Финансовые ресурсы предприятий и особенности их формирования в рыночных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 18:16, дипломная работа

Описание работы

Ускорение научно-технического прогресса, преобразование финансового и товарного рынков повлияло на создание новых концепций в области организации и управления всеми элементами хозяйственной деятельности предприятия. В современных условиях возрастает ответственность каждого субъекта в принятии и реализации хозяйственных решений с учетом их конечных результатов. Сохранение на рынке своих позиций, снижение степени риска, увеличение рыночной стоимости предприятия во многом зависят от умелого формирования и управления его финансовыми и хозяйственными процессами.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 5
1Экономическое содержание финансовых ресурсов предприятия……….. 7
1.1 Сущность и состав финансовых ресурсов предприятия……………….. 7
1.2Теоретические основы формирования финансовых ресурсов………….. 21
2 Анализ системы формирования финансовых ресурсов предприятия
в рыночных условиях на примере ООО «Стант»………………………… 33
2.1 Финансово-экономическая характеристика ООО «Стант»…………… 33
2.2 Анализ и оценка финансовых ресурсов ООО «Стант»…………………. 45
3 Совершенствование механизма формирования финансовых ресурсов
ООО«Стант»………………………………………………………………….. 54
3.1 Проблемы формирования финансовых ресурсов предприятия……… 54
3.2 Пути увеличения объема финансовых ресурсов и
совершенствование политики их формирования в ООО «Стант»……….. 58
Заключение………………………………

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 513.50 Кб (Скачать)

Значительные финансовые ресурсы, особенно по вновь создаваемым  и реконструируемым предприятиям, могут  быть мобилизованы на финансовом рынке [16, c. 26].  Формами их мобилизации являются продажа акций, облигаций и других видов ценных бумаг, выпускаемых данным предприятием, а также кредитные инвестиции.

Одно из важнейших  значений финансового рынка —  расширение возможностей хозяйствующих  субъектов в выборе источников формирования финансовых ресурсов. Привлечение средств на финансовом рынке коммерческой организации, как правило, связано с реализацией ее крупных инвестиционных проектов, в том числе с расширением деятельности организации. Значимость источников финансовых ресурсов коммерческой организации, связанных с функционированием финансового рынка, определяется инвестиционной привлекательностью данной организации, ее организационно-правовой формой (привлечение средств со всех сегментов финансового рынка возможно только акционерным обществом), уровнем доходности на финансовом рынке. Коммерческие организации учитывают также, что при росте заемных источников формирования финансовых ресурсов растет риск неплатежеспособности, а следовательно, потери финансовой устойчивости [9]. Графически, состав финансовых ресурсов представлен в Приложении А.

Финансовые ресурсы  коммерческих организаций могут  формироваться и за счет поступлений денежных средств в порядке перераспределения. В условиях рыночных преобразований удельный вес бюджетных средств в источниках финансовых ресурсов предприятий существенно снизился.  Тем не менее коммерческие организации могут получать бюджетные средства в форме субвенций и субсидий, инвестиций, бюджетных кредитов из бюджетов разных уровней. Предоставление бюджетных средств коммерческим организациям должно носить строго целевой характер и, как правило, осуществляться на конкурсных началах [17, с.78].

Финансовые ресурсы  могут формироваться также и  за счет поступлений от основных («материнских») компаний, учредителей. В холдингах, финансово-промышленных группах перераспределение средств носит обычно систематический и сложный характер: от головной компании — другим участникам, и наоборот, а также между участниками. Функционирование межотраслевых и внутриотраслевых фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ также построено на перераспределении средств между организациями — участниками создания таких фондов. В процессе функционирования коммерческая организация может получать средства от учредителей, например, при принятии решения об увеличения уставного капитала [9].

Признак права собственности  определяет деление финансовых ресурсов на собственные и заемные. Наиболее полное описание данной классификации, по мнению автора, дал И.А Бланк в своем учебном пособии «Финансовый менеджмент».

В условиях рыночной экономики  производственно-хозяйственная деятельность предприятия невозможна без использования  заемных средств, к которым относятся  долгосрочные и краткосрочные кредиты  банков; заемные средства других предприятий и организаций; средства от выпуска и продажи облигаций фирмы; средства внебюджетных фондов; бюджетные ассигнования на возвратной основе и др.

