Финансовые ресурсы предприятий и особенности их формирования в рыночных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 18:16, дипломная работа

Описание работы

Ускорение научно-технического прогресса, преобразование финансового и товарного рынков повлияло на создание новых концепций в области организации и управления всеми элементами хозяйственной деятельности предприятия. В современных условиях возрастает ответственность каждого субъекта в принятии и реализации хозяйственных решений с учетом их конечных результатов. Сохранение на рынке своих позиций, снижение степени риска, увеличение рыночной стоимости предприятия во многом зависят от умелого формирования и управления его финансовыми и хозяйственными процессами.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 5
1Экономическое содержание финансовых ресурсов предприятия……….. 7
1.1 Сущность и состав финансовых ресурсов предприятия……………….. 7
1.2Теоретические основы формирования финансовых ресурсов………….. 21
2 Анализ системы формирования финансовых ресурсов предприятия
в рыночных условиях на примере ООО «Стант»………………………… 33
2.1 Финансово-экономическая характеристика ООО «Стант»…………… 33
2.2 Анализ и оценка финансовых ресурсов ООО «Стант»…………………. 45
3 Совершенствование механизма формирования финансовых ресурсов
ООО«Стант»………………………………………………………………….. 54
3.1 Проблемы формирования финансовых ресурсов предприятия……… 54
3.2 Пути увеличения объема финансовых ресурсов и
совершенствование политики их формирования в ООО «Стант»……….. 58
Заключение………………………………

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 513.50 Кб (Скачать)

На пятом этапе рассчитывается необходимый объем привлечения  собственных финансовых ресурсов из внешних источников. Объем привлечения  собственных финансовых ресурсов из внешних источников призван обеспечить ту их часть, которую не удалось сформировать за счет внутренних источников финансирования. Если сумма привлекаемых за счет внутренних источников собственных финансовых ресурсов полностью обеспечивает общую потребность в них в плановом периоде, то в привлечение этих ресурсов за счет внешних источников нет необходимости.

Обеспечение удовлетворения потребности  в собственных финансовых ресурсах за счет внешних источников планируется  за счет привлечения дополнительного  паевого капитала от владельцев или других инвесторов, дополнительной эмиссии акций или за счет других источников [18, с. 292].

На шестом этапе происходит оптимизация соотношения внутренних и внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов. Процесс  этой оптимизации основывается на следующих критериях:

 а) Обеспечение  минимальной совокупной стоимости  привлечения собственных финансовых  ресурсов. Если стоимость привлечения  собственных финансовых ресурсов  за счет внешних источников  превышает планируемую стоимость  привлечения заемных средств, то от такого формирования собственных ресурсов следует отказаться;

 б) Обеспечение  сохранения управления предприятия  первоначальными учредителями. Рост  дополнительного паевого или  акционерного капитала за счет  сторонних инвесторов может привести к потере такой управляемости.

Эффективность разработанной  политики формирования собственных  финансовых ресурсов оценивается с  помощью коэффициента самофинансирования развития предприятия в предстоящем  периоде. Его уровень должен соответствовать поставленной цели.

Коэффициент самофинансирования развития предприятия рассчитывается по следующей формуле:

 

Ксф = СФР/∆А+ПП,                                   (2)                                    

где, Ксф – коэффициент самофинансирования предстоящего развития предприятия;

СФР – планируемый  объем формирования собственных  финансовых ресурсов;

∆А -  планируемый прирост  активов предприятия;

ПП - планируемый объем потребления чистой прибыли [18, с. 292].

Успешная реализация разработанной политики формирования собственных ресурсов связана с решением следующих основных задач:

1) обеспечение максимизации  формирования прибыли предприятия  с учетом допустимого уровня  финансового риска;

2) формированием эффективной  политики распределения прибыли  предприятия;

3) формированием и эффективным осуществлением политики дополнительной эмиссии акций или привлечения дополнительного паевого капитала [18, c.293].

Эффективная финансовая деятельность предприятия невозможна  без постоянного привлечения заемных средств. Использование заемного капитала позволяет существенно расширить объем хозяйственной деятельности предприятия, обеспечить более эффективное использование собственного капитала, ускорить формирование различных целевых финансовых фондов, а в конечном счете — повысить рыночную стоимость предприятия.

