Совершенствование управления дебиторской задолженностью организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 17:49, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, целями моей курсовой работы являются обоснование методов управления дебиторской задолженностью и поиск путей повышения эффективности управления.
Исходя из целей, в работе поставлены следующие задачи:
• выявить сущность дебиторской задолженности;

Содержание

Введение……………………………..…………………………………….………4
1 Теоретические основы организации управления дебиторской задолженностью……………………………………………………………..…….5
1.1 Экономическая сущность и структура дебиторской задолженности…………………………………………………………………….5
1.2 Дебиторская задолженность как управляемая категория………………..…8
2 Методология управления дебиторской задолженностью организации………………………………………………………………………12
2.1 Технология управления и методы реализации функций управления дебиторской задолженностью…………………………………………………..12
2.2 Зарубежный опыт управления дебиторской задолженностью………...…20
3 Совершенствование механизма управления дебиторской задолженностью23
3.1 Влияние дебиторской задолженности на финансовое состояние организации………………………………………………………………………23
3.2Пути повышения эффективности управления дебиторской задолженностью в Республике Беларусь………………………………………25
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованных источников…………………………………………...34
Приложение А Шкала штрафных санкций, в %.................................................36
Приложение Б Распределение обязанностей между подразделениями

Работа содержит 1 файл

курсач матченя.docx

— 122.76 Кб (Скачать)

 – средняя сумма чистой реализационной стоимости дебиторской задолженности в рассматриваемом периоде (рассчитанная как средняя хронологическая);

Оо – сумма дневного оборота по реализации продукции в рассматриваемом периоде.

• На четвертой стадии анализа  оценивается состав дебиторской  задолженности предприятия по отдельным  ее „возрастным группам", т.е. по предусмотренным срокам ее инкассации.

• На пятой стадии анализа  определяют сумму эффекта, полученного  от инвестирования средств в дебиторскую задолженность. Расчет этого эффекта осуществляется формуле (5).

 

Эдз = Пдз-ТЗдз-ФПдз,                                                    (5)

где Эдз – сумма эффекта полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями;

Пдз – дополнительная прибыль предприятия, полученная от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита;

ТЗдз – текущие затраты предприятия, связанные с организацией кредитования покупателей и инкассацией долга;

ФПдз – сумма прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателям.

Наряду с абсолютной суммой эффекта в процессе этого анализа  может быть определен и относительный  показатель — коэффициент эффективности  инвестирования средств в текущую дебиторскую задолженность, который рассчитывается по формуле (6).

 

,                                                         (6)

где КЭдз – коэффициент эффективности инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями;

Эдз – сумма эффекта, полученного от инвестирования средств в текущую дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями в определенном периоде;

 – средний остаток текущей дебиторской задолженности по расчетам с покупателями в рассматриваемом периоде.

Результаты анализа используются в процессе последующей разработки отдельных параметров кредитной  политики предприятия [3, c. 198].

  1. Формирование инструментария и принципов кредитной политики. Инструментами могут являться:
  • информация о сроках погашения задолженности каждым дебитором;
  • информация о структуре задолженности (всего, просроченная по договору, задолженность 30 дней со дня отгрузки, задолженность 45 дней со дня отгрузки, задолженность 60 дней со дня отгрузки, задолженность 90 дней со дня отгрузки, задолженность свыше года со дня отгрузки);
  • информация о росте затрат, связанных с увеличением размера задолженности и времени ее оборачиваемости.

Затем необходимо разработать и утвердить кредитную политику организации, то есть свод правил, регламентирующих предоставление коммерческого кредита и порядок взыскания задолженности. Кредитная политика принимается на определенный период (год, квартал), по истечении которого уточняются цели и задачи, принятые стандарты, подходы и условия. Кредитная политика устанавливает свои цели, которые следует ранжировать по приоритетности. Такими целями могут являться: усиление платежной дисциплины, увеличение товарооборота, выход на новые рынки сбыта либо завоевание большей существующего рынка, формирование деловой репутации, минимизация стоимости кредитных ресурсов [16, c. 50].

