Фонд социального страхования : специфика современного этапа

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 12:22, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является полный анализ расходной части бюджета Фонда социального страхования. Для достижения данной цели необходимо будет решение следующих задач:
- определить сущность Фонда, его цели, задачи и структуру;
- проследить становление Фонда и особенности его функционирования
- также необходимо будет качественно изучить структуру расходов Фонда, проанализировать ее изменения (в разрезе 2007-2010 гг., 2009 и 2010 гг. – возьмем из планового бюджета);

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3
Глава 1. Сущность Фонда социального страхования……………………………….4
1.1. Становление и особенности функционирования Фонда социального страхования на примере РФ…………………………………………………………..4
1.2. Формирование, цели, задачи и структура Фонда социального страхования РФ………………………………………………………………………………………5
1.3. Управление Фондом социального страхования РФ………………………...10
Глава 2. Анализ доходной и расходной части бюджета фонда социального страхования РФ………………………………………………………………………14
2.1. Анализ доходной части бюджета фонда социального страхования ………14
2.2. Структура расходов Фонда и анализ ее изменения…………………………16
2.3. Анализ бюджетных показателей расходной части бюджета фонда социального страхования……………………………………………………………18
Глава 3. Перспективы развития социального страхования………………………..27
3.1 Актуальные проблемы социального страхования……………………………27
3.2. Пути повышения эффективности системы социального страхования……28
3.3. Прогноз развития социального страхования в ближайшие годы………….30
Заключение…………………………………………………………………………....32
Список литературы…………………………………………………………………...35

Работа содержит 1 файл

Курсовая1.docx

— 63.37 Кб (Скачать)

- оплату  проезда к месту лечения и  обратно;

- создание  резерва для обеспечения финансовой  устойчивости Фонда на всех  уровнях. Порядок формирования  резерва и предоставления из  него средств (на возвратной  основе или безвозмездно) определяется  инструкцией о порядке начисления, уплаты, расходования и учета  средств государственного социального  страхования (далее именуется  - инструкция), утвержденной Фондом  совместно с Министерством труда  и социального развития РФ, Министерством  финансов РФ, Государственной налоговой  службой РФ и с участием  Центрального банка РФ;

- обеспечение  текущей деятельности, содержание  аппарата управления Фонда;

- финансирование  деятельности подразделений органов  исполнительной власти, обеспечивающих  государственную защиту трудовых  прав работников, охрану труда  (включая подразделения надзора  и контроля за охраной труда)  в случаях, установленных законодательством;

- проведение  научно-исследовательской работы  по вопросам социального страхования  и охраны труда;

- осуществление  иных мероприятий в соответствии  с задачами Фонда, включая разъяснительную  работу среди населения, поощрение  внештатных работников Фонда,  активно участвующих в реализации  мероприятий по социальному страхованию;

- участие  в финансировании программ международного  сотрудничества по вопросам социального  страхования.

Средства  Фонда используются только на целевое  финансирование мероприятий, указанных  в Положении. Не допускается зачисление средств социального страхования  на личные счета застрахованных. Средства, полученные от взимания пеней и наложения  финансовых санкций (в размере 20 процентов), образуют фонд развития Фонда социального  страхования Российской Федерации.

Распорядителями средств Фонда являются председатель и главный бухгалтер Фонда, а  в региональных и центральных  отраслевых отделениях Фонда - управляющий  и главный бухгалтер отделения  Фонда.

Выплата пособий  по социальному страхованию, оплата путевок работникам и членам их семей  в санаторно-курортные учреждения, финансирование других мероприятий  по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях осуществляется через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет  администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.1

Для обеспечения  контроля за правильным начислением  и своевременной выплатой пособий  по социальному страхованию образовываются комиссии по социальному страхованию  из представителей администрации и  профсоюзов (трудового коллектива) или избираются уполномоченные по социальному  страхованию.

Комиссии  или уполномоченные по социальному  страхованию решают вопросы о  расходовании средств социального  страхования, предусмотренных на санаторно-курортное  лечение и отдых работников и  членов их семей, о распределении  застрахованным путевок для санаторно-курортного лечения, отдыха, лечебного (диетического) питания, приобретенных за счет средств  Фонда, рассматривают спорные вопросы  по обеспечению пособиями по социальному  страхованию.

