Энциклопедия аргументов

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 19:16, шпаргалка

Описание работы

Нужно ли доказывать то, что музыка влияет на человека? Под ее действием трус может стать храбрецом, ленивец – пылким романтиком. Вспомним героя И. А. Гончарова Илью Обломова из одноименного романа. Пробудиться к жизни, к деятельности ему помогла музыка, чудный романс в исполнении Ольги Ильинской. Прослушав его, герой воскликнул: «Я чувствую не музыку, а любовь!» К сожалению, это пробуждение было недолгим, вскоре Обломов вновь погрузился в дремотное существование.

Работа содержит 1 файл

хорошие аргументы.doc

— 279.00 Кб (Скачать)

 

 Проблема нравственной деградации  человека поднимается и в романе  Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». Это роман, в котором рассказана история молодого человека Дориана Грея. Презирающий мораль «эстет» и циник лорд Генри, в уста которого автор вложит собственные суждения об искусстве и жизни, становится духовным «учителем» Дориана. Под влиянием лорда Генри Дориан превращается в безнравственного прожигателя жизни и совершает убийство. Несмотря на все это, лицо его остается молодым и прекрасным. Но на обладающем особым свойством портрете Дориана, когда-то написанном его другом художником Холуордом, отразились и жестокость, и безнравственность оригинала. Желая уничтожить портрет, Дориан вонзает в него нож — и убивает самого себя. Портрет начинает сиять прежней красотой, лицо же мертвого Дориана отражает его духовную деградацию. Трагическая развязка романа опровергает парадоксы лорда Генри: аморальность и бездушное эстетство оказываются качествами, уродующими человека и доводящими его до гибели.

                             

 

Истинный и ложный гуманизм.

 

Известный русский писатель А.М.Горький  в пьесе "На дне", изображая  среду обитателей ночлежки Костылёва, опустившихся на самое "дно" жизни, отвечает на вопрос :"Что лучше, истина или сострадание?" Горький решает его с позиции  активного гуманизма, отвергает "утешительную ложь", примиряющую человека со злом. Носителем ложного гуманизма в пьесе  выступает Лука.   Он идёт к "униженным и оскорблённым", чтобы помочь им. Умирающей Анне старик советует не бояться смерти : она ведь несет покой, которого вечно голодная Анна никогда не знала. Спившемуся Актёру Лука внушает надежду на излечение в бесплатной лечебнице для алкоголиков. Ваське Пеплу говорит о возможности начать новую жизнь вместе с Наташей  в Сибири. Сюжет драмы строится на том, как жизнь разбивает те иллюзии, которые сеет Лука в сердцах ночлежников, ценность его  сострадательного гуманизма оборачивается трагически для некоторых из них ( Актера, Анны, Пепла, Наташи).

Проповедники, подобные Луке, неприемлемы для писателя. Сама жизнь все настойчивее требовала  появления подлинных гуманистов. В пьесе нет положительного героя, но идейным противником Луки является Сатин. В знаменитом монологе 4 акта он провозглашает новое отношение к человеку :"Человек - вот правда!.. Все - в человеке, все для человека ! Существует только человек, все же остальное - дело его рук и его мозга ! Чело-век ! Это - великолепно!.. Надо уважать человека ! Не жалеть... не унижать его жалостью... уважать надо !" Выступление Сатина является протестом не только против строя, унижающего человека, но и против ложного гуманизма, утешительной лжи, притупляющей ощущение этого гнева.

 

В романе-эпопее "Война и мир" Л.Н.Толстой, создавая образ народа-мстителя, показывает не только его ненависть к врагу, решимость, энергию, смелость, но и великий гуманизм. Суровая зима. Ночь в лесу. У костра расположились солдаты. Звучат оживленные беседы, кое-кто дремлет, завернувшись в шинель. Солдат говорит о Наполеоне :"А кабы мой обычай, я бы его, изловимши, да в землю бы закопал. Да осиновым колом. А то что народу загубил." Та же ненависть звучит и в реплике старого солдата :"Все одно конец сделаем, не будет ходить". Но когда солдаты видят умирающих от голода и стужи Рамбаля и Мореля,  естественное чувство жалости пробуждается в них. Резко обрывают они неуместное замечание шутника, угощают врагов кашей, сажают поближе к костру. "Вот люди!"- с восторгом говорит о русских Рамбаль. Эта оценка перекликается со словами одного из солдат-ветеранов :"Тоже люди..."- говорит он о французах.

 

В романе-эпопее "Война и мир" Л.Н.Толстого поиски правды и смысла жизни приводят главного героя Пьера  Безухова в масонскую ложу. Пьеру  кажется, что в масонстве он нашел  воплощение своих идеалов. Безухов проникается страстным желанием "переродить порочный род человеческий и самого себя довести до высшей степени совершенства". Идеи "равенства, братства и любви", мысль о том, что надо "всеми силами противоборствовать злу, царствующему в мире",- вот что прежде всего привлекает Пьера в учении масонов. Пьер Безухов хочет действовать и решает облегчить участь крепостных. Наивно думая, что ему это удалось, Пьер чувствует себя счастливым :"И только теперь, когда я живу, по крайней мере стараюсь жить для других, только теперь я понял все счастье жизни". Но попытки Безухова привлечь "братьев" к бескорыстной помощи страдающему человечеству приводят его к разрыву с масонами.