Разработка кредитной политики начинается с формирования ее принципов по отношению к покупателям продукции решаются два основных вопроса: а) в каких формах осуществлять реализацию продукции в кредит; б) какой тип кредитной политики следует избрать предприятию.

Формами реализации продукции  в кредит являются товарный (коммерческий) и потребительский кредиты.

Товарный (коммерческий) кредит представляет собой форму оптовой  реализации продукции ее продавцом  на условиях отсрочки платежа, если такая  отсрочка превышает обычные сроки  банковских расчетов.

Потребительский кредит (в  товарной форме) представляет собой  форму розничной реализации товаров  покупателям (физическим лицам) с отсрочкой  платежа.

Выбор форм реализации продукции  в кредит определяется отраслевой принадлежностью  предприятия и характером реализуемой  продукции (товаров, услуг).

Что касается типа кредитной  политики, то на ее выбор влияет соотношение  уровней доходности и риска кредитной  деятельности предприятия [13, c. 55].

  1. Определение возможной суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому) и потребительскому кредиту. При расчете этой суммы необходимо учитывать планируемые объемы реализации продукции в кредит; средний период предоставления отсрочки платежа по отдельным формам кредита; средний период просрочки платежей исходя из сложившейся хозяйственной практики (он определяется по результатам анализа дебиторской задолженности в предшествующем периоде); коэффициент соотношения себестоимости и цены реализуемой в кредит продукции.

Если финансовые возможности предприятия не позволяют инвестировать расчетную сумму средств в полном объеме, то при неизменности условий кредитования должен быть соответственно скорректирован планируемый объем реализации продукции в кредит.

После того как определена возможная сумма финансирования дебиторской задолженности компании предстоит распределить кредитные лимиты по клиентам. Решить эту задачу можно, используя показатель оборачиваемости дебиторской задолженности [23, c. 54]. Суть данного подхода — экспертно оценить, как изменится период оборачиваемости по каждому клиенту, и с учетом планового объема продаж этому контрагенту рассчитать кредитные линии покупателей по формуле (7):

 

      (7)

  1. Формирование системы кредитных условий. В состав этих условий входят следующие элементы:

• срок предоставления кредита (кредитный период);

• размер предоставляемого кредита (кредитный лимит);

• стоимость предоставления кредита (система ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию);

• система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями.

Срок предоставления кредита характеризует предельный период, на который покупателю предоставляется отсрочка платежа за реализованную продукцию. Увеличение срока предоставления кредита стимулирует объем реализации продукции (при прочих равных условиях), однако приводит в то же время к увеличению суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность, и увеличению продолжительности финансового и всего операционного цикла предприятия. Поэтому, устанавливая размер кредитного периода необходимо оценивать его влияние на результаты хозяйственной деятельности предприятия в комплексе.

Размер предоставляемого кредита (кредитный лимит) характеризует максимальный предел суммы задолженности покупателя по предоставляемому товарному (коммерческому) или потребительскому кредиту. Его размер устанавливается с учетом типа осуществляемой кредитной политики (уровня приемлемого риска), планируемого объема реализации продукции на условиях отсрочки платежей, среднего объема сделок по реализации готовой продукции (при потребительском кредите — средней стоимости реализуемых в кредит товаров), финансового состояния предприятия — кредитора и других факторов [4, c. 118].

Стоимость предоставления кредита  характеризуется системой ценовых  скидок при осуществлении немедленных  расчетов за приобретенную продукцию. В сочетании со сроком предоставления кредита такая ценовая скидка характеризует норму процентной ставки за предоставляемый кредит, рассчитываемой для сопоставления  в годовом исчислении.

Предоставление скидок оправдано  в трех основных ситуациях:

1. снижение цены приводит к росту продаж;

2. система скидок способствует притоку денежных средств в условиях дефицита;

3. если система скидок за ускорение оплаты более эффективна, чем система штрафов за просроченную оплату.

