Устойчивость бюджета на федеральном и региональном уровнях, пути ее обеспечения в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 10:07, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - изучить основные принципы и понятия бюджетного устройства Российской Федерации, раскрыть его особенности в современных условиях, рассмотреть доходы и расходы бюджета в период становления и развития рыночных отношений в Российской Федерации, оценить условия устойчивости бюджета РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ И БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5
1.1. Социально-экономическая сущность бюджета
5
1.2. Содержание бюджетного процесса и его участники
15
1.3. Российская модель бюджетного федерализма в современной экономике
22
ГЛАВА 2 ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ЗВЕНЬЕВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30
2.1. Бюджеты субъектов Российской Федерации. Понятие и роль региональных финансов в развитии рыночных отношений в Ростовской области
30
2.2. Формирование и управление местных бюджетов
35
ГЛАВА 3. РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТА РФ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ПОВЫШЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ

38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

курсовая работа 2.doc

— 259.00 Кб (Скачать)

Этот принцип автор считает одним из наиболее невыполнимых. В РФ еще нет опыта построения бюджета на 3 года, и тем более, на длительные сроки. Ошибки бюджетирования (а они, несомненно, будут при формировании бюджета) отразятся прежде всего на дотационных отраслях экономики (сельское хозяйство, образование, здравоохранение и т. п.) и на социально не защищенных слоях населения. Если бюджетный комитет (разработчики бюджетных прогнозов) будут опираться на различные исследования в области публичных обязательств РФ, то необходимо отметить, что эти обязательства еще не выполнялись в полной мере (достаточно хотя бы вспомнить нерешенность и явные противоречия проводимой сегодня пенсионной реформы).

4) Обеспечение исполнения расходных обязательств. В основу бюджетной политики должно быть положено безусловное исполнение действующих обязательств. Принципиальные решения об их отмене, прекращении или реструктуризации должны вырабатываться до завершения формирования проекта бюджета. Необходим взвешенный и осторожный подход к увеличению и принятию новых расходных обязательств с учетом имеющихся ресурсов. Должен быть сформирован четкий и прозрачный механизм оценки финансовых возможностей для принятия новых обязательств, определения их объема и состава, оценки ожидаемой эффективности и анализа альтернативных решений. Новые бюджетные программы и законодательные инициативы могут приниматься только при наличии твердой уверенности в возможности их финансового обеспечения.

5) Проведение анализа эффективности всех расходов бюджета. Необходимо внедрить в практику деятельности правительства РФ современные методы оценки эффективности бюджетных расходов с точки зрения конечных целей социально-экономической политики, обязательное соизмерение с этими целями достигнутых результатов. Надо помнить о том, что задача бюджетной политики - это последовательное повышение качества жизни граждан. В связи с этим требуются не только отчеты о предоставлении медицинских и образовательных услуг, а достижение результатов по снижению заболеваемости и смертности, повышению конкурентоспособности наших школьников и студентов. Поэтому уже на этапе разработки отдельных мероприятий и комплексных программ правительству Российской Федерации следует определять конечные цели реализуемых действий и процедуры оценки последствий этих действий. Следует расширять состав и улучшать качество предоставляемой законодательным органам, общественности, гражданам информации о достигнутых и планируемых целях бюджетной политики и результатах использования бюджетных ассигнований, в том числе об эффективности реализации бюджетных программ.

6) Переход на современные принципы осуществления государственных капитальных вложений. Основным документом, регламентирующим взаимоотношения между государственным заказчиком и подрядчиком, должен стать контракт, заключаемый на весь период реализации инвестиционного проекта, и в этом контракте должны быть четко зафиксированы обязательства подрядчика по сдаче объекта в эксплуатацию и обязательства государства по финансированию. Расходы на весь период реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключен государственный контракт, подлежат включению в расходные обязательства государства и не могут быть пересмотрены. Проводимые при проектировании объекта государственных капитальных вложений сметные расчеты должны основываться на реальной оценке стоимости необходимых работ, оборудования и материалов и рассчитываться в ценах соответствующих лет. При этом смета должна рассматриваться исключительно как составная часть конкурсной документации при проведении подрядных торгов, а в дальнейшем подрядчик должен обладать свободой выбора наиболее эффективных и экономичных способов реализации проекта. Основные изменения, которые необходимо внести в нормативную базу, должны быть подготовлены правительством Российской Федерации и приняты уже в 2007г. Аналогичные подходы должны использоваться при осуществлении капитальных вложений из региональных и местных бюджетов.

