Финансовый менеджмент на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 13:30, реферат

Описание работы

Целью настоящей работы является изучение теоретических основ финансового планирования, проблемных вопросов финансового планирования.
В работе раскрывается сущность финансового планирования, его цель и задачи. Показаны методы финансового планирования на перспективный период, особое внимание уделено новым методам, в частности бюджетированию.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:
ОПЕРАТИВНОЕ ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.1 Определение финансового планирования, его цели и задачи 6
1.2 Классификация финансовых планов 13
1.3 Методы финансового планирования 17
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:
РАСЧЁТ РАСХОДА МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА ПЛАНОВЫЙ ГОД 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ А-

Работа содержит 1 файл

Финансовый менеджмент на предприятии.doc

— 127.50 Кб (Скачать)

2) определение системы актуальных для предприятия внутренних и внешних финансовых ограничений. В настоящее время одним из наиболее важных ограничений для большинства предприятий является критерий банкротства;

3) определение горизонта финансового планирования;

4) выбор методов планирования финансовых показателей и разработки финансовых планов;

5) разработка процедуры финансового планирования: определение круга участвующих должностных лиц, меры их ответственности, оптимизация информационных связей и документооборота.

Цель финансового  планирования предприятия конкретизируется в зависимости от длительности планируемого периода, результатов анализа его финансового состояния на момент разработки финансового плана, динамики основных финансовых показателей в ретроспективе, результатов маркетинговых исследований, а также внешних условий (таких, как уровень инфляции, ставка рефинансирования Центрального банка, курс рубля по отношению к твердым валютам, стабильность правового поля).

Предприятие, имеющее  большую просроченную кредиторскую задолженность, финансовое положение  которого близко к критическому, при разработке финансового плана должно ориентироваться на обоснование антикризисных мероприятий, которые позволят избежать, банкротства. Организация, получающая стабильные доходы, финансово устойчивая, может при разработке финансового плана поставить цель - увеличить рентабельность продаж и производства в целом.

Вместе с тем  система целей финансового планирования любого предприятия должна быть ориентирована  на увязку доходов и расходов, а  также обеспечение платежеспособности в краткосрочном периоде и (или) поддержание финансовой устойчивости в долгосрочном периоде.

При разработке финансового плана следует учитывать  перечисленные ниже факторы:

1) стадии жизненного цикла продукта: внедрение, рост, зрелость, падение, а также идеи относительно новых продуктов.

2) уровень конкуренции.

3) человеческие ресурсы и взаимоотношения в коллективе.

4) уровень предпринимательского и финансового риска.

5) запасы на складе и оборачиваемость активов.

6) маркетинговые и рекламные условия - в том числе, долю рынка.

7) ценообразование на товары или услуги.

8) потребности в финансировании и наличие средств.

9) корпоративная и отраслевая стабильность, включая трудовые отношения между администрацией и профсоюзами, спрос на продукцию, государственное регулирование.

10) особенности цикла и сезонные колебания, факторы политики и экономики

11) экономические и политические условия

Основной целью  краткосрочного финансового планирования является обеспечение оптимального размера оборотных средств, а  также поддержание ликвидности  предприятия. Под ликвидностью понимается способность предприятия осуществить денежные выплаты в объеме и в сроки, предусмотренные контрактами. Фирма, являющаяся ликвидной, в состоянии осуществлять свою текущую деятельность, т.е. у нее имеется достаточно средств, чтобы произвести необходимые выплаты работникам, поставщикам и инвесторам, заплатить налоги и т.д. И наоборот, фирма, не являющаяся ликвидной, не может в короткое время изыскать средства, необходимые для данных платежей, и это приводит к срыву текущих операций.

Заключительным  этапом процесса стратегического финансового  планирования является прогноз денежных потоков. Планирование денежных потоков  является составной частью общего процесса планирования.

