Формы и методы налогового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 10:20, курсовая работа

Описание работы

целью данной курсовой работы является раскрытие самого понятия и содержания налогового контроля и способов его реализации на практике: формы и методы налогового контроля.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

Определение понятие налогового контроля и его классификация по различным основаниям;
Проведение подробного анализа основных начал – принципов осуществления налогового контроля;
Определение и перечисление форм налогового контроля, подробная характеристика основной формы – налоговой проверки: выездной и камеральной;
Определение методов налогового контроля, разбор каждого из методов в отдельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. Понятие и сущность налогового контроля

1.1 Понятие и виды налогового контроля

1.2 Принципы налогового контроля

2. Теоретические основы осуществления налогового контроля

2.1 Форма налогового контроля

2.2 Методы налогового контроля

Заключение

Список литературы и использованных источников

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 198.00 Кб (Скачать)

     2) По характеру контрольных мероприятий  налоговый контроль можно разделить  на плановый и внезапный.

     В первом случае контроль подчинен определенному  планированию, а во втором – осуществляется в случае внезапно возникшей необходимости. Налоговое законодательство не ограничивает налоговые органы в части осуществления внезапного налогового контроля. Однако преобладающим следует признать плановый контроль.

     3) Исходя из метода проверки  документов налоговый контроль подразделяется на сплошной и выборочный.

     Сплошная  проверка основывается на проверке всех документов и записей в регистрах бухгалтерского учета, тогда, когда выборочная проверка предусматривает проверку части первичных документов в каждом месяце проверяемого периода или за несколько месяцев. В случае, если выборочной проверкой устанавливаются серьезные нарушения налогового законодательства или злоупотребления, то проверяющим предписывается на данном участке деятельности предприятия провести сплошную проверку

     4) По месту проведения налоговая  проверка делится на камеральную и выездную.

     Отличие этих форм заключается в месте  проведения проверок, так, согласно ст. 88 и по смыслу ст. 89 НК Российской Федерации  камеральными именуются проверки, проводимые по месту нахождения налогового органа, а выездными – проверки с выездом к месту нахождения налогоплательщика.

     Однако, камеральная и выездная проверка относятся к формам налогового контроля, чему в данной работе будет посвящена  отдельная глава, где они и будут разобраны более подробно.

     5) Налоговый контроль можно классификация  в зависимости от субъектов  налогового контроля на:

  • контроль налоговых органов: Государственная налоговая служба Российской Федерации, государственные налоговые инспекции по субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям;
  • контроль таможенных органов: Государственный таможенный комитет Российской Федерации и иные таможенные органы Российской Федерации;
  • контроль органов государственных внебюджетных фондов;
  • контроль финансовых органов;
  • контроль федеральных органов налоговой полиции: Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации, органы федеральной службы налоговой полиции по субъектам Российской Федерации и местные органы налоговой полиции;
  • контроль иных контролирующих и правоохранительных органов.

     6) По периодичности проведения  налогового контроля различаются  первоначальный и повторный.

     Первоначальными контрольные мероприятия признаются проводимые в отношении какого-либо налогоплательщика впервые за год. Повторность же возникает в том случае, когда в течение календарного года осуществляется две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за один и тот же период.

    Принципы  налогового контроля

     Принципы  налогового контроля – «закрепленные  в налоговом законодательстве руководящие  начала и идеи, выражающие сущность налогового контроля и определяющие организацию и эффективное осуществление  налогового контроля, которыми должны руководствоваться субъекты налогового контроля при осуществлении ими контрольных мероприятий в сфере налогообложения»19.

     1. Принцип законности

     Принцип законности «означает, во-первых, необходимость строгого соблюдения требований предписаний законодательных актов и основанных на них предписаний иных правовых актов всеми участниками отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности»20, а, во-вторых, «устанавливается запрет произвола, «самовольное» принятие решений, без учета критериев и общепринятых представлений о справедливости»21.

     В рамках налогового контроля принцип  законности проявляется, в том, что, согласно ст. 1 Налогового Кодекса РФ, полномочия налоговых и таможенных органов, а также формы и методы налогового контроля, его регулирование  устанавливаются исключительно Налоговым кодексом РФ.

       Кроме того, согласно ст. 32 на налоговые  органы возлагается обязанность  осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства и принятых в соответствии с ним нормативных актов.

     2. Принцип юридического равенства.

     Данный  принцип закрепляется в Конституции РФ в ст. 19 и заключается в том, что все равны перед законом и судом и недопустимо какое-либо ограничение в правах по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

     «Данный принцип закрепляется и в Налоговом Кодексе РФ в ст. 3, которая также не допускает какую-либо дискриминацию в налоговой сфере по социальным, расовым, национальными иным критериям и и говорит о формально – юридическом равенстве налогоплательщиков перед законом и судом, о равенстве их правовых статусов»22, что означает запрет на установление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (за исключением таможенных пошлин), а также в зависимости от того, кто является налогоплательщиком или покупателем товаров, работ или услуг (ст. 353 НК РФ).

     В рамках налогового контроля необходимо сказать, что по принципу юридического равенства также ни одна организация  не может быть освобождена налоговыми органами от проведения в отношении нее мероприятий налогового контроля и предполагает единство форм, методов проведения налогового контроля, применяемых на всей территории России.

