заявок субъектов МСП на приобретение арендуемого ими недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности РС(Я). Указанные заявки находятся на рассмотрении.

    Была  проведена разъяснительная работа по применению ст. 18 Федерального закона №209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» и Федерального закона от 22.07.2008 №159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства».

    Ст 17.1. Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ( 195-фз от 08.11.2008)

    В газетах «Якутия» и «Саха Сирэ»  были опубликованы статьи Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия) «О праве приобретения арендуемого имущества» 09.09.2008  и «Имущественная поддержка субъектов МСП» 06.01.2009. 

    3 проблемы и направления совершенствования детяльности Отдела аренды недвижимости  

    3.1 Проблемы в предоставлении помещений  субъектам малого и среднего  предпринимательства в Республике  Саха (Якутия) 

    Любому  вновь создаваемому предприятию  требуется время на его становление, финансово-экономическое укрепление и развитие. Особенно это важно для малых предприятий, которые в силу своей специфики слабо защищены от различного рода негативных обстоятельств. Малый бизнес особенно чувствителен ко всяким потрясениям, колебаниям конъюнктуры рынка. Предприниматель может «прогореть» из-за необязательности контрагента, несвоевременных поставок, задержек платежей, поскольку его капитал и оборот на начальной стадии еще невелики. Поэтому предпринимательская деятельность должна быть надежно защищена от таких неожиданностей специальными фондами, государственными программами.

    Цель  фондов защиты и поддержки предпринимательской  деятельности способствовать созданию гибкой инфраструктуры, без которой  рыночные отношения не могут нормально  развиваться, то есть, необходима как  законодательная поддержка, так и экономическая. Финансовая поддержка малым предприятиям может осуществляться через реализацию финансовых программ, разработанных с учетом конкретных условий и возможностей района, области, республики. Для этого необходимо наличие разветвленной сети специализированных финансовых организаций, которые ориентированы на создание, поддержку и развитие предприятий малого бизнеса.

    Для российской экономики, идущей трудным  путем реформирования, задача развития и поддержки предпринимательства, прежде всего малых форм в производственной сфере, остается одной из главных задач государства.

    В настоящее время в ряде областей уже разработаны на разнообразной  методической основе программы поддержки  малых предпринимательских структур. При этом инициатором их поддержки являлись как областные администрации, так и различные регионные ассоциации, центры по поддержке предпринимательства. Достаточно глубокая и обоснованная разработка под программы, соответствующих мероприятий, отдельных проектов в составе региональной программы поддержки малого предпринимательства может быть одновременно убедительным аргументом для получения поддержки в виде кредитов (на возвратной и безвозвратной основе) из бюджетных и внебюджетных источников финансовых средств. 8

    Региональные программы ориентируются на активное участие малых предпринимателей в оздоровлении экономической и социальной ситуации на той территории, где они функционируют, поэтому они увязываются, согласовываются с другими программными документами: программой занятости, программой поддержки крестьянских хозяйств и другими. В региональных программах поддержки малого бизнеса упор делается на приоритеты, связанные с производственной деятельностью, что особенно важно в условиях засилья мелких посреднических структур. Вместе с тем успешность развития малого предпринимательства в значительной степени связана с созданием необходимой среды, поэтому в региональных программах выделяется блок функциональных подпрограмм: нормативно-правового, инфраструктурного, информационного, организационного, материально-технического и кадрового обеспечения.

    Малое инвестиционное предпринимательство  уже по определению предполагает передовую, перспективную, обещающую  выгоду деятельность. Поэтому государство  для поддержки этой сферы бизнеса в феврале 1994 года утвердила Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, который осуществляет свою деятельность совместно с Министерством науки и технологии РФ, в рамках единой программы поддержки малого предпринимательства. Фонд содействия предоставляет финансовую помощь для реализации федеральных, региональных и отраслевых программ и высокоэффективных проектов малого инновационного предпринимательства, финансирует мероприятия по подготовке и повышению квалификации кадров для малого предпринимательства в научно-технической сфере.

    Источником  формирования средств фонда содействия являются бюджетные ассигнования в  размере 0,5% средств, предусматриваемых  ежегодно в федеральном бюджете  на финансирование науки, а также  добровольные взносы предприятий. Фонд содействия финансирует 40-50 проектов в год. Выбор проектов для финансирования осуществляет конкурсная комиссия на основании заключений экспертов. Средний «размер» проекта составляет около 100 млн. рублей.