Привлечение заемных  средств позволяет предприятию  ускорять оборачиваемость оборотных средств, увеличивать объемы совершаемых хозяйственных операций, сокращать незавершенное производство. Однако использование данного источника приводит к возникновению определенных проблем, связанных с необходимостью последующего обслуживания принятых на себя долговых обязательств. До тех пор пока размер дополнительного дохода, обеспеченного привлечением заемных ресурсов, перекрывает затраты по обслуживанию кредита, финансовое положение фирмы остается устойчивым. При равенстве этих показателей возникает вопрос о целесообразности привлечения заемных источников формирования финансовых ресурсов, как не обеспечивающих дополнительного дохода.

И тогда предприятие  может принять решение об отказе от заемных средств и использовании  собственных источников финансовых ресурсов. Собственные финансовые ресурсы - это базовая и основная часть всех финансовых ресурсов предприятия, которая формируется за счет собственных средств финансирования. Они считаются более надёжными, так как при самофинансировании снижается риск банкротства и имеются определённые преимущества перед конкурентами. Источники собственных финансовых ресурсов подразделяются на внутренние и внешние и представлены в Приложении Б [18, с. 289].

В составе внутренних источников формирования собственных  финансовых ресурсов основное место принадлежит прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Она формирует преимущественную часть собственных финансовых ресурсов предприятия, обеспечивает прирост собственного капитала, и, соответственно, влияет и на рост рыночной стоимости предприятия.

Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность  производства, объем и качество произведенной  продукции, состояние производительности труда на предприятии, уровень себестоимости. Она оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме собственности.

Рост прибыли определяет увеличение потенциальных возможностей предприятия, степень его деловой  активности. В зависимости от размера  прибыли определяется доля доходов учредителей и собственников, размеры дивидендов и других доходов. По прибыли рассчитывается рентабельность собственных и заемных средств, основных фондов, всего авансированного капитала и каждой акции. При характеристике рентабельности вложений средств в активы данного предприятия, а также степени умелости его хозяйствования прибыль является лучшим мерилом финансового здоровья предприятия [19].

В экономической литературе нет единого мнения по поводу сущности прибыли, ее формирования и использования, между тем это крайне важно для предприятия.  Некоторые экономисты рассматривают прибыль как форму прибавочной стоимости, другие – как разницу между доходами и расходами. Последняя точка зрения, пожалуй, дает больше количественную характеристику прибыли, в то время как сущностные признаки ее не определены [20, c.27].

Чистая прибыль является одним из важнейших видов финансовых ресурсов. Она формируется у предприятия после уплаты из общей прибыли налога на доходы, налога на недвижимость, налога на прибыль и иных налогов и сборов, исчисленных в соответствии с действующим законодательством, а также расходов по уплате штрафов, пени за несоблюдение правил налогообложения, других расходов, покрываемых за счет прибыли в соответствии с законодательством [21]. На размеры прибыли влияет много разнообразных факторов. Важнейшие среди них - вид деятельности предприятия, стоимость сырья, труда, технологии, которые использует для производства продукции, объемы реализации, качество и конкурентоспособность продукции. Существенным фактором является цена продукции.

Чистая прибыль может  быть направлена на формирование резервного фонда, фондов накопления и потребления, покрытие убытков прошлых лет. Их использование происходит на основании  смет расходов, которые разрабатываются финансовой службой предприятия и утверждаются соответствующим образом. В течение года в связи с производственной необходимостью размер и состав фондов, конкретные статьи затрат могут изменяться решением органа, управляющего финансами на предприятии [20, с. 28].

Экономическое значение прибыли значительно усилилось  с переходом белорусской экономики  на основы рыночного хозяйства, поскольку  предприятия вправе решать, на какие  цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.

Определенную роль в  составе внутренних источников играют также амортизационные отчисления, особенно на предприятиях с высокой  стоимостью используемых собственных  основных средств и нематериальных активов. Однако сумму собственного капитала предприятия они не увеличивают, а лишь являются средством реинвестирования. Способом увеличения данного источника собственных финансовых ресурсов предприятия является ускоренная амортизация активной части основных средств. Однако при этом следует иметь в виду, что рост суммы амортизационных отчислений в процессе проведения ускоренной амортизации отдельных видов основных средств приводит к определенному уменьшению суммы чистой прибыли [18, с. 292].

Прочие внутренние источники не играют заметной роли в формировании собственных финансовых ресурсов предприятия.

