Устойчивость бюджета на федеральном и региональном уровнях, пути ее обеспечения в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 10:07, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - изучить основные принципы и понятия бюджетного устройства Российской Федерации, раскрыть его особенности в современных условиях, рассмотреть доходы и расходы бюджета в период становления и развития рыночных отношений в Российской Федерации, оценить условия устойчивости бюджета РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ И БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5
1.1. Социально-экономическая сущность бюджета
5
1.2. Содержание бюджетного процесса и его участники
15
1.3. Российская модель бюджетного федерализма в современной экономике
22
ГЛАВА 2 ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ЗВЕНЬЕВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30
2.1. Бюджеты субъектов Российской Федерации. Понятие и роль региональных финансов в развитии рыночных отношений в Ростовской области
30
2.2. Формирование и управление местных бюджетов
35
ГЛАВА 3. РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТА РФ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ПОВЫШЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ

38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

курсовая работа 2.doc

— 259.00 Кб (Скачать)

 

В бюджете на 2005 год значительную долю составляют налоговые поступления. Доход от налога на прибыль - 38,3%, доход от налога на товары, реализуемые на территории Российской Федерации – 10,5%, собственные доходы:  как-то налог на имущество предприятий и налог на совокупный доход составили соответственно 11,5% и 3,5%. 

Бюджет Ростовской области на 2005 год сформирован с профицитом в сумме 138722 тысячи рублей (по доходам 32575927,5 тыс. руб. и по расходам в сумме 32437205,5 тыс. руб.).

Таблица 2.

Расходы бюджета Ростовской области на 2005г

  Тыс. руб                      ./%

Наименование статей

Сумма

Удельный вес

Общие вопросы

1650846,0

5,1

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

2073596,1

6,4

Национальная экономика

2075486,4

6,4

Жилищно-коммунальное хозяйство

480607,1

1,5

Охрана окружающей среды

32124,5

0,1

Образование

2960881,2

9,1

Культура, искусство и кинематография

486230,7

1,5

Здравоохранение и спорт

4017580,5

12,4

Социальная политика

995399,8

3,1

Межбюджетные трансферты

17664453,2

54,4

Всего расходов

32437205,5

100

 

Следует отметить, что в расходной части бюджета Ростовской области в 2005 году отсутствуют такие статьи расходов как: дорожное хозяйство, промышленность, энергетика, строительство, транспорт, связь, сельское хозяйство, рыболовство. Существует только одна статья – «Национальная экономика». Ее удельный вес в бюджете – 6,4%.

Увеличение числа городов и городского населения усиливают нагрузку на природу, приводят к резким нарушениям природной среды. Это отрицательно сказывается на условиях жизни населения и требует, в свою очередь, увеличения затрат общества на поддержания необходимого состояния окружающей среды. Поэтому одной из постоянно возрастающих статей расходов региональных бюджетов должны быть ассигнования на охрану окружающей среды.

До недавнего времени почти все финансирование охраны окружающей среды производилось за счет средств ведомств и предприятий. Но с переходом предприятий и организаций на самоокупаемость наблюдается тенденция к снижению участия предприятий в природоохранных мероприятиях, так как это ведет к удорожанию продукции и ухудшению их финансового состояния. Кроме того, следует отметить, что ведомственное финансирование охраны окружающей среды зачастую недостаточно эффективно, поскольку мероприятия не всегда координированы, а средства распыляются.

В этих условиях возрастает роль бюджетного финансирования, в том числе за счет региональных бюджетов. Все в большей степени по каналам этих бюджетов должны финансироваться мероприятия по развитию систем водоснабжения и канализации, мусоропереработки и захоронению бытовых отходов, защите водных, лесных, земельных ресурсов от результатов хозяйственной деятельности.  В бюджете Ростовской области расходы на эти мероприятия также предусмотрены.

Все эти данные говорят о том, что значительно возрастает роль региональных бюджетов в бюджетной системе Российской Федерации.

Последнее время наблюдается переход функций регулирования от центральных уровней государственной власти к региональным в проведении экономических и социальных процессов. Поэтому роль региональных бюджетов усиливается, а сфера их использования расширяется.

Основные направления использования средств региональных бюджетов:

- обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

- обслуживание и погашение государственного долга субъектов Российской Федерации;

- проведение выборов и референдумов субъектов Российской Федерации;

- обеспечение реализации региональных целевых программ;

- формирование государственной собственности субъектов Российской Федерации;

- осуществление международных и внешнеэкономических связей  субъектов Российской Федерации;

- содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

- обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов Российской Федерации;

- оказание финансовой помощи местным бюджетам;

- обеспечение и осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;

- компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов.

 

2.2. Формирование и управление местных бюджетов

 

Местное самоуправление – обязательный компонент демократического государственного строя. Оно осуществляется самим населением через свободно избранные им представительные органы. Финансовой базой местных органов власти являются их бюджеты. Бюджеты и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданным в их ведение предприятиями и получать от них доходы.

