Система страхования депозитов: теория, практика и зарубежный опыт

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 11:48, курсовая работа

Описание работы

Главной целью исследования в моей работе является анализ зарубежного опыта организации и функционирования системы страхования вкладов и основные направления и перспективы ее развития в Казахстане.
В своей курсовой работе я поставила ряд задач, которые необходимо:
Рассмотреть основные понятия и виды системы страхования вкладов;
проанализировать зарубежный опыт, выявив его элементы, пригодные для использования в условиях переходной экономики в нашей стране;
рассмотреть основные направления развития системы страхования вкладов в России и способы ее совершенствования.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие и экономические предпосылки создания системы страхования депозитов
Понятие и виды систем страхования депозитов.
Цели участников системы страхования депозитов.
Глава 2. Современное состояние системы страхования депозитов в РК
2.1. АО «Фонд гарантирования депозитов».
2.2. Основные пути развития системы страхования депозитов.
Глава 3. Зарубежный опыт организации и функционирования системы страхования депозитов
3.1. Мировой опыт формирования и функционирования системы страхования депозитов.
3.2. Становление и функционирование систем страхования депозитов в США и Германии.
3.3. Управление рисками и повышение эффективности банковского надзора для участников системы страхования депозитов.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

курсовая фин.doc

— 1.41 Мб (Скачать)

     В частных системах страхование вкладов осуществляется специальными организациями, финансирование деятельности которых осуществляется за счет взносов банков-участников, а государство не вмешивается в эти процессы. Такие системы созданы в ФРГ — Фонд страхования депозитов частных банков, во Франции - Фонд депозитного страхования «Механизм солидарности», в Люксембурге – Ассоциация страхования депозитов.

     В смешанных системах страхования  вкладов государство и банки  в равной степени участвуют в  формировании ресурсов страховой организации. Примером является страховая система Японии, где уставный капитал «Корпорации по страхованию депозитов», действующей с 1971 года, сформирован правительством, Банком Японии и частными банками равными долями.

  1. По организации финансирования выплат или способу аккумулирования средств страхового фонда системы разделяются:
  • с финансированием;
  • без финансирования.

     Система страхования вкладов с финансированием  предполагает, что для выплат страховых  возмещений формируется специальный  фонд за счет регулярных взносов банков-участников. Это способствует укреплению доверия к системе, а при наступлении страхового случая ускоряет процесс выплаты возмещения вкладчикам.

     В системе страхования без предварительного финансирования необходимые для  компенсации средства изыскиваются только при возникшей необходимости, к примеру, при банкротстве банка. Такой вид системы является менее предпочтительным. Во-первых, при системном кризисе, когда разоряется множество банков, собрать нужную сумму денег будет трудно или даже невозможно. Во-вторых, процесс сбора средств для выплаты страхового возмещения занимает определенное время. Это провоцирует панику среди вкладчиков, подрывает их доверие ко всей страховой системе. При этом цели системы страхования вкладов, заключающиеся в быстрой ликвидации последствий кризиса и обеспечении стабильности банковской системы, не достигаются. Однако накопленный опыт развитых стран показывает, что средств страхового фонда, особенно в случае системного кризиса, бывает недостаточно. Поэтому во многих случаях используется финансовая поддержка государства для урегулирования последствий банковского кризиса.

     В настоящее время в 38 странах применяются  системы страхования депозитов  с предварительным финансированием. Например в Нидерландах средства страхового фонда формируются в случае банкротства какого-либо банка и установлен верхний предел общего количества собираемых средств.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2.  Цели участников системы страхования депозитов 

     Основными участниками системы страхования  депозитов являются три стороны: банки, чьи обязательства по вкладам гарантируются, их вкладчики, а также организация, осуществляющая гарантирование депозитов в банках..

     Такой организацией в Казахстане является Фонд коллективного гарантирования (страхования) вкладов (депозитов) физических лиц.

     Для построения эффективно работающей системы  страхования вкладов необходимо определить, какие цели преследует создание этой системы. То есть, каких  результатов от ее функционирования ожидает государство, банковское сообщество и общество в целом.

     В качестве  целей создания системы страхования последовательно называет цели, которые отвечают интересам населения, банков и государства:

  • защита прав и законных интересов вкладчиков банков;
  • укрепление доверия к банковской системе;
  • стимулирование привлечения сбережений населения в банковскую систему РК.
  • обеспечение защиты владельцев небольших вкладов;
  • укрепление доверия общества к банковской системе путем создания регламента для реструктуризации несостоятельных банков; накопление сбережений и поощрение экономического роста;
  • обеспечение конкуренции между небольшими и вновь созданными банками и крупными и/или государственными банками;
  • установление границ для рисков государства понести убытки при банкротстве отдельного банка или группы банков.

