Число
женщин активного репродуктивного
возраста (20-29 лет) будет снижаться
с 12,0 млн человек на начало 2011 года до 10,8
млн человек на начало 2014 года. В тоже время
численность женщин более старших репродуктивных
возрастов (30-39 лет) вырастет с 10,7 млн человек
на начало 2011 года до 11,4 млн человек на
начало 2014 года.
Проектом
плана предусмотрено осуществление
мероприятий по реализации второго
этапа (2011-2015 годы) Концепции демографической
политики Российской Федерации на период
до 2025 года, задача которого – закрепить
достигнутые положительные демографические
тренды и обеспечить переход к
росту численности населения.
Для
закрепления достигнутых демографических
показателей, обеспечения стабилизации
и перехода к росту численности
населения наряду с поддержкой роста
рождаемости будут приняты более
активные меры по снижению смертности
населения, прежде всего в активном
трудоспособном возрасте, увеличению
ожидаемой продолжительности жизни,
а также по существенному улучшению
общего и репродуктивного здоровья,
прежде всего подрастающего поколения.
Главными
тактическими задачами Министерства здравоохранения
и социального развития Российской
Федерации на 2011-2013 годы в достижении
вышеуказанной цели являются:
- содействие
созданию благоприятных условий для повышения
рождаемости, улучшения положения семей
с детьми;
- содействие
снижению смертности.
Содействие
созданию благоприятных
условий для повышения
рождаемости, улучшения
положения семей с детьми.
В
соответствии с Концепцией демографической
политики Российской Федерации на период
до 2025 года в 2011-2013 гг. будет продолжено
выполнение программы стимулирования
рождаемости, направленной как на материальную
поддержку женщин, имеющих детей,
так и на развитие социальной инфраструктуры,
ориентированной на семью.
В числе
индексируемых пособий:
- пособие по
беременности и родам женщинам, уволенным
в связи с ликвидацией организаций;
- единовременное
пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских
учреждениях в ранние сроки беременности;
- единовременное
пособие при рождении ребенка;
- ежемесячное
пособие по уходу за ребенком женщинам,
не подлежащим обязательному социальному
страхованию;
- единовременное
пособие при передаче ребенка на воспитание
в семью;
- единовременное
пособие беременной жене военнослужащего,
проходящего военную службу по призыву;
- ежемесячное
пособие на ребенка военнослужащего, проходящего
военную службу по призыву.
Семьи,
получившие государственный сертификат
на материнский (семейный) капитал в
2007-2008 годах, могут направлять средства
материнского (семейного) капитала на
улучшение жилищных условий, получение
образования ребенком (детьми) или
формирование накопительной части трудовой
пенсии женщины.
Предоставлено
право направлять средства материнского
(семейного) капитала:
- на погашение
основного долга и уплату процентов по
кредитам и займам, включая ипотечные,
на приобретение (строительство) жилого
помещения, включая ипотечные кредиты,
предоставленные гражданам по кредитному
договору (договору займа);
- на строительство
и реконструкцию индивидуального жилого
дома без привлечения специализированных
подрядных организаций;
- продлена
на один год возможность получения из
средств материнского (семейного) капитала
единовременной выплаты в размере 12000
рублей (независимо от даты рождения ребенка).
Будут
подготовлены методические рекомендации
субъектам Российской Федерации
по разработке региональных программ
демографического развития. В субъектах
Российской Федерации с устойчивой
динамикой снижения численности
населения предполагается разработка
комплекса мер по улучшению демографической
ситуации. Показателями задачи «Содействие
созданию благоприятных условий для повышения
рождаемости, улучшению положения семей
с детьми» являются: число родившихся
на 1000 человек населения, суммарный коэффициент
рождаемости.
Содействие
снижению смертности[4].
В
соответствии с мероприятиями по
реализации Концепции демографической
политики Российской Федерации на период
до 2025 года и основными направлениями
приоритетного национального проекта
«Здоровье» будут реализовываться первоочередные
меры по:
- формированию
здорового образа жизни;
- профилактике,
диагностике и лечению сосудистых заболеваний;
- организации
своевременной и высококачественной медицинской
помощи пострадавшим при дорожно-транспортных
происшествиях:
- совершенствованию
медицинской помощи больным с онкологическими
заболеваниями;
- снижению
материнской и младенческой смертности,
в том числе с учетом перехода с 2012 года
к выхаживанию новорожденных с экстремально
низкой массой тела;
- повышению
качества оказания медицинской помощи
женщинам в период беременности и родов,
новорожденным детям, в том числе дородовой
диагностики нарушений развития будущего
ребенка;
- укреплению
репродуктивного здоровья, прежде всего
подрастающего поколения;
- снижению
рисков несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний.
Реализация
указанных мероприятий позволит
снизить смертность от большинства
видов управляемых причин.