1.3. Управление Фондом  социального страхования РФ

Управление  Фондом осуществляет председатель Фонда  и его заместители, которые назначаются  Правительством Российской Федерации. Председатель Фонда имеет пять заместителей, в том числе одного первого.

Председатель  Фонда руководит деятельностью  Фонда и несет персональную ответственность  за выполнение возложенных на него задач; распределяет обязанности между  заместителями председателя Фонда  и руководителями структурных подразделений  центрального аппарата Фонда; вносит проект бюджета Фонда на утверждение  в Правительство Российской Федерации, а также после рассмотрения правлением утверждает бюджеты региональных и  отраслевых органов Фонда; утверждает сводный финансовый отчет об использовании  средств государственного социального  страхования, рассматривает сводный  отчет по финансово-хозяйственной  деятельности подведомственных санаторно-курортных  учреждений Фонда и вносит предложения  по улучшению этой работы. информирует  правление Фонда о состоянии  расчетов с органами Фонда; разрабатывает  совместно с Министерством труда  и социального развития Российской Федерации, другими заинтересованными  министерствами и ведомствами, профессиональными  союзами предложения по совершенствованию  системы социального страхования  и обеспечению государственных  гарантий по социальному страхованию; совместно с Министерством здравоохранения Российской Федерации утверждает инструкцию о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, и устанавливает порядок осуществления контроля за организацией экспертизы временной нетрудоспособности, соблюдением правил выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, в лечебно-профилактических учреждениях; с учетом мнения правления Фонда принимает решения о целесообразности создания или ликвидации центральных отраслевых отделений Фонда; открывает (закрывает) счета Фонда и его исполнительных органов в банках, принимает решения о списании с этих счетов в централизованный резерв платежей, подлежащих обязательному отчислению, и сверхнормативных остатков; с учетом мнения правления Фонда утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Фонда, региональных центральных отраслевых отделений Фонда, сметы расходов (включая фонды оплаты труда и другие) и отчеты об их исполнении; руководит деятельностью региональных и центральных отраслевых отделений Фонда по исполнению доходной и расходной частей бюджета Фонда и обеспечивает контроль за использованием средств государственного социального страхования; определяет порядок работы подведомственных санаторно-курортных учреждений; рассматривает итоги исполнения бюджета Фонда и принимает меры по улучшению этой работы, утверждает годовые отчеты о деятельности региональных и центральных отраслевых отделений Фонда; принимает необходимые меры по результатам ревизий и проверок по расходованию средств Фонда его органами и подведомственными санаторно-курортными учреждениями; издает в пределах своей компетенции приказы, положения, инструкции и другие документы, обязательные для исполнения всеми работниками Фонда; рассматривает разногласия по вопросам формирования бюджета Фонда, штатов и смет между органами Фонда; представляет интересы Фонда во всех организациях, без доверенности действует от имени Фонда, в установленном порядке распоряжается средствами и имуществом Фонда, заключает договоры; осуществляет в соответствии с законодательством прием на работу и увольнение работников центрального аппарата Фонда, а также назначение на должность и освобождение от должности управляющих, заместителей управляющих региональных и центральных отраслевых отделений Фонда с учетом мнения соответственно глав исполнительной власти субъектов Федерации и общероссийских отраслевых профессиональных союзов; делегирует отдельные свои права и полномочия подчиненным ему должностным лицам; утверждает инструкцию о порядке приобретения, выдачи и учета страхователями путевок на санаторно-курортное лечение и отдых за счет средств социального страхования; ежегодно утверждает норматив расходов на санаторно-курортное обслуживание работников и их детей.

Правление Фонда  является коллегиальным органом. Заседания  правления проводятся по мере необходимости. Председатель Фонда является председателем  правления Фонда. Решения правления  Фонда оформляются Постановлениями  или Приказами председателя Фонда.