Местные бюджеты - один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых так же являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции:

- формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;

- распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;

- контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.[21]

Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных, экономических и социальных задач – в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.

В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки. Исходя из этих принципов, доходы местных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов. Собственные доходы не являются основными источниками формирования местных бюджетов.

Местные органы власти заинтересованы в собственных источниках доходов. Они позволяют шире проявлять хозяйственную инициативу, добиваться увеличения платежей в бюджет. Постоянно увеличивающиеся расходы местных бюджетов при недостаточном росте объема собственных доходов вызывают необходимость наделения средствами  этих бюджетов. Это осуществлялось главным образом за счет регулирующих источников, т.е. средств поступивших из источников вышестоящих бюджетов.[22]

По объему и экономическому значению ведущее положение в доходах местных бюджетов занимают отчисления от регулирующих налогов.

Существующая система регулирования местных бюджетов имеет ряд достоинств. Она позволяет обеспечить средствами местные бюджеты независимо от производства местных источников, создает предпосылки к выравниванию уровней развития отдельных территориальных единиц, стимулирует местные органы власти к выполнению планов мобилизации федеральных и региональных налогов.

Одним из недостатков является – наличие элементов субъективности при формировании регулирующих доходов местных бюджетов, что выражается в не всегда объективном установлении величины нормативов отчислений от регулирующих налогов и выборе их составов.

Рост местных бюджетов непосредственно связан с процессом урбанизации, следовательно, расширением социальной инфраструктуры. В общем объеме местных бюджетов постоянно увеличивается удельный вес городских и поселковых бюджетов. Рост городских поселений, увеличение числа городских жителей влекут за собой увеличение расходов бюджетов.[23]


Глава 3. Реформирование системы бюджета РФ

 

В 2007 г. проводится реформа системы государственного бюджета РФ. В послании Президента РФ В. В. Путина «О бюджетной политике на 2008-2010 гг.» сказано о дальнейшей перспективе формирования государственного бюджета России и о принципах бюджетной стратегии на 2008 – 2010 гг.

Как говорится в тексте послания "О бюджетной политике на 2008-2010гг.", "бюджетная стратегия на среднесрочную перспективу должна быть ориентирована на содействие социальному и экономическому развитию РФ при безусловном учете критериев эффективности и результативности бюджетных расходов"[24].

В документе называются следующие основные задачи, на решении которых необходимо сосредоточиться правительству РФ при формировании и реализации бюджетной стратегии:

1) Превращение федерального бюджета в эффективный инструмент макроэкономического регулирования. В перспективе должно быть обеспечено снижение инфляции до приемлемого уровня 3-4% в год. Этому будут способствовать соблюдение принципа адекватности реальных темпов роста бюджетных расходов темпам роста экономики с учетом планируемого на перспективу снижения налогового бремени, проведение взвешенной политики в сфере использования конъюнктурных сверхдоходов от экспорта углеводородов, регулирование тарифов на продукцию субъектов естественных монополий, а также реализация бюджетных программ, направленных на устранение инфраструктурных ограничений в экономике, провоцирующих дополнительный рост цен.

2) Обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджета. При уменьшении необходимости стерилизации избыточного денежного предложения в целях стабилизации макроэкономических показателей на первый план выходит задача обеспечения устойчивости бюджетных расходов независимо от конъюнктуры сырьевых цен. Для этих целей Стабилизационный фонд РФ необходимо преобразовать в Резервный фонд и Фонд будущих поколений. Резервный фонд должен обеспечивать расходы бюджета в случае значительного снижения цен на нефть в среднесрочной перспективе. Объем Резервного фонда, а также объем доходов от нефти и газа, используемых для финансирования расходов федерального бюджета, необходимо законодательно зафиксировать в процентном отношении к валовому внутреннему продукту, предусмотрев при этом 3-летний период для перехода к новым принципам управления нефтегазовыми доходами. Фонд будущих поколений должен аккумулировать доходы от нефти и газа, которые образуются в результате превышения доходов от нефтегазового сектора над отчислениями в Резервный фонд и средствами, используемыми для финансирования расходов федерального бюджета. Правительству Российской Федерации необходимо разработать механизмы и соответствующие изменения в бюджетное законодательство, обеспечивающие увеличение доходов от размещения накопленных средств.

3) Дальнейшее удлинение горизонта бюджетного планирования. Формирование и утверждение федерального бюджета на 3-летний период целесообразно рассматривать в качестве основы для перехода к долгосрочному финансовому планированию. Необходим практический опыт разработки и использования долгосрочных (на период до 10-15 лет и более) бюджетных прогнозов, включающих в том числе количественные критерии устойчивости бюджетной системы, приемлемости налоговой и долговой нагрузки, оценки рисков для бюджетной системы. В рамках этой работы следует провести оценку объемов публичных обязательств РФ, прежде всего пенсионных, и основных бюджетных программ на долгосрочную перспективу с учетом влияющих на них устойчивых факторов и тенденций.

Информация о работе Устойчивость бюджета на федеральном и региональном уровнях, пути ее обеспечения в современной России