Устойчивость бюджета на федеральном и региональном уровнях, пути ее обеспечения в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 10:07, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - изучить основные принципы и понятия бюджетного устройства Российской Федерации, раскрыть его особенности в современных условиях, рассмотреть доходы и расходы бюджета в период становления и развития рыночных отношений в Российской Федерации, оценить условия устойчивости бюджета РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ И БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5
1.1. Социально-экономическая сущность бюджета
5
1.2. Содержание бюджетного процесса и его участники
15
1.3. Российская модель бюджетного федерализма в современной экономике
22
ГЛАВА 2 ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ЗВЕНЬЕВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30
2.1. Бюджеты субъектов Российской Федерации. Понятие и роль региональных финансов в развитии рыночных отношений в Ростовской области
30
2.2. Формирование и управление местных бюджетов
35
ГЛАВА 3. РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТА РФ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ПОВЫШЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ

38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

курсовая работа 2.doc

— 259.00 Кб (Скачать)

Бюджетная система – это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах. Основы бюджетное устройство определяется формой государственного устройства страны действующими в ней основными законодательными актами, ролью бюджета в общественном воспроизводстве и социальных процессах. От формы государственного и административного устройства страны зависит также построение бюджетной системы. В Федеративном государстве, где государственные образования или административно-территориальные образования, входящие в государство, имеют  собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных между ними и центром, бюджетная система трехзвенна.[5] 

Основы бюджетного устройства в Российской Федерации определяются Конституцией страны и ее государственным устройством.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 71 и 132) и Бюджетного Кодекса Российской Федерации (ст.10) бюджетная система РФ состоит из трех уровней:

1)  федеральный бюджет РФ;

2)  бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований, называемые бюджетами субъектов федерации, или региональными бюджетами. К ним относятся республиканские бюджеты республик в составе РФ, бюджеты краевые, областные, автономных образований, а также городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга;

3)  местные бюджеты.

Федеральным законом № 145-ФЗ от 31.07.1998г принят Бюджетный Кодекс, который служит целям финансового регулирования, устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, правовые основы функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений; определяет основы бюджетного процесса в Российской Федерации основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации составляет консолидированный бюджет Российской Федерации.

Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:

- единства бюджетной системы Российской Федерации;

- разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации;

- самостоятельности бюджетов;

- полноты отражения доходов и расходов бюджетов;

- сбалансированности бюджетов;

- гласности;

- достоверности бюджета;

- адресности и целевого характера бюджетной среды.

Доходы бюджета формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством  Российской Федерации. Доходы образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательствам Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

К неналоговым доходам относятся доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах; доходы от платных услуг; финансовая помощь.

Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации базируется на основе минимальных государственных социальных стандартов, нормативных финансовых затрат на оказание государственных услуг и единых методологических основах расчета минимальной бюджетной обеспеченности.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления с учетом имеющихся финансовых возможностей в праве увеличивать нормативы финансовых  затрат на оказание государственных, муниципальных услуг. Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие расходы и капитальные расходы. Группировка расходов бюджетов на текущие и капитальные устанавливается экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

Капитальные расходы – это часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформирован бюджет развития.

Текущие расходы – это часть расходов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетов учреждений и другие.

Предоставление бюджетных средств осуществляются в следующих формах:

- ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

- субвенции и субсидирование физическим и юридическим лицам;

- инвестиции в уставный капитал действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

- ссуды бюджетов других уровней;

- кредиты и займы внутри страны за счет государственных внешних заимствований;

- кредиты иностранным государствам,

В расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации предусматривается создание резервных фондов исполнительной власти и резервных фондов органов местного самоуправления. Запрещается создание резервных фондов законодательных органов и депутатов законодательных органов. Размер резервного фонда должен быть меньше  чем 3 % утвержденных расходов федерального бюджета. Резервный фонд Президента Российской Федерации должен быть не более 1 % от утвержденных расходов федерального бюджета.

Расходы, финансируемые исключительно из федерального бюджета:

- обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти;

- функционирование федеральной судебной системы;

- осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах;

- национальная оборона и обеспечение безопасности государства;

- фундаментальное исследование и содействие научно-техническому прогрессу;

- государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

- государственная поддержка атомной энергетики;

- ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

- исследование и использование космического пространства;

- содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности;

- формирование федеральной собственности;

- обслуживание и  погашение государственного долга Российской Федерации;

- выплату государственных пенсий, пособий и других выплат за счет средств федерального бюджета;

- пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;

- проведение выборов и референдумов Российской Федерации;

- федеральная инвестиционная программа;

- финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;

- официальный статистический учет;

- прочие расходы.