    Фонд  содействия развитию малых форм предприятий  в научно-технической сфере не является Фондом поддержки малых предприятий, поэтому помогает не всем малым предприятиям, а только тем, в уставном капитале которых доля госсобственности не превышает 25%. При этом финансирование открывается как начинающему свою деятельность и ничего не имеющему, кроме опытного образца, так и малому предприятию, уже серийно выпускающему продукцию, но которому не хватает, например, оборотных средств, какого-то оборудования для расширения своего производства. Фонд содействия финансирует малые предприятия, имеющие объем реализации от нескольких тысяч до 500 000 рублей. Фонд содействия создает свои региональные представительства, которым, начиная с 1996 года, было направлено на поддержку местного информационного бизнеса 50% средств фонда.

    В целях усиления практического взаимодействия руководителей предприятий, банковских и предпринимательских структур, научных организаций с органами государственного управления, консолидации их усилий для реализации промышленной политики, развития производства и выработки мер государственной поддержки предпринимательской деятельности создан Совет по промышленной политике и предпринимательству при Правительстве Российской Федерации, в структуре которого работает секция развития и поддержки малого предпринимательства. Совет является экспертно-консультативным органом, его основная задача организация поддержки со стороны деловых кругов, правительства РФ в проведении социально-экономических реформ в России; создание условий, способствующих развитию предпринимательской инициативы, вовлечение предпринимателей в процесс разработки и реализации экономических реформ; разработка рекомендаций по совершенствованию нормативно-правовой базы для эффективного функционирования экономики, по созданию новых хозяйственных структур. 9 

    3.2 Преимущественное право на приватизацию как решение выявленной проблемы 

    Малому  и среднему бизнесу предоставлены  временные привилегии в приватизации арендуемых помещений. Это стало  возможным благодаря принятию Федерального закона от 22.07.2008 №159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон N 159-ФЗ).

    Законом №159-ФЗ было внесено изменение в Федеральный закон от 21.12.2001 №178-ФЗ №О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее - Закон о приватизации). Конкретно: к общему порядку приватизации отдельным федеральным законом была приплюсована возможность установления особенностей приватизации для субъектов малого и среднего бизнеса. Таким законом и стал рассматриваемый Закон №159-ФЗ. Для решения вопросов, не урегулированных Законом №159-ФЗ, следует руководствоваться Законом о приватизации.

    С даты вступления Закона №159-ФЗ в силу инициаторами приватизации могут стать орган государственной власти субъектов РФ или орган местного самоуправления. Субъектам малого и среднего предпринимательства позволено инициировать процесс приватизации только с 1 января 2009 г. Таким образом, с подготовкой необходимого пакета документов следует поторопиться.

    Особенность приватизации для субъектов МСБ  состоит в предоставлении им преимущественного  права перед другими желающими приобрести в собственность недвижимость. Именно в такой форме государство решило оказать поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства.

    Закон № 159-ФЗ распространяет свое действие на субъекты малого и среднего бизнеса. Критерии приведены в п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон о малом и среднем предпринимательстве).

    Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без  учета НДС за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения:

    а) для микропредприятий - 60 млн руб.;

    б) для малых предприятий - 400 млн руб.;

    в) для средних предприятий - 1000 млн руб.

    Предельные  значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета НДС для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства установлены Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 № 556 и применяются к отношениям, возникшим с 1 января 2008 г.10

    Повезло не всем представителям малого и среднего бизнеса. Преимущественное право на приватизацию не распространяется на следующие субъекты:

  1. субъекты МСБ, осуществляющие добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых);
  2. кредитные и страховые организации (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды, профессиональных участников рынка ценных бумаг, ломбарды;
  3. участников соглашений о разделе продукции;
  4. лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;
  5. лиц, являющихся нерезидентами РФ, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации (ст. 3 Закона № 159-ФЗ, ч. 3 ст. 14 Закона о малом и среднем предпринимательстве).

Информация о работе Совершенствование использования государственного имущества через арендное отношение по развитию малого и среднего предпринимательств