В составе внешних  источников формирования собственных  финансовых ресурсов основное место  принадлежит привлечению предприятием дополнительного паевого (путем  дополнительных взносов средств в уставный фонд) или акционерного (путем дополнительной эмиссии и реализации акций) капитала. Для отдельных предприятий одним из внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов может являться предоставляемая им безвозмездная финансовая помощь. Как правило, такая помощь оказывается лишь отдельным государственным предприятиям разного уровня для финансирования государственных заказов, отдельных общественно значимых инвестиционных программ или в качестве государственной поддержки предприятий, производство которых имеет общегосударственное значение. В число прочих источников входит бесплатно передаваемые предприятию материальные и нематериальные активы, включаемые в состав его баланса [12, с. 249-250].

Возможна также и  такая, более детальная классификация финансовых ресурсов: собственные и приравненные к ним средства; ресурсы, мобилизуемые на финансовом рынке; денежные поступления в порядке перераспределения. Необходимо отметить, что данная классификация включает те же основные элементы, что и у Бланка, но они находятся в разных группах, смотрите Приложение В.

Структура финансовых ресурсов представляет собой соотношение  собственных и заемных финансовых ресурсов, используемых предприятием в процессе хозяйственной деятельности. Структура финансовых ресурсов предприятий различается в зависимости от организационно-правовой формы предприятия, его отраслевой принадлежности и других факторов. Так, например, в составе финансовых ресурсов сельскохозяйственных предприятий имеются бюджетные ассигнования, у предприятий с высоким уровнем технической оснащенности большой удельный вес занимают амортизационные отчисления, предприятия с сезонным характером производства имеют заемные средства.

Несмотря на различия в составе и структуре финансовых ресурсов отдельных предприятий в общем их объеме по производственным предприятиям, наибольший удельный вес занимают собственные средства, они, как правило, составляют примерно половину в общем объеме финансовых ресурсов. Структура финансовых ресурсов изменяется вместе с развитием экономики. А развитие финансового рынка дает предприятиям новые возможности по расширению состава финансовых ресурсов и увеличению их объема.

На уровне предприятия  финансовые ресурсы используются как  в фондовой, так и в нефондовой форме. Часть финансовых ресурсов предприятие использует на образование денежных фондов целевого назначения: амортизации, оплаты труда, специального назначения и др. Использование финансовых ресурсов на выполнение платежных обязательств перед бюджетом и банками осуществляется в нефондовой форме [23].

Создание целевых денежных фондов за счет финансовых ресурсов и их использование позволяет обеспечить денежными средствами воспроизведенный процесс на микроуровне. Фондовая форма использования финансовых ресурсов дает возможность полнее увязать общественные, коллективные и личные интересы и тем самым активно воздействовать на производство [22, c.6]. Она обеспечивает концентрацию ресурсов на основных направлениях развития общественного производства.

Использование финансовых ресурсов осуществляется предприятием по многим направлениям, основные из которых представлены в Приложении Г.

Главными направлениями  их использования являются:

- платежи органам финансово-банковской  системы, обусловленные выполнением  финансовых обязательств. Сюда относятся: налоговые платежи в бюджет, уплата процентов банкам за пользование кредитами, погашение ранее взятых ссуд, страховые платежи и т. д.;

- инвестирование собственных  средств в капитальные затраты  (реинвестирование), связанное с расширением производства и его техническим обновлением, переходом на новые прогрессивные технологии, использование "ноу-хау" и т. д.; 

- инвестирование финансовых  ресурсов в ценные бумаги, приобретаемые  на рынке: акции и облигации  других фирм, обычно тесно связанных с кооперативными поставками с данным предприятием, в государственные займы и т. п.;

- направление финансовых  ресурсов на образование денежных  фондов поощрительного и социального  характера;

- использование финансовых  ресурсов на благотворительные цели, спонсорство и др. [24, с.9-10].

Поскольку основной задачей  коммерческой организации является извлечение максимальной прибыли, постоянно  возникает проблема выбора направления  использования финансовых ресурсов: вложения с целью расширения основной деятельности коммерческой организации или вложения в другие активы. Если стратегия коммерческой организации связана с сохранением и расширением ее позиции на рынке, то необходимы прежде всего капитальные вложения.

Проанализировав порядок  использования чистой прибыли, можно сделать вывод, что именно фондовая форма использования чистой прибыли через образование фондов накопления, потребления, резервного фонда и других позволяет сконцентрировать финансовые ресурсы на основном направлении развития общественного производства – техническом перевооружении с целью создания конкурентоспособной продукции.

Размер финансовых ресурсов, формируемых на предприятии, определяет возможности осуществления необходимых капитальных вложений, увеличения оборотных средств, выполнения всех финансовых обязательств, обеспечения потребностей социального характера.

Информация о работе Финансовые ресурсы предприятий и особенности их формирования в рыночных условиях