В процессе планирования отражается ожидание изменения в продажах, издержках, прибыли, активах и пассивах, но, главное, разрабатываются схемы денежных потоков, которые определяют внутреннее распределение обязанностей по учету и контролю за его расходами. Одновременно планирования денежных потоков служит инструментом контроля за ликвидностью. 

1.2 Классификация  финансовых планов 

Основной характеристикой  финансового плана является его  продолжительность во времени.

По времени  планирования финансовые планы делятся  на :

- перспективные (стратегические);

- текущие;

- оперативные.

В условиях современной  российской действительности продолжительность  финансового планирования, как правило, составляет не более трех лет, и на такой период разрабатываются стратегические (перспективные) финансовые планы предприятия. Стратегический финансовый план определяет концепцию финансового развития организации и может составлять коммерческую тайну.

Ключевой чертой стратегического планирования является его гибкость, обусловленная гибкостью  плановых горизонтов времени. Данная гибкость обеспечивается ориентацией на такие критерии, как жизненный цикл продукции, цикл изменения спроса на выпускаемую продукцию, период времени реализации намеченных целей и др. Очевидна зависимость горизонта планирования от критериев и характера стратегических целей. Так, горизонт может задаваться жизненным циклом продукта или решением о модернизации и перевооружении компании. В данных случаях горизонты планирования могут существенно отличаться.

Анализируя опыт стратегического планирования в  различных компаниях, фирмах, можно увидеть значительные трансформационные процессы. Появляются новые трактовки, механизмы, что обусловливает необходимость использования новых терминов: экономическое планирование, бизнес-планирование, маркетинговое планирование, деловое планирование и др. Однако практически это зачастую просто новые комбинации терминов для описания процессов, происходящих в рамках деятельности, которую лучше всего определить как стратегическое планирование.

Можно дискутировать  по поводу формата перспективных  плановых проектировок, называя их и "стратегическим планированием", и "долгосрочным планированием". Главным представляется, что в систему регулирования должна быть встроена целереализующая система планового регулирования, учитывающая реализацию развития рыночных отношений.

В настоящих  условиях, современных научно-технических  и реформационных тенденций развития, экономика страны и ее компании нуждаются  в научно обоснованном предвидении  будущих тенденций социально-экономического и научно-технического развития. "Планомерность" в стратегических действиях компаний и предприятий все больше становится настоятельной необходимостью.

Внутрифирменное планирование в западных корпорациях  прошло долгий и трудный путь. Главная  задача была в том, чтобы приспособить фирмы к условиям экономической конъюнктуры, состоянию товарных, фондовых рынков, рынка технологии и рынка рабочей силы. Адаптация компаний и фирм к окружающей среде шла сложно. Корпоративное планирование оказалось достаточно дорогим удовольствием в условиях его слабой предсказуемости. Однако крупные корпорации от него не отступились. Велся активный поиск тех форм, которые отвечали бы особенностям корпоративной организации.

Парадоксально, но Россия, по всей видимости, является единственным среди развитых стран  мира государством, не обеспечивающим свои экономические субъекты эффективными ориентирами будущего развития. И это происходит в стране, которая дала миру "систему планирования" (при всех дефектах ее реализации в СССР).

Очевидно, что  процесс планирования как форма  регулирования более ценен, чем сам план как таковой, его формы и методы разработки. При этом нельзя забывать, что корпорации большого бизнеса действуют как своего рода государство, имеющее определенные цели социально-экономического развития, программы и макроэкономические индикаторы развития.

Перспективный финансовый план конкретизируется в  виде текущих финансовых планов, составляемых на год. Основной документ текущего финансового  планирования - баланс доходов и  расходов. При разработке текущего финансового плана финансовый менеджер исходит из целей финансового планирования на предстоящий год и решает задачи, перечисленные выше. Балансировка доходов и расходов финансового плана достигается как регулированием расходов (прежде всего отчислений в фонды накопления и потребления, дивидендных выплат), так и оптимизацией размера и состава заемных средств.