     3. Принцип соблюдения прав человека и гражданина.

     Конституция РФ провозгласила, что человек, его  права и свободы являются высшей ценностью и должны соблюдаться  всеми государственными органами и  организациями (ст. 2).

     Данный  принцип хорошо проявляется через  «призму» права на судебную защиту, так как «право на правосудие – есть основная гарантия, предоставляемая гражданину для реализации свобод и всего того, что связано с этой реализацией (а именно: защиты личности, имущественных прав, законных интересов и др.)»23,в случае нарушения его прав и свобод государственными органами, органами местного самоуправления, учреждениями, предприятиями, общественными объединениями или должностными лицами, государственными служащими.

     Данный  принцип универсален, является основным для всех отраслей Российской Права, поэтому, применительно к Налоговому контролю также необходимо говорить о приоритете прав и свобод человека в деятельности налоговых органов, организаций. Также в рамках принципа соблюдения прав человека и гражданин можно говорить о таком принципе налогового контроля, как принцип защиты прав налогоплательщика, который гарантируется на любом этапе проведении мероприятий налогового контроля. Контролируемые субъекты могут обжаловать действия и акты налоговых органов на любой стадии осуществления контрольной деятельности.

     4. Принцип гласности.

     Принцип гласности означает открытую и доступную  для всех организаций и граждан  деятельность государственных органов, а также возможность получения информации.

     В сфере налогового контроля принцип  гласности реализуется, в частности, при официальном опубликовании сведений о действующих на территории России налогах и сборах (ст. 16 НК РФ) и при исполнении налоговыми органами своих обязанностей по информированию налогоплательщиков о действиях налоговых органов, по даче разъяснений о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов (ст. 32 НК РФ).

     Противоположным принципу гласности можно соотнести  Принцип соблюдения налоговой тайны.

     5. Принцип соблюдения  налоговой тайны

     Данный  принцип соответствует требованиям  соблюдения специального режима доступа к сведениям о налогоплательщике, полученным должностными лицами уполномоченных контрольных органов. Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, определенных в ст. 102 НК РФ. Налоговая тайна не подлежит разглашению должностными лицами уполномоченных органов, привлекаемыми специалистами, экспертами, переводчиками за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом

     Устанавливается запрет разглашения следующих «видов, (разновидностей) тайн: государственную, служебную, коммерческую, банковскую, нотариальную, аудиторскую, адвокатскую, налоговую тайну и тайну страхования»24.

     5. Принцип ответственности.

     Заключается в том, что «к лицу, совершившему правонарушение, применяются меры налоговой, административной и иной ответственности, наступающей за нарушение правил поведения в сфере налоговых отношений»25. Естественно, что данный принцип является основополагающим для института ответственности за совершение налоговых правонарушений.

     Все виды налоговых правонарушений и  меры ответственности за их совершение установлены в гл. 16 Налогового Кодекса  РФ, также в КоАП РФ.

     Наряду  с данным принципом необходимо отметить и принцип презумпции невиновности налогоплательщика

     6. Принцип презумпции невиновности налогоплательщика

     «Принцип  презумпции невиновности налогоплательщика  – новелла российского налогового законодательства.

     Во-первых, каждый налогоплательщик считается  невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда.

     Во-вторых, обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности налогоплательщика, возлагается на налоговые органы.

     В-третьих, все неустранимые сомнения в виновности налогоплательщика толкуются в  его пользу»26.

     7. Принцип независимости.

     В настоящее время налоговые органы РФ представляют собой организованную государством единую централизованную систему контрольных органов, объединенную в самостоятельное федеральное министерство, призванную реализовывать интересы государства в сфере налогообложения и независимую от каких-либо организаций или физических лиц.

     Органы, осуществляющие налоговый контроль, приведены в ст. 38

     Налогового  Кодекса Российской Федерации, это:

  • налоговые органы: Государственная налоговая служба Российской Федерации, государственные налоговые инспекции по субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям;
  • таможенные органы: Государственный таможенный комитет Российской Федерации и иные таможенные органы Российской Федерации;
  • органы государственных внебюджетных фондов;
  • финансовые органы;
  • федеральных органы налоговой полиции: Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации, органы федеральной службы налоговой полиции по субъектам Российской Федерации и местные органы налоговой полиции;
  • иные контролирующие и правоохранительные органы.

     Все вышеуказанные органы, осуществляющие налоговый контроль, исполняют возложенные на них задачи во взаимодействии между собой и с другими государственными органами.

     8. Принцип планомерности.

     Под принципом планомерности подразумевает, что любая контрольная деятельность, для которой характерно ее постадийное  осуществление, всегда должна быть тщательно подготовлена, а конкретные действия по проведению контроля должны быть соотнесены с временными рамками их осуществления.

     Данный  принцип призван обеспечивать более  эффективное выполнение разработки на основе постепенного наращивания  функциональных возможностей контроля, что позволит своевременно корректировать разработку и на каждом последующем этапе оценивать целесообразность использования решений, принятых на изначальном этапе.

     9. Принцип объективности и достоверности.

     Данный  принцип обеспечивает обоснованность и достоверность аналитических оценок для целенаправленного контроля, а также снижения степени субъективности при принятии решений налоговым инспектором.

Информация о работе Формы и методы налогового контроля