Финансовое прогнозирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

В эпоху, когда скорость принятия качественных решений является главным фактором успеха, необходимо быть максимально подготовленным к любому развитию ситуации. Так как импровизировано принимать решения, имеющие долгоиграющие последствия вряд ли возможно, по крайней мере вряд ли нужно, - возрастает потребность в прогнозировании развития ситуации, а также в планировании необходимых шагов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................

ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ..........................................................................................
Сущность прогнозирования, цели, задачи и роль в процессе управления предприятием................................................................................................

1.2. Особенности прогнозирования в финансовом менеджменте...................

1.3. Основные этапы финансового прогнозирования на предприятии...........

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФИНАНСОВОМУ ПРОГНОЗИРОВАНИЮ...........................................................................................

2.1. Классификация методов финансового прогнозирования...........................

2.2. Детерменированные методы...........................................................................

2.3. Стохастические методы.....................................................................

2.4. Методы экспертных оценок.........................................................................

2.5. Комбинированные метод....................................................................................

ГЛАВА 3. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ, РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДЕНЕЖНЫЙ ПОТОКОВ ОАО «СЕВЕРСТАЛЬ»..................................................................................................

3.1. Характеристика предприятия ОАО «Северсталь»

3.2. Построение прогнозного отчета о прибылях и убытках

3.3. Построение прогнозного баланса

3.4. Рекомендации по совершенствованию управления финансовыми ресурсами предприятия исходя из прогноза финансового состояния

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

курсовая фин.прогнозирование.docx

— 1.01 Мб (Скачать)

    Прогнозирование включает три основных этапа.

    1. Выявление специфических финансовых  показателей, определяющих наиболее  вероятностный прогноз. Обычно  объем продаж и величина реализационного  дохода являются первыми показателями, так как реализационный доход   один из важнейших элементов  финансового планирования.

    2. Выбор приемлемого метода прогнозирования.  Методыфинансового прогнозирования  широко варьируются используемыми  допущениями и используемыми  данными. Не всегда сильно формализованные  методы обеспечивают наилучший  результат. Выбор осуществляется  не по степени учета всех  факторов, а по приемлемости применительно  к конкретной ситуации, потребностям  и возможностям финансового менеджера.  Методы прогнозирования могут  быть разбиты на два принципиальных  класса: субъективные и объективные.  Субъективные методы базируются  на интуиции и мнениях. Например, объем продаж и реализационный  доход могут быть оценены на  основе мнения одного высококвалифицированного  эксперта или на основе оценок  множества менеджеров по продажам. Объективные методы базируются  на конкретных показателях и  проведении анализа. Среди объективных  методов: трендовое прогнозирование,  метод доли реализационного дохода (percent of sales method), статистические методы (регрессионные модели, модели средних  показателей, метод «затраты   выпуск»).

    3. Проверка предположений, используемых  при прогнозировании. Все прогнозы  базируются на тех или иных  предположениях. Например, наиболее  часто используется предположение,  что финансовые показатели по  прошлым годам являются верными  индикаторами будущих показателей.  Финансовый менеджер должен оценить  корректность выбранных предположений  и провести анализ чувствительности  финансовых результатов к изменению  предположений. Необходимо также  включить в рассмотрение внешние  и внутренние факторы, выпавшие из поля зрения в используемых методах прогнозирования.

  
 

Рис. 2.1. Классификация методов прогнозирования финансового состояния предприятия

2.2. Детерменированные  методы

     Метод процента от продаж.Чтобы применить этот метод, необходимо проанализировать отчетность за предыдущий период, чтобы увидеть, какие статьи баланса изменяются пропорционально уровню выручки от реализации.

     Например, можно обнаружить, что уровни запасов  составляли около 30% от объема реализации за предыдущие периоды. Таким образом, если уровень продаж за прогнозируемый период составит, предположим, 10 млн., то уровень запасов прогнозируется на уровне 3 млн. (т. е. 30% х 10 млн.). Такой  же подход будет использоваться при  прогнозе других активов и обязательств, которые изменяются вместе с уровнем  реализации.

     Преимущество  данного подхода в том, что  задача подготовки прогнозных финансовых отчетов становится более управляемой. Составление прогноза по каждой отдельной  статье в прогнозных финансовых отчетах  может оказаться трудоемким и  дорогостоящим, особенно для крупных  компаний. Однако проблема, связанная  с применением метода процента от объема реализации, заключается в  том, что он трактует отношения между  конкретными статьями баланса и  объемом продаж как фиксированные, постоянные. Эти отношения с течением времени могут стать иными  вследствие изменения стратегического  направления (например, запуска абсолютно  новой продукции) или вследствие изменений в кредитной политике (например, либерализации кредитных  условий для клиентов). Таким образом, для некоторых компаний предпочтительнее прогнозировать данные баланса постатейно.

     Все вычисления по методу «процента от продаж» (методу «формулы») делаются на основе следующих предположений:

     1. Переменные затраты, текущие активы  и текущие обязательства при  наращивании объема продаж на  определенное количество процентов  увеличиваются, в среднем, на  столько же процентов. Это означает, что и текущие активы, и текущие  пассивы будут составлять в  плановом периоде прежний процент  от выручки;

     2. Процент увеличения стоимости  основных средств рассчитывается  под заданный процент наращивания  оборота в соответствие с:

     а) технологическими условиями бизнеса;

     б) учетом наличия недогруженных основных средств на начало периода прогнозирования;

     в) в соответствие со степенью материального  и морального износа наличных основных средств и т.п.;

     3. Долгосрочные обязательства и  акционерный капитал берутся  в прогноз неизменными;

     4. Нераспределенная прибыль прогнозируется  с учетом нормы распределения  чистой прибыли на дивиденды  и чистой рентабельности реализованной  продукции.