Разработка текущего финансового плана должна быть ориентирована  на обеспечение финансовой устойчивости предприятия.

В дополнение к  балансу доходов и расходов целесообразно составлять шахматную таблицу (матричный баланс), в которой определяются источники финансирования по каждой статье планируемых расходов.

Оперативное финансовое планирование заключается в разработке платежного календаря, детализирующего  на квартал или месяц текущий финансовый план. Платежный календарь помогает поддерживать платежеспособность предприятия, вовремя привлекать краткосрочные заемные средства для покрытия разрыва во времени поступлений и перечислений средств. Структура (схема) платежного календаря аналогична текущему финансовому плану,  но отражает ежедневное движение средств в балансе доходов и расходов предприятия. 

 

1.3 Методы финансового  планирования 

В процессе разработки финансового плана могут быть использованы следующие методы :

1) нормативный метод;

2) балансовый метод;

3) расчетно-аналитический метод;

4) методы экономико-математического моделирования;

5) метод прямого счета.

В основе любого из вышеуказанных методов планирования лежит имеющая место взаимосвязь  между прибылью, объемом реализации и себестоимостью.

Нормативный метод  основывается на системе норм и нормативов, используемых для расчета целого ряда показателей финансового плана.

При определении  налоговых платежей предприятие  использует ставки налогов, являющиеся федеральными, региональными или местными нормативами. Амортизационные отчисления могут планироваться исходя из централизованно установленных норм амортизации (федеральный норматив) или самостоятельно определяться предприятием на основе срока полезного использования (внутренний норматив). Примером групповых нормативов, установленных для малых предприятий, являются льготные ставки по налогу на прибыль, особые возможности начисления амортизации, в акционерных обществах это нормативы отчислений в резервный фонд, фонд акционирования работников предприятия или фонд для выплаты дивидендов по привилегированным акциям.

Внутренние нормы  и нормативы разрабатываются  самим предприятием при нормировании оборотных средств, создании ремонтного фонда, резервировании средств под  обесценение вложений в ценные бумаги, формировании резерва по сомнительным долгам и в целом ряде других случаев.

Балансовый метод  планирования финансовых показателей  состоит в увязке планируемого поступления  и использования финансовых ресурсов с учетом остатков на начало и конец планируемого периода посредством построения балансовых соотношений. Использование этого метода целесообразно при планировании распределения прибыли, формировании фондов накопления и потребления. Балансовый метод традиционно используется при разработке шахматной таблицы.

Расчетно-аналитический  метод опирается на анализ динамики ретроспективных данных и экспертную оценку прогнозируемого изменения  планируемого финансового показателя:

Методы экономико-математического  моделирования позволяют установить количественно определенную взаимосвязь планируемых показателей и факторов, их определяющих.

Экономико-математическая модель может выражать функциональную зависимость финансового показателя от ряда влияющих на него факторов.

Широкое применение в планировании финансовых показателей  нашли экономико-математические модели, основанные на регрессионной связи. Такие модели позволяют определить зависимость среднего значения финансового  показателя (рассматриваемого как случайная  величина) от одного или нескольких факторов.

Сущность экономико-математического  моделирования в планировании заключается  в том, что оно позволяет найти  количественное выражение взаимосвязей между прибылью и факторами, ее определяющими.

Эта связь выражается через экономико-математическую модель. Экономико-математическая модель представляет собой математическое описание экономического процесса (процесса формирования прибыли), т. е. описание факторов, определяющих прибыль. Модель может строиться на функциональной или корреляционной модели.

Корреляционная  связь (вероятная) показывается уравнением регрессии различного вида. Для построения модели необходимо взять данные за 5 лет или квартальные за 1-2 года. Целесообразно в целях повышения  уровня научно обоснованного планирования разрабатывать несколько вариантов, исходя из различных условий с последующим отбором оптимального.

Информация о работе Финансовый менеджмент на предприятии