Фонд социального страхования : специфика современного этапа

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 12:22, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является полный анализ расходной части бюджета Фонда социального страхования. Для достижения данной цели необходимо будет решение следующих задач:
- определить сущность Фонда, его цели, задачи и структуру;
- проследить становление Фонда и особенности его функционирования
- также необходимо будет качественно изучить структуру расходов Фонда, проанализировать ее изменения (в разрезе 2007-2010 гг., 2009 и 2010 гг. – возьмем из планового бюджета);

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3
Глава 1. Сущность Фонда социального страхования……………………………….4
1.1. Становление и особенности функционирования Фонда социального страхования на примере РФ…………………………………………………………..4
1.2. Формирование, цели, задачи и структура Фонда социального страхования РФ………………………………………………………………………………………5
1.3. Управление Фондом социального страхования РФ………………………...10
Глава 2. Анализ доходной и расходной части бюджета фонда социального страхования РФ………………………………………………………………………14
2.1. Анализ доходной части бюджета фонда социального страхования ………14
2.2. Структура расходов Фонда и анализ ее изменения…………………………16
2.3. Анализ бюджетных показателей расходной части бюджета фонда социального страхования……………………………………………………………18
Глава 3. Перспективы развития социального страхования………………………..27
3.1 Актуальные проблемы социального страхования……………………………27
3.2. Пути повышения эффективности системы социального страхования……28
3.3. Прогноз развития социального страхования в ближайшие годы………….30
Заключение…………………………………………………………………………....32
Список литературы…………………………………………………………………...35

Работа содержит 1 файл

Курсовая1.docx

— 63.37 Кб (Скачать)

Предусматривается увеличение максимальной суммы, из которой  исчисляется размер единовременной страховой выплаты по обязательному  социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в первом полугодии 2008 года - 50900 рублей, во втором полугодии 2008 года - 51800 рублей, в 2009 году – 53500 рублей, в 2010 году - 56700 рублей, тогда как в 2007 году эта сумма составляла 46900 рублей. При этом максимальный размер ежемесячной страховой выплаты  в связи с несчастным случаем  на производстве и профессиональным заболеванием проиндексирован на уровень  инфляции и определен на первое полугодие 2008 года 39100 рублей, на второе полугодие 39840 рублей, в 2009 году – 41000 рублей и  в 2010 году – 43500 рублей, тогда как  в 2007 году он составлял 36000 рублей.

Размер единовременного  пособия при рождении ребенка  предусмотрен из расчета 8000 рублей, при  этом индексация не предусмотрена. Для  застрахованных работников размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет  составляет 40% их среднего заработка. При  этом минимальный размер пособия  устанавливается не ниже размера, установленного для неработающих (1500 рублей на первого  ребенка, 3000 рублей на второго и последующих  детей), максимальный размер не должен превышать 6000 рублей. Проект бюджета  Фонда на 2008 год определяет прогнозируемый дефицит бюджета в сумме 16,4 млрд. рублей, что свидетельствует о  финансовой неустойчивости Фонда и  является аргументом необходимости  реформирования всей системы обязательного  социального страхования.

Закон содержит новые нормы по стоимости пребывания одного ребенка в сутки в детских  санаториях и санаторных оздоровительных  лагерях круглогодичного действия, расположенных на территории РФ.

Оплата стоимости  путевок продолжительностью пребывания 21-24 дня для детей застрахованных граждан предусмотрена из расчета: в 2008 году – до 535 рублей на одного ребенка  в сутки, в 2009 г. – до 570 рублей и  в 2010 г. – до 640 рублей. В 2007 году этот показатель составлял 500 рублей в сутки на одного ребенка. В отличие от ранее действующих норм, не предусмотрена оплата проезда к месту лечения и обратно при направлении в санаторно-курортные учреждения по путевкам, выданным гражданам в санатории системы Росздрава.

