Финансовое планирование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 11:03, контрольная работа

Описание работы

Сущность и задачи финансового планирования, характеристика его видов. Аспекты практики составления финансовых планов.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
1. Сущность и задачи финансового планирования на предприятии...………..4
2. Организация планирования ...............................................................................7
3. Сущность финансового прогнозирования........................................................8
4. Краткосрочное и долгосрочное планирование………………………….…....9
5. Методы планирования и прогнозирования финансов...…………………..….10
6. Основные принципы финансового планирования и прогнозирования.….…12
7. Виды и периодичность разрабатывания финансовых планов…….………....13
Заключение………………………………………………….……………………..19
Список использованной литературы…...………………………………………...21
Расчетная часть контрольной работы…………………………………………...22

Работа содержит 1 файл

СодержаниеФИНАН.МЕНЕДЖМЕНТ.doc

— 187.00 Кб (Скачать)

   

   Финансовое планирование можно классифицировать на перспективное (стратегическое), текущее (годовое) и оперативное.

  Предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчёта, при котором расходы должны покрываться за счёт собственных доходов. Главным источником производственного и социального развития трудовых коллективов становится прибыль.

    Предприятия стали обладать реальной финансовой независимостью, самостоятельно распределять выручку от реализации продукции, по своему усмотрению распоряжаться прибылью, формировать производственные и социальные фонды, изыскивать необходимые средства для инвестирования, используя, в том числе, и ресурсы финансового рынка – кредиты банков, эмиссию облигаций и прочие его инструменты. На первый план вышла проблема определения основных направлений развития хозяйствующего субъекта.

     Планирование развития стало важнейшей сферой деятельности любого субъекта рыночного хозяйства, особенно предприятия, ведущего производственно-коммерческую деятельность. Изменение технологии производства, выход на новые рынки, расширение или свёртывание объёмов выпуска продукции основываются на глубоких финансовых расчётах, на стратегии привлечения, распределения, перераспределения и инвестирования финансовых ресурсов.    

   Стратегическое финансовое планирование  

  Слабость распространения стратегического планирования в российских фирмах, несмотря на его существенные преимущества, обусловлена причинами как объективного, так и субъективного характера. Наиболее важные факторы таковы:

1.     Объективные факторы:

·        высокая нестабильность внешней  среды;

·        низкий уровень общей финансовой культуры фирм;

·        высокая зависимость от государственного бюджета.

2.     Субъективные факторы:

·        дефицит времени, приоритеты текущих  дел;

·        мнение об отсутствии влияния планирования на результаты деятельности;

·        недостаточная квалификация управляющих и служащих;

·        отсутствие методической базы;

·        негативное отношение к планированию;

·        теоретический подход к планированию со стороны плановиков.

     Примерно на половине предприятий России система планирования неэффективна. Неэффективной можно считать такую систему, в которой отклонение фактических результатов от запланированных регулярно превышает 20 - 30% [9,с.53]. Подобная ситуация представляет собой серьёзную проблему, так как стратегия предприятия является основой для управления её деятельностью.

Процесс стратегического  планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача обеспечить нововведения и изменения в организации  в достаточной степени.

        Стратегическое планирование не  должно рассматриваться как гарантия будущего успеха. Стратегическое планирование имеет следующие ограничения:

·        стратегическое планирование не обеспечивает возможности принятия будущих решений. Невозможно предсказать будущее. Стратегическое планирование предоставляет общее направление движения, основанное на предположениях;

·        стратегическое планирование не является макетом будущего. Происходит слишком  много перемен – меняется рынок, предпочтения потребителей, появляются новые конкуренты, новые технологии, новые возможности, изменяются финансовые условия и т.д.;

·        стратегическое планирование не может  решить критические ситуации, угрожающие организации. Стратегическое планирование не выведет из кризиса. Организация  должна быть стабильна до начала применения стратегического планирования;

·        стратегическое планирование не определяет всех критических факторов, связанных  с организацией. Стратегическое планирование призвано определить наиболее важные вопросы, встающие перед организацией. Фокусируя внимание на основных вопросах, стратегический план минимизирует детали и таким образом увеличивает шансы успешного применения.

