Антикризисное финансовое управление при угрозе банкротства компании

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 13:06, курсовая работа

Описание работы

В данной работе будет подробно описано, как и из-за чего возникает кризис в организации, его виды фазы и последствия. На каких принципах базируется система антикризисного финансового управления, как формируются стратегии и программы работ по выходу из кризиса. А также как составляется бизнес-план финансового оздоровления неплатежеспособной организации.

Содержание

Введение……………………………………………………………….3
Глава 1. Кризис организации, причины возникновения, виды и последствия…………………………………………………………………..5
Возникновение кризиса в организации, его виды, фазы и последствия…………………………………………………………………..5
Банкротство организации, его виды, цель и последствия. Стадии банкротства…………………………………………………………………..10
Глава 2. Организационные основы антикризисного управления финансами…………………………………………………………………….14
2.1 Сущность и принципы антикризисного управления финансами организации……………………………………………………………………14
2.2 Формирование стратегии и программы работ по выходу из кризиса…………………………………………………………………………16
2.3 Бизнес-план финансового оздоровления неплатежеспособной организации……………………………………………………………………19
Глава 3. Правовое регулирование процедур несостоятельности организаций……………………………………………………………………28
Заключение……………………………………………………………..36
Список литературы…………………………………………………….38

Работа содержит 1 файл

Курсовик ТОФМ.doc

— 404.50 Кб (Скачать)

     Следует заметить, что в старой редакции Законе «О несостоятельности (банкротстве)» размер денежных средств определялся пятьюстами минимальными размерами оплаты труда. Установление размера денежных средств в сумме 100 тыс. руб. потребует их пересмотра через 2-3 года из-за достаточно высокой годовой инфляции.

     Правами на обращение в арбитражный суд, с заявлением о признании банкротом, обладают организация-должник, конкурент-кредитор и уполномоченные органы.

     Практика  дел по несостоятельности организаций, прежде всего, исходит из положения, что если возможно поддержать и оздоровить деятельность предприятия-должника, то целесообразно применять не ликвидационные процедуры (т. е. ликвидация организации и ее деятельности), а другие меры - предупредительные, реорганизационные. При этом следует сочетать интересы организации-должника и ее кредиторов, помочь должнику, который начинает испытывать затруднения или уже попал в трудное положение. Правда, интересы кредиторов могут быть диаметрально противоположные: одни — за предупредительные меры, другие - за ликвидацию.

     В случае возникновения первых признаков  несостоятельности, руководитель организации-должника обязан направить собственнику имущества, учредителям должника сведения о наличии признаков банкротства у организации.

     Руководитель организации-должника, учредители организации-должника, собственник имущества должника, органы исполнительной власти на различных уровнях управления обязаны принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций.

     В целях предупреждения банкротства, необходимо систематически силами аппарата управления проводить анализ финансовой устойчивости и при появлении первых признаков ухудшения финансового положения организации выявлять причины такого положения и устранять их, такую работу проводят до полного восстановления финансовой устойчивости организации.

     Для этого руководство разрабатывает  программу выхода из кризиса (краткосрочную  и среднесрочную), по крайней мере, план мероприятий. Меры по предупреждению ухудшения финансового положения организации следует принимать до момента просрочки платежей кредиторам свыше трех месяцев, т. е. до возможного момента подачи кредиторами в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом.

     Меры, направленные на восстановление платежеспособности должника, могут быть также приняты кредиторами или иными лицами по соглашению с организацией должника. Эти меры должны приниматься (разрабатываться) как только у организации появляются случаи просроченной кредиторской задолженности.

     В качестве примера к таким мерам можно отнести:

  • оказание временной финансовой помощи собственником предприятия, кредитором по соглашению с должником, третьим лицом, с согласия должника или под залог и гарантию указанных лиц;
  • укрепление руководства предприятием;
  • сокращение различного рода затрат;
  • улучшение производственного процесса.

Учредителями  организации-должника, собственником  имущества и иными лицами, в рамках мер по предупреждению банкротства, должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности.

     Предоставление  финансовой помощи, как правило, сопровождается принятием на себя организации-должника или иными лицами обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь. Однако финансовая либо другая помощь от сторонних лиц может иметь место лишь с согласия организации-должника. Оказание финансовой помощи должнику может быть как на возмездной, так и на безвозмездной основе в виде предоставления необходимых денежных средств с использованием различных форм: залога, поручительства, банковской гарантии. Может быть даже использована отсрочка по уплате налогов по соглашению с налоговой инспекцией и др.

     В целях результативного проведения досудебной санации, организация-должник осуществляет разработку программы (плана) мер по выходу из неустойчивого финансового состояния, в которой должны быть четко прописаны действия должника по мобилизации внутренних ресурсов и резервов, по рациональному использованию получаемых финансовых средств, а также по устранению негативных причин, повлекших возникновение первых признаков несостоятельности организации. Без такой программы (плана) финансовая помощь не предоставляется.

     В рамках этой программы могут быть заключены соглашения о временной отсрочке погашения долгов, о возможном погашении долгов предыдущей организацией, услугами (арендой своих цехов), материальными запасами и другими мерами.

     Восстановление  платежеспособности может требовать  структурной перестройки организации, замены руководящих кадров.

