Финансовый менеджмент как основа функционирования предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 16:19, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить сущность, назначение и роль финансового менеджмента в управлении финансами коммерческого предприятия.
В соответствии с целью курсовой работы были определены задачи курсовой работы:
- изучить сущность и необходимость финансового менеджмента на предприятии;
- рассмотреть инструменты финансового менеджмента;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА 4
1.1 Сущность и необходимость финансового менеджмента на предприятии 4
1.2 Инструменты финансового менеджмента 10
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА АО «АКМОЛА-ФЕНИКС» 16
2.1 Управление формированием финансовых ресурсов предприятия 16
2.2 Оценка структуры капитала с учетом критерия финансового левериджа 20
3 ПЕРСПЕКТИВЫ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРЕДПРИЯТИИ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЯ 35

Работа содержит 1 файл

Курсовая понятие фин менеджмента и его роль.doc

— 467.00 Кб (Скачать)

Контрольная функция финансового менеджмента  всегда имеет конкретную форму проявления. Для ее реализации большое значение имеет используемая предприятием система департаментализации. Наиболее распространены в мировой практике функциональная и дивизиональная департаментализации. Функциональная структура основывается на четком разграничении обязанностей, областей деятельности и задач, решаемых отделами и службами. Основные организационные блоки - это отдел производства, отдел сбыта, финансовый отдел, отдел маркетинга и т.п. Отделы могут дробиться и иметь более узкую специализацию.

Контрольная функция проявляется в том, что  финансовый менеджер:

  • Выявляет степень соответствия получаемых доходов, структуры фондов денежных средств намеченным заданиям по расширению объемов производства и продаж;
  • Корректирует несоответствие между доходами предприятия и его расходами в использовании не только денежных, но и материальных ресурсов.

Контрольная функция финансового менеджмента  реализуется последующим основным направлениям:

  • Контроль за правильным и своевременным перечислением средств в фонды предприятия по всем установленным источникам финансирования;
  • Контроль за соблюдением заданной структуры фондов с учетом потребностей производственного и социального развития;
  • Контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов.

Для реализации контрольной функции предприятиям необходимо разрабатывать нормативы  для внутреннего пользования, определяющие размеры фондов денежных средств и источники их финансирования, а так же регулирующие финансовые отношения со структурными подразделениями и филиалами. Например, в мировой практике широкое распространение получили бюджеты предприятий, которые позволяют также осуществить функцию планирования.

Контрольная функция финансового менеджмента  включает также:

  • Контроль за поступлением выручки от реализации продукции и услуг;
  • Контроль за уровнем самофинансирования, прибыльности и рентабельности. С учетом уровня самофинансирования и прибыльности определяется степень финансового риска.

Основным  принципом в деятельности финансового  менеджера является выравнивание возможностей получения прибыли с преодолением риска от авансирования денежных средств в различные сферы предпринимательской деятельности.

Финансовый  менеджмент играет активную роль в  финансовой деятельности фирмы. Для  ее выяснения рассмотрим принципы финансового  менеджмента, в числе которых  выделим основные:

  • плановость и системность;
  • целевую направленность;
  • диверсифицированность;
  • стратегическую ориентированность.

Финансовый менеджмент соединяет планирование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, обеспечивая  их сбалансированность. Финансовое планирование в данном случае имеет внутреннюю ориентацию с применением государственного внешнего регулирования.

Функции финансового  менеджмента определяют формирование структуры управляющей системы. Различают две основных группы функций финансового менеджмента: функции менеджмента как управляющей системы и функции менеджмента как специальной области управления. К первой группе относятся следующие функции:

1. Разработка  финансовой стратегии предприятия.

2. Организационная  функция обеспечивает принятие  и реализацию управленческих  решений по всем аспектам финансовой деятельности предприятия и сводится к объединению людей, совместно реализующих финансовую программу на базе каких-то правил и процедур. К последним относятся создание органов управления, построение структуры аппарата управления, установление взаимосвязи между управленческими подразделениями, разработка норм, нормативов, методик.