 

  В рассказе М.А.Шолохова "Судьба человека" человеческая судьба как бы вставлена в рамку событий Великой Отечественной войны и проверяется ею на прочность, стойкость, на способность возрождаться в доброте и гуманности.. Андрей бежит из плена, но испытание войною продолжается. Бомбой разрушен его дом, погибла семья, в последний день войны убит в Берлине сын. Но человеческий гуманизм, жизнелюбие живут несмотря ни на что. Соколов встречает сироту Ванюшку - и жизнь его обретает цель и смысл. В нем пробуждается потребность любить и отдавать себя людям, доброта, сердечная щедрость. Вот пример истинного гуманизма! И мы верим, что рядом с таким отцом Ванюшка вырастет настоящим человеком.

 

 

Проблема времени и его быстротечности.

                                                               

                                                  Не дайте проскользнуть жизни меж пальцев.

                                                                                 И.С.Тургенев.

   Теряет человек в своей  жизни немало, и потери бывают  разные: естественные и искусственные.  Но есть нечто, что мы теряем  безвозвратно: время…

   Об этой проблеме писали  многие, среди них и Г.Р.Державин. В «Последних стихах» великого поэта ХVІІІ века мы читаем о «реке времени». Время, несясь вперёд, оставляет вечности «все дела людей». Было бы грустно, если б наши потомки забыли деяния своих предшественников. Но человек обладает памятью, поэтому в его сердце останутся жить на веки «чрез звуки лиры и трубы» «народы, царства…»

   Проблема времени неразрывно  связана с жизнью и смертью,  молодостью и старостью. Эти  мотивы объединяют «Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева. Вечные темы стоят перед людьми разных времён. «О жизнь, жизнь, куда ушла ты так бесследно?» Сталкивая прошлое и настоящее, писатель «играет» со временем и «извлекает из этого бездну поэзии, эстетического наслаждения, мудрости, понимания». В стихотворении «Лазурное царство» Иван Сергеевич создаёт образ ликующей молодости- «царства лазури, света, молодости и счастья!» Противостоит это светлое царство «тёмным, тяжёлым дням, холоду и мраку старости». Нередко, чтобы показать всю мимолётность жизни, Тургенев сопоставляет настоящее и прошлое. Ведь именно, вспоминая своё прошлое, человек начинает ценить свою жизнь. А значит, и Время.

   Человек не вечен. Возможно, это его счастье, потому что  надо прожить отпущенный ему  срок достойно, наполнить его смыслом. Человек ищет смысл своего пребывания на Земле. Кто-то его так и не находит и прожигает жизнь, а кто-то ищет, мечется…Вспомним А.Болконского из романа- эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир». Князь Андрей - незаурядный, умный, честный, благородный человек. Он ищет счастья и смысла жизни, правда, только для себя. Ему недоставало самоотрешённости, самоотвержения, но,  всё же, мечтая о подвиге и славе для себя, он желает стране победу.

   Жизненные искания приводят  нас к постижению смысла  жизни. Да, к счастью или к сожалению, жизнь быстротечна. Это миг, и поэтому нельзя дать жизни «проскользнуть меж пальцев».

 

Что есть истина? Что есть ложь?

 

Главный герой трагедии И.В. Гете «Фауст»  - искатель истины, который готов  во имя ее на серьезные жертвы. Важную роль в исканиях и судьбе Фауста играет Мефистофель.

С самого начала драмы ведется спор о человеке, о смысле его жизни, о его роли в этом бесконечном  мире.  Человек представляется Мефистофелю  нелепым кузнечиком, который бестолково мечется и неизбежно попадает в грязь. Мефистофель с издевкой говорит о разуме и чувствах человека: «чтобы … из скотов скотиной быть!» Этому мнению противостоит вера Господа в человека, в то, что «чистая душа в своем исканье смутном сознаньем истины полна!»

 

В романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский показывает, как в голову Родиону Раскольникову приходит жуткая идея. Студент мучается вопросом: почему одни люди вынуждены влачить жалкое существование, а другие живут в довольстве.  И Раскольников решает встать над окружающими, покарать виновных и помочь нуждающимся.  Ему кажется, что он пришел к гуманистической теории. Чтобы ее проверить, он убивает злую старуху – процентщицу.

Идея, ложная в своей основе, развенчивается изнутри -  через страдания несчастного. Раскольников понимает, что путем преступления нельзя изменить жизнь.