7) Применение механизмов, стимулирующих бюджетные учреждения к повышению качества оказываемых ими услуг и повышению эффективности бюджетных расходов, расширение полномочий главных распорядителей бюджетных средств по определению форм финансового обеспечения оказания государственных услуг. Главные распорядители бюджетных средств должны быть наделены полномочиями самостоятельно определять формы финансового обеспечения и способы предоставления государственных услуг, включая предоставление государственной услуги непосредственно бюджетным учреждением на основе государственного задания или закупку услуги на рынке на основе государственного заказа. Те же принципы должны распространяться и на предоставление муниципальных услуг. В сферах, где это целесообразно, необходимо внедрение форм финансирования, обеспечивающих увязку между результатами деятельности учреждения и суммой выделяемых ему средств. Правительству РФ следует принять меры по реализации системы одноканального финансирования в сфере здравоохранения и системы нормативно-подушевого финансирования в сфере образования с учетом результатов проводимых в 2007г. экспериментов по внедрению соответствующих механизмов финансирования в ряде субъектов РФ. Бюджетным учреждениям должно быть предоставлено право самостоятельно определять направления расходования средств для достижения показателей задания. Должна начаться работа по преобразованию бюджетных учреждений в автономные учреждения в тех сферах предоставления социальных услуг, где это может создать существенные стимулы для повышения эффективности деятельности.

8) Повышение качества финансового менеджмента в бюджетном секторе. Усиление ответственности органов исполнительной власти и бюджетных учреждений за результативность бюджетных расходов и повышение качества государственных и муниципальных услуг должно сопровождаться расширением их полномочий, созданием стимулов к повышению прозрачности и эффективности использования бюджетных средств, прекращением практики мелочной регламентации их деятельности. Это не означает отказа от контроля за целевым использованием бюджетных средств, соблюдением требований законодательства, состоянием и использованием государственного и муниципального имущества. Напротив, такой контроль должен стать более действенным, ориентированным не только на выявление, но и, главным образом, на предотвращение финансовых нарушений, должен создавать основу для принятия конкретных управленческих решений. Только на этой основе в государственном секторе может быть создана эффективная система аудита результативности бюджетных расходов. Финансовым органам следует, учитывая позитивный опыт проведенного в 2004-2006 годах эксперимента по реализации методов бюджетного планирования, ориентированных на результаты, внедрить систему мониторинга качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств.

9) Определение стратегии дальнейшей реализации пенсионной реформы, решение проблемы несбалансированности Пенсионного фонда РФ. В основу дальнейших действий в пенсионной сфере должны быть положены долгосрочные расчеты сбалансированности пенсионной системы, целевые ориентиры относительно уровня коэффициента замещения и приемлемой налоговой нагрузки на фонд оплаты труда, формирование механизмов укрепления накопительной составляющей пенсионной системы, включая стимулирование добровольных пенсионных накоплений граждан.

10) Должно быть уделено особое внимание формированию и реализации федеральной целевой программы, направленной на содействие опережающему социально-экономическому развитию Дальнего Востока и Забайкалья. Следует задействовать все имеющиеся для этой программы инструменты государственной финансовой политики, в том числе в увязке с привлечением частного софинансирования соответствующих программных мероприятий.

Эти принципы можно рассматривать достаточно неоднозначно. Различные противоречия, существующие в экономике страны, сегодня могут помешать тем благим намерениям, которые являлись определяющими при проведении данной реформы. Тем не менее, в развитых странах методы долгосрочного государственного финансового планирования успешно сочетаются с применением краткосрочных финансовых прогнозов.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы: Федеральный бюджет РФ является основным финансовым планом государства, утверждаемым Федеральным Собранием (принимается Государственной Думой и одобряется Советом Федерации) и имеющим статус федерального закона. Через федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России.

Устойчивость системы бюджета – одна из центральных проблем развития экономики.

Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной классификации, в которой выделяются целевые направления государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства.

Тем не менее, являясь частью финансов, бюджет можно выделить в отдельную экономическую категорию,  отражающую денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.