Правление Фонда  рассматривает вопросы входящие в его компетенцию, в том числе: о задачах Фонда и совершенствовании  государственного социального страхования; о формировании и использовании  резервных средств; проекты размера  тарифа страховых взносов; проект бюджета  Фонда и его исполнение; об участии  в реализации проектов государственных  программ по социальному страхованию; отчеты о результатах деятельности региональных и центральных отраслевых отделений Фонда; о контрольно-ревизионной  деятельности Фонда; проекты законодательных  и других нормативных актов, правил, инструкций и положений по вопросам государственного социального страхования.

В субъектах  Федерации открыты региональные отделения Фонда.

Отделения Фонда  осуществляют оперативное управление средствами социального страхования. Непосредственным распорядителем средств  является управляющий отделением. Деятельность отделений обеспечивается их аппаратом. Отделения имеют филиалы, которые  являются их обособленными структурными подразделениями.

В региональных отделениях и филиалах проводится вся  текущая работа Фонда: осуществляется сбор страховых взносов, принимается  отчетность организаций-страхователей, проводятся ревизии организаций-страхователей  по правильности начисления взносов  и выплате пособий.

Центральный аппарат Фонда имеет в своем  составе юридическое, финансовое, материально-техническое, информационное подразделения, которые  обеспечивают:

- управление  системой социального страхования;

- непосредственное  руководство территориальными отделениями;

- разработку  бюджета Фонда;

- контроль  за обеспечением доходной и  расходной частей бюджета Фонда;

- разработку  предложений по тарифам страховых  взносов;

- подготовку  нормативных материалов по вопросам  социального страхования;

- контроль  за соблюдением законодательства  в сфере социального страхования.

Бюджет Фонда  и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты  региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем  Фонда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ доходной и расходной части бюджета фонда социального страхования РФ

2.1. Анализ доходной части бюджета фонда социального страхования

В статье 1 Законопроекта на 2008 год  и на период до 2010 года приведены  прогнозируемые общие объемы доходов  бюджета ФСС, в том числе по обязательному социальному страхованию  и по обязательному социальному  страхованию от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний.

Статьей 146 Бюджетного кодекса (в редакции Федерального закона № 63-ФЗ) определены доходы, подлежащие зачислению в бюджет ФСС, в том числе налоговые  и неналоговые доходы.

В соответствии с Законопроектом прогнозируемые объемы доходов бюджета Фонда  утверждены в следующих объемах:

- на 2008 год - 305665591,3 тыс. рублей, в  том числе прогнозируемые доходы: на обязательное социальное страхование  - 217410310,7 тыс. рублей (71,1 % от общего  объема доходов ФСС), на обязательное  социальное страхование от несчастных  случаев на производстве и  профессиональных заболеваний - 44443981,6 тыс. рублей (14,5 %), на выполнение  государственных функций (межбюджетные  трансферты) - 43811299,0 тыс. рублей (14,4 %);

- на 2009 год - 346470113,2 тыс. рублей, в  том числе: 250709622,0 тыс. рублей (72,4 %), 51240155,0 тыс. рублей (14,8 %) и 44520336,2 тыс. рублей (12,8 %);

- на 2010 год - 389962820,5 тыс. рублей, в  том числе: 288449082,9 тыс. рублей (74,0 %), 55823102,8 тыс. рублей (14,3 %) и 45690634,8 тыс. рублей (11,7 %), соответственно.

В пояснительной записке к Законопроекту  отражены некоторые поступления  в доходы бюджета Фонда.

Так, в 2008 году поступления ЕСН составят 207562836,3 тыс. рублей (на 29,0 % больше, чем  предусматривается в 2007 году), в 2009 году - 238713519,4 тыс. рублей, в 2010 году - 268816946,9 тыс. рублей.

Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний предполагается получить в доходы бюджета ФСС в 2008 году в сумме 44119043,4 тыс. рублей (101,7 % к уровню 2007 года), в 2009 году - 50933935,8 тыс. рублей, в 2010 году - 55530848,6 тыс. рублей.

Поступление налогов на совокупный доход (доход от налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые  режимы) в бюджет ФСС предполагается получить в 2008-2010 годах, соответственно, в суммах 8678768,6 тыс. рублей (на 23,1 % больше, чем предусматривается в 2007 году), 10287627,8 тыс. рублей и 12203894,7 тыс. рублей.

