Система страхования депозитов: теория, практика и зарубежный опыт

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 11:48, курсовая работа

Описание работы

Главной целью исследования в моей работе является анализ зарубежного опыта организации и функционирования системы страхования вкладов и основные направления и перспективы ее развития в Казахстане.
В своей курсовой работе я поставила ряд задач, которые необходимо:
Рассмотреть основные понятия и виды системы страхования вкладов;
проанализировать зарубежный опыт, выявив его элементы, пригодные для использования в условиях переходной экономики в нашей стране;
рассмотреть основные направления развития системы страхования вкладов в России и способы ее совершенствования.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие и экономические предпосылки создания системы страхования депозитов
Понятие и виды систем страхования депозитов.
Цели участников системы страхования депозитов.
Глава 2. Современное состояние системы страхования депозитов в РК
2.1. АО «Фонд гарантирования депозитов».
2.2. Основные пути развития системы страхования депозитов.
Глава 3. Зарубежный опыт организации и функционирования системы страхования депозитов
3.1. Мировой опыт формирования и функционирования системы страхования депозитов.
3.2. Становление и функционирование систем страхования депозитов в США и Германии.
3.3. Управление рисками и повышение эффективности банковского надзора для участников системы страхования депозитов.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

курсовая фин.doc

— 1.41 Мб (Скачать)

     Надзор  за деятельностью банков осуществляется в целях обеспечения их надежности и устойчивости. Он заключается в  контроле за выполнением банками  требований, предусмотренных банковским законодательством. Указанные требования формируют рамки поведения банков, способствующие поддержанию стабильности банковской системы.

     Основными целями банковского надзора в  комплексе мер по защите интересов  вкладчиков являются:

  • защита вкладчиков от высокорисковой банковской политики;
  • поддержание стабильности банковского сектора при помощи предотвращения системных банковских кризисов;
  • защита фонда страхования вкладов от неэффективного управления его средствами.

     Банковский  надзор включает в себя дистанционный, или документарный, надзор за банками, осуществляемый на основе банковской отчетности, и инспектирование, представляющее собой проверки банков на местах. В зависимости от исторически сложившихся особенностей кредитных систем различных стран, виды надзора используются везде неодинаково.

     В некоторых странах, например в Великобритании, акцент делается на документарный надзор, в других, например в США, - на регулярное и всестороннее изучение состояния  конкретного банка по результатам  инспекционных проверок.

     Практика  надзора в зарубежных странах отличается разнообразием как форм его организации, так и органов надзора. Как правило, банковский надзор осуществляют центральные банки (Бразилия, Греция, Индия, Испания, Португалия, Россия). Но имеются и отклонения от этой практики. В отдельных странах (Германия, Финляндия, Япония) существует смешанная система банковского надзора, в рамках которой центральный банк делит полномочия по надзору с другими государственными органами, например, министерством финансов.

     Довольно  часто надзор за банками относится к компетенции только министерства финансов (Австрия, Канада, Норвегия) или специально созданных надзорных органов (Бельгия, Швеция).

     Иногда  наряду с традиционными государственными органами надзора (центральным банком или министерством финансов) он также осуществляется органом страхования вкладов (США).

     В большинстве стран органы страхования  вкладов не выполняют функций  надзора, но они тесно сотрудничают с центральными банками или другими  специально созданными надзорными структурами.

     Во  Франции функции надзора за банковской деятельностью возложены на Банковскую комиссию – государственный административный орган, независимый от Банка Франции, но тесно взаимодействующий с ним.

     Государственные органы банковского надзора осуществляют свою деятельность в сотрудничестве с внешним и внутренним аудитом (Великобритания, Нидерланды, Франция), что значительно облегчает и ускоряет процедуру надзора.

     В Германии государственный орган  страхования вкладов тесно взаимодействует с аудиторским объединением, осуществляющим проверки банков на предмет рискованности проводимых ими операций.

     В условиях стабильной кредитной системы  к кредитным институтам предъявляются  обычные требования, установленные  органами банковского надзора. При  выявлении у банков различных  признаков финансовой неустойчивости органы банковского надзора осуществляют их принудительную санацию.

     Целью подобных мер является кардинальное улучшение ситуации в проблемном банке еще до того, как она станет необратимой, что повлечет за собой выплату вкладчикам возмещения из фонда страхования вкладов.

     Часто вкладчики и кредиторы банка  не располагают информацией относительно финансового положения банка  и, в результате его банкротства, теряют вложенные средства. Только полное раскрытие информации о рисках банков дает возможность иметь представление о реальном финансовом состоянии банка.