Таким образом, при правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства. Для России в силу ее федеративного устройства важную роль приобретает правильное соотношение бюджетов различных уровней, действующих на территории страны, что и составляет понятие бюджетной системы.

Важное значение имеет единство бюджетной системы, которое основывается на принципах самостоятельности, гласности, полноты и реальности всех входящих в нее бюджетов.

Организационные принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов определяет бюджетное устройство государства. Важной самостоятельной частью бюджетной системы России как суверенного государства является республиканский (федеральный) бюджет.

Отдельное, не менее, а, может быть, и более важное звено бюджетной системы Российской Федерации составляют многочисленные местные бюджеты.

Таким образом, бюджетная система Российской Федерации чрезвычайно сложна, как сложны и все ее составляющие: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, местные бюджеты.

Важной проблемой развития бюджетного устройства Российской Федерации является пересмотр сложившихся отношений между бюджетами различных уровней.

Одной из центральных проблем бюджетного федерализма является  бюджетное выравнивание. Центральное правительство, обладая гораздо большими, чем любой регион, возможностями экономического регулирования и объемами налоговых поступлений, должно компенсировать дисбаланс региональных бюджетов за счет средств, аккумулированных на уровне федерального бюджета. Совершенно очевидно, что проблемы, с которыми сегодня сталкиваются как федеральный бюджет Российской Федерации, так и многочисленные территориальные бюджеты, настоятельно требуют от органов государственной власти преобразований не только в качественном и количественном составе бюджетных показателей, но и в самих принципах организации бюджетной системы.

СПИСОК ИСПОЛЬОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г) - М.,1993г.

2.Бюджетный кодекс РФ. Принят ГФ РФ и одобрен СФ РФ 17.07.1998г

3.Федеральный закон от 15.08.1996г № 115-ФЗ (ред. от 26.05.2004) «О бюджетной классификации РФ» (принят ГД ФС РФ 07.06.1996)

4. Апперов И.Г., Колошива И.А., Головач С.П.Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации. – М., Финансы и статистика,2002

5. Бюджетная система государства. Доходы и расходы государственного бюджета//Финансы, деньги, кредит: Учебник/ Под редакцией О.В.Соколовой – М., ЮРИСТ, 2000,стр.213,234

6. Бюджетный процесс и совершенствование бюджетных отношений//Государственные и территориальные финансы: Учебник/ Под редакцией Сергеева: Янтарный сказ, 2000, стр.78

7. Бюджет и бюджетное устройство: Учебное пособие/ Под редакцией А.М.Ковалевой-М., ФИНАНСЫ И СТАТИСТИКА, 1999, стр.30

8. Вахрин П.И.Бюджетная система Российской Федерации: Учебник - М.,2003

9. Галицкая С.В.Теория и практика бюджетного федерализма. - М.: Издательство «Экзамен», 2002

10. Годин А.М., Подпорина И.В.бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учебник - М.,2003

11.Бюджетная система России: Под редакцией Г.Б.Поляка – М., ЮНИТИ,2003

12. Фетисов В.Д.Бюджетная система Российской Федерации. – М.,ЮНИТИ,2003

13.Областной Закон «Об областном бюджете на 2004 год» принят Законодательным Собранием 11.12.2003г.

14. Областной Закон «Об областном бюджете на 2005 год» принят Законодательным Собранием 26.11.2004г.

15. Реализация принципов бюджетной системы Российской Федерации в финансовом контроле//Финансы и кредит.-2004.-№10(148).-стр.49-53

16. Афанасьев М. Предпосылки концепции бюджетного устройства и бюджетного процесса//Вопросы экономики.-2000,-№11

17. Горегляд В.  Бюджетная система и экономический потенциал страны//Вопросы экономики.-2002,-№ 4,стр.67

18. Колесов А  Бюджетная система: сущность и вопросы ее развития//Финансы.-2003.-№7, стр.7

19. Сабитова И.М. Теоретические основы бюджетного устройства Российской Федерации//Финансы.-2002.-№6,стр.12

20. Яндиев Т.П. Уровни бюджетной системы в России//финансы.-2000.-№2, стр.12 

21. www.rbc.ru - РосБизнесКонсалтинг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

 

 

 

 

СТРУКТУРА БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение № 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Устойчивость бюджета на федеральном и региональном уровнях, пути ее обеспечения в современной России