Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 17:49, курсовая работа
Таким образом, целями моей курсовой работы являются обоснование методов управления дебиторской задолженностью и поиск путей повышения эффективности управления.
Исходя из целей, в работе поставлены следующие задачи:
• выявить сущность дебиторской задолженности;
Введение……………………………..…………………………………….………4
1 Теоретические основы организации управления дебиторской задолженностью……………………………………………………………..…….5
1.1 Экономическая сущность и структура дебиторской задолженности…………………………………………………………………….5
1.2 Дебиторская задолженность как управляемая категория………………..…8
2 Методология управления дебиторской задолженностью организации………………………………………………………………………12
2.1 Технология управления и методы реализации функций управления дебиторской задолженностью…………………………………………………..12
2.2 Зарубежный опыт управления дебиторской задолженностью………...…20
3 Совершенствование механизма управления дебиторской задолженностью23
3.1 Влияние дебиторской задолженности на финансовое состояние организации………………………………………………………………………23
3.2Пути повышения эффективности управления дебиторской задолженностью в Республике Беларусь………………………………………25
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованных источников…………………………………………...34
Приложение А Шкала штрафных санкций, в %.................................................36
Приложение Б Распределение обязанностей между подразделениями
Таким образом, проведя анализ
понятий дебиторской
Важным вопросом при управлении дебиторской задолженностью является ее классификация. В зависимости от того, какой признак положен в основу ее классификации, можно использовать разнообразные методы управления дебиторской задолженностью.
Дебиторская задолженность является фактором, который определяет следующее:
• размер и структуру оборотных активов предприятия;
• размер и структуру выручки от продаж;
• длительность финансового цикла предприятия;
• оборачиваемость оборотных активов и активов в целом;
• ликвидность и платежеспособность предприятия;
• источники денежных средств предприятия [5].
Такая взаимосвязь делает необходимым предприятие, в частности, финансового менеджера, осуществление эффективного управления дебиторской задолженностью. В целях эффективного управления этой дебиторской задолженностью на предприятии должна разрабатываться и осуществляться особая финансовая политика управления дебиторской задолженностью [3, c. 195].
Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объемов реализации продукции и связанной с оптимизацией размера дебиторской задолженности и обеспечением своевременной ее инкассации [22, c. 136].
В основу управления дебиторской задолженностью положены два подхода:
- сравнение дополнительной
прибыли с затратами и
- сравнение и оптимизация
размеров и сроков погашения
дебиторской и кредиторской
При первом подходе учитывается, что с увеличением дебиторской задолженности связаны не только дополнительные расходы по финансированию этого увеличения и потери из-за увеличения безнадежных долгов, но и увеличение объема реализации продукции из-за смягчения условий расчетов с потребителями и получение дополнительной прибыли.
Поэтому прежде чем принимать решение о том, продавать продукцию с отсрочкой платежей или нет, необходимо сравнить затраты, связанные с появлением дополнительной дебиторской задолженности, с приростом прибыли в результате увеличения выручки от реализации. Если прирост прибыли больше, следует увеличить кредит покупателям.
Второй подход к управлению дебиторской задолженностью заключается в максимальном использовании возможностей сокращения финансового цикла за счет привлечения для финансирования дебиторской задолженности средств в расчетах с кредиторами за товары, работы, услуги. Для этого составляют баланс дебиторской и кредиторской задолженности и осуществляют контроль за сбалансированностью дебиторской задолженности за товары, работы, услуги с кредиторской задолженностью за сырье и материалы. Финансовые менеджеры стараются так организовать расчеты с покупателями и поставщиками, чтобы уменьшить разность между средним периодом погашения дебиторской задолженности и средним периодом погашения кредиторской задолженности (за счет увеличения последнего). При этом надо учитывать возможные потери для организации, отказавшейся от скидок, которые предоставляют поставщики при более быстрой оплате счетов [12, c. 69].
Систему управления дебиторской задолженностью можно разделить на 2 крупных блока:
При формировании кредитной
политики нужно определить
Различают три основных типа кредитной политики по отношению к покупателям.
1. Консервативный. Направлен
на минимизацию кредитного
2. Умеренный тип ориентируется на средний уровень кредитного риска и соответственно более мягкие условия предоставления коммерческого кредита.