     Раскрытие информации должно сделать операции банков не только прозрачными, но и  повысить эффективность банковского  надзора.

     Орган банковского надзора должен обладать полномочиями по применению к проблемному банку принудительных мер воздействия. Они могут предусматривать и реструктуризацию банка.

     Таким образом, можно сказать, что для  обеспечения надежной защиты интересов  вкладчиков недостаточно наличия лишь системы страхования вкладов. Она должна быть дополнена эффективным надзором за банками со стороны государства. Различные формы риска, которым подвержены банки, в случае отсутствия надлежащего надзора, могут привести к системным банковским кризисам и ситуации, при которой средств фонда страхования будет недостаточно для осуществления выплат вкладчикам в размере, предусмотренном законодательством. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Зарубежный опыт функционирования и отечественной практики формирования систем страхования вкладов позволяет сделать ряд выводов и по дальнейшему совершенствованию и развитию системы страхования вкладов в Республике Казахстан.

  1. Разнообразие применяемых в мировой практике систем страхования депозитов, с одной стороны, дает возможность для выбора наиболее оптимального из вариантов, но с другой, - осложняет такой выбор.

     Необходимость совершенствования системы страхования  вкладов в Казахстана является необходимостью, которая:

    • будет способствовать дальнейшему оздоровлению банковской системы за счет усиления контроля за банковской деятельностью и проведения отбора банков в страховую систему;
    • повысит доверие клиентов за счет их уверенности в возврате своих средств;
    • расширит ресурсную базу коммерческих банков и улучшит её структуру, что обеспечит и соответствующий рост банковских активов, и расширение банковской деятельности в целом;
    • через систему страхования депозитов можно решать ряд проблем регулирования банковской деятельности.
  1. Любая страховая система может успешно функционировать при правильно выбранной структуре, выполняющей функции страхового фонда.

     Для условий Казахстана при создании системы страхования вкладов необходимо:

    • обеспечить ведущую роль государства в этой системе;
    • выделить структуру на роль страхового фонда в форме государственной организации;
    • использовать более жесткую модель страховой системы в части участия в ней коммерческих банков и контроля за их деятельностью.
  1. Необходимость страхования вкладов обусловлена факторами, связанными с поддержанием стабильности кредитной системы, доверия к ней со стороны вкладчиков, снижением социальной напряженности в обществе. Только эффективная, организационно структурированная система страхования вкладов может обеспечить регулирование потоков денежных средств населения в виде вкладов в банках и в виде выплат при наступлении страхового случая из фонда страхования вкладов, что делает ее действенным инструментом государственной экономической политики.
  1. Изучив опыт построения систем страхования вкладов за рубежом показал, что с учетом национальных приоритетов и экономического потенциала в Казахстане была создана система страхования вкладов, при разработке которой учтен положительный опыт функционирования систем страхования вкладов в США и европейских странах.
  2. В целях эффективной защиты интересов вкладчиков, укрепления доверия к кредитной системе страны в целом, снижения морального риска была разработана законодательная основа механизма страхования вкладов, предусмотренная Законом Республики Казахстан «Об обязательном гарантировании депозитов, размещенных в банках второго уровня Республики Казахстан»
  3. Особенности современного периода экономического развития Казахстана были приняты во внимание отечественными экономистами при разработке основных принципов системы страхования вкладов. Так, важнейшими Из них являются: обязательное участие в ней банков, осуществляющих свою деятельность на территории страны и привлекающих во вклады средства физических лиц; снижение рисков наступления неблагоприятных для вкладчиков последствий в случае неисполнения банками своих обязательств в результате банкротств; прозрачность деятельности системы страхования вкладов; накопительный характер формирования фонда обязательного страхования вкладов.
  4. Наиболее развитыми и продуманными на сегодняшний день являются системы страхования вкладов в Европе, в частности, Германии, и в США. Данные виды систем страхования депозитов прошли длительный этап развития, поэтому их опыт следует учесть при построении отечественной системы страхования вкладов.
  5. Важным моментом при построении системы страхования вкладов является управление рисками, наиболее распространенным среди которых является моральный риск, а также совершенствование надзора за деятельностью банков со стороны как государства, так и самих банков.