К расходам, финансируемым из бюджетов субъектов Российской Федерации относятся:

- обеспечение функционирования органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

- обслуживание и погашение государственного долга субъектов Российской Федерации;

- проведение выборов и референдумов  субъектов Российской Федерации;

- обеспечение реализации региональных целевых программ;

- формирование государственной собственности субъектов Российской Федерации;

- обеспечение деятельности средств массовой информации, субъектов Российской Федерации;

- оказание финансовой помощи местным бюджетам.

Расходы бюджетов местного значения представляют собой следующие расходы:

- содержание органов местного самоуправления;

- формирование муниципальной собственности и управление ею;

- организация, содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации;

- содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;

- организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;

- муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

- благоустройство и озеленение территориального муниципального образования;

- транспортное обслуживание населения и учреждений;

- обеспечение противопожарной безопасности;

- охрана окружающей природной среды на территориальных муниципальных образованиях;

- обслуживание и погашение муниципального долга;

- проведение муниципальных выборов и местных референдумов.[6]

Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обусловливаются его экономической политикой. При этом значение государственного финансового регулирования через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов. Это перераспределение все в большей степени осуществляется через финансовый рынок исходя из их спроса и предложения. Поэтому роль государственного финансового регулирования рыночных отношений должна усиливаться через системы: налоговую, финансовых санкций и льгот. Особенно важно обеспечивать надлежащее выполнение (своевременное и в полном объеме) финансовых обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами.

Сегодня бюджетная система России состоит из федерального бюджета, 21 республиканского бюджета республик в составе РФ, 56 краевых и областных бюджетов, включая одну автономную область, городских бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов и около 29 тыс. местных бюджетов, к которым относятся городские, районные, поселковые и сельские бюджеты. Единство бюджетной системы в новых условиях реализуется через единую социально-экономическую политику и правовую базу, использование единых бюджетных классификаций и форм бюджетной документации, взаимодействие бюджетов всех уровней и согласование принципов бюджетного процесса.

 

1.2. Содержание бюджетного процесса и его участники

 

Финансово-бюджетная политика осуществляется главным образом в ходе работ, производимых органами власти по мобилизации средств в бюджет и их использованию, т.е. в ходе бюджетного процесса.

Совокупность действий исполнительных и представительных органов власти в разработке и осуществлению финансово-бюджетной политики и управлению бюджетной системой и есть бюджетный процесс.

Финансовая политика государства ежегодно определяется в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Правительству Российской Федерации. На территориальном уровне она определяется решением соответствующих органов власти. В Российской Федерации бюджетный период, т.е. время совершения процесса исполнения бюджета, установлен с 1 января по 31 декабря. Продолжительность бюджетного процесса значительно больше бюджетного периода, т.к. в бюджетный процесс включено время, необходимое для бюджетного планирования, последующего бюджетного контроля и других действий.

Органы, наделенные в соответствии с законодательством бюджетными полномочиями, т.е. правами и обязанностями участников бюджетного процесса осуществляют бюджетную политику.

Такими полномочиями наделены:

- органы представительной и исполнительной власти;

- финансовые и налоговые органы;

- органы денежно-кредитного регулирования и органы государственного финансового контроля;

- главные распорядители бюджетных средств и распорядители бюджетных средств;

- государственные целевые внебюджетные фонды.

Представительные органы власти рассматривают и утверждают проекты бюджетов и отчетов об их исполнении.

Исполнительные органы власти осуществляют сводное финансовое планирование, составление проектов, бюджетов, внесении проектов бюджетов на рассмотрение представительных органов власти, исполнение бюджетов, анализ и контроль за исполнением бюджетов.

Банк Российской Федерации совместно с Правительством России разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики государства, обслуживает денежные счета Казначейства Российской Федерации, счета государственных целевых внебюджетных фондов, счета территориальных бюджетов.

Главный распорядитель бюджетных средств – это орган исполнительной власти, первый прямой получатель бюджетных средств, имеющий право распределять средства между распорядителями и получателями бюджетных средств. Он готовит роспись бюджетных расходов по распорядителям бюджетных средств и бюджетополучателями, доводит до них уведомления о бюджетных назначениях, утверждает им сметы доходов и расходов, изменяет в случае необходимости распределение средств между статьями утвержденной для них сметы, осуществляет контроль за рациональным, целевым использованием бюджетополучателем бюджетных средств.

Информация о работе Устойчивость бюджета на федеральном и региональном уровнях, пути ее обеспечения в современной России