3. Информационная  функция обеспечивает обоснование  нескольких вариантов управленческих  решений с помощью сбора, анализа,  систематизации, передачи и хранения информации.

4. Функция  анализа результатов различных  аспектов финансовой деятельности  предприятия.

5. Планирование  обеспечивает разработку стратегических  и тактических планов, бюджетов  по основным направлениям финансовой  деятельности, различным структурным подразделениям и предприятию в целом. Финансовое планирование охватывает весь комплекс мероприятий, как по выработке плановых заданий, так и по воплощению их в жизнь.

6. Прогнозирование  (от греч. prognosis - предвидение) в Финансовом менеджменте - разработка на длительную перспективу изменений финансового состояния объекта в целом и его различных частей. Прогнозирование в отличие от планирования не ставит задачу непосредственно осуществить на практике разработанные прогнозы. Эти прогнозы представляют собой предвидение соответствующих изменений. Особенностью прогнозирования является также альтернативность в построении финансовых показателей и параметров, определяющая вариантность развития финансового состояния объекта управления на основе наметившихся тенденций. Прогнозирование может осуществляться на основе как экстраполяции прошлого в будущее с учетом экспертной оценки тенденции изменения, так и прямого предвидения изменений. Эти изменения могут возникнуть неожиданно. Управление на основе их предвидения требует выработки у финансового менеджера определенного чутья рыночного механизма и интуиции, а также применения гибких экстренных решений.

7. Стимулирующая  функция связана с обеспечением  стимулирования реализации принятых  управленческих решений, т.е. с побуждением работников к заинтересованности в результатах своего труда посредством распределения материальных и духовных ценностей в зависимости от количества и качества затраченного труда.

8. Контрольная  функция, посредством которой  собирается информация об использовании финансовых средств и о финансовом состоянии объекта, вскрываются дополнительные резервы и возможности, вносятся изменения в финансовые программы, в организацию финансового менеджмента. Контроль предполагает анализ финансовых результатов. Финансовый контроль является оборотной стороной финансового планирования и должен рассматриваться как его составная часть - контроль за выполнением финансового плана, за реализацией принятых решений.

Вторая группа функций включает в себя: 1) управление активами; 2) управление капиталом; 3) управление инвестициями; 4) управление денежными потоками; 5) управление финансовыми рисками и предотвращение банкротства.

Достижение целей финансового  менеджмента задается стратегией развития. Задача стратегического курса заключается, прежде всего в отторжении тех вариантов принятия решений, которые могут противоречить глобальным целям.

Стратегия не может задаваться лишь перспективным  планом, финансовая стратегия определяет возможность сбалансированного  управления материально техническими и денежными ресурсами.

Соотношение текущего финансирования и накопления капитала - наиболее важный момент в финансовом менеджменте. Ликвидация централизованно устанавливаемых  пропорций в использовании прибыли  на потребление и накопление позволяет предприятиям самостоятельно решать, какую долю прибыли следует направлять на производственные цели, социальное развитие, оплату труда. Однако отсутствие четкой финансовой стратегии управления, игнорирование рыночной конъюнктуры никогда не позволят предприятию стать лидером ни на внутреннем, ни тем более на внешнем рынке.

Финансовый менеджер систематически отслеживает сравнительную окупаемость  капитальных вложений по конкретным объектам инвестирования, оценивает  степень и уровень риска во временном аспекте.

Таким образом, принцип  стратегической направленности является определяющим в отношении инвестиционной активности предприятий и коммерческих организаций, и задача финансового  менеджмента заключается в необходимости  его реализации.

1.2 Инструменты финансового менеджмента

 

Методы финансового  управления многообразны. Основными  из них являются: прогнозирование, планирование, налогообложение, страхование, самофинансирование, кредитование, система расчетов, принципы ценообразования, трастовые операции, залоговые операции, трансфертные операции, факторинг, аренда, лизинг. Составным элементом приведенных методов являются специальные приемы финансового управления: кредиты, займы, процентные ставки, дивиденды, котировка валютных курсов, акциз, дисконт и другие.