В расходы  ФСС по социальному страхованию  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний  в 2008 -2009 гг. включен вид расходов на разработку и обеспечение реализации системы мероприятий по снижению профессионального риска застрахованного  по обязательному социальному страхованию  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний  и оптимизации страховых тарифов. В 2008 году данный вид расходов составляет 532710,2 тыс. руб., а в 2009 году – 567336,4 тыс. руб. Согласно статье 17 Закона на 2008 год установлен размер оплаты государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения услуг по медицинской помощи в части диспансерного (профилактического) наблюдения ребенка, поставленного в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на диспансерный учет, который с 1 января 2008 года составит 1, 0 тыс. рублей за первые шесть месяцев и 1, 0 тыс. рублей за вторые шесть месяцев диспансерного (профилактического) наблюдения за каждого ребенка с момента постановки его на диспансерный учет.

Бюджет ФСС  на 2008 год и на период до 2010 года является напряженным, впервые в Законопроекте  предусмотрено поступление средств  из федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета ФСС в 2009 и 2010 году, что свидетельствует о снижении автономности бюджета Фонда и  наличии тенденции отхода системы  социального страхования от страховых  принципов.

2.3. Анализ бюджетных показателей расходной части бюджета Фонда социального страхования

В таблицах 2.1. и 2.2. представлен горизонтальный и вертикальный анализ бюджетных  показателей расходной части  Фонда социального страхования.

     

 

 

 

 Таблица 2.1. Горизонтальный анализ бюджетных показателей расходной части ФСС на 2008 год и на период до 2010 года

Статьи расходов

Сумма расходов на 2008 г.,

тыс. руб.

Сумма расходов на 2009 г., тыс. руб.

Темп рос

та, %

Сумма расходов на 2010 г., тыс. руб.

Темп роста, %

    1) Общегосударственные вопросы

3427,8

3164,4

92,3

3218,4

101,7

Международные отношения и международное  сотрудничество

3427,8

3164,4

92,3

3218,4

101,7

   2) Образование

17123502

17120286

99,9

18147507,1

106

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации

578307,1

615897

106

652850,9

106

Учебные заведения и курсы по переподготовке кадров

42465,9

45226,1

106

47939,7

106

Молодежная политика и оздоровление детей

1654516

16504391

99,8

17494656,2

106

   3) Социальная политика

358421499

338943928

95

371312882

109

Социальное обеспечение населения

356928881

337356401

95

370236459

109

Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации

8989699

9680090

108

10387050

107

Выплата пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет  гражданам, не подлежащим обязательному  соц. страхованию

34351125,6

16795276

49

17169184,8

102

Пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, подлежащим обязательному соц. страхованию

45220082,2

52220719

115

59032339,6

113

Пособия при рождении ребенка

14723016

13772000

87

14062400

102

Пособия при временной нетрудоспособности по обязательному соц. страхованию

134059547

128267460

95,7

143236160

111,7

Пособия по беременности и родам

39697020

33901200

85,4

38798085

114,4

Оплата мед. помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде

16600000

17000000

102

17000000

100

Пособия по временной нетрудоспособности по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

2395877,4

1768181,8

74

1801006,2

102

Оплата путевок на санаторно-курортное  лечение работников

4383536,5

4189187,7

96

4440538,9

106

Другие вопросы в области  соц. политики

1411508,2

1501145,4

106

984857,4

66

Итого расходов

375548429

356067380

94,8

389463607,5

109,4


 

Таблица 2.2. Вертикальный анализ бюджетных  показателей расходной части  ФСС на 2008 год и на период до 2010 года

Статьи расходов

Сумма расходов на 2008 г., тыс. руб.

Уд.

вес, %

Сумма расходов на 2009 г., тыс. руб.

Уд.

вес, %

Сумма расходов на 2010 г., тыс. руб.

Уд.

