Энциклопедия аргументов

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 19:16, шпаргалка

Описание работы

Нужно ли доказывать то, что музыка влияет на человека? Под ее действием трус может стать храбрецом, ленивец – пылким романтиком. Вспомним героя И. А. Гончарова Илью Обломова из одноименного романа. Пробудиться к жизни, к деятельности ему помогла музыка, чудный романс в исполнении Ольги Ильинской. Прослушав его, герой воскликнул: «Я чувствую не музыку, а любовь!» К сожалению, это пробуждение было недолгим, вскоре Обломов вновь погрузился в дремотное существование.

Работа содержит 1 файл

хорошие аргументы.doc

— 279.00 Кб (Скачать)

 

События 1917 года меняют представления  Анны Ахматовой о жизни и предназначении поэта, становятся точкой отсчёта в её творчестве. Горькие испытания, выпавшие на долю России, не сломили решимость Ахматовой разделить судьбу своей Родины: разрушенной, голодной, истекающей кровью гражданской войны, но по-прежнему любимой и родной. Ахматова твёрдо знала, что в эти исторические дни должна быть на родной земле, рядом со своим народом, а не искать спасения за рубежом, как это сделали многие из знакомых ей людей. Именно об этом Ахматова говорит в  стихотворении «Мне голос был…» Остаётся быть верной своему народу поэтесса и в поэме «Реквием». Она скорбит о судьбе родины, но в годы тяжёлых испытаний остаётся верна ей: «Нет, и не под чуждым небосводом, и не под защитой чуждых крыл, - я была тогда с моим народом, там, где мой народ, к несчастью, был»

 

Один из главных героев  романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Андрей Болконский убеждён, что русские выиграют Бородинское  сражение. В его словах чувствуется  та особенная любовь к родине, которая  заставляет забыть о возможных противоречиях. Андрей Болконский уже не противопоставляет себя народу, не думает о личной славе и почестях, как перед Аустерлицким сражением.  Напротив, он объединяется с народом, становится частицей русской армии. 

 

 

 

 

 

Человек  среди людей

 

Общественное благо и счастье  человека.

В истории России есть немало примеров героического, самозабвенного служения наших соотечественников обществу. Стоит лишь вспомнить некоторые  факты.

 Горьковский Данко в рассказе  «Старуха  Изергиль» пожертвовал  жизнью ради счастья своего  народа, символически вырвав собственное сердце и осветив им путь людям  к свету и благополучию.

 

В рассказе А. Солженицына «Матренин  двор» героиня счастлива лишь тем, что бескорыстно помогает  всем, кто обращается к ней за помощью. Она делает это с чистыми, светлыми помыслами. Душа её покойна. Матрена Васильевна, конечно, не ставит перед собой цель помочь всем, но ведь её односельчане – маленькая часть большого общества.

 

 

Проблема нравственной брезгливости.

 

    Проблемы  нравственной  брезгливости касается А.С. Грибоедов в комедии «Горе от ума».  Главный  герой  произведения,  Чацкий даёт Молчалину уничижительную характеристику    : «Вот  он, на цыпочках  и  не  богат словами».  Это же чувство испытывает  и  читатель,  знакомясь в последнем  действии  с  жизненной установкой Молчалина:   отец завещал ему «угождать всем  людям без изъятья», всем – даже «собаке дворника, чтоб ласкова была».  Поистине, низость человеческая не имеет пределов.

 

     Отвращение,  нежелание   иметь  хоть что-то общее  с подобными героями вызывают  Митрофанушка и Скотинин – герои  комедии  Д.И.Фонвизина  «Недоросль».  Митрофан не может поделить  сто на три,  его  расчёты  вызывают не только смех, но и брезгливость. Но   знаменитое  умозаключение Митрофанушки учёбы не касается: «Не хочу учиться, хочу жениться».  Под стать племяннику его дядюшка  Тарас Скотинин.  Собираясь  жениться,  рассуждает: «если  для  каждой  свинки  хлевок, то  для жены найду светёлку».

