Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 10:07, курсовая работа
Цель данной работы - изучить основные принципы и понятия бюджетного устройства Российской Федерации, раскрыть его особенности в современных условиях, рассмотреть доходы и расходы бюджета в период становления и развития рыночных отношений в Российской Федерации, оценить условия устойчивости бюджета РФ.
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ И БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
5
1.1. Социально-экономическая сущность бюджета
5
1.2. Содержание бюджетного процесса и его участники
15
1.3. Российская модель бюджетного федерализма в современной экономике
22
ГЛАВА 2 ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ЗВЕНЬЕВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30
2.1. Бюджеты субъектов Российской Федерации. Понятие и роль региональных финансов в развитии рыночных отношений в Ростовской области
30
2.2. Формирование и управление местных бюджетов
35
ГЛАВА 3. РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТА РФ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ПОВЫШЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ
38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Главный инструмент финансового выравнивания – распределение и перераспределение общих федеральных налогов, к которым относится НДС, подоходный налог. Финансовое выравнивание способствует достижению главной цели бюджетного федерализма – установлению на всей территории страны единых стандартов жизненного уровня. От эффективного финансового выравнивания зависят экономические успехи страны в целом.[12]
Сглаживание межбюджетных различий, вызванных выше перечисленными причинами, осуществляется через подтягивание уровня доходов региональных бюджетов до среднего по стране уровня; через гарантированное предоставление населению стандартного перечня государственных услуг должного качества и в должном объеме. Сглаживание уровней доходности бюджетов достигается с помощью распределения между ними налоговых доходов, к которому относится не только разграничение налоговых источников между центром и субъектами, но совместное использование налоговой базы и фактических налоговых поступлений. Горизонтальное финансовое выравнивание окажет положительный эффект, если применяемая схема распределения налоговых полномочий будет способствовать выравниванию налоговых потенциалов регионов. Гарантированное предоставление настоящих стандартов перечня государственных услуг реализуется через механизм прямых платежей – трансферт из национального бюджета в бюджет нижестоящего уровня. Трансферты представляют собой средства, передаваемые из вышестоящих бюджетов в нижестоящие по определенной системе показателей для выравнивая бюджетного обеспечения.[13]
Долгосрочное выравнивание осуществляется с помощью реализации специальных программ. Экономическое развитие регионов – регионального программирования. Основными задачами регионального программирования являются следующие:
- формирование региональной программы создания промышленности, агропромышленности, транспортных и других комплексов;
- программирование различных форм производства или социальной инфраструктуры;
- экономическое стимулирование отдельных районов и отраслевого хозяйства с целью создания благоприятных условий для размещения производства;
- проведение комплексных мероприятий по упорядочению концентрации производства и населения, включая программирование по охране окружающей среды.
Существует три основных сходства движения централизации бюджетных средств на финансирование региональных программ:
- через центральные министерства и ведомства и их территориальные подразделения;
- через специально созданные структуры управления программ, в т.ч. через региональные комиссии и администрации;
- через правительственные корпорации, полностью отвечающие за выполнение программы и сочетающие управленческие функции с хозяйственной деятельностью по осуществлению программных работ.[14]
Целенаправленное социально-экономическое развитие государства обеспечивается образованием различных централизованных фондов, и прежде всего общегосударственного фонда денежных средств – государственного бюджета. Государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы страны.
Общее понятие бюджета приведено в статье 6 Бюджетного Кодекса Российской Федерации. «Бюджет, - сказано в статье 6 Бюджетного Кодекса Российской Федерации – это форма образования и расходование фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государственного и местного самоуправления.[15]
Для обновления бюджетного устройства Российской Федерации необходим пересмотр сложившихся отношений между бюджетами различных уровней. России – федеральному с трехуровневой бюджетной системой – необходимо бюджетное устройство, основанное на принципах бюджетного федерализма, под которым понимается система налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса. Для этой системы характерны:
- самостоятельность бюджетов всех уровней;
- законодательное разграничение бюджетной ответственности и расходных полномочий между федеральными, региональными и местными органами власти и управления;
- соответствие финансовых ресурсов органов власти и управления выполненными ими функций;
- нормативно-расчетные методы регулирования межбюджетных отношений и предоставление финансовой помощи;
- наличие специальных процедур предотвращения и разрешения конфликтов между различными уровнями власти и управления, достижение взаимосогласованных решений по вопросам налогово-бюджетной политики.