     Государство, в первую очередь, заинтересовано в стабильном экономическом росте, одним из условий которого является мобилизация сбережений населения, их вовлечение в инвестиционный процесс. Что касается стран с исторически сложившейся рыночной экономикой, важнейшую роль в этом процессе играют такие учреждения, как негосударственные пенсионные фонды и страховые компании.

     Одним из направлений деятельности кредитных  организаций является

инвестиционная  деятельность, в процессе которой  они инвестируют не собственные, а привлеченные средства, а значит, риск подобных инвестиций полностью перекладывается на их клиентов.

     Основной  риск лежит на банках, поскольку  именно они занимаются рискованной  деятельностью. Если банк имеет крупных  вкладчиков и у них возникнет  необходимость изъятия своих средств, то банку придется искать источники финансирования, иначе он будет иметь большие проблемы. По различным причинам может произойти чрезмерное изъятие вкладов населением, поэтому большинство банков тщательно отслеживают состав источников финансирования.

     Таким образом, банковский сектор рассчитывает, что система страхования повысит  привлекательность банковских услуг  для населения, закрепит доверие  к казахстанским кредитным организациям и создаст равные конкурентные условия для банков, привлекающих вклады физических лиц.

     Что касается самих вкладчиков, не раз  лишавшихся в той или иной форме  своих сбережений, то их заинтересованность в системе страхования вкладов заключается в стремлении сохранить право собственности на свои денежные средства, внесенные в качестве вклада в банк.

     Вкладчики тоже несут определенный риск. Закон  о страховании банковских вкладов  физических лиц не предусматривает  возвращения вкладчикам всех вложенных  в банк средств.

     Конечно, только страхование вкладов не может  обеспечить уверенности в том, что финансовая система будет здоровой. Задача обеспечения финансовой стабильности в стране должна решаться совместными усилиями всех заинтересованных органов: АО ФНБ «Самрук», АО ФНБ «Казына» Национальный банк РК, Агентство финансового надзора, правительство в лице Минфина, ну и, система гарантирования депозитов. Стремление только за счет создания системы страхования вкладов разрешить проблему недоверия общества к государству и банкам, обеспечить финансовую стабильность в стране невозможно без реформирования всей правовой, финансовой и институциональной базы государства.

 

Глава 2. Современное состояние системы страхования депозитов в РК 

    2.1. АО «Фонд гарантирования депозитов». 

     В целях реализации задачи повышения  доверия населения к отечественной финансовой системе и привлечения его сбережений в банковскую систему, Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на первом конгрессе финансистов Казахстана в мае 1999 г. предложил разработать и реализовать комплекс системных мер, одной из которых было создание Системы коллективного страхования депозитов населения. Национальному Банку совместно с крупнейшими банками второго уровня предстояло в кратчайшие сроки разработать и запустить такую систему. В ноябре 1999 года были введены Правила обязательного коллективного страхования срочных вкладов физических лиц в банках второго уровня, а 15 ноября 1999 года было создано ЗАО «Казахстанский фонд гарантирования вкладов физических лиц в банках второго уровня». Учредителем Фонда является Национальный банк Республики Казахстан, который внес в его уставный капитал 1 миллиард тенге (валютный эквивалент - $ 7 млн по официальному курсу на 1 ноября 1999 г.).

     В ноябре 2004 г Фонд был перерегистрирован  как АО «Казахстанский фонд гарантирования вкладов физических лиц в банках второго уровня».

     29 марта 2000 года в Закон Республики  Казахстан «О банках и банковской  деятельности» №2444 от 31 августа  1995 года была внесена статья 52 «Система обязательного коллективного  гарантирования (страхования) депозитов».

     Учредителем фонда является Национальный банк Республики Казахстан. Главная цель фонда, определенная его уставом, - это "защита интересов вкладчиков в случае применения по отношению к банку - участнику системы процедуры принудительной ликвидации".