Жених  Софьи, услышав такие слова,   восклицает:  «Какое скотское сравнение!»

 

Проблема ответственности человека за свои поступки

 

«Мы в ответе за тех, кого приручили»,- эта фраза Экзюпери давно стала  притчей во языцах. Ответственность  лежит на каждом человеке постоянно: за своих близких, за свою работу, за завтрашний день, за все, что он совершил или собирается совершить. В.П.Астафьев писал: «Жизнь – не письмо, в ней постскриптума не бывает». Жить нужно сразу «набело», ведь возможности переписать «черновик» жизнь не дает. И прожить ее достойно, на мой взгляд, можно лишь в том случае, когда человека не покидает чувство ответственности за слова и поступки. Эта проблема была и остается актуальной во все времена. Поэтому так часто обращаются к ней писатели, даже детские. Ведь человек должен уже в детстве понимать, что он несет ответственность за каждый свой поступок, а поэтому должен четко разграничивать хорошее и плохое.

 

Герой сказки А.Погорельского «Черная  курица, или Подземные жители»  Алеша, забывая об обещании, подвергает опасности весь маленький народ, живущий под землей, а также  лишается расположения окружающих. Он предал свою любимую Чернушку: выдал  тайну, начал рассказывать о черной курице, о рыцарях, о маленьких людях… Духовное обновление мальчика начинается с болезни. Он как бы переболел злом, попавшим в его душу.  И только после раскаяния, хотя и позднего, ему удается стать снова совестливым и добродетельным мальчиком.

 

На мой взгляд, одной из основных составляющих духовности человека является ответственность. Русского человека, по мнению В.П.Астафьева, духовно сложили  две силы – родная вера и родная литература. Именно они дали ему  масштаб, открыли его. Но ведь и религия наша утверждает, что каждому воздастся по делам его. А значит, верующий человек в большей мере ощущает на себе ответственность за содеянное. Наверное, поэтому герой Достоевского, который сам был глубоко религиозным человеком, так мучается и тяготится своим преступлением. Преступление Раскольникова – это игнорирование христианских заповедей. Он забыл об ответственности перед законом, перед людьми, перед Богом, перед собственной совестью.

 

 

Д.Гранин в очерке «О милосердии»  рассказывает о том, как к нему, нуждающемуся в помощи человеку с окровавленным лицом, никто не проявил участия на многолюдной улице. Читая этот очерк, невольно задумываешься: если мы сегодня можем пройти мимо человека, нуждающегося в нашей поддержке, не воспитываем ли мы тем самым в себе и своих детях равнодушие, черствость и безответственность? Отвести глаза, отвернуться, не забивать голову лишний раз тяжелыми мыслями, которых и так хватает у каждого, - это легче, проще, чем брать на себя груз ответственности за кого-то или за что-то. Но не слишком ли мы упрощаем себе жизнь?

 

Проблема отношения к старикам.

 

В повести Ю.В. Трифонова «Обмен» говорится о старой большевичке Ксении Фёдоровне, в прошлом библиографе крупной академической библиотеки, которая смертельно больна. Её сын, Виктор, хочет использовать смерть матери для увеличения своей жилплощади. Он едет к больной для переговоров, понимая, что «добивает» этим мать – она ещё не всё знает о своей болезни и надеется на выздоровление.

Мне кажется, что своим произведением  Ю.В. Трифонов призывает читателя быть добрее, человечнее: не обменивать совесть на удобства в жизни, любить старых и беззащитных людей.

 

В произведении В.П. Астафьева «Последний поклон» повествуется о герое, который корит себя за то, что не смог приехать на похороны своей бабушки – «отдать ей последний поклон» (не отпустили его в вагонном ДЕПО). Герой осознал тяжесть горя, постигшего его, только после смерти самого близкого и родного для него человека.