Хотя основу любого бизнеса составляет собственный капитал, на предприятиях ряда отраслей экономики объем используемых заемных средств значительно превосходит объем собственного капитала. В связи с этим управление привлечением и эффективным использованием заемных средств является одной из важнейших функций финансового менеджмента, направленной на обеспечение достижения высоких конечных результатов хозяйственной деятельности предприятия. В процессе развития предприятия по мере погашения его финансовых обязательств возникает потребность в привлечении новых заемных средств. Источники и формы привлечения заемных средств предприятием весьма многообразны, но включают две основные группы: краткосрочные и долгосрочные.

Целенаправленный процесс формирования заемных средств из различных источников и в разных формах в соответствии с потребностями предприятия на различных этапах его развития называется политикой привлечения заемных финансовых ресурсов [18, c.328].

Процесс формирования заемных средств предприятием также строится по нескольким основным этапам, состав которых представлен в Приложении Е. Их содержание во многом совпадает с содержанием этапов политики формирования собственных финансовых ресурсов, но имеется и ряд отличительных черт.

На первом этапе проводится анализ привлечения и использования  заемных средств в предшествующем периоде. Целью такого анализа является выявление объема, состава и форм привлечения заемных средств предприятием, а также оценка эффективности их использования.

На первой стадии анализа изучается динамика общего объема привлечения заемных средств в рассматриваемом периоде; темпы этой динамики сопоставляются с темпами прироста суммы собственных финансовых ресурсов, объемов операционной и инвестиционной деятельности, общей суммы активов предприятия.

На второй стадии анализа определяются основные формы привлечения заемных средств, анализируются в динамике удельный вес сформированных финансового кредита, товарного кредита и текущих обязательств по расчетам в общей сумме заемных средств, используемых предприятием.

На третьей стадии анализа определяется соотношение объемов используемых предприятием заемных средств по периоду их привлечения. В этих целях проводится соответствующая группировка используемого заемного капитала по этому признаку, изучается динамика соотношения кратко- и долгосрочных заемных средств предприятия и их соответствие объему используемых оборотных и внеоборотных активов.

На четвертой стадии анализа изучается состав конкретных кредиторов предприятия и условия предоставления ими различных форм финансового и товарного (коммерческого) кредитов. Эти условия анализируются с позиций их соответствия конъюнктуре финансового и товарного рынков.

На пятой стадии анализа изучается эффективность использования заемных средств в целом и отдельных их форм на предприятии. В этих целях используются показатели оборачиваемости и рентабельности заемного капитала, рассмотренные ранее. Первая группа этих показателей сопоставляется в процессе анализа со средним периодом оборота собственного капитала.

Результаты проведенного анализа служат основой оценки целесообразности использования заемных средств на предприятии в сложившихся объемах и формах [18, c.332].

На втором этапе определяются цели привлечения заемных средств в предстоящем периоде. Эти средства привлекаются предприятием на строго целевой основе, что является одним из условий последующего эффективного их использования. Основными целями привлечения заемных средств предприятиями являются:

а) пополнение необходимого объема постоянной части оборотных активов. В настоящее время большинство предприятий, осуществляющих производственную деятельность, не имеют возможности финансировать полностью эту часть оборотных активов за счет собственного капитала. Значительная часть этого финансирования осуществляется за счет заемных средств;

б) обеспечение формирования переменной части оборотных активов. Какую бы модель финансирования активов не использовало предприятие, во всех случаях переменная часть оборотных активов частично или полностью финансируется за счет заемных средств;

в) формирование недостающего объема инвестиционных ресурсов. Целью привлечения заемных средств в этом случае выступает необходимость ускорения реализации отдельных реальных проектов предприятия (новое строительство, реконструкция, модернизация); обновление основных средств (финансовый лизинг) и т.п.

г) обеспечение социально-бытовых потребностей своих работников. В этих случаях заемные средства привлекаются для выдачи ссуд своим работникам на индивидуальное жилищное строительство, обустройство садовых и огородных участков и на другие аналогичные цели;

д) другие временные нужды. Принцип целевого привлечения заемных средств обеспечивается и в этом случае, хотя такое их привлечение осуществляется обычно на короткие сроки и в небольших объемах. [18, c. 333]

На третьем этапе происходит определение предельного объема привлечения заемных средств. Максимальный объем этого привлечения диктуется двумя основными условиями:

а) предельным эффектом финансового левериджа. Так как объем собственных финансовых ресурсов формируется на предшествующем этапе, общая сумма используемого собственного капитала может быть определена заранее. По отношению к ней рассчитывается коэффициент финансового левериджа, при котором его эффект будет максимальным. С учетом суммы собственного капитала в предстоящем периоде и рассчитанного коэффициента финансового левериджа вычисляется предельный объем заемных средств, обеспечивающий эффективное использование собственного капитала;

б) обеспечением достаточной финансовой устойчивости предприятия. Она должна оцениваться не только с позиций самого предприятия, но и с позиций возможных его кредиторов, что обеспечит впоследствии снижение стоимости привлечения заемных средств.