     Для прогнозирования нераспределенной прибыли к нераспределенной прибыли  базового периода прибавляют прогнозируемую чистую прибыль и вычитают дивиденды.

     Рассчитать  потребность в дополнительном внешнем  финансировании можно по следующей  формуле: 

     ПДВФ = АФ * ТП – ПФ * ТП – ЧПП (1-НД) или

     ПДВФ = АФ * ТП – ПФ * ТП* ВРП * (1-НД), 

     где АФ – изменяемые активы отчетного баланса;

     ПФ – изменяемые пассива отчетного баланса;

     ТП – прогнозируемый темп прироста выручки;

     НД  – норма распределения чистой прибыли на дивиденды (отношение  дивидендов к чистой прибыли, сложившееся  в отчетном периоде или задаваемое в прогнозных расчетах значение, доли единиц).

     Анализ  формулы (4.3) показывает, что возрастание  потребности во внешнем финансировании происходит при увеличении активов, темпа прироста выручки и нормы распределения чистой прибыли на дивиденды.

     Расчет  потребности во внешнем финансировании по методу «формулы» дает аналогичные  результаты: 

     ПДВФ = ,

  где Аф – изменяемые активы отчетного баланса;

     Пф  – изменяемы пассивы отчетного  баланса;

     Тп  – прогнозируемый темп прироста выручки;

     ВРф – выручка от продаж базового периода;

     ВРп – прогнозируема выручка от продаж;

     ЧПф – чистая прибыль базового периода;

     НД  – норма распределения чистой прибыли на дивиденды.

     Последовательность  процедур данного метода такова:

     Идентифицируется  базовый показатель B (например, выручка  от реализации).

     Определяются  производные показатели, прогнозирование  которых представляет интерес (в  частности, к ним могут относиться показатели бухгалтерской отчетности в той или иной номенклатуре статей, поскольку именно отчетность представляет собой формализованную модель, дающую достаточно объективное представление  об экономическом потенциале компании). Как правило, необходимость и  целесообразность выделения того или  иного производного показателя определяются его значимостью в отчетности.

     Для каждого производного показателя P устанавливается вид его зависимости  от базового показателя: P = f (B). Чаще всего  выбирается линейный вид этой зависимости.

     При разработке прогнозной отчетности прежде всего составляется прогнозный вариант  отчета о прибылях и убытках, поскольку  в этом случае рассчитывается прибыль, являющаяся одним из исходных показателей для разрабатываемого баланса.

     При прогнозировании баланса рассчитывают прежде всего ожидаемые значения его активных статей. Что касается пассивных статей, то работа с ними завершается с помощью метода балансовой увязки показателей, а именно, чаще всего выявляется потребность  во внешних источниках финансирования.

     Собственно  прогнозирование осуществляется в  ходе имитационного моделирования, когда при расчетах варьируют  темпами изменения базового показателя и независимых факторов, а его  результатом является построение нескольких вариантов прогнозной отчетности. Выбор  наилучшего из них и использование  в дальнейшем в качестве ориентира  делаются уже с помощью неформализованных  критериев.

     Балансовая  модель прогноза экономического потенциала предприятия.

Суть  данного метода ясна уже из его  названия. Баланс предприятия может  быть описан различными балансовыми  уравнениями, отражающими взаимосвязь  между различными активами и пассивами  предприятия. Простейшим из них является основное балансовое уравнение, которое  имеет вид: (7)

     A = E + L

     где А - активы, Е - собственный капитал, L - обязательства предприятия.

     Левая часть уравнения отражает материальные и финансовые ресурсы предприятия, правая часть - источники их образования. Прогнозируемое изменение ресурсного потенциала должно сопровождаться: а) неизбежным соответствующим изменением источников средств; б) возможными изменениями  в их соотношении. Поскольку модель (7) аддитивна, такая же взаимосвязь  будет между показателями прироста: (8)

     

     На  практике прогнозирование осуществляется путем использования более сложных  балансовых уравнений и сочетания  данного метода с другими методами прогнозирования.

2.3. Статистические методы прогнозирования

     Не  всегда статистические методы используются в чистом виде. Часто их включают в виде важных элементов в комплексные методики, предусматривающие сочетание статистических методов с другими, например, экспертными оценками.

     Статистические  методы основаны на построении и анализе  динамических рядов, либо данных случайной выборки. К ним относятся методы прогнозной экстраполяции, корреляционный и регрессионный анализ. В группу статистических методов можно включить имитационное моделирование.

     Динамику  исследуемых показателей развития хозяйственной системы можно прогнозировать при помощи двух различных групп количественных методов: методов однопараметрического и многопараметрического прогнозирования. Общим для обеих групп методов является, прежде всего, то, что применяемые для параметрического прогнозирования математические функции, основываются на оценке измеряемых значений прошедшего периода (ретроспективы). Однопараметрическое прогнозирование базируется на функциональной зависимости между прогнозируемым параметрам (переменной) и его прошлым значением, либо фактором времени.

    ŷt+1=ſ(yt,yt-1,…,yt-n).                                                                            (2.1)

     При обработке таких прогнозов пользуются методом экстраполяции трендов, экспоненциальным сглаживанием или авторегрессией.

     В основе многопараметрических прогнозов  лежит предположение о причинной взаимосвязи между прогнозируемым параметром и несколькими другими независимыми переменными:

ŷt+1=f(x),  или;                                                                                        (2.2)

Информация о работе Финансовое прогнозирование