Прочитав произведения В.П. Астафьева и Н.В. Трифонова,  я поняла, что пожилые люди нуждаются в помощи, в поддержке. Ведь придёт час, когда мучительным упрёкам сердцу обернётся наше равнодушие к старикам.

 

Моральная ответственность человека за свою и чужую жизнь.

 

Я  вспоминаю  Андрея Соколова,  героя рассказа М.Шолохова  «Судьба человека», который не смог пройти мимо оставшегося сиротой ребёнка, не побоялся взять на воспитание мальчика, настрадавшегося и натерпевшегося в годы войны. Сильный духом человек чувствует моральную ответственность за судьбу осиротевшего Ванюшки, он должен помочь ребёнку. 

 

     В пьесе А.Вампилова   «Старший сын» поднята та же  проблема. Сначала герой  пьесы,  Владимир Бусыгин,   шутя называет  себя старшим сыном  семейства,  в которое попал случайно, чтобы   переночевать. Затем,  познакомившись  ближе с людьми, поверившими в его выдумку и принявшими его за  сына и брата, Владимир  понимает, что не может теперь их обмануть,  бросить, забыть о них,  берёт на себя заботу об этих людях.

 

 

Проблема человеческой индивидуальности.

 

Судьбы великих художников, композиторов, поэтов, как правило, всегда трагичны из-за жестокости окружающего их бытия, «холодного злодейства людей». Выступая на вечере, посвященном семидесятилетию А.Солженицына Л.Бородин, хорошо знающий, чем оплачивается у нас инакомыслие, сказал: «Кто бьётся головой о стену, тот псих. В ненормальном обществе нормальное объявляется ненормальным. А по сути своей ненормальное вводится в норму».

 

 

Проблема становления и крушения  любви

 

Одна из центральных тем в  творчестве Куприна – это тема любви. Любовь в произведениях Куприна всегда трагична, она заведомо обречена на страдания.  В его повестях любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды.

Именно такая все поглощающая  любовь коснулась полесской ведьмы Олеси, которая полюбила доброго, но только «слабого» Ивана Тимофеевича. На фоне чудесного пробуждения весенней природы зарождается любовь, а прощаемся мы с героями повести под аккомпанемент разбушевавшейся стихии.

Человеческая злоба, предрассудки, боязнь осуждения разрушают это  прекрасное чувство.

 

 В «Темных аллеях» И.А.Бунин  пишет о незабвенном, о том,  что оставляет глубокий след  в человеческой душе, о любви.  И даже любовь безответная,  несчастная - величайшее счастье.

«Натали» - характерное для бунинского понимания любви произведение. Это  рассказ о зарождении и крушении любви.

Герои рассказа Натали Станкевич и  студент Мещерский разлучены  и одиноки. Причина – двойственность поведения героя: он совмещает «такую мучительную красоту Натали и  такое телесное упоение Соней». Со временем Мещерский поймет, что по-настоящему любил только Натали. Рассказ обрывается  неожиданной смертью героини. Позднее прозрение не приносит героям счастья.

 

В произведении Л.С. Тургенева «Ася»  с удивительной теплотой и нежностью  описывается история любви двух героев: господина Н.Н. и Аси.

Отдыхая в Германии Н.Н., случайно познакомился  с Гагиным и Асей. Девушка сразу  понравилась господину Н.Н. Они  стали встречаться,  и вскоре симпатия друг к другу переросла в большое  чувство. Ася первой признается ему  в любви, но господин Н.Н, хотя испытывал к Асе возвышенное чувство, не сумел сказать «люблю». Герои расстаются. Осужденный на одиночество бессемейного бобыля герой вынужден проживать скучные годы и жить счастливыми минутами воспоминаний об утраченной любви.