     Основные  задачи Фонда – участие в обеспечении стабильности финансовой системы и защита прав и законных интересов вкладчиков в случае принудительной ликвидации банка-участника Системы. В соответствии с этими задачами Фонд выполняют следующие функции:

     - выплачивает гарантийное возмещение вкладчикам принудительно ликвидируемого банка;

     - ведет реестр банков-участников  системы обязательного гарантирования  депозитов;

     - инвестирует собственные активы;

     - формирует специальный резерв  денег, предназначенный для выплаты  гарантийного возмещения;

     - выбирает на конкурсной основе банк-агент;

     - участвует в составе временной  администрации, назначаемой в  период консервации или отзыва  лицензии на проведение всех  банковских операций у банка-участника,  а также в составе ликвидационной  комиссии и комитета кредиторов принудительно ликвидируемого банка-участника.

     Органы  управления:

     Высшим  органом управления Фонда является Акционер - Национальный Банк Республики Казахстан. Общее руководство деятельностью Фонда осуществляет Совет директоров, состоящий из 5 человек: заместитель Председателя Национального Банка Республики Казахстан, заместитель Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, вице-министр финансов, представитель Ассоциации финансистов Казахстана и Генеральный директор Фонда. Исполнительным органом Фонда является Председатель, осуществляющий руководство текущей деятельностью.

     Марченко  Григорий Александрович – Председатель Национального Банка Республики Казахстан.

     Маженова  Бахыт Мурсалимовна – Председатель АО «Казахстанский фонд гарантирования депозитов»

     Консультативный Совет формируется из представителей банков-участников. Консультативный Совет предоставляет Фонду предложения, рекомендации, проводит консультации, содействует в разработке документов Фонда по вопросам обязательного коллективного гарантирования депозитов. 
Проверка финансовой и хозяйственной деятельности Фонда проводится контрольным органом - Ревизионной комиссией, которая назначается Акционером сроком на два года и проводит проверку деятельности Фонда как по собственной инициативе, так и по поручению Акционера.

     Реестр  банков-участников системы гарантирования депозитов:

РЕЕСТР 
по состоянию на 1 сентября 2009 года

1. АО «АЛЬЯНС  БАНК»  
2. АО «АТФБАНК»  
3. АО «KASPI BANK»  
4. АО «БТА БАНК»  
5. АО «БАНК ЦЕНТРКРЕДИТ»  
6. АО «ДАНАБАНК»  
7. АО «БАНК ПОЗИТИВ КАЗАХСТАН»  
8. АО ДБ «RBS (KAZAKHSTAN)»  
9. АО «ДБ «АЛЬФА-БАНК»  
10. АО ДБ «БАНК КИТАЯ В КАЗАХСТАНЕ»  
11. АО ДБ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК ПАКИСТАНА В КАЗАХСТАНЕ»  
12. АО ДБ «ТАИБ КАЗАХСКИЙ БАНК»  
13. АО «ЕВРАЗИЙСКИЙ БАНК»  
14. АО «ЖИЛСТРОЙСБЕРБАНК КАЗАХСТАНА»  
15. АО «ЗАМАН-БАНК»  
16. АО ДБ «КЗИ БАНК»  
17. АО «КАЗИНКОМБАНК»  
18. АО «КАЗИНВЕСТБАНК»  
19. АО «КАЗКОММЕРЦБАНК»  
20. АО «МАСТЕРБАНК»  
21. АО «ХОУМ КРЕДИТ БАНК»  
22. АО «НАРОДНЫЙ СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЙ БАНК КАЗАХСТАНА»  
23. АО «НУРБАНК»  
24. АО «СЕНИМ-БАНК»  
25. АО «СИТИБАНК КАЗАХСТАН»  
26. АО «ASIA CREDIT BANK (АЗИЯ КРЕДИТ БАНК)»  
27. ДО АО «БТА БАНК» - АО «ТЕМIРБАНК»  
28. АО «ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ БАНК КИТАЯ В г.АЛМАТЫ»  
29. АО «ЦЕСНАБАНК»  
30. ДО АО БАНК ВТБ (КАЗАХСТАН)  
31. АО «DELTA BANK»  
32. ДБ АО «HSBC БАНК КАЗАХСТАН»  
33. ДБ АО «СБЕРБАНК РОССИИ»  
34. АО «МЕТРОКОМБАНК»  
35. АО «БАНК «АСТАНА-ФИНАНС»  
36. АО «ШИНХАН БАНК КАЗАХСТАН»
 
 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.2. Основные пути развития системы страхования депозитов. 
     

     Одним из факторов устойчивости экономики  является стабильное функционирование банковской системы. В связи с  этим деятельность банков второго уровня приобретает особую актуальность, а  страхование банковских вкладов  является мерой, гарантирующей защиту интересов вкладчиков

Информация о работе Система страхования депозитов: теория, практика и зарубежный опыт