С полным правом можно сказать, что в Российской Федерации установлена Конституционная модель бюджетного федерализма, т.к. именно Конституция определяет такие общие принципы бюджетной системы, как разграниченность и самостоятельность бюджетов всех уровней. Особым звеном конституционной модели бюджетного федерализма являются совместные бюджетные налоговые полномочия Федерации и ее субъектов. С одной стороны, они взаимно ограничивают полномочия центра и регионов, а с другой – устанавливают их взаимосвязь и взаимозависимость, определяя единство бюджетной и налоговой системы. Конституцией предоставлено в совместное ведение Федерации и ее субъектам установление общих принципов налогообложения и сборов, но в тоже время субъекты Федерации могут вводить собственную систему налогов и сборов на основе общих принципов налогообложения.[16]
Модель бюджетного федерализма в России во многом уникальна. Наличие 89 субъектов Федерации определяет сложность конструкции, которая должна учесть различие не только экономического, но и исторического, географического, климатического, национального характера. Кроме того, полная и последовательная реализация механизма бюджетного федерализма осложнена в настоящее время общей нехваткой бюджетных средств, обусловленной тяжелыми последствиями экономических и финансовых кризисов. Поэтому главная задача государственной власти – выбрать оптимальную модель бюджетного отношения в стране и, реализуя ее, устранять возникающие противоречия, диспропорции.[17]
Действующий ныне механизм межбюджетных отношений в Российской Федерации, хотя и предполагает наличие единой для всех субъектов Федерации методологии регулирования закрепленной в законодательстве, вместе с тем является недостаточно отработанным. Российский бюджетный федерализм проходит сложный, болезненный этап, для которого характерны, с одной стороны, неизбежная борьба регионов с бюджетными «традициями» тоталитарного государства, а с другой – стремление сохранить Россию как единое государство, не допустить превалирования местных интересов над общенациональными. Данный этап осложняется ускорившимися темпами разбалансирования бюджетной системы, как по вертикали, так и по горизонтали.
Можно с сожалением констатировать, что целостной концепции бюджетного федерализма в России до сих пор нет, хотя некоторые общие принципы механизм межбюджетных отношений широко обсуждается.[18]
Для России является не только создание принципиально новой системы межбюджетных отношений, но и сознание того, что эта система должна быть ориентированна на реализацию совокупности интересов государства в целом, его субъектов и граждан.
Проблема взаимоотношений бюджетов разных уровней в условиях российской экономики имеет два аспекта: во-первых, речь должна идти о взаимоотношениях между федеральным бюджетом и бюджетов субъектов Федерации, во-вторых, о финансовом отношении между органами государственного управления и структурами местного самоуправления.
Безусловно, в настоящее время роль бюджетов субъектов федерации в бюджетной системе возросла. Это связано прежде всего с федерализацией властных отношений, что соответственно предполагает повышение ответственности органов власти субъектов федерации. При этом не менее, а может быть, и более важную роль продолжают играть местные бюджеты.[19]
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ЗВЕНЬЕВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Бюджеты субъектов Российской Федерации. Понятие и роль региональных финансов в развитии рыночных отношений в Ростовской области
Региональные бюджеты – центральное звено территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъектов Российской Федерации.
В современных условиях все в большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях.
Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий.
Последние десятилетия наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных бюджетов усиливается, а сфера их использования расширяется.
Через региональные бюджеты государство активно проводит экономическую политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержание дорог, охрана окружающей среды. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется.
С помощью региональных бюджетов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территории, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы, финансируемые из региональных бюджетов.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации доходы региональных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих доходов.
Собственные доходы включают следующие региональные налоги и сборы: налог на имущество предприятий; налог на недвижимость; дорожный налог; транспортный налог; налог на игорный бизнес; региональные лицензионные сборы.
К собственным доходам относятся также доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, и доходы от платных услуг, оказываемые бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Регулирующие доходы включают отчисления от федеральных налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, а также дотации, субвенции, субсидии и трансфертов, полученных за счет средств федерального бюджета.[20]
Рассмотрим доходы бюджета Ростовской области на 2005 год.
Таблица 1.
Доходы бюджета Ростовской области на 2005г
Наименование статей | Сумма | Удельный вес |
Налог на прибыль | 12491019,4 | 38,3 |
Налог на товары реализуемые на территории РФ | 3407373,5 | 10,5 |
Налог на совокупный доход | 1132701,8 | 3,5 |
Налог на имущество | 3762289,9 | 11,5 |
Налоги, сборы и регулируемые платежи за пользование природными ресурсами | 139426,3 | 0,4 |
Государственная пошлина | 127665,0 | 0,4 |
Задолженность и перерасчеты по отложенным налогам, сборам и иным обязательным платежам | 121651,3 | 0,4 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности | 840788,2 | 2,6 |
Платежи при пользовании природными ресурсами | 48059,2 | 0,1 |
Доходы от оказания платных услуг и компенсаций затрат государства | 154596,3 | 0,5 |
Административные платежи и сборы | 9000,0 | 0,01 |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба | 800,0 | 0,002 |
Безвозмездные поступления | 9735180,8 | 29,9 |
Доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход | 605375,8 | 1,888 |
Всего доходов: | 32575927,5 | 100 |