 

В романе «Война и мир» Л.Н. Толстой  ставит целый ряд проблем.  Каждый из героев романа по-своему решает вопрос о смысле собственного существования.

Князь Андрей в начале своего жизненного пути мечтает о славе, о своем Тулоне. Он верит в свое высокое назначение и тем самым решает для себя вопрос о смысле человеческой жизни.  Но решительный  переворот во взглядах героя происходит, когда после ранения на Аустерлицком поле Болконский смотрит в «высокое небо» с плывущими по нему облаками. Он понимает  мелочность своих честолюбивых планов и стремления к славе.

 

 

Проблема верности своему долгу, слову, чести.

 

        Русские писатели  всегда обращались в своих  произведениях к проблеме верности  своему  долгу, слову, чести. Мне кажется, что эта проблема была и есть одна из центральных в русской литературе.

        1) Потеря чести  - это падение моральных устоев, за которым  всегда следует  наказание. Понятие чести воспитывается  в человеке с детства. Так, на примере повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» хорошо видно, как это происходит в жизни и к каким приводит результатам.

       В напутствиях  сыну Гринёв особенно подчёркивает  необходимость соблюдения чести:  « Служи верно, кому присягаешь, слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Это напутствие отца остаётся с Гринёвым на всю жизнь и помогает Петруше не сбиться с правильного пути.

   2) Верны своему долгу,  слову, чести  также герои   романа–эпопеи Л.Н.Толстого «Война  и мир» Андрей Болконский и  Пьер Безухов. По– разному  идут они к осмыслению жизненного  пути, но оба приходят к выводу, что смысл жизни в служении  отчизне и людям.

3) Как был поражен Наполеон, столкнувшись  с «загадочным  русским характером»,  когда притесняемые помещиками  крестьяне, которым предлагались  деньги за сено, отказывались  от вознаграждения. А ведь они,  как мы знаем, были далеки  от таких понятий, как «верность», «честь», «присяга» - мужики знали об одном: у них есть Родина, которую надо отстоять. Именно поэтому Л.Н.Толстой в романе-эпопее «Война и мир» живописует портреты   Тихона Щербатова и старостихи Василисы. Они, по Толстому, включаются в рой людей, делающих историю.

       4) Вспоминается  также «милый идеал» Пушкина  Татьяна Ларина из романа «Евгений  Онегин». Хрупкая  и нежная  девушка, любя Онегина, однако  остаётся преданной  женой,  сохраняя верность данному слову  и честь.

    Я думаю, что такие  понятия, как честь, верность  своему долгу, слову занимают первое место в ряду нравственных символов. Можно пережить многие беды и невзгоды, но, наверное, ни один народ на земле не смирится с разложением нравственности.

 

Проблема самопожертвования

Великий русский писатель Ф.М. Достоевский  видит  «величайшее счастье» в уничтожении своего «я», в безраздельном служении людям, в самопожертвовании. Противопоставляя Раскольникова и Соню Мармеладову в романе «Преступление и наказание», писатель сталкивает революционное бунтарство Родиона с христианским смирением, любовью к людям Сонечки. Вера Сони, её самопожертвование убеждают Раскольникова «страдание принять». Он признаётся в преступлении и на каторге приходит к раскаянию.

 

В романе М.А. Булгакова «Мастер  и Маргарита» любовь Маргариты спасает Мастера. Она заключает сделку с самим Воландом, принимая его приглашение стать королевой ежегодного бала Сатаны, лишь бы вновь обрести своего любимого. Маргарита жертвует всем: своим благополучием, самой своей жизнью – ради своей любви.

 

Героиня романа Ф.М. Достоевского Соня Мармеладова привыкла жить по законам  сердца, по христианским заповедям. Именно в них она черпает силы. Она  понимает, что от неё зависят жизни  её братьев и сестёр, поэтому полностью  забывает о себе и посвящает себя другим. Сонечка становится символом вечной жертвенности, В ней живо великое сочувствие к человеку, сострадание ко всему живому.

 

Самопожертвование присуще многим героям произведений русской литературы. В поэме «Русские женщины» Н.А. Некрасов воспевает женщин дворянского круга, которые жертвуют всем ради тех, кого они любят. Княгиня Трубецкая едет на каторгу за своим  мужем-декабристом и е разделяет с ним   все тяготы жизни.

 

 

 

Характер  человека

 

Нужно ли учиться радоваться жизни  в период испытаний?

Даниель Дефо известен  миру своим  романом о Робинзоне Крузо.  Автор подвергает своего героя своеобразному  испытанию: моряк вынужден жить на необитаемом  острове двадцать восемь лет. Робинзон Крузо не впал в отчаянье, не стал паниковать. Он вел дневник, в котором все события записывал в две колонки: «хорошо» и «плохо». Такие записи помогали ему оставаться человеком. Писатель показывает, как может выжить человек, оставшись вдали от общества и цивилизации, и какие качества характера здесь будут решающими. 

Информация о работе Энциклопедия аргументов