    Текущее финансовое планирование является планированием осуществления. Система текущего планирования финансовой деятельности фирмы основывается на разработанной финансовой стратегии и финансовой политике по отдельным аспектам финансовой деятельности [18, с. 244]. Производится увязка каждого вида вложений с источником финансирования. Для этого обычно пользуются сметами образования и расходования фондов денежных средств. Эти документы необходимы для контроля за ходом финансирования важнейших мероприятий, для выбора оптимальных источников пополнения фондов и структуры вложения собственных ресурсов.

    Текущее планирование хозяйственной деятельности предприятия состоит в разработке трёх документов: плана движения денежных средств, плана отчёта о прибылях и убытках, плана бухгалтерского баланса.

    Основной целью построения этих документов является оценка финансового положения фирмы на конец планируемого периода. Текущий финансовый план составляется на период, равный одному году. Это объясняется тем, что за год в основном выравниваются сезонные колебания конъюнктуры рынка. К тому же такой период времени соответствует законодательным требованиям к отчётному периоду.

   Годовой финансовый план разбивают поквартально или помесячно, поскольку в течение года потребность в денежных средствах может значительно меняться и в каком-либо квартале (месяце) может оказаться недостаток финансовых ресурсов. Кроме того, разбивка годового плана на короткие промежутки времени позволяет отслеживать синхронность потоков и оттоков денежных средств и ликвидировать кассовые разрывы.  

  В процессе финансового планирования производится конкретная увязка каждого вида вложений или отчислений и источника финансирования. Для этого составляется проверочная (шахматная) таблица к финансовому плану.

    Оперативное финансовое планирование

    В целях контроля за поступлением фактической выручки на расчетный счет и расходованием наличных финансовых ресурсов предприятию необходимо оперативное планирование, которое дополняет текущее. Это связано с тем, что финансирование плановых мероприятий должно осуществляться за счет заработанных предприятием средств, что требует повседневного эффективного контроля за формированием и использованием финансовых ресурсов.      

    Оперативное финансовое планирование заключается в составлении и использовании плана и отчета о движении денежных средств.

Оперативный план необходим для обеспечения финансового успеха предприятия. Поэтому при его составлении необходимо использовать объективную информацию о тенденциях экономического развития в сфере деятельности предприятия, инфляции, возможных изменениях технологии и организации процесса производства.

   Оперативное финансовое планирование включает составление и исполнение платежного календаря, кассового плана и расчет потребности в краткосрочном кредите.

   В платежном календаре притоки и оттоки денежных средств должны быть сбалансированы. Правильно составленный платежный календарь позволяет выявить финансовые ошибки, недостаток средств, вскрыть причину такого положения, наметить соответствующие мероприятия, и таким образом, избежать финансовых затруднений.

     Календарь платежей составляется на основе реальной информационной базы о денежных потоках предприятия.

    Кроме платёжного календаря на предприятии должен составляться кассовый план – план оборота наличных денежных средств, отражающий поступление и выплаты наличных денег через кассу.

    Заключительным этапом финансового планирования является составление сводной аналитической записки. В ней даётся характеристика основных показателей годового финансового плана: величина и структура доходов, расходов, взаимоотношений с бюджетом, коммерческими банками и др. Особая роль отводится анализу источников финансирования инвестиций. Большое внимание должно быть уделено распределению прибыли.  Завершая аналитическую записку, даются выводы о плановой обеспеченности предприятия финансовыми ресурсами и структуре источников их формирования.