3. Агрессивный (мягкий) тип
предусматривает максимизацию
В процессе выбора типа кредитной политики должны учитываться следующие основные факторы:
- общее состояние экономики,
определяющее финансовые
- сложившаяся конъюнктура
товарного рынка, состояние
- потенциальная способность
предприятия наращивать объем
производства продукции при
- правовые условия обеспечения
взыскания дебиторской
- финансовые возможности
предприятия в части
- финансовый менталитет
собственников и менеджеров
Критерием оптимальности
разработанной и осуществляемой
кредитной политики любого типа и
по любым формам предоставляемого кредита,
а соответственно и среднего размера
текущей дебиторской
ДЗ0 → ОПдр ≥ ОЗдз + ПКдз, (1)
где ДЗ0 – оптимальный размер текущей дебиторской задолженности предприятия при нормальном его финансовом состоянии;
ОПдр – дополнительная операционная прибыль, получаемая предприятием от увеличения продажи продукции в кредит;
ОЗдз – дополнительные операционные затраты предприятия по обслуживанию текущей дебиторской задолженности;
ПКдз – размер потерь капитала, инвестированного в текущую дебиторскую задолженность, из-за недобросовестности (неплатежеспособности) покупателей [22, c. 139].
Таким образом, можно сформулировать основные задачи управления дебиторской задолженностью:
• недопущение неплатежей покупателями и, следовательно, образование просроченной дебиторской задолженности; по каждому случаю неплатежей должны быть приняты соответствующие меры;
• разработка четкой стратегии и тактики коммерческого кредитования и внедрение в практику работы предприятия с целью обеспечения эффективной политики продаж и реализации продукции;
• прогнозирование и обеспечение своевременного поступления дебиторской задолженности;
• постоянный сквозной анализ дебиторской задолженности.
Именно полнотой решения этих задач будет определяться эффективность управления дебиторской задолженностью.
Эффективная система управления
дебиторской задолженностью необходима
для укрепления финансового состояния
организации что, в свою очередь,
должно способствовать росту объема
продаж, прибыли и повышению
2.1 Технология управления и методы реализации функций управления дебиторской задолженностью
Проблемы эффективного управления текущей дебиторской задолженностью связаны с оптимизацией величины и обеспечением инкассации задолженности и формированием на этой основе оптимальной кредитной политики предприятия. Так как управление дебиторской задолженностью является составляющей системы управления предприятием, то сам процесс управления ею можно осуществлять этапами. Кроме того, управление дебиторской задолженностью происходит во времени, и естественно, что его необходимо представлять в виде некоторой этапной системы. По мнению И.А. Бланка, формирование алгоритмов управления дебиторской задолженностью осуществляется по следующим этапам: анализ дебиторской задолженности предприятия; выбор вида кредитной политики предприятия по отношению к покупателям продукции; определение возможной суммы оборотного капитала, которая направлена на дебиторскую задолженность по коммерческому и потребительскому кредитам; формирование системы кредитных условий; формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита; формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности; обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования дебиторской задолженности; построение эффективных систем контроля движения и своевременной инкассации дебиторской задолженности. Почти к такому же выводу пришел Г.Г. Кирейцев, но дополняя И.А. Бланка, он выделяет еще несколько этапов: контроль финансового состояния дебиторов; при непогашении долга или его части установление оперативной связи с дебитором на предмет признания им долга; обращение к хозяйственному суду с иском о взыскании просроченной задолженности; компенсация убытков из фонда безнадежных долгов. Прелставим алгоритм формирования системы управления следующим образом [6, c. 24]:
1. Анализ текущей дебиторской задолженности предприятия в предшествующем периоде. Основной задачей этого анализа является оценка уровня и состава текущей дебиторской задолженности предприятия, а также эффективности инвестированных в нее финансовых ресурсов.
• На первой стадии анализа
с целью отражения реального
состояния текущей дебиторской
задолженности с позиций
• На второй стадии анализа
оценивается уровень
а) Коэффициента отвлечения оборотных активов в текущую дебиторскую задолженность за товары, работы и услуги рассчитывается по формуле (2).
,
где КОА – коэффициент отвлечения оборотных активов в текущую дебиторскую задолженность за товары, работы и услуги;
ДЗв – сумма текущей дебиторской задолженности покупателей, оформленной векселями;
ЧРСдз – сумма чистой реализационной стоимости дебиторской задолженности;
РСД – сумма резерва сомнительных долгов;
ОА - общая сумма оборотных активов предприятия.
6) Коэффициента возможной
инкассации текущей
,
где КВИдз – коэффициент возможной инкассации текущей дебиторской задолженности за товары, работы и услуги;
ДЗв – сумма текущей дебиторской задолженности покупателей, оформленной векселем;
ЧРСдз – сумма чистой реализационной стоимости дебиторской задолженности;
РСД – сумма резерва сомнительных долгов.
• На третьей стадии анализа
определяется средний период инкассации
текущей дебиторской
,
где ПИдз – средний период инкассации текущей дебиторской задолженности за товары, работы и услуги (в днях);
– средняя сумма текущей дебиторской задолженности покупателей, оформленной векселем, в рассматриваемом периоде (рассчитанная как средняя хронологическая);
Информация о работе Совершенствование управления дебиторской задолженностью организации