Устойчивость бюджета на федеральном и региональном уровнях, пути ее обеспечения в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 10:07, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - изучить основные принципы и понятия бюджетного устройства Российской Федерации, раскрыть его особенности в современных условиях, рассмотреть доходы и расходы бюджета в период становления и развития рыночных отношений в Российской Федерации, оценить условия устойчивости бюджета РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ И БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5
1.1. Социально-экономическая сущность бюджета
5
1.2. Содержание бюджетного процесса и его участники
15
1.3. Российская модель бюджетного федерализма в современной экономике
22
ГЛАВА 2 ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ЗВЕНЬЕВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30
2.1. Бюджеты субъектов Российской Федерации. Понятие и роль региональных финансов в развитии рыночных отношений в Ростовской области
30
2.2. Формирование и управление местных бюджетов
35
ГЛАВА 3. РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТА РФ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ПОВЫШЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ

38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

курсовая работа 2.doc

— 259.00 Кб (Скачать)


2

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

на тему:

 

 

Устойчивость бюджета на федеральном и региональном уровнях, пути ее обеспечения в современной России

 

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

Стр.

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ И БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

5

1.1. Социально-экономическая сущность бюджета

5

1.2. Содержание бюджетного процесса и его участники

15

1.3. Российская модель бюджетного федерализма в современной экономике

22

ГЛАВА 2 ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ЗВЕНЬЕВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

30

2.1. Бюджеты субъектов Российской Федерации. Понятие и роль региональных финансов в развитии рыночных отношений в Ростовской области

30

2.2. Формирование и управление местных бюджетов

35

ГЛАВА 3. РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТА РФ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ПОВЫШЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ

 

38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

45

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

47

ПРИЛОЖЕНИЯ

49

 


Введение

 

Переход к рыночной экономике характеризуется радикальными изменениями в системе отношений собственности, бурным развитием и резким усилением роли финансовых отношений, особенно в сфере формирований и использования государственных и денежных фондов.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что научно обоснованное управление государственными финансами невозможно без высококвалифицированных финансовых менеджеров, хорошо знающих основы бюджетной системы, бюджетное устройство Российской Федерации, бюджетный процесс, планирование и финансирование бюджетных организаций, расходы на экономические функции.

Цель данной работы - изучить основные принципы и понятия бюджетного устройства Российской Федерации, раскрыть его особенности в современных условиях, рассмотреть доходы и расходы бюджета в период становления и развития рыночных отношений в Российской Федерации, оценить условия устойчивости бюджета РФ.

Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

а) изучить экономические закономерности и роль государственного бюджета в условиях рыночной экономики;

б) рассмотреть содержание и механизм действия функций государственного бюджета;

в) раскрыть роль государственного бюджета как главного финансового плана государства;

г) изучить структуру и роль отдельных звеньев бюджетной системы Российской Федерации – федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

е) сделать анализ основных составных частей бюджетов различных уровней.

В связи с переходом к рыночной системе хозяйствования появилась необходимость единого гласного и контролируемого обществом национального финансового механизма в виде государственного бюджета. По мере развития государственных финансов формировалась система бюджетного устройства представляющая собой единство бюджетов и принципов их функционирования.

Основными принципами бюджетного устройства традиционно были единство, самостоятельность, реальность и гласность всех бюджетов, входящих в государственную бюджетную систему.

Единство бюджетной системы Российской Федерации – это единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в стране, санкций за нарушение бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Самостоятельность бюджетов требует, чтобы все бюджеты, входящие в бюджетную систему, были самостоятельными, т.е. имели собственные источники финансовых ресурсов и право распоряжаться ими в соответствии с выполняемыми функциями.    

Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства на федеральном, региональном и местном уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов.

Бюджет является формой образования и расходования денежных средств, необходимых для обеспечения функций органов государственной власти. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.

Структура работы имеет следующий вид: введение, три главы, пять параграфов, заключение, список использованной литературы и приложения.


ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ И БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

1.1.           Социально-экономическая сущность бюджета

 

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государства финансовые ресурсы мобилизируемые в бюджетной системе обеспечивают государству и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества. Бюджет, денежное обращение – это зеркало государства, барометр его экономического и социального состояния и политического положения. С нарушением экономики, крахом финансов, отсутствием средств в бюджетной системе падают духовность, нравственность и культура в обществе.[1]

В материальном понимании государственный бюджет представляет собой централизованный в масштабах государственного или административно-территориального образования денежный фонд, который находится в распоряжении соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления. Хотя материальное содержание бюджета не является постоянным, объем концентрируемых в нем денежных средств постоянно меняется, меняются виды поступлений его, направление расходов. Однако сущность государственного бюджета постоянна.  Она проявляется в общественных отношениях, связанных с концентрацией денежных средств в бюджете  и их использованием, т.е. в характеристике сущности бюджета как экономической категории.

Как экономическая категория бюджет представляет собой совокупность (денежных) отношений, возникающих в процессе образования, планового распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств. Бюджетные отношения возникают между государством и его субъектами (юридическими и физическими лицами) при образовании централизованного фонда с помощью налогов, сборов, пошлин, а также при использовании централизованного бюджетного фонда; через экономические отношения ежегодно мобилизуют в государственный бюджет значительную часть накоплений предприятий, организаций и часть доходов населения.[2]

С позиций экономической сущности государственный бюджет рассматривается в качестве самостоятельной экономической категории.

Понятие государственного бюджета имеет и правовой (законодательный) аспект. С позиции законодательного (правового) установления государственного бюджета он рассматривается как финансовый план государства.

Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджетах разных уровней позволяет органам государственной власти и управления иметь финансовую базу для реализации своих полномочий.

В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику является финансовая система общества и входящий в ее состав - государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

С помощью государственного бюджета государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. для выполнения государством возложенных на него функций.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики. В то же время  бюджет правомерно рассматривать как экономическую категорию, которая выражает определенные экономические отношения. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения экономической и социальной политики.

Бюджет выполняет следующие задачи:

1) перераспределение ВВП;

2) государственное регулирование и стимулирование экономики;

3) финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства;

4) контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.[3]

Роль государственного бюджета, прежде всего, состоит в том, что бюджет создает финансовую базу, необходимую для финансового обеспечения деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Бюджетными средствами обеспечиваются следующие направления деятельности:

- государственное и муниципальное управление;

- осуществление международной деятельности государства (реализация международных договоров, возврат кредитов, обслуживание международного кредита, выполнение обязательств по охране окружающей природной среды, культурные связи);

- национальная оборона;

- правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства. 

Выполнение государством возложенных на него функций связано с наличием у него необходимых финансовых ресурсов, а это в свою очередь требует концентрации в бюджете части денежных средств, создаваемых в государстве.  В ходе мобилизации в бюджет этих средств и их использование возникают финансовые отношения между государством, налогоплательщиками и получателями бюджетных ассигнований. Эти отношения строятся в соответствии с финансово-бюджетной политикой, разрабатываемой и осуществляемой органами власти. Финансово-бюджетная политика включает действия государственных и территориальных органов власти в налоговой, денежно-кредитной, ценовой и других областях финансов.[4]

В рыночной экономике в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране, значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики. Это предопределяет место, занимаемое бюджетной системы в экономике страны. Изменение базиса государства приводит к изменению бюджетной системы и корректировки ее функций.

Бюджетная система – главное звено финансовой системы Российской Федерации, составляющая часть бюджетного устройства.

Бюджетное устройство – определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств.     

Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством.

Информация о работе Устойчивость бюджета на федеральном и региональном уровнях, пути ее обеспечения в современной России