     Модели  страхования (гарантирования) вкладов в различных  странах

Страна Год создания Форма собственности Взносы  банков Взносы  гос-ва Максимальные  выплаты
Австрия 1979 частная В зависимости  от 
фактических страховых 
выплат
нет 100%, но не более 20 000 
Евро
Англия 1982 государственная Взносы пропорционально 
вкладам, но не более 0,3% 
от их суммы
нет До 2 000 фунтов 
стерлингов - 100%, от 
2 000 до 33 000 - 90%
Бельгия 1985 смешанная 0,2% в год от 
застрахованных пассивов
нет 100%, но не  более 20 000 
ЕВРО
Германия 1976 государственная и частная 0,03% в год  от суммы 
вкладов: возможен 
дополнительный взнос в 
таком же объеме
нет Вклады в  госбанках - 100%, 
обязательное страхование - 
90%, но не более 20 000 Евро, 
дополнительное 
гарантирование - до 30% 
собственного капитала банка
Испания 1980 смешанная 0,12% в год  от суммы 
застрахованных вкладов 
по состоянию на конец 
года
В равной 
сумме с 
банками
1,5 млн. песет
Канада 1967 государственная 0,1% в год от 
застрахованных пассивов
нет 100%, но не  более $ 60 000
Норвегия 1961 смешанная 0,15% в год  от суммы всех 
активов
нет 100%, но не  более 235 000 
Евро
Россия 2003 государственная 0,15% от объема 
депозитов ежеквартально
3 млрд. 
рублей
100% суммы вкладов,  но 
не более 100 000 рублей.
США 1933 государственная 0,08% в год  от средней 
суммы вкладов за год
нет, но 
возможен 
кредит до $3 
млрд.
100%, но не  более $ 100 
000
Франция 1980 частная Особая шкала  в 
зависимости от 
фактических страховых 
выплат
нет 100%, но не  более 70 000 
Евро
Швейцария 1984 частная Нет: принимается 
соглашение банков о 
взаимном страховании
нет 100%, но не  более 30 000 
швейцарских франков
Япония 1971 смешанная 1/3 оплаченного  капитала 
плюс 0,008% в год
2/3 
оплаченного 
капитала
100%, но не  более 10 млн. 
йен, по текущим счетам - 
100%
 

 

      Список литературы 

   Закон Республики Казахстан № 2444 от 31 августа 1995 г. «О банках и банковской деятельности»  статья 52 «Система обязательного коллективного  гарантирования (страхования) депозитов»

   Закон Республики Казахстан «Об обязательном гарантировании депозитов, размещенных в банках второго уровня Республики Казахстан».

   Указ  Президента РК "О банках и банковской деятельности в РК" от 31 августа 1995 года с учетом изменений и дополнений.

   Ахметова  А. "Роль системы гарантирования вкладов населения в процессе увеличения депозитной базы банков второго уровня", стр.31-36 "Банки Казахстана".№11 за 2004г.

   Правила обязательного коллективного гарантирования (страхования) вкладов (Депозитов) физических лиц банковвторого уровня РК" от 5 ноября 1999 г. с учетом изменений и дополнений.

   www.nationalbank.kz

   www.kdif.kz

   Мишкин  Ф. Экономическая теория денег, банковского  дела и финансовых рынков./Перевод  с английского Д.В. Виноградова. - М.: Аспект-Пресс, 2001 г.

   Устав Фонда страхования вкладов Федерального союза германских банков. - М.: ЦБ РФ. - 2001. Пер. с нем.: Statut des Einlagensicherungsfonds.

   Поляков В.П., Московкина Л.А. Структура и  функции центральных банков. Зарубежный опыт. - М.: ИНФРА - М, 2001 г. Чарльз Дж. Вульфер. Энциклопедия банковского дела и финансов. Издание на русском языке. - М.: Корпорация «Федоров», 2000 г.

   Поляков В.П., Московкина Л.А. Структура и  функции центральных банков. Зарубежный опыт. М.: ИНФРА - М, 2003 г.

   Синки Джозеф Ф. Управление финансами в коммерческом банке.- М.: Catallaxy, 2004 г.

   Тэпман  Л.Н. Риски в экономике: Учеб. пособие  для вузов / Под ред. проф. В.А. Швандара. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002 г.

   Финансово-кредитный  энциклопедический словарь. Под  ред. А.Г. Грязновой. — М., Финансы и статистика, 2002 г.

   Чернов  В.А. Анализ коммерческого риска / Под  ред. М.И. Баканова.-М.: Финансы и статистика, 2004 г.э

   Шеремет А.Д. Финансовый анализ в коммерческом банке. — М.: Финансы и статистика, 2001 г.

   Агеев Ш.Р., Васильев Н.М., Катырин С.Н. Страхование: теория, практика и зарубежный опыт. М.: Экспертное бюро, 1998. С. 274 

Информация о работе Система страхования депозитов: теория, практика и зарубежный опыт