В соответствии с приложениями 5 и 6 к Законопроекту, в которых определены объемы межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета и бюджета  ФОМС, в доходы бюджета ФСС на 2008, 2009 и 2010 год предусматривается  получить средства, в том числе:

из федерального бюджета на выполнение государственных функций (без учета  средств на покрытие дефицита), соответственно, в суммах 27211299,0 тыс. рублей, 27520336,2 тыс. рублей и 28690634,8 тыс. рублей (без учета  средств по санаторно-курортному лечению  отдельных категорий граждан, включая  проезд к месту лечения и обратно), из них на:

- выплату пособий гражданам,  подвергшимся воздействию радиации  вследствие радиационных аварий  и ядерных испытаний, в суммах 35200,0 тыс. рублей, 40000,0 тыс. рублей  и 42600,0 тыс. рублей;

- обеспечение инвалидов техническими  средствами реабилитации, включая  изготовление и ремонт протезно-ортопедических  изделий, в суммах 8989699,0 тыс. рублей, 9680090,0 тыс. рублей и 10387050,0 тыс.  рублей;

- выплату пособий по уходу  за ребенком гражданам, подвергшимся  воздействию радиационных аварий, в суммах 948000,0 тыс. рублей, 1004970,0 тыс.  рублей и 1091800,0 тыс. рублей;

- выплату пособий по уходу  за ребенком до достижения  им возраста полутора лет гражданам,  не подлежащим обязательному  социальному страхованию, в суммах 17238400,0 тыс. рублей, 16795276,2 тыс. рублей  и 17169184,8 тыс. рублей, соответственно;

из бюджета ФОМС:

- на оплату медицинской помощи  женщинам в период беременности  и родов и в послеродовом  периоде, а также диспансерного  наблюдения ребенка в течение  первого года жизни, соответственно, в суммах 16600000,0 тыс. рублей, 17000000,0 тыс. рублей и 17000000,0 тыс. рублей.

Кроме этого, предусматриваются средства федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета Фонда в сумме 561430,0 тыс. рублей в 2009 году и 6290677,5 тыс. рублей в 2010 году.

2.2. Структура расходов Фонда и анализ ее изменения

Расходы бюджета  Фонда социального страхования  осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством РФ, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального  страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с  бюджетами указанных фондов, утвержденными  федеральными законами субъектов РФ.

Структура расходов ФСС сформирована из трех разделов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации: «Общегосударственные вопросы», «Образование», «Социальная  политика».

Расходы Фонда  предусмотрены – в 2008 году в сумме 375,5 млрд. рублей, или 122,6% к уровню 2007 года, в 2009 году – 356,1 млрд. рублей, или 94,8% к уровню 2008 года, в 2010 году в сумме 389,5 млрд. рублей или 109,4% к уровню 2009 года, включая расходы по следующим  видам: на обязательное социальное страхование  – в 2008 году в сумме 264,8 млрд. рублей, или 130,6% к уровню 2007 года, в 2009 году - 259,6 млрд. рублей, или 98% к уровню 2008 года, в 2010 году - 288,4 млрд. рублей, или 111,1% к  уровню 2009 года; на обязательное социальное страхование от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний – в 2008 году в сумме 49,9 млрд. рублей, в 2009 году – 51,9 млрд. рублей, или 104% к уровню 2008 года, в 2010 году – 55,3 млрд. рублей, или 106,6% к уровню 2009 года.

В проекте  бюджета Фонда предусмотрено  увеличение максимального размера  пособия по временной нетрудоспособности в 2008 году с 16125 рублей до 17250 рублей с  учетом индексации на уровень инфляции (107,0%). Следует отметить, что в 2009 и 2010 годах такая индексация не предусматривается. Увеличивается максимальный размер пособия по беременности и родам  с 16125 рублей до 23400 рублей, исходя из максимального дохода в расчете на месяц, с которого начисляется единый социальный налог по максимальной ставке.

Информация о работе Фонд социального страхования : специфика современного этапа