     К арбитражным процедурам (процедуры банкротства) относят (согласно законодательству):

     * наблюдение - это процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов;

     * финансовое оздоровление  - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности;

     * внешнее управление  имуществом организации-должника - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности;

     * конкурсное производство  - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов;

     * мировое соглашение  применяется по решению и под контролем арбитражного суда. Организация-должник на любом этапе арбитражного производства по делу о банкротстве может заключить с кредиторами, при их согласии, мировое соглашение.

     Особенностью  применения указанных арбитражных  процедур состоит в том, что правовое положение организации-должника не изменяется: сохраняется как сама организация в качестве субъекта права, так и единый имущественный комплекс.

     Использование процедур направлено на улучшение экономического положения организации-должника, является последними попытками со стороны арбитражного суда помочь организации ликвидировать неудовлетворительную структуру ее баланса, устранить неплатежеспособность организации, повысить ее финансовую устойчивость в краткосрочном и долгосрочном временном периоде.

     Опыт  мировой практики показывает, что  банкротство — неизбежное явление любого современного рынка, которое используется в качестве рыночного инструмента перераспределения капитала и отражает объективные процессы структурной перестройки экономики.

     Являясь неотъемлемым элементом рыночной экономики, несостоятельность (банкротство) организаций образует определенную систему контроля, диагностики и, по возможности, их защиты от полного краха. Данная система банкротства является достаточно универсальной, что позволяет разрабатывать на ее основе механизмы реализации процедур банкротств, с учетом особенностей национальной экономики.

     Система банкротства (см. рис.1) включает целый ряд логических, причинно-следственных, организационных и методических средств, обеспечиваемых государственными органами власти. Она должна установить принципы и цели, которых необходимо достигнуть в результате функционирования ее механизмов.

     

     Мировая практика показывает, что для создания эффективной системы банкротства, необходимо основываться на определенных целях и принципах (рис. 2).

     Формирование  системы банкротства  предполагает:

  • установление единых и надежных для всех субъектов хозяйствования коммерческих взаимоотношений, прав и обязанностей в ситуации несостоятельности или банкротства организаций;
  • предоставление возможности должникам возобновить свою деятельность;
  • введение системы безопасных мер при банкротстве и экономическом спаде;
 

     

  • создание  системы мер для возрождения  бизнеса;
  • разработку механизма регулирования финансового положения должников, которые выполняют свои обязательства, в целях возможности оздоровления их компаний без прекращения бизнеса;
  • создание коммерческой и правовой систем для поощрения работы надежных партнеров и приемлемой процедуры разрешения финансовых споров;
  • ограждение правовой и административной структур от возможностей ускорения процесса прекращения деятельности организации и, в связи с этим, от споров и судебных тяжб;
  • сохранение в тех случаях, где это возможно, и экономически целесообразно, перспективных организаций, имеющих финансовые трудности;
  • создание таких механизмов, которые будут представлять и надежно защищать интересы всех участников системы банкротства (кредиторов, персонала и т.п.) и справедливо распределять конкурсную массу в случае ликвидации обанкротившихся организаций.

     Данный  краткий перечень принципов функционирования системы банкротства позволяет уберечь экономику от кризиса, а организации от ликвидации, если они имеют какие-то шансы на выживание и приспособление к потребностям рынка. [11]

 

     Заключение

     В результате проделанной работы можно  сделать выводы о том, что кризис – это крайнее обострение внутрипроизводственных и социально-экономических отношений, а также отношений организации с внешнеэкономической средой. Чтобы распознать кризис, необходимо обнаружить симптом, определить факторы, свидетельствующие о возможности наступления кризиса, выявить его причины.

     Существуют  следующие виды кризисов:

     - технологический; 

     - социальный;

     - финансовый;

     - организационный;

     - информационный;

     - кризис взаимодействия.

     Юридическое лицо считается не способным удовлетворить  требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

     ГК  РФ (ст. 65) предусмотрено, что предприятие (кроме казенного) может быть объявлено банкротом по решению суда или по своему собственному совместно с кредиторами решению. В любом случае оно должно быть ликвидировано либо принудительно, либо добровольно.

     Кроме реального, банкротство может быть преднамеренным или фиктивным. Фиктивное банкротство представляет собой тот случай, когда у должника при подаче заявления в арбитражный суд имеется возможность удовлетворить требования кредиторов в полном объеме. Это делается, как правило, с целью получения от кредиторов отсрочки (рассрочки) платежей или скидок с долгов. Должник, подавший такое заявление, несет перед кредиторами ответственность за ущерб, причиненный подачей такого заявления. Преднамеренное банкротство возникает по вине учредителей (участников) должника, когда руководитель или собственник в личных или в чьих-нибудь интересах умышленно делает предприятие неплатежеспособным. В этом случае на собственников или иных лиц при недостаточности имущества должника может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

     Банкротство организации имеет как положительные, та и отрицательные стороны.

     Причиной  банкротства российских предприятий  в период общего кризиса являются слишком неблагоприятные макроэкономические условия: нарушение традиционных хозяйственных связей, спад спроса, резкие труднопрогнозируемые изменения экономической политики.

     Основным сводным документом финансового оздоровления, в котором анализируются процессы изменения организации, показывается, каким образом руководство организации намерено преодолеть кризисную ситуацию, возникшую на предприятии, наметить конкретные пути предотвращения банкротства – является бизнес–план. При составлении бизнес-плана организация должна найти наиболее сильные и наиболее слабые свои стороны, развитие или преодоление которых упрочит ее положение на рынке.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Антикризисное финансовое управление при угрозе банкротства компании