Но во всех случаях необходимо просчитывать ожидаемый результат, определять доходы и расходы от альтернативных вложений капитала [6, c. 27].

Система штрафных санкций  за просрочку исполнения обязательств покупателями должна предусматривать  соответствующие пени, штрафы и неустойки. Размеры этих штрафных санкций должны полностью возмещать все финансовые потери предприятия — кредитора (потерю дохода, инфляционные потери, возмещение риска снижения уровня платежеспособности и другие). Предложенная в приложении А шкала штрафных санкций устанавливает фиксированную величину штрафов для каждого контрагента в зависимости от просрочки платежа. Величина штрафов для каждой группы будет зависит от количества дней задержки платежа. Шкала позволяет не подходить к работе с дебиторами интуитивно, а дифференцировать их. и тем самым поддерживать оптимальный уровень дебиторской задолженности [1, c. 73].

  1. Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита. В основе установления таких стандартов оценки покупателей лежит их кредитоспособность. Кредитоспособность покупателя характеризует систему условий, определяющих его способность привлекать кредит в разных формах и в полном объеме в предусмотренные сроки выполнять все связанные с ним финансовые обязательства.

Формирование системы  стандартов оценки покупателей включает следующие основные элементы:

• определение системы характеристик, оценивающих кредитоспособность отдельных групп покупателей;

• формирование и экспертизу информационной базы проведения оценки кредитоспособности покупателей;

• выбор методов оценки отдельных характеристик кредитоспособности покупателей;

• группировку покупателей продукции по уровню кредитоспособности.

Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация кредитных условий осуществляются раздельно по различным формам кредита — товарному и потребительскому.

Определение системы характеристик, оценивающих кредитоспособность отдельных  групп покупателей, является начальным  этапом построения системы стандартов их оценки.

По товарному (коммерческому) кредиту такая оценка осуществляется обычно по следующим критериям:

• объем хозяйственных операций с покупателем и стабильность их осуществления;

• репутация покупателя в деловом мире;

• платежеспособность покупателя;

• объем и состав чистых активов, которые могут составлять обеспечение кредита при неплатежеспособности покупателя и возбуждении дела о его банкротстве.

По потребительскому кредиту  оценка осуществляется обычно по таким  критериям:

• дееспособность покупателя;

• уровень доходов покупателя и регулярность их формирования;

• состав личного имущества покупателя, которое может составлять обеспечение кредита при взыскании суммы долга в судебном порядке [3, c. 203].

Формирование и экспертиза информационной базы проведения оценки кредитоспособности покупателей имеет целью обеспечить достоверность проведения такой оценки. Информационная база, используемая для этих целей, состоит из сведений, предоставляемых непосредственно покупателем; данных, формируемых из внутренних источников; информации, формируемой из внешних источников, например, коммерческого банка, обслуживающего покупателя.

Выбор методов оценки отдельных характеристик кредитоспособности покупателей определяется содержанием оцениваемых характеристик [23, c.56]. В этих целях при оценке отдельных характеристик кредитоспособности покупателей, рассмотренных ранее, могут быть использованы статистический, нормативный, экспертный, балльный и другие методы.

Группировка покупателей  продукции по уровню кредитоспособности основывается на результатах ее оценки и предусматривает обычно выделение  следующих их категорий:

• покупатели, которым кредит может быть предоставлен в максимальном объеме, т.е. на уровне установленного кредитного лимита (группа «первоклассных заемщиков»);

• покупатели, которым кредит может быть предоставлен в ограниченном объеме, определяемом уровнем допустимого риска невозврата долга;

• покупатели, которым кредит не предоставляется (при недопустимом уровне риска невозврата долга, определяемом типом избранной кредитной политики).

  1. Формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности.

В составе этой процедуры  должны быть предусмотрены: сроки и  формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей; возможности и условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту; условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов [24, c. 248].

Информация о работе Совершенствование управления дебиторской задолженностью организации