Основной  целью финансового анализа является получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину  финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений  в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. При этом аналитика и управляющего (менеджера) может интересовать как текущее финансовое состояние предприятия, так и его проекция на ближайшую или более отдаленную перспективу, т.е. ожидаемые параметры финансового состояния. Но не только временные границы определяют альтернативность целей финансового анализа. Они зависят также от целей субъектов финансового анализа, т.е. конкретных пользователей финансовой информации. Исходной базой финансового анализа являются данные бухгалтерского учета и отчетности. Практика финансового анализа уже выработала основные правила (методику анализа) финансовых отчетов. Можно выделить среди них 7 основных методов.

1. Чтение отчетности (изучение абсолютных показателей,  представленных в отчетности). Посредством чтения определяют имущественное положение предприятия, его краткосрочные и долгосрочные инвестиции, источники формирования собственного и заемного капитала, оцениваются связи с поставщиками и покупателями предприятия, финансово кредитными учреждениями, оценивают выручку от основной деятельности и прибыль текущего года.

2. Горизонтальный  анализ (временной) позволяет определить  абсолютные и относительные изменения  различных статей отчетности  по сравнению с предыдущим  периодом.

3. Вертикальный анализ (структурный) - определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом. Он проводится с целью выявления удельного веса статей отчетности в общем итоговом показателе, принимаемом за 100%.

4. Трендовый  анализ показывает динамику развития  и основан на расчете относительных  отклонений показателей отчетности  за ряд лет от уровня базисного  года, для которого показатели  принимаются за 100%, т.е определение  тренда - основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный, прогнозный анализ.

5. Расчет финансовых  коэффициентов, которые описывают финансовые пропорции между различными статьями отчетности и определяют их взаимосвязь.

6. Сравнительный  (пространственный) анализ - это как  внутрихозяйственный анализ сводных  показателей отчетности по отдельным  показателям фирм, дочерних фирм, подразделений, цехов, так и межхозяйственный анализ показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.

7. Факторный  анализ - это анализ влияния отдельных  факторов (причин) на результативный показатель. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), т.е. раздробление результативного показателя на составные части, так и обратным (синтез), когда его отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.

Финансовое состояние предприятия можно оценивать с точки зрения краткосрочной и долгосрочной перспектив. В первом случае критерии оценки финансового состояния – ликвидность и платежеспособность предприятия, т.е. способность своевременно и в полном объеме произвести расчеты по краткосрочным обязательствам.

Под ликвидностью какого-либо актива понимают способность  его трансформироваться в денежные средства, а степень ликвидности  определяется продолжительностью временного периода, в течение которого эта  трансформация может быть осуществлена. Чем короче период, тем выше ликвидность данного вида активов.

В мировой  практике финансовый план является важнейшим  элементом бизнес-планов, создаваемой  для управления текущей и стратегической финансовой деятельностью.

Финансовый план хозяйствующего субъекта - это документ, отражающий объем поступления и расходования денежных средств, фиксирующий баланс доходов и направлений расходов предприятия, включая платежи в бюджет на планируемый период.

Финансовый  план необходим предприятию для того, чтобы заранее знать финансовые результаты своей деятельности и организовать рациональное движение финансовых ресурсов в соответствии с выбранной финансовой стратегией.

Главная цель составления финансового плана  заключается в согласовании намечаемых расходов по производственному и социальному развитию трудовых коллективов с финансовыми возможностями предприятия.

В процессе составления  финансового плана осуществляется следующее:

- определяются  источники и объем собственных  финансовых ресурсов предприятия (прибыль, амортизация, устойчивые пассивы и др.);

- изучается  возможность и целесообразность  привлечения финансовых ресурсов  за счет выпуска цененных бумаг,  получения кредитов, займов, благотворительных  взносов и т.д.;

Информация о работе Финансовый менеджмент как основа функционирования предприятия