 

 

Проблема искупления греха

 

Тема искупления греха является одной из самых главных в русской  литературе. Сразу же вспоминается роман Ф. М. Достоевского «Преступление  и наказание». Как только герой  приходит к мысли, что ему все  дозволено, так сразу же оказывается, что он не способен нести крест вседозволенности и ответственности. Его начинают терзать страхи и сомнения, нарушается гармония внутреннего и окружающего мира, душа не может найти успокоения и заболевает, и, как неизбежный и единственно возможный выход из сложившейся ситуации, приходит раскаяние и желание искупить грех. А все почему? Да потому, что материальные богатства не дают людям мира, а душе - гармонии.

 

 В Библии говорится о том, что Христос совершил искупление наших грехов на Голгофе; мы призваны воспринять Его дар через покаяние и веру. Господь основал Церковь и установил в ней Таинства — особые действия, через которые Он освобождает нас от грехов и дает нам силы для новой жизни. Поэтому нам надо просто прийти в Церковь и принести наши грехи на исповедь. Слово Божие твердо обещает нам, что если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой скверны. Очистить наши грехи может только Христос.

 

В 30-е гг. А. Ахматова, стремясь осмыслить  народную трагедию тоталитарного века, прибегает к библейской теме. Она пишет похожее на псалом «Распятие». Стихотворению предпослан эпиграф из церковного песнопения: « Не рыдай Мене, Мать, во гробе зрящи». В 1 строфе на торжественной ноте повествуется о распятии Христа:

Хор ангелов великий час восславил,

И небеса расплавились в огне.

Отцу сказал: «Почто Мене оставил!»

А Матери: «О, не рыдай Мене...»

Казнь Иисуса Ахматова называет «великим часом», потому что своей смертью

Иисус искупил грехи людей и  стало возможным (свершилось) духовное

возрождение человечества.

 

Героиня рассказа И.С. Тургенева «Живые мощи» Лукерья не боится смерти, а радуется встрече с ней. Она  твердо знает, что смерти нет. Земная судьба Лукерьи, земной путь ее души - это  путь страданий, а значит, путь очищения, подготовка души к пути и жизни небесной. Так гласит христианская вера. Чем больше страданий здесь - тем больше готова душа к жизни там, в Небесном Царстве. Образ главной героини представляется нам воплощением духовной красоты, смирения, покорности обстоятельствам, кротости, заботы о других, души тонкой, чуткой и деликатной.

 

Судьба  детей и подростков

 

Влияние детских и юношеских  переживаний на их судьбу.

 

1. В. Распутин. «Уроки  французского».

Бежит за машиной, на которой уезжает  мама, остающийся в чужой  семье  мальчик, понимающий своим взрослеющим сердечком, что иначе невозможно, что ни он, ни мама не виноваты в разлуке, что такова она, жизнь.

Он вынужден уехать из дома, чтобы  учиться. Но вдали от родной деревни, от мамы, от дома ему вдвойне тяжелее. Сын, ставший рано взрослым, понимает, что матери и так приходится нелегко и не стоит лишний раз тревожить её. Чтобы выжить, надо зарабатывать деньги самому. В ирге на деньги поначалу удача сопутствует герою, но вот его обманывают, бьют, выгоняют из игры. «Минут пять я стоял и, всхлипывая, смотрел на игру, потом…не сдерживаясь больше, горько, навзрыд заплакал». Степень его переживаний передаётся через портретные детальки: мальчик, сидящий на первой парте, корчился, тощий, диковатый, с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий. Гордость мешает принять помощь учительницы и ещё более усиливает его мучения, когда ему приходится бывать в её чистой и уютной квартирке, а тем более принять приглашение поужинать. К счастью, доброе сердце учительницы подсказало ей правильные шаги: игра на деньги. Её поступок не только поддержал мальчика, но и подсказал ему, насколько добрыми, понимающими могут быть люди. Это определило благополучную судьбу героя, навсегда запомнившего уроки французского как уроки доброты.

Информация о работе Энциклопедия аргументов