вес, %

1

2

3

4

5

6

7

  1. Общегосударственные вопросы

3427,8

0,001

3164,4

0,001

3218,4

0,001

Международные отношения и международное  сотрудничество

3427,8

0,001

3164,4

0,001

3218,4

0,001

   2) Образование

17123502

4,56

17120287,5

4,8

18147507,1

4,67

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации

578307,1

0,15

615897

0,17

652850,9

0,17

Учебные заведения и курсы по переподготовке кадров

42465,9

0,01

45226,1

0,01

47939,7

0,01

Молодежная политика и оздоровление детей

16545195

4,4

16504390,5

4,64

17494656,2

4,49

   3) Социальная политика

358421499

95,44

338943928,1

95,19

371312882

95,34

Социальное обеспечение населения

356928881

95,04

337356400,7

94,75

370236459,6

95,06

Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации

8989699

2,39

9680090

2,72

10387050

2,67

Выплата пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет  гражданам, не подлежащим обязательному  соц. страхованию

34351125,6

9,15

16795276,2

4,72

17169184,8

4,41

Пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, подлежащим обязательному соц. страхованию

45220082

12,04

52220719,8

14,67

59032339,6

15,16

Пособия при рождении ребенка

14723016

3,92

13772000

3,87

14062400

3,61

Пособия при временной нетрудоспособности по обязательному соц. страхованию

134059547

35,7

128267460

36

143236160

36,78

Пособия по беременности и родам

39697020

10,57

33901200

9,52

38798085

9,96

Оплата мед. помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде

16600000

4,42

17000000

4,77

17000000

4,36

Пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

2395877,4

0,64

1768181,8

0,5

1801006,2

0,46

Оплата путевок на санаторно-курортное  лечение работников

4383536,5

1,17

4189187,7

1,18

4440538,9

1,14

Другие вопросы в области  соц. политики

1411508,2

0,38

1501145,4

0,42

984857,4

0,25

Итого расходов

375548429

100

356067380

100

389463607,5

100


 

Общая сумма  расходов на 2008 год Законопроектом предусмотрена в объеме 375548428,8 тыс. рублей (122,6 % к уровню 2007 года), из них: на обязательное социальное страхование  предусмотрено 264771853 тыс. рублей (130,6 %), на обязательное социальное страхование  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний  – 49852551,2 тыс. рублей (115,7 %).

На 2009 год  расходы Фонда предусмотрены  в сумме 356067380,0 тыс. рублей (94,8 % к  уровню 2008 года), из них: на обязательное социальное страхование - 259639308,6 тыс. рублей (111,8 %), на обязательное социальное страхование  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 51907735,2 тыс. рублей (108,5 процента).

На 2010 год  расходы Фонда предусмотрены  в сумме 389463607,5 тыс. рублей (109,4% к  уровню 2009 года), из них: на обязательное социальное страхование - 288449082,9 тыс. рублей (111,1%), на обязательное социальное страхование  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 55323889,8 тыс. рублей (106,6%).

Структура расходов Фонда на 2008-2010 годы сгруппирована  по разделам классификации расходов бюджетов:

- по разделу  «Общегосударственные вопросы» расходы ФСС составляют на 2008 год 3427,8 тыс. рублей, на 2009 год - 3164,4 тыс. рублей, на 2010 год - 3218,4 тыс. рублей;

- по разделу  «Образование» - на 2008 год - 17123502 тыс. рублей, на 2009 год - 17120287,5 тыс. рублей, на 2010 год - 18147507,1 тыс. рублей;

- по разделу  «Социальная политика» - на 2008 год - 358421499 тыс. рублей, на 2009 год - 338943928,1 тыс. рублей, на 2010 год - 371312882,0 тыс. рублей.

По разделу  «Образование» предусмотрены расходы ФСС на переподготовку и повышение квалификации кадров, и оздоровление детей.

В соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного  социального страхования» предусматриваются  расходы ФСС на оздоровление детей  застрахованных граждан в 2008 году в  сумме 16545194,9 тыс. рублей, или 110,5% к уровню 2007 года, в 2009 году - 16504390,5 тыс. рублей, или 99,8% к уровню 2008 года и в 2010 году - 17494656,2 тыс. рублей, или 106% к уровню 2009 года. В 2008-2010 годах предполагается ежегодное оздоровление 4442 тыс. детей в оздоровительных лагерях различного типа (в 2007 году предполагается оздоровить 4593,9 тыс. детей).