Заключение

     Жизнедеятельность фирмы невозможна без планирования, "слепое" стремление к получению прибыли приведет к быстрому краху. При создании любого предприятия необходимо определить цели и задачи его деятельности, что и обуславливает долгосрочное планирование. Долгосрочное планирование определяет среднесрочное и краткосрочное планирование, которые рассчитаны на меньший срок и поэтому подразумевают большую детализацию и конкретику. Основой планирования является план сбыта, так как производство ориентировано в первую очередь на то, что будет продаваться, то есть пользоваться спросом на рынке. Объем сбыта определяет объем производства, который в свою очередь, определяет планирование всех видов ресурсов, в том числе трудовые ресурсы, сырьевые запасы и запасы материалов. Рассчитывая объемы производства и сбыта необходимо рассматривать договора с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками. Это обуславливает необходимость финансового планирования, планирование издержек и прибыли. Планирование должно осуществляться по жесткой схеме, использовать расчеты многих количественных показателей.

    Рассмотрев цели и сущность финансового планирования, а также различные аспекты практики составления финансовых планов, можно сделать заключение, что финансовый план является неотъемлемой частью внутрифирменного планирования, одним из важнейших документов, разрабатываемых на предприятии.

   Разработка финансовых планов должна проводиться на постоянной основе. Необходимо учитывать, что они быстро устаревают, поскольку ситуация на рынке меняется динамично. В связи с этим рабочие версии должны постоянно обновляться. В компании должны иметься варианты финансовых планов, предназначенные для различных адресатов в зависимости от целей, например, для банка, для совместной деятельности и пр. Финансовый план, ориентированный на определенный тип инвестора (или даже конкретную фирму), дает больший шанс на успех, чем массовая рассылка. Нельзя забывать о том, что мы находимся в особо жестких условиях российской экономики, в которых некоторые рыночные законы действуют с точностью до наоборот.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

1. Налоговый Кодекс Российской Федерации

2. Положение  по бухгалтерскому учёту 9/99 «Доходы  организации»

3. Положение  по бухгалтерскому учёту 10/99 «Расходы организации»

4. Александрова  Е. И. Финансы и кредит. Журнал 4 (118). 2009г.

5. Артеменко В. Г., Беллендир М.В. Финансовый анализ: Учебное пособие. - М.: “ДИС”, НГАЭ и У, 2007 г.

6. Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2008г.

7. Бизнес-планирование: Учебник / Под ред. В. М. Попова и С. И. Ляпунова. – М.: Финансы и статистика, 2008г.

8. Горемыкин В.А., Бугулов Э.Р., Богомолов А.Ю. Планирование на

предприятии. –  М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», Рилант, 2009г.

9. Деньги. Кредит. Финансы. / С. В. Галицкая. – М.: Экзамен, 2007г.

10. Ильин А.И., Синица Л.М. Планирование на предприятии : Учебное пособие в 2 ч. Ч. 2. Тактическое планирование/под общ. ред. А.И.Ильина. – Мн.: ООО «Новое знание», 2008г.

11. Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия. Издание 2-е, переработанное и дополненное. - М.: ЗАО “Центр экономики и маркетинга”, 2007 г.

12. Солнцев И. В. Финансовый менеджмент. Журнал 3.2003. Издательство «Финпресс», 2008г.

13. Финансы, деньги, кредит: Учебник /Под ред. О. В. Соколовой. – М.; Юристъ, 2009г.

14. Финансы предприятий. Учебное пособие / Е. И. Бородина, Ю. С. Голикова, Н. В. Колчина, З. М. Смирнова; Под ред. Е. И. Бородиной – М.: банки и биржи, ЮНИТИ, 2007г.

15. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В.. Методика финансового анализа. – М.: «ИНФРА-М». 2008г.

16. Целых А. Финансовый менеджмент. Журнал 1.2004. Издательство «Финпресс», 2009г.

Расчетная часть контрольной  работы

    ОАО «Сахарный завод «Жердевский» занимается поизводством сахара-рафинада и сахара-песка. Для организации данного производства предполагается осуществить капитальные вложения. Капитальные вложения финансируются за счет заемных средств – банковского кредита.

Текущие затраты финансируются за счет собственных средств.

Ставка  дисконтирования –14%.

     Задание №1

А) Предприятию выдан кредит в сумме 50 000 рублей на 6 месяцев под % ставку 5% в месяц. Найти наращенное значение долга в конце каждого месяца.

Информация о работе Финансовое планирование на предприятии