Показателями
задачи «Содействие снижению смертности»
являются: число умерших на 1000 чел.
населения; смертность населения в
трудоспособном возрасте на 1000 чел. трудоспособного
возраста, смертность от болезней системы
кровообращения на 100 тыс. населения; смертность
от новообразований, в том числе
злокачественных на 100 тыс. населения;
смертность от туберкулеза на 100 тыс.
населения; смертность от транспортных
травм (всех видов) на 100 тыс. населения;
смертность от случайных отравлений алкоголем
на 100 тыс. населения.
- Цель
– повышение благосостояния
населения, снижение
бедности и неравенства
по денежным доходам
населения.
Данная
цель носит межведомственный характер
и требует четкого взаимодействия
различных федеральных органов
исполнительной власти, а также органов
исполнительной власти субъектов Российской
Федерации.
Достижение
данной цели в полном объеме возможно
только при устойчивом экономическом
росте, снижении темпов инфляции, проведении
сбалансированной налоговой политики.
Уровень достижения цели зависит также
от своевременного выделения в полном
объеме бюджетных средств (как из федерального,
так и из региональных бюджетов), предусмотренных
на реализацию соответствующих программ,
средств государственных внебюджетных
фондов (Пенсионного фонда Российской
Федерации, Фонда социального страхования
Российской Федерации).
Повышение
благосостояния населения в значительной
степени связано с ситуацией
на рынке труда и занятостью населения.
Главными
тактическими задачами Министерства здравоохранения
и социального развития Российской
Федерации в достижении вышеуказанной
цели являются:
- содействие
росту заработной платы;
- содействие
улучшению пенсионного обеспечения и
развитию пенсионного страхования;
- формирование
современной и эффективной системы обязательного
социального страхования работающих граждан;
- развитие
системы государственной поддержки граждан,
нуждающихся в социальной защите, содействие
усилению адресности социальной помощи,
оказываемой субъектами Российской Федерации
и муниципальными образованиями.
В
рамках данной задачи
Министерство подготавливает
предложения по:
- увеличению
минимального размера оплаты труда в плановом
периоде с учетом финансово-экономических
итогов 2010 года;
- индексации
расходов на оплату труда работников федеральных
бюджетных учреждений с целью сближения
среднего размера оплаты труда бюджетников
с размерами заработной платы, сложившимися
во внебюджетной сфере.
В
2011 году индексация оплаты труда работников
федеральных государственных учреждений
будет производиться в соответствии
с Бюджетным посланием Президента
Российской Федерации с 1 июня на 6,5%.
В
среднесрочный период Министерство
будет обеспечивать проведение мониторинга
эффективности новых систем оплаты труда
в федеральных государственных учреждениях,
а также мониторинга эффективности систем
оплаты труда работников государственных
и муниципальных учреждений, установленных
в субъектах Российской Федерации и в
муниципальных образованиях. При необходимости
будут вноситься изменения в нормативные
правовые акты по оплате труда работников
федеральных бюджетных учреждений.
Показателями
задачи «Содействие росту заработной
платы» являются: минимальный размер
оплаты труда, установленный федеральным
законом; соотношение между средней
заработной платой и прожиточным
минимумом трудоспособного населения;
соотношение между средней заработной
платой работников отраслей бюджетной
сферы и заработной платы работников
реального сектора экономики; удельный
вес работников с заработной платой
на уровне прожиточного минимума и
ниже; соотношение средней заработной
платы 10% наиболее оплачиваемых и 10% наименее
оплачиваемых работников.
Развитие
системы государственной
поддержки граждан,
нуждающихся в
социальной защите,
содействие усилению
адресности социальной
помощи, оказываемой
субъектами Российской
Федерации и муниципальными
образованиями.
В
2011-2013 годах предусматривается провести
работу по переориентированию деятельности
системы органов социальной защиты населения
субъектов Российской Федерации и муниципальных
образований преимущественно на предоставление
помощи семьям, находящимся за чертой
бедности. Будут разрабатываться и внедряться
информационные технологии и эффективные
методики адресной социальной помощи
и содействия бедным семьям, хорошо зарекомендовавшие
себя в российской и международной практике.
Программы помощи бедным будут носить
комплексный характер и предусматривать
сочетание материальной помощи бедным
с мерами по социальной интеграции и повышению
конкурентоспособности на рынке труда.
Это предполагает наличие тесной координации
деятельности органов социальной защиты
с органами занятости населения и органами,
осуществляющими предоставление жилищных
субсидий и иных форм социальной помощи,
на основе совместного планирования и
реализации социальных программ и использования
единых баз данных о бедных домохозяйствах.
Особое внимание будет уделено обеспечению
эффективного взаимодействия органов
социальной защиты и занятости населения
с негосударственными организациями,
чья деятельность направлена на оказание
помощи нуждающимся категориям населения,
а также с представителями делового сообщества.