Следует отметить, что Законопроектом не предусматривается  на 2008-2010 годы положение о дополнительном финансировании расходов на оздоровление детей в случае получения дополнительных доходов, которое допускалось пунктом 4 статьи 11 Федерального закона «О бюджете  Фонда социального страхования  Российской Федерации на 2007 год».

Основным  видом расходов ФСС в 2008-2010 годах  остаются расходы на выплату пособий  по социальному страхованию.

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями  по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» Законопроектом предусмотрены выплаты  пособий по временной нетрудоспособности в 2008 году в размере 134059547 тыс. рублей (129,8% к уровню 2007 года), в 2009 году - 128267460,0 тыс. рублей (95,7% к уровню 2008 года) и  в 2010 году - 143236160,0 тыс. рублей (111,7% к  уровню 2009 года).

Расходы ФСС  на выплату пособий по беременности и родам предусмотрены Законопроектом в 2008 году в сумме 39697020 тыс. рублей (145,5% к уровню предыдущего года), в 2009 году - 33901200,0 тыс. рублей (85,4%), в 2010 году - 38798085,0 тыс. рублей (114,4%). При расчете  расходов на выплату пособий по беременности и родам учитывался прогнозируемый рост рождаемости в 2008 году на 2,4%, в 2009 году - на 2,3%, в 2010 году - на 2,1 процента.

Расходы Фонда  на выплату пособий при рождении ребенка, пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, единовременных пособий женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях  в ранние сроки беременности, предусмотрены  в размерах в соответствии с действующими законодательными нормами без индексации, но с учетом прогнозируемого роста  рождаемости.

В соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социальные пособия  на погребение предполагается за счет средств Фонда в 2008-2010 годах ежегодно тратить 126500,0 тыс. рублей.

Следует отметить, что размер социального пособия  на погребение в сумме 1,0 тыс. рублей не индексировался с 2000 года.

В соответствии с Направлениями, основными мероприятиями  и параметрами приоритетного  национального проекта «Здоровье», утвержденными президиумом Совета при Президенте Российской Федерации  по реализации приоритетных национальных проектов (протокол от 21 декабря 2005 года № 2), на Фонд возложена обязанность  по финансированию проведения страхователями углубленных медицинских осмотров работников, занятых на работах с  вредными и (или) опасными производственными  факторами, на 2008-2010 годы по 2000000,0 тыс. рублей ежегодно (в 2006 году данные расходы  составили 1916554975,4 тыс. рублей, на 2007 год  они запланированы в сумме 2000000,0 тыс. рублей). Расчеты производились  исходя из затрат (без индексации) на одного работника в сумме 580,0 рубля  и количества работников - 3448276 человек.

Итак, проанализировав  расходную часть Фонда, можно  сделать следующие выводы и сформулировать следующие недостатки:

1) До настоящего  времени нормативно не урегулирован  вопрос перехода к Российской  Федерации обязательств по возмещению  вреда гражданам вне рамок  обязательного социального страхования  от несчастных случаев на производстве  и профессиональных заболеваний  в случае ликвидации причинителя  вреда.

2) В расходы  ФСС по социальному страхованию  от несчастных случаев на производстве  и профессиональных заболеваний  в 2008 -2009 годах включен вид расходов  на разработку и обеспечение  реализации системы мероприятий  по снижению профессионального  риска застрахованного по обязательному  социальному страхованию от несчастных  случаев на производстве и  профессиональных заболеваний и  оптимизации страховых тарифов.  Однако включение этого вида  расходов в расходы ФСС по  социальному страхованию от несчастных  случаев на производстве и  профессиональных заболеваний не  увязано с Федеральным законом № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Информация о работе Фонд социального страхования : специфика современного этапа