С учетом этих требований предприятие устанавливает лимит использования заемных средств в своей хозяйственной деятельности.

На четвертом этапе оценивается стоимость привлечения заемного капитала из различных источников. Такая оценка проводится в разрезе различных форм заемного капитала, привлекаемого предприятием из внешних и внутренних источников. Результаты такой оценки служат основой разработки управленческих решений относительно выбора альтернативных источников привлечения заемных средств, обеспечивающих удовлетворение потребностей предприятия в заемном капитале.

На пятом этапе определяется соотношение объема заемных средств, привлекаемых на кратко- и долгосрочной основе. Расчет потребности в объемах кратко- и долгосрочных заемных средств основывается на целях их использования в предстоящем периоде. На долгосрочный период заемные средства привлекаются, как правило, для расширения объема собственных основных средств и формирования недостающего объема инвестиционных ресурсов. На краткосрочный период заемные средства привлекаются для всех остальных целей их использования [18, c.334]

Шестой этап включает определение форм привлечения заемных средств. Эти формы дифференцируются в разрезе финансового кредита; товарного (коммерческого) кредита; прочих форм. Выбор форм привлечения заемных средств предприятие осуществляет исходя из целей и специфики своей хозяйственной деятельности [18, c.335].

На седьмом этапе определяется состав основных кредиторов. Этот состав определяется формами привлечения заемных средств. Основными кредиторами предприятия являются обычно его постоянные поставщики, с которыми установлены длительные коммерческие связи, а также коммерческий банк, осуществляющий его расчетно-кассовое обслуживание.

На восьмом этапе происходит формирование эффективных условий привлечения кредитов. К числу важнейших из этих условий относятся: а) срок предоставления кредита; б) ставка процента за кредит; в) условия выплаты суммы процента; г) условия выплаты основной суммы долга; д) прочие условия, связанные с получением кредита.

Срок предоставления кредита является одним из определяющих условий его привлечения. Оптимальным считается срок предоставления кредита, в течение которого полностью реализуется цель его привлечения.

 Ставка процента за кредит характеризуется тремя основными параметрами: ее формой, видом и размером.

По применяемым формам различают процентную ставку (для наращения суммы долга) и учетную ставку (для дисконтирования суммы долга). Если размер этих ставок одинаков, то предпочтение должно быть отдано процентной ставке, так как в этом случае расходы по обслуживанию долга будут меньшими.

По применяемым видам различают фиксированную ставку процента и плавающую ставку процента. Время, в течение которого ставка процента остается неизменной, называется процентным периодом. В условиях инфляции для предприятия предпочтительней является фиксированная ставка или плавающая ставка с высоким процентным периодом.

Размер ставки процента за кредит является определяющим условием при оценке его стоимости. По товарному кредиту он принимается при оценке в размере ценовой скидки продавца за осуществление немедленного расчета за поставленные товары, выраженной в годовом исчислении.

На предприятиях, привлекающих большой объем заемных средств в форме финансового и товарного (коммерческого) кредита, общее управление привлечением заемных средств может быть детализировано в разрезе указанных форм кредита [18, c.336].

На девятом этапе происходит обеспечение эффективного использования кредитов. Критерием такой эффективности выступают показатели оборачиваемости и рентабельности заемного капитала.

Одной из предпосылок  оптимизации финансовой структуры  предприятия является оценка его  стоимости. Стоимость капитала представляет собой среднюю цену, которую предприятие платит за его привлечение из различных источников.

Цена финансовых ресурсов предприятия может быть рассчитана как отношение издержек на обслуживание финансовых ресурсов к общей величине финансовых ресурсов предприятия. 

Информация о работе Финансовые ресурсы предприятий и особенности их формирования в рыночных условиях