Предстоит обеспечить развитие механизмов
частно-государственного партнерства,
позволяющих объединять средства государства
и частных благотворителей, а также привлекать
негосударственные организации для совместной
разработки и реализации программ сокращения
бедности на условиях государственного
социального заказа, социальных грантов
и в иных формах. Предусматривается активизировать
работу по методическому обеспечению
программ борьбы с бедностью и по распространению
примеров лучшей практики, выявленных
на основе независимых оценок эффективности
и результативности. В частности, предполагается
обеспечить формирование единых баз данных
об оказании социальной помощи нуждающимся
домохозяйствам из различных источников
и внедрение на этой основе «социальных
паспортов» бедных домохозяйств. Предстоит
подвести итоги эксперимента по внедрению
системы социальных контрактов (договоров
социальной адаптации) при предоставлении
адресной помощи бедным, проводимого в
17 субъектах Российской Федерации с мая
2010 года, и с учетом его результатов разработать
Методические рекомендации по оказанию
государственной социальной помощи малоимущим
гражданам на основе социального контракта
для органов социальной защиты населения
субъектов Российской Федерации. Конечным
результатом мероприятий, реализуемых
в рамках данной стратегической цели задач,
должно стать существенное сокращение
бедности, снижение дифференциации в денежных
доходах, как между группами населения,
так и между регионами. Интегрированными
показателями цели «Повышение благосостояния
населения, снижение бедности и неравенства
по денежным доходам населения» являются:
реальные располагаемые денежные доходы;
удельный вес населения с доходами ниже
прожиточного минимума; коэффициент дифференциации
доходов (коэффициент фондов); доля субъектов
Российской Федерации, в которых удельный
вес населения с доходами ниже прожиточного
минимума в 1,5 и более раз выше среднероссийского
показателя. Разработка и реализация мер,
направленных на повышение благосостояния
населения, и снижение неравенства по
денежным доходам населения, включая решение
задач содействия росту заработной платы,
улучшению пенсионного обеспечения и
развитию пенсионного страхования, развитию
системы государственной поддержки граждан,
нуждающихся в социальной защите, усилению
адресности социальной помощи, осуществляется
совместно с Министерством экономического
развития Российской Федерации, Министерством
финансов Российской Федерации, Министерством
регионального развития Российской Федерации,
Министерством сельского хозяйства Российской
Федерации, Министерством образования
и науки Российской Федерации, министерствами,
отвечающими за промышленную политику,
федеральными органами исполнительной
власти силового блока, органами государственной
власти субъектов Российской Федерации,
муниципальными образованиями, работодателями
и профессиональными союзами.
- Цель
– повышение эффективности
системы социальной
защиты и социального
обслуживания, в первую
очередь пожилых
граждан и инвалидов,
а также улучшение
положения семей
с детьми, находящихся
в трудной жизненной
ситуации
Тактическими
задачами Министерства, направленными
на реализацию вышеуказанной цели, являются:
- оптимизация
системы оказания социальных услуг, развитие
организационно-правовых форм учреждений
социального обслуживания;
- укрепление
системы социальной защиты семьи, обеспечивающей
сохранение ребенка в семье, создание
благоприятных условий для комплексного
развития и жизнедеятельности детей, попавших
в трудную жизненную ситуацию;
- повышение
качества и увеличение объема услуг по
реабилитации и социальной интеграции
инвалидов;
- осуществление
обязанностей государства по оказанию
мер социальной поддержки отдельным категориям
граждан.
Во
исполнение Основных направлений деятельности
Правительства Российской Федерации
на период до 2012 года будет осуществляться
реализация проектов «Поддержка семьи»
и «Поддержка социально незащищенных
групп населения».
В
2011 году в соответствии с распоряжением
Правительства Российской Федерации
от 11 ноября 2010 г. № 1950-р будет разработана
Государственная программа «Социальная
поддержка граждан», основными направлениями
реализации которой являются: совершенствование
системы социальной поддержки отдельных
категорий граждан; поддержка семьи; развитие
эффективной системы социального обслуживания.
Оптимизация
системы оказания
социальных услуг, развитие
организационно-правовых
форм учреждений социального
обслуживания
Передача
полномочий и бюджетных обязательств
по социальному обслуживанию населения
на уровень субъектов Российской
Федерации способствовала:
- перераспределению
обслуживаемых территорий между учреждениями
социального обслуживания и повышению
качества социальных услуг благодаря
введению единых для каждого региона стандартов,
норм, порядков и правил в области социального
обслуживания;
- повышению
гарантий стабильности бюджетного финансирования
учреждений социального обслуживания,
улучшению их материально-технической
базы и упорядочению штатной численности
работников в зависимости от зоны обслуживания